ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
греч. philosophia от phileo и sophia - мудрость) - философский, теоретико-методологический способ исследования политики. Философский подход к анализу проблем политики находится в начальной стадии, поэтому обозначить его содержание. Приоритеты представляется чрезвычайно трудным занятием. Сама предметность поля политического, мира политического в философском ракурсе вызывает познавательные сложности, не говоря уже о конкретных характеристиках политического бытия и сознания, обобщенно отраженных в специфике философского знания. Поэтому сегодня можно только в самом общем виде определить содержание философии политики как специализированного раздела обществоведения.
Философия политики есть рефлективная реконструкция предпосылок, условий теоретико-методологического свойства, которые в обобщенном виде фиксируют категориальный инструментарий познания политики. В него входят прежде всего области онтологии политики и политической власти, субстанционального основания политико-властных отношений, их существенно общие признаки, политическая гносеология, политическая праксиология, культура субъектов политики и власти и другие. Некоторые авторы к области философии политики относят также политическую хроногеметрию, хронополитику, геополитику и многообразные аспекты взаимодействия политической власти с неполитико-властными структурами, видами и формами человеческих отношений, деятельности субъектов. Особое место в философии политики занимают вопросы, принципы рефлексии мира политического, духовные компоненты политических субъектов - их политическое сознание, национальное сознание и самосознание, национально-государственная идеология, политический менталитет и другие.

