(ПРАВОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЮРИДИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА) — научная дисциплина, изучающая наиболее общие (философские) принципы и основания права и правовых отношений. Спор о том, отраслью или разделом какой из двух наук — философской или юридической является философия права, идет уже очень давно (изначально эти позиции связываются с двумя классическими мыслителями — Гегелем и Г. Гроцием), но неразрешенным он остается и по сей день.
Современные исследования философии права, как правило, включают в себя следующий круг проблем.
Онтологические проблемы: право как социальное явление, основные признаки права, сущность и существование права, структура права, проблема открытости и замкнутости правовых норм, естественное право как онтологическая основа правопорядка, источники права, проблема систематизации правового знания, философские проблемы генезиса права и правовых систем, происхождение и эволюция права, право и социальный порядок, основные тенденции динамики правовых систем, изменение законодательства и смена правопорядка, преемственность в правовой традиции, легитимность нового правопорядка и др.
Гносеологические проблемы: право как особый тип рациональности, соотношение правового сознания, правовой теории и правовой науки, эпистема и докса в праве, логико-языковая, социологическая и психологическая плоскости правового исследования, правовая идея как основа правового мышления, правовая логика и логическая структура основных правовых понятий, философское конструирование правовой догматики, юридическая герменевтика: интерпретация конкретных норм и конкретного правопорядка и др.
Аксиологические проблемы: проблема ценности в праве и ценности права, право и мораль, ценности и антиценности как предмет права, возможности нейтрального подхода к правовой практике, цель и интересы в праве, «смысл» и «цель» права как внеправовая ценность (справедливость, общее благо), целесообразность и справедливость, свобода как ценность, проблема доверия в праве, ценностный плюрализм и право, общечеловеческие и национальные аспекты в современных системах права, проблема общечеловеческих ценностей и прав человека и др.
Антропологические проблемы: место права по отношению к целям человека, личные и социальные права, правовая свобода и правовая обязанность, влияние права на сознание человека — установление границ человеческой деятельности; формирование чувства надежности, наличия устойчивых процедур для авторитетного разрешения споров, структурный и исторический методы анализа правовых явлений, прогнозирование в рамках юридической антропологии: анализ тенденций развития современного права.
Социокультурные проблемы: право как культурно-исторический феномен, соотношение права с другими культурными сферами, конкретноинструментальная и философско-парадигмальная роли культуры, языка эпохи, уровней благосостояния, политических пристрастий, правовых традиций в правовых исследованиях, социокультурные причины возникновения правопорядка и изменения правовых норм, влияние правовых норм на экономическую, политическую и культурную жизнь, право и религия: проблемы секуляризации и десекуляризации права и правовых систем, язык и его коннотации в праве. Языковая форма выражения права, язык правовой аргументации, содержание, признаки, уровень правовой культуры, структура, типология и динамика правовой культуры, правовой нигилизм, факторы влияния на правовую культуру в условиях глобализации и информатизации и др.
Праксиологические проблемы: право как инструмент достижения социальных целей, правовая практика и правотворчество, реализация и реализуемость правовых норм, функции права в обществе, проблема уважения к закону в правовой практике, право как социальный ориентир, социальные санкции и виды наказания: психологическое воздействие, угроза физического принуждения, терапия, прозрачность законодательства и прогнозируемость конкретных юридических решений, государство, право и правовая практика в современной России.
Специфика подхода философии права к анализу правовой реальности заключается в том, что эта реальность рассматривается через призму категориальной системы, базовыми в которой являются такие философские понятия, как «сущее» и «должное», «выбор», «целесообразность», «справедливость», «свобода», «общее» и «индивидуальное». Данный методологический подход интегрирует современную философию права с другими философскими дисциплинами и, прежде всего, с философией политики и философией политики и права.
Сам термин «философия права» начал активно употребляться только в XVIII веке, но философско-правовые идеи и теории восходят уже к античным философам. В относительно самостоятельную систему знания философия права начинает оформляться в философских учениях Просвещения и немецких идеалистов (Кант, Гегель). Здесь она трактуется как естественное право. Следует отметить, что классическая работа Гегеля «Философия права» (1821) имеет следующее полное название — «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». В этом труде, кстати, Гегель однозначно трактует философию права как неотъемлемую часть философии. Начиная с конца XVII в. философия права (главным образом, как теория естественного права) на систематической основе преподаваться в европейских (прежде всего, в германских) университетах. Весомый вклад в развитие философии права внесла в Германии историческая школа права, представители которой (Гуго, Савиньи, Пухта) критиковали естественно-правовую доктрину.
Именно как естественное право философия права начинает преподаваться в основном немецкими профессорами во второй половине XVIII в. в Московском университете. Сильная традиция трактовки философии права с естественно-правовых позиций сохраняется в России в XIX и в начале ХХ в. (В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др.). Представители данной традиции отстаивали системообразующий характер моральных и нравственных основ в праве. Особую позицию занимал Б.Н. Чичерин, который, признавая естественное право ядром философии права, вместе с тем выступал против смешения права и нравственности. В конце XIX века заметную роль в России играли и государствоведы, которые выводили философию права за рамки морально-этических норм (юридический позитивизм) (Н.М. Коркунов, А.Ф. Шершеневич, А.Д. Градовский, Д.И. Кавелин и др.).
Следует отметить, что теория естественного права и юридический позитивизм являются двумя важнейшими и наиболее мощными тенденциями развития философии права в XIX–XX вв. не только в России, но и за рубежом.
Определяя объект-предметное поле философии права, многие современные исследователи находят выход из неразрешенного спора о философской или юридической природе философии права в указании на то, что с самого начала она действует на «стыке» философии и юриспруденции, является симбиозом этих наук. Достаточно общим является мнение и о том, что философию права нужно понимать как междисциплинарную отрасль научного знания, что, безусловно, справедливо применительно к исторической эволюции данной дисциплины, которая в XVIII–XIX вв. действительно интегрировала новейшие достижения философии, правоведения и политологии для объяснения сущности правовых явлений и процессов в условиях, когда гуманитарное знание еще, в сущности, не было дифференцировано и когда для многих гуманитарных наук такие понятия, как «право», политика», «государство», «власть», были общими категориальными универсалиями.
В XVIII–XIX вв. конструкции философии права и философскоправовые интерпретации социальной реальности были актуальны и достоверны для определенного времени и определенных исторических условий. По мере изменения этих условий на место одним приходили другие интерпретации. Поэтому достаточно влиятельным (во всяком случае, в России) было суждение о том, что не может существовать единой и универсальной философии права, а наиболее продуктивно (особенно в образовательных целях) изучать историю этих меняющихся представлений и интерпретаций о праве, государстве, власти, т.е. изучать историю философии права. Не случайно, наверное, что в российских университетах в XIX веке не было курса «философия права» и тем более кафедр философии права, а преподавался (правда, с разными названиями) в качестве обязательного и важнейшего курс истории философии права.
В ХХ веке философия права приобретает статус и значение самостоятельной научной и образовательной дисциплины, но ее интегративная функция остается важнейшей и на современном этапе.
Е.Н. Мощелков
187.31 кб