ФУКО МИШЕЛЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Фуко Мишель
1926–1984) – французский философ-структуралист, специалист в истории идей, последователь Ж.Батайя. Описал социальную историю западного общества как нескончаемую игру по перераспределению властных функций и структуры насилия.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ФУКО МИШЕЛЬ

1926-1984) — французский философ, социолог, политолог, историк культуры и науки, один из наиболее ярких представителей постструктурализма и постмодернизма. Автор оригинальной концепции европейской науки и культуры, базирующейся на теории «археологии знания», согласно которой каждая эпоха имеет свою историю, не обусловленную предыдущей и не определяющую последующие эпохи. В работе «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук» (1966) Фуко предлагает так называемую «археологию», предметом которой становится изучение «эпистем» представляющих собой некие «фундаментальные коды культуры», определяющие конкретные формы мышления и знания. В работе «Археологии знания» (1969) Фуко вводит понятие «дискурса» (или «дискурсивной практики» как вида речевой коммуникации), означающее совокупность определенных правил и закономерностей, позволяющих «управлять появлением высказываний как единичных событий», выделять и изучать те или иные объекты, дистанцировавшись от социальной реальности. В работе «Порядок дискурса» (1971) дискурс определяется Фуко как «насилие, совершаемое нами над вещами». В работах «Надзор и наказание» (1975) и «Воля к знаниям» (1976) применяет собственный культурологический подход к анализу власти. Вопросы этики, морали и свободы находят свое отражение в работе «История сексуальности» (19761984).

Источник: Новейший политологический словарь

ФУКО МИШЕЛЬ
(Foucault, Michel) (1926–84) Французский философ. Родился в Пуатье, окончил Высшую Педагогическую школу (Scole Nomale) и Сорбонну. В 1970 г. назначен профессором кафедры истории философских систем в Коллеж де Франс. Автор многочисленных работ, тематика которых колеблется в широком диапазоне дисциплин и касается многих вопросов как современной жизни, так и истории. Фуко не признавал существования единой унифицированной истории, чем явно отличался от таких историков, как Гегель (Hegel) и Маркс (Marx), хотя отношение к Марксу было сложное и не совсем ясное. Фуко тщательно избегал таких поясняющих терминов редукционистов, как "классовая борьба" и "разум". История для него характеризуется отсутствием закономерности, разрывами и произвольностью. Он признает способность людей объяснять некоторые события, более того, предлагает собственное объяснение фундаментальным сдвигам в том, что он называет "дискурсивными формациями" (другие назвали бы "эпохами"). Однако, давая свое объяснение, он пытается как можно дальше уйти от обобщенных пояснительных систем других историков-мыслителей. Он считает, что историки не могут делать универсальных выводов, основываясь на толковании истории. Собственные исторические исследования, по мнению Фуко, дали науке дискуры, или дискурсивные формации. Это не структуры в том смысле, в каком их понимают писатели-структуралисты, подобные Леви-Строссу или Альтюссеру (Althusser). Отвергая сугубо детерминистские структуры, Фуко создает пространство, в котором могут ставить свои спектакли политические актеры. Дискурсы, по Фуко, – это пространства, внутри которых разнообразные причины как создают, так и ограничивают самосознание человека и его поступки. Это приводит нас к концепции власти (power). Фуко полагает, что власть – это не нечто такое, что индивиды, группы или классы применяют на практике, хотя, конечно же, она может таковой быть; дискурсивные формации суть сети власти, которые всех нас опутывают. Он неоднократно повторял, что власть есть повсюду и есть все и, следовательно, "опасна". Вместе с тем власть может быть как положительной, так и отрицательной, как продуктивной, так и подавляющей. Более того, настаивает Фуко, любое проявление власти влечет за собой противодействие. Концепцию власти Фуко критиковали за расплывчатый и общий характер. Впрочем, его понимание власти и связи власти с дискурсивными формациями хорошо проиллюстрированы его собственными историческими трудами. К наиболее важным работам Фуко относятся "Madness and Civilization" ("Безумие и цивилизация", 1961), "Discipline and Punich" ("Дисциплина и наказание", 1975), а также "History of Sexuality" ("История сексуальности") – опубликовано только три тома: "An Introductions" ("Введение", 1976), "The lese of Pleasure" ("Использование удовольствия", 1984) и "The Care of the Self" ("Забота о себе", 1984).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
341.86 кб