Источник: Словарь по политологии

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
(ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) — наука (научно-образовательная дисциплина) о наиболее общих (философских) основаниях политики. К числу таких оснований следует отнести проблемы сущности политики как социального феномена, как специфического регулятора общественной жизни, соотношения сущего и должного, рационального и нерационального в политике. В своем современном состоянии данная наука (и особенно как университетская образовательная дисциплина) в свое содержание включает онтологические, гносеологические, аксиологические, антропологические, социокультурные, эпистемологические, праксиологические и прогностические проблемы политики.
К онтологическим проблемам относятся сущность и происхождение политики, функциональные (неизменные, метаисторические) и конъюнктурные цели политики, политическая жизнь, ее основные характеристики, политика и политическое, природа власти и проблема наследования власти, соотношение политической, интеллектуальной и духовной власти, легализация и легитимация власти, источники ее легитимности, эффективность и ресурсы политической власти, философско-политическая природа свободы, власти и справедливости, соотношения и взаимодействия данных феноменов, хронополитика и геохронополитика как направления междисциплинарных исследований, циклическая и линейная модели политического времени, прерывность и непрерывность политического времени, временные и пространственные горизонты политики, политического планирования и прогнозирования, сущность и характеристики переходных политических систем и ситуаций.
К гносеологическим проблемам относятся основные формы политического знания, политическая истина и политические императивы, востребованные и невостребованные знания в политике, политический дискурс как смысловая структура политического процесса, основные подходы к изучению политики, явное и неявное знание в политике и науке, роль и особенности философского познания в политике и политологии, методологический инструментарий политики и науки.
К аксиологическим проблемам следует отнести соотношение политической этики и аксиологии, политических ценностей, идеалов и норм, политической целесообразности и морали, прагматизма и идеализма в политике, сущность позитивистской установки на «освобождение от ценностей» и право на политическую оценку, политику как конфликт интересов и ценностей, проблему нравственных критериев в политике, цели и средства в политике и политической этике, философско-аксиологические аспекты политической идентификации и самоидентификации.
В рамках антропологических проблем рассматриваются человек как объект и субъект политики («человек политический»), политика в сознании человека, мифологемы «новый человек» и «сверхчеловек», человеческий фактор в политике, человек среди традиционных и новых акторов политики и геополитики, интерактивность современной политики, народы как «коллективные личности» и феномен коллективной воли, политическое сознание индивида и общественное мнение, политическая социализация, ее механизмы и этапы, интеллектуалы в политике.
К социокультурным проблемам относятся культурно-деятельностный подход к политике и науке, политические субкультуры, аффективные, когнитивные и оценочные ориентации в политических действиях, компетентное гражданское общество и политическая культура (инвариантные характеристики, основные тенденции и национальные особенности), теория и практика политики мультикультурализма с учетом региональной этнокультурной и конфессиональной специфики, философские истоки лингвополитологических исследований, семантика политической реальности и символика политического языка, язык политики, «новояз» и языковая политика, политическое действие как текст, политическая риторика, софистика и демагогия, роль культурообразующих конфессий и религиозных доктрин, «псевдорелигий» и деструктивных культов в современной политике и геополитике, культура межцивилизационного диалога и теория конфликта цивилизаций.
К праксиологическим и прогностическим проблемам следует отнести сущность, методы и цели социальной инженерии, основы методологии управления рисками в бизнесе и политике, философские аспекты разработки и реализации политических проектов, проблему компетенции и квалификации, футурологическое знание и методологию прогнозирования, теорию и методологию управления политическими и социальными проектами, политические и социальные риски социальной инженерии в условиях глобализации.
Некоторые современные авторы включают в содержание учебников и учебных курсов по философско-политической проблематике такие разделы, как политическая эпистемология (объяснение и понимание политических процессов и явлений), соотношение политики и экономики, политика как выражение сакрального (политика в традиционном обществе), философию войны и др.
На современном этапе для философско-политической науки одной из первостепенных задач является создание идеальных (должных) моделей политического бытия, определение форм и способов установления оптимального политического порядка. Закономерно поэтому, что для нее важнейшей является проблема соотношения политики и морали.
Философское осмысление политики относится к самым начальным этапам интеллектуальной истории человечества. В античных и средневековых философских системах данное направление философствования являлось составной и неотъемлемой частью единой и целостной метафизической картины мира. В трудах философов XVI — начала XIX вв. (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Г. Гегель, Дж.С. Милль и др.) политика становится непосредственным и очень важным предметом философского анализа. Дальнейшее развитие идеи политической философии нашли свое развитие в XIX — начале XX вв. у таких мыслителей как А. де Токвиль, К. Маркс, Г. Спенсер, В. Парето, Г. Моски, М. Вебер, А. Мишель, Л. Дюги и др.
В российских университетах в XIX — начале XX в. в качестве обязательных предметов преподавались энциклопедия права и история философии права, которые рассматривались как философское введение в юриспруденцию и содержали большой объем философско-политических проблем. В этих курсах в систематизированном и ретроспективном виде излагались проблемы государства, власти, политики и т.д.). К числу российских мыслителей, которые внесли наибольший вклад в научную разработку данной проблематики, следует отнести Б.Н. Чичерина, П.Г. Редкина, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка, С.И. Гессена, Н.А. Бердяева и др.
В XIX веке в процессе дифференциации социальных и гуманитарных наук постепенно начинает происходить выделение (институционализация) политико-философской проблематики из философского знания и формирование ее как относительно самостоятельной дисциплины. В связи с этим появляются и специальные названия (термины) для обозначения этой новой самостоятельной дисциплины; и в числе первых — термин «политическая философия». Так, в частности, был назван двухтомный труд англичанина Г. Броугема, который вышел в свет в 1842–1843 гг.
В XX веке политическая философия превращается в фундированную отрасль политико-философского знания. Такие западные ученые, как К. Шмитт, Л. Штраус, Х. Арендт, И. Берлин, Дж. Ролз, О. Хёффе создают целый ряд научных трудов, которые для политической философии в настоящее время принято считать классическими. Ключевыми понятиями для политической философии XX века стали «свобода», «власть», «справедливость». Именно эта понятийная триада и определяет предметное поле, основные направления и проблемы политико-философской мысли последних десятилетий.
Во второй половине XX века для обозначения философского анализа политики начинает активно использоваться термин «философия политики».
Данный термин в научном контексте у нас в стране используется уже несколько десятилетий. Можно, например, вспомнить в этой связи о существовании еще в 70-е гг. прошлого века Секции философии политики и международных отношений в Философском обществе СССР, которая выпускала различные сборники научных работ по данной проблематике. В 1990-е и 2000-е гг. выходит ряд научных книг с искомым названием (А.С. Панарин, Э.А. Поздняков, И.А. Гобозов, А.Г. Дугин), а также разрабатывается ряд учебных курсов «Философия политики» на философских факультетах университетов.
В научной литературе термин «философия политики» часто пересекается с термином «политическая философия». Отношение к вопросу о соотношении этих терминов среди современных ученых различное. Одни не видят в них особых различий и употребляют их фактически как тождественные, другие (восходит к И. Берлину) такие различия находят в том, что «философию политики» рассматривают как часть философии, философского знания, а «политическую философию» относят к области политической науки. Хотя в некоторых, в том числе и справочных изданиях «политическая философия» относится к философскому знанию. Думается, что второй подход более продуктивен, поскольку приближает нас к интерпретации проблемы соотношения философии и политики.
«Философия политики» может трактоваться как приложение философии к области политической жизни, тогда как «политическая философия» является саморефлексией политики, ее «внутренним» знанием о самой себе. Первая решает вопросы, которые ставит перед философией политика, тогда как вторая решает вопросы которые ставит перед политикой философия. Но на эти разные вопросы, могут быть даны одинаковые ответы. Поэтому «философия политики» и «политическая философия», в любом случае, это сильно пересекающиеся, взаимосвязанные области научного знания, поскольку в их соотношении фиксируется не разница смыслов, а только разница детерминации мысли, направленности мысли.
Взаимодействие философии политики и политической философии создает поле для научного диалога философии и политики. Кто из этих сторон сегодня более активен в этом диалоге, сказать трудно. Ясно, что концептуализация политики, исследование ее фундаментальных, сущностных оснований, поиск целей и смысла политики были и остаются важнейшей и пока плохо разработанной философской проблематикой. Да и современная политика все реже ставит перед философией смысловые вопросы. Конечно, в данном случае имеется в виду не реальная политика (и политики) — отсюда ждать этих вопросов наивно, а политическая наука. Но представляется, что сегодня для многих молодых (и не только молодых) политологов, профессиональные интересы которых устойчиво ориентируются на технологии и приложения, метафизические проблемы являются малоинтересными и неперспективными.
В настоящее время размежевание предметных полей философии политики и политической философии (и теоретической политологии, «теории политики») окончательно еще не произошло и не понятно, произойдет ли оно в обозримом будущем. Не исключено, что эти дисциплины в современном гуманитарном знании будут и далее развиваться как две взаимосвязанные и взаимодополняемые парадигмы философского обобщения политики.
Е.Н. Мощелков

