Фокус-группа
Фокус-группа
(Focus-group, Фокус-топ) - групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме. Он направлен на определение отношения участников к поставленной проблеме, их установок в отношении проблемы, представлений о ней, ценностных ориентаций и устремлений.
Фокус-группа
(англ. focus group) — группа, в которой проводится обсуждение темы, управляемое модератором. Членов Ф.-г. стимулируют за высказывание своих взглядов по теме и реакций на взгляды других. Поисковую Ф.-г. используют на начальной стадии, чтобы выявить проблемы. Далее создаются Ф.-г. для генерации гипотез и проведения исследований. В клинической Ф.-г. исследуют подсознание заинтересованных лиц (потребителей, избирателей). Приемы ведения Ф.-г. — цепная реакция, «адвокат дьявола», ложное завершение. В первом случае модератор обеспечивает эффект цепной реакции, предлагая каждому члену Ф.-г. прокомментировать идею, высказанную ранее кем-л. в группе, или добавить что-нибудь к ней. Играя роль «адвоката дьявола», модератор высказывает крайнюю точку зрения, что провоцирует реакцию со стороны участников Ф.-г. и тем самым ускоряет теми дискуссии. При ложном завершении модератор делает вид. что прекращает заседание Ф.-г., благодарит участников за сотрудничество и предлагает сделать заключительные комментарии, которые превращаются в новую дискуссию и приводят к новым полезным результатам. При обсуждении в Ф.-г. обычно используется репетиция роли, аналогичная ролевой игре. После этого членам Ф.-г. предлагают внести радикальные изменения в свое поведение. Сравним эффективности Ф.-г. и личного интервью. Взаимодействие и давление в Ф.-г. активизирует мышление и стимулирует выдвижение новых идей. При личном интервью отсутствует соревнование опрашиваемых, что приводит к дополнительной нагрузке на интервьюера. Однако в Ф.-г. может возникнуть ролевая игра, что усложняет интерпретацию результатов. Опрашиваемые в Ф.-г. соревнуются друг с другом за право говорить, и у модератора меньше времени на получение подробностей от каждого участника. При личном интервью человек находится наедине с интервьюером и может беспрепятственно выражать свои мысли. У интервьюера больше времени, чтобы получить подробную информацию. На ответы опрашиваемого могут оказать влияние высказывания других членов Ф.-г. При личном интервью влияние со стороны среды отсутствует. Если тема достаточно деликатна, опрашиваемые в ф.-г. могут быть не готовы свободно высказываться по ней в присутствии других людей. При личном интервью опрашиваемый может высказываться более свободно, даже если ему задают «чувствительные» вопросы. Один интервьюер может легко провести несколько заседаний в разных Ф.-г. по одной теме, не уставая так, как при многих личных интервью. В Ф.-г. можно получить много информации за короткое время при относительно небольших затратах. При личном интервью требуется время и средства на ее сбор и анализ. При этом можно использовать индивидуальные стимулы, а в Ф.-г. их перечень ограничен. Трудно собрать в Ф.-г. многих занятых опрашиваемых (напр.. руководителей). При личном интервью выбрать время проще.