Мишель Фуко

Сокулер З. А.
Статья посвящена французскому философу, культурологу М. Фуко, разрабатывавшему концепцию европейской науки и культуры на основе «археологии знания», имеющей своим ядром «знание-язык». В кн.
Читать PDF
368.41 кб

Творческий путь Мишеля Фуко

Розин В.М.
Читать PDF
298.76 кб

Этические взгляды Мишеля Фуко

Горшкова Светлана Викторовна
Осуществляется попытка реконструкции этических взглядов Мишеля Фуко (1926 1924).
Читать PDF
329.20 кб

Понятие субъективации Мишеля Фуко

Голенков Сергей Иванович
Статья посвящена анализу понятия «субъективация» у Мишеля Фуко.
Читать PDF
2.74 мб

Проблема власти в работах Мишеля Фуко

Низовцев Дмитрий Борисович
Статья посвящена исследованию такого сложного социально-политического явления, как власть, в творчестве выдающегося французского ученого второй половины XX века Мишеля Фуко.
Читать PDF
931.20 кб

Новый образ историка философии: мишель Фуко

Хаблова Елизавета Сергеевна
Настоящая статья рассматривает образ Мишеля Фуко как историка философии эпохи постмодерна. Автор выделяет новый, радикальный подход философа, отказ от традиции и направленность на различные практики, дискурсы, техники.
Читать PDF
197.70 кб

Мишель Фуко: современная философия и история

Швецов В. В., Новиков М. В.
Читать PDF
520.79 кб

Проект истории как воли к знанию Мишеля Фуко

Грищук Денис Алексеевич, Русанова Евгения Николаевна
Данная работа представляет интерес для тех, кто занимается философией истории.
Читать PDF
683.55 кб

Античные штудии Мишеля Фуко: генеалогия субъекта

Мочалова Ирина Николаевна
В статье рассматривается эволюция философских воззрений французского мыслителя Мишеля Фуко (1926–1984), раскрываются причины обращения философа к греко-римской культуре, понимание французским мыслителем античной мысли и ее места в
Читать PDF
217.32 кб

Историко-педагогические воззрения Поля Мишеля Фуко

Савин Михаил Викторович
В статье рассматриваются историко-педагогические взгляды выдающегося французского философа, историка, педагога, Поля Мишеля Фуко на становление и развитие системы образования Западной цивилизации.
Читать PDF
229.36 кб

Мишель Фуко: поиск оснований государственной власти

Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю.
Читать PDF
373.58 кб

Дисциплинарная власть Мишеля Фуко и клинамен Эпикура

Ефимова Наталья Михайловна, Ненашев Михаил Иванович
Показывается, что в современном обществе в полном соответствии с учением о дисциплинарной власти Мишеля Фуко формируется безличная система властных отношений, и рассматривается вопрос о возможности перехода к состоянию, при которо
Читать PDF
413.30 кб

«Культура себя»: к генеалогии одного понятия Мишеля Фуко

Асоян Юлий Арамович
В статье рассматривается понятие «культура себя». Оно появляется в «Герменевтике субъекта» М. Фуко. «Культура себя» выступает как метакатегория «заботы о себе».
Читать PDF
124.99 кб

Парадоксальная грань секуляризма в творчестве Мишеля Фуко

Сунайт Тимур Сергеевич
Статья посвящена одной из сторон богатого интеллектуального наследия Мишеля Фуко великого французского философа второй половины XX в.
Читать PDF
496.20 кб

Мишель Фуко как основоположник современной социологии знания

Бурганова Т.А.
В статье уточняется рациональная реконструкция одного из наиболее значимых периодов развития современной социологии науки, связанного с переходом от мертоновской парадигмы к так называемой сильной программе социологии знания (Д.

Найдено книг по теме — 2