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.75 мб

Философия политики

Савкин Николай Степанович
В статье раскрываются сущность философии политики, ее основные функции и роль в выработке правильной политической стратегии.
Читать PDF
783.27 кб

Философия и политика

Федорова Мария Михайловна
Статья посвящена исследованию сложных взаимоотношений между философией как особым типом знания и политикой как особым типом деятельности.
Читать PDF
123.39 кб

Философия и политика

Арендт Ханна
Читать PDF
68.32 кб

Политика как объект философского анализа

Мощелков Евгений Николаевич
Политика с античных времен является для философов важнейшим объектом исследований и интерпретаций.
Читать PDF
211.49 кб

Американская философия и внешняя политика

Ра Й Д Е Р Джон
В статье рассматривается вопрос о влиянии американского прагматизма и натурализма на внешнюю политику.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о философии политики здравоохранения

Нечаев В. С.
Рассмотрены вопросы разработки политики здравоохранения в рамках научно-философской концепции понимания.
Читать PDF
235.14 кб

Насилие и ненасилие: политико-философский анализ

Пыхтеева Е. В.
В статье с позиций институционального и этического подходов дается комплексный анализ насилия и ненасилия как средств достижения политических целей.
Читать PDF
28.86 кб

Философские основания культурной политики России

Касатенко Александр Николаевич
В статье дано определение культурной политики как деятельности государства по сбережению культурного наследия, что находит отражение в практике регулирования спорных вопросов о принадлежности перемещенных культурных ценностей.
Читать PDF
294.27 кб

Политика памяти как предмет философской рефлексии

Линченко А.А., Аникин Д.А.
В статье предпринимается попытка философского анализа политики памяти.
Читать PDF
281.66 кб

Социальная философия Ханны Арендт: политика и этика

Ломако Ольга Михайловна
Статья посвящена анализу политических, этических и экзистенциальных оснований бытия человека в социальной философииХанны Арендт.
Читать PDF
12.89 мб

Традиция в контексте политико-философских дискурсов

Федорова Мария Михайловна
В статье предпринята попытка рассмотреть одно из наиболее популярных понятий отечественного идеологического дискурса последних лет понятие традиции как одно из ключевых политико-философских понятий.
Читать PDF
460.73 кб

Военная безопасность как проблема философии политики

Ковалев А.А., Мусин Э.А.
Проанализированы онтологические, праксеологические, этические и историко-логические аспекты понятия «военная безопасность». Доказывается, что военная безопасность России не сводится к числу составляющих структурных элементов.
Читать PDF
374.48 кб

К политико-правовой философии пространства Карла Шмитта

Филиппов Александр
Статья представляет собой послесловие к изданию на русском языке книги Карла Шмитта «Номос земли в праве народов jus publicum Europaeum».
Читать PDF
0.00 байт

Историко-философский аспект формирования имиджа политика

Сазонова А.А., Моисеенко М.В.
В статье анализируется понятие «имидж политика» в историко-философском контексте. Необходимость формирования имиджа государя, правителя возникает вместе с появлением института власти и возрастает в настоящее время.
Читать PDF
264.59 кб

Социальная философия Макса Шелера: политика и образование

Ломако Ольга Михайловна
Статья посвящена анализу политических, этических и педагогических оснований бытия человека в социальной философии М. Шелера.

Похожие термины:

  • ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

    новое направление социальногуманитарного знания, связанное с синтезом двух развивающихся ранее относительно самостоятельно философских дисциплин — философии политики (политической философии)