Фуко Мишель
1926–1984) – французский философ-структуралист, специалист в истории идей, последователь Ж.Батайя. Описал социальную историю западного общества как нескончаемую игру по перераспределению властных функций и структуры насилия.
Источник: Философия политики: словарь персоналий
ФУКО МИШЕЛЬ
1926-1984) — французский философ, социолог, политолог, историк культуры и науки, один из наиболее ярких представителей постструктурализма и постмодернизма. Автор оригинальной концепции европейской науки и культуры, базирующейся на теории «археологии знания», согласно которой каждая эпоха имеет свою историю, не обусловленную предыдущей и не определяющую последующие эпохи. В работе «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук» (1966) Фуко предлагает так называемую «археологию», предметом которой становится изучение «эпистем» представляющих собой некие «фундаментальные коды культуры», определяющие конкретные формы мышления и знания. В работе «Археологии знания» (1969) Фуко вводит понятие «дискурса» (или «дискурсивной практики» как вида речевой коммуникации), означающее совокупность определенных правил и закономерностей, позволяющих «управлять появлением высказываний как единичных событий», выделять и изучать те или иные объекты, дистанцировавшись от социальной реальности. В работе «Порядок дискурса» (1971) дискурс определяется Фуко как «насилие, совершаемое нами над вещами». В работах «Надзор и наказание» (1975) и «Воля к знаниям» (1976) применяет собственный культурологический подход к анализу власти. Вопросы этики, морали и свободы находят свое отражение в работе «История сексуальности» (19761984).
Источник: Новейший политологический словарь
ФУКО МИШЕЛЬ
(Foucault, Michel) (1926–84) Французский философ. Родился в Пуатье, окончил Высшую Педагогическую школу (Scole Nomale) и Сорбонну. В 1970 г. назначен профессором кафедры истории философских систем в Коллеж де Франс. Автор многочисленных работ, тематика которых колеблется в широком диапазоне дисциплин и касается многих вопросов как современной жизни, так и истории. Фуко не признавал существования единой унифицированной истории, чем явно отличался от таких историков, как Гегель (Hegel) и Маркс (Marx), хотя отношение к Марксу было сложное и не совсем ясное. Фуко тщательно избегал таких поясняющих терминов редукционистов, как "классовая борьба" и "разум". История для него характеризуется отсутствием закономерности, разрывами и произвольностью. Он признает способность людей объяснять некоторые события, более того, предлагает собственное объяснение фундаментальным сдвигам в том, что он называет "дискурсивными формациями" (другие назвали бы "эпохами"). Однако, давая свое объяснение, он пытается как можно дальше уйти от обобщенных пояснительных систем других историков-мыслителей. Он считает, что историки не могут делать универсальных выводов, основываясь на толковании истории. Собственные исторические исследования, по мнению Фуко, дали науке дискуры, или дискурсивные формации. Это не структуры в том смысле, в каком их понимают писатели-структуралисты, подобные Леви-Строссу или Альтюссеру (Althusser). Отвергая сугубо детерминистские структуры, Фуко создает пространство, в котором могут ставить свои спектакли политические актеры. Дискурсы, по Фуко, – это пространства, внутри которых разнообразные причины как создают, так и ограничивают самосознание человека и его поступки. Это приводит нас к концепции власти (power). Фуко полагает, что власть – это не нечто такое, что индивиды, группы или классы применяют на практике, хотя, конечно же, она может таковой быть; дискурсивные формации суть сети власти, которые всех нас опутывают. Он неоднократно повторял, что власть есть повсюду и есть все и, следовательно, "опасна". Вместе с тем власть может быть как положительной, так и отрицательной, как продуктивной, так и подавляющей. Более того, настаивает Фуко, любое проявление власти влечет за собой противодействие. Концепцию власти Фуко критиковали за расплывчатый и общий характер. Впрочем, его понимание власти и связи власти с дискурсивными формациями хорошо проиллюстрированы его собственными историческими трудами. К наиболее важным работам Фуко относятся "Madness and Civilization" ("Безумие и цивилизация", 1961), "Discipline and Punich" ("Дисциплина и наказание", 1975), а также "History of Sexuality" ("История сексуальности") – опубликовано только три тома: "An Introductions" ("Введение", 1976), "The lese of Pleasure" ("Использование удовольствия", 1984) и "The Care of the Self" ("Забота о себе", 1984).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь