ФЕДЕРАЛИЗМ
Федерализм
территориальное распределение власти в государстве, основанное на разделении суверенитета между центральными и периферийными институтами.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
ФЕДЕРАЛИЗМ
1) Форма устройства многонационального государства на началах федерации. 2) Политическое течение, добивающееся установления принципов федерации.
ФЕДЕРАЛИЗМ
фр. federalisme, от лат. foedus - союз; англ. federalism) - 1) государственный строй, основанный на принципе федерации; 2) политическое течение (партия) стремящееся к установлению такого строя.
Федерализм
принцип политико-территориального устройства государства (страны) или в организационном построении партии, общественной организации путем объединения ранее обособленных единиц или же разделения ранее единого, унитарного государства (организации) на составные части - субъекты федеративного образования.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ФЕДЕРАЛИЗМ
принцип (форма — федерация) государственного устройства, при котором несколько государственных, национально-государственных образований, сохраняющих определенную политическую, экономическую и юридическую самостоятельность, образуют единое союзное государство с разграничением и согласованием полномочий и ответственности.
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
ФЕДЕРАЛИЗМ
фр. federalisme лат. foeduscoios)- 1)одна из двух форм государственного устройства (см. Федерация); 2) с 1992 - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе федерации; 3) политическое движение за федеративное государственное устройство.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Федерализм
Föderalismus. Federalism (франц. fédéralisme, лат. fоedus – договор, союз). Общ.: Ф. это принцип устройства, основанный на далеко идущей независимости отдельных частей, которые вместе составляют единое целое (например, несколько земель, провинций, образующих единое государство; несколько объединений, входящих в единый союз, и т. д.). Полит.: Ф. представляет собой политическое устройство, при котором государственные задачи разделяются между государством как целым и составляющими его частями таким образом, что оба политических уровня самостоятельно выполняют определенные (закрепленные в конституции) задачи. Существенными аргументами в пользу федеративных форм организации являются: а) ограничение политической власти путем разделения на различные уровни (вертикальное разделение властей), так что, с одной стороны, становится возможным политическое участие и влияние на разных политических уровнях, а с другой – возникают различные формы политического разделения задач (возможности обучения и конкуренции); б) защита меньшинств (например, если в государстве в целом они являются меньшинством, а в части этого государства – большинством), поэтому становятся возможными интеграция и единство. Федеративное устройство немецкой политической системы предусмотрено ст. 20, абз. 1 ОЗ ФРГ. В России федеративное устройство государства зафиксировано в п. 1 ст. 1 гл. 1 и в гл. 3 Конституции РФ. См.: Унитарное государство – Кооперативный федерализм – Субсидиарность
ФЕДЕРАЛИЗМ
от лат. foederatio - союз, объединение) - система правления, в которой власть осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами правления. Центральным пунктом определения является двухуровневая структура правления.
При федерализме суверенность разделяется между национальным (федеральным) и региональным руководством, т.е. с одной стороны центральное правительство, с другой штаты, провинции, республики, кантоны, земли и другие составляющие региональной власти.
Монтескье писал: "Небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие - от внутренней язвы". Он же считал наилучшим способом защиты от этих опасностей создание конфедеративной республики. С помощью конфедерации сохранялось бы достоинство маленьких республик, а использование других механизмов правления могло бы предотвратить "внутренние порчи".
Аналогичная идея была взята на вооружение "отцами-основателями" Соединенных Штатов Америки, но с рядом поправок, сформулированных Александром Гамильтоном. Он предложил альтернативную конструкцию, которая и представляла собой федеративную систему правления. В этой системе каждая единица правления создавалась в расчете на конкретных граждан, а не коллективного субъекта. Был выдвинут принцип, согласно которому индивиды, конкретные граждане являются главными единицами правления в государстве. Это фундаментальный принцип либерализма и правового государства.
Федеральная республика американцев, провозглашенная Конституцией в 1787г., как и конфедеративная республика Монтескье, были изначально направлены на конституирование "сложносоставных республик", а не унитарных государственных образований. Сложносоставной характер таких государств (США, к примеру) в своем функционировании требует того, чтобы они подчинялись принципу "ограниченной конституции", т.е. ограничение прерогатив каждой единицы правления. Ограниченное общенациональное правительство осуществляет свои прерогативы правления одновременно с ограниченными правительствами штатов, которые в свою очередь выполняют свои властные функции с учетом единицы правления на местах и т.д. Как записано в Конституции США первоначально автономные штаты (тогда их было 13) объединились для "создания гарантии каждому штату республиканской формы правления и защиты каждого из них от вторжения... и от внутреннего насилия".
Федерализм предполагает, таким образом, децентрализацию, т.е. территориальную самостоятельность поселений, городов, крупных административных единиц и т.д. В конечном счете право решать вопросы, связанные с местной муниципальной общностью, должно принадлежать именно тем, кто с ней связан непосредственно и кто обеспечивает необходимые средства для их решения. Федерализм признает необходимость широкого развития местного самоуправления - основы гражданского общества.
Ведь именно в рамках местного самоуправления эффективно используется непосредственная, прямая демократия для решения вопросов, затрагивающих жизнь каждого гражданина.
В настоящее время в России сделан серьезный прорыв в понимании действительного смысла федеративного устройства с преодолением разрушительного принципа национально-территориального деления России. Федерализм в Конституции РФ акцентируется только на обеспечении условий примирения национальных интересов и на сфере взаимоотношений национальных образований. Конституцией обеспечиваются условия примирения разнообразных интересов - территориальных, социальных и др., в том числе регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Важно, что в Конституции четко прослеживается двухуровневая система правления, где власть осуществляется одновременно федеральным органом и субъектом федерации, т.е. налицо один из важных атрибутов классического понимания федерализма.
При федерализме суверенность разделяется между национальным (федеральным) и региональным руководством, т.е. с одной стороны центральное правительство, с другой штаты, провинции, республики, кантоны, земли и другие составляющие региональной власти.
Монтескье писал: "Небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие - от внутренней язвы". Он же считал наилучшим способом защиты от этих опасностей создание конфедеративной республики. С помощью конфедерации сохранялось бы достоинство маленьких республик, а использование других механизмов правления могло бы предотвратить "внутренние порчи".
Аналогичная идея была взята на вооружение "отцами-основателями" Соединенных Штатов Америки, но с рядом поправок, сформулированