Франк, Семен Людвигович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Франк, Семен Людвигович

(1877-1950)

российский религиозный философ. В 1922 выслан за границу. От «легального марксизма» перешел к религиозной философии, разрабатывал учение «о всеединстве» в традиции апофатической теологии и христианского платонизма. Выступал против социализма как крайней степени общественного рационализма. Основные труды: «Предмет знаний» (1915), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939), «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (издан 1956).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950)
русский религиозный мыслитель, последовательный сторонник соловьевской идеи всеединства. К этой идее он приходит, преодолев "искушение" народничеством и марксизмом, ощутив, как он утверждает, несостоятельность социалистической идеи и навсегда охладев к ней.
Большой интерес вызывает предложенная С.Л. Франком в 1931 г. оригинальная типология политических идеологий, движений и партий в работе "По ту сторону "правого" и "левого". Эта типология весьма актуальна и научно плодотворна для анализа политических партий и движений современной России и может служить методологической основой для их классификации.
Основные работы Франка - "Введение в философию" (1922), "Очерк методологии общественных наук" (1922), "Духовные основы общества" (1930).

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

ФРАНК Семен Людвигович (1877- 1950)
русский религиозный мыслитель. Свои религиозно-общественные воззрения Ф. определяет как "христианский реализм", что означает для него признание божественной основы всего конкретно сущего, отличающегося несовершенством своего эмпирического состояния. Человеческое общество понимается им как надвременное, надиндивидуальное, сверхличное единство, существующее одновременно для многих лиц и не зависящее от деятельности отдельной человеческой личности. Смысл общественной жизни Ф. видел в выявлении Богом заложенного в его основу принципа любви к ближнему.
Ф. полагает, что в основе власти как социального феномена лежит свободный акт веры в годность и признанность властвующего. И объект, и субъект властных отношений выступают активными соучастниками "служения правде", которая понимается Ф. двояко: как истина и как моральное естественное право. В своей лекции "Философские основы деспотизма" он определяет деспотизм как господство человека над человеком, причем со стороны одного человека - неограниченное, произвольное господство, со стороны другого - бесправность и слепое повиновение. Он называет это понятие общесоциологической, морально-правовой и политической категорией, отражающей вполне определенное явление в различных сферах человеческой жизни - личной, семейной, гражданской, политической. Непосредственным источником деспотизма, по его мнению, является естественное неравенство людей или божественное дарование им власти. Ф. полагает, что возникновение деспотизма в политической жизни является следствием грубого морального искажения: придания какой-л. политической идее или избранному идеалу статуса непогрешимой истины и абсолютной святыни. Непременным спутником деспотизма является фанатизм.
Ф. анализирует различные виды деспотизма - античный, средневековый, демократический. Преодоление деспотизма лежит на путях изживания идеи непогрешимости, которое начинается с признания того, что "все общественно-политические, социальные принципы на свете относительны". Демократия определяется у него преимущественно отрицательно: это освобождение от опеки, уничтожение привилегий немногих на господство, отмена различия между "активными" и "пассивными" гражданами. Ф. различает демократию, основанную на свободе, называя ее наилучшей из возможных форм политического устройства, и демократию якобинскую, основанную на деспотизме, определяя ее наиболее несостоятельной формой. Он считает, что демократическая деспотия содержит в себе внутреннее противоречие двух антагонистических идей - идеи деспотизма или опеки и идеи самоопределения, и это противоречие исторически проявляется в том, что деспотизм большинства является переходной ступенью к деспотизму немногих или одного.
В работе "По ту сторону "правого" и "левого"" (1931) Ф. предложил оригинальную типологию политических идеологий, движений и партий. Эта типология весьма актуальна и научно плодотворна для анализа политических партий и движений современной России и i может служить методологической основой для их классификации.
Основные работы: "Введение в философию" (1922), "Очерк методологии общественных наук" (1922), "Духовные основы общества" (1930).

Источник: Политология: Словарь-справочник