поиск значения факта, исходя из его отношения к общественному целому [Капитонов Э.А. Социология XX века: Учебное пособие по дисциплине «Социология» для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим специальностям и направлениям. -М.: Гардарики, 2005. - С. 474].
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Источник: Сводный словарь по политологии
Функционализм
теория, по которой правительство должно прежде всего и главным образом реагировать на практические нужды общества; предполагает последовательную региональную интеграцию по отдельным областям и такими темпами, которые определялись бы самими государствами — участниками интеграционного процесса.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
(functionalism) Доктрина, утверждающая, что общества или общественные системы имеют "потребности", что мы можем представить институты и практическую деятельность через "функции", которые они осуществляют в интересах продолжения существования целого. Функциональный метод анализа превалирует во всех традиционных разновидностях общественной науки, и единой школы современного функционализма не существует. Вместе с тем характерной чертой анализов функционирования является поиск аналогий в биологических организмах и социальных системах, взгляд на общество как на нечто целое, созданное из составных частей, взаимосвязь которых обеспечивает поддержание его жизни, а также сосредоточение внимания на проблеме порядка с вычленением сил, обеспечивающих обществу сплоченность, целостность и устойчивое равновесие. Истоки современного функционализма восходят к Конту (Comte), полагавшему, что все институты, верования и моральные устои общества связаны в нечто целое, в результате чего метод изучения любого из них состоит в выявлении закона, объясняющего сосуществование всех феноменов. Основываясь на работах Дюркгейма (Durkheim), этот подход развил и применил на практике социальный антрополог Бронислав Малиновский, первым употребивший этот термин после проведения этнографических исследований среди австралийских аборигенов, а позднее – среди обитателей островов Тробриан. Малиновский пытался объяснить существование институтов и практики через потребности или функциональную необходимость, которые следует удовлетворить ради самоподдержания общества (религиозные ритуалы являются функциональными в том, что касается социальной адаптации). Антрополог Рэдклифф-Браун развил этот подход, назвав его структурным функционализмом (structural functionalism). Нормативные функционалисты, находящиеся под сильным влиянием американского социолога Талкотта Парсонса, считая, что в каждом обществе существует некая центральная система ценностей, делают особый упор на важность политической социализации (political socialization), приучающей людей к нормативным ожиданиям и регулирующей потенциальные конфликты из-за нехватки ресурсов. Этому взгляду придается особо важное значение в американской политологии, что позволяет теоретикам постулировать целый ряд системных функций (социализация, формирование политических группировок, политическая коммуникация), благодаря которым политические системы самоподдерживаются и приспосабливаются к переменам. Общий функционализм (проводящий различие между "латентными" и "очевидными" функциями) и общая теория систем (с ее кибернетическим анализом положительных и отрицательных петель обратной связи) являются новейшими попытками развития познавательной глубины функционализма, отвергая одновременно как "сверхсоциализированную концепцию человека", характерную для нормативного функционализма, так и телеологию – этот непременный атрибут ранних функционалистских интерпретаций. Целый ряд возражений по поводу функционалистских подходов возникает в социальной науке. Наиболее решительными представляются утверждения о том, что все выводы функционалистов построены на телеологических представлениях. Объяснять явление телеологически – значит объяснять его возникновение тем, что оно способствует достижению конечной цели или конечного состояния и что этой цели стремится достичь (или сохранить достигнутое) система, в которой данное явление возникает. Объяснять одно событие благоприятными последствиями для другого –значит относиться к следствию как к причине. Утверждать, что государство существует для того, чтобы обслуживать определенные функции, обеспечивающие существование капитализма, – значит использовать следствие для объяснения причины. Такой подход не только противоречит общепринятой логике, он антиисторичен. И еще одно: объяснения функционалистов критикуют за то, что им не хватает надлежащих оценок действий человека (см. структурация), за то, что они не способны объяснить социальные перемены, и за привнесение консервативных предубеждений в методологию, ибо каждый элемент статус-кво становится функциональным постольку, поскольку он имеется в наличии. Хотя политологи и могут воспользоваться некоторыми подходами функционалистов, исследуя взаимосвязи социальных институтов и социальной практики, методологию функционалистов все больше критикуют за то, что ее фундаментальная посылка о "потребностях общества" не может быть проиллюстрирована.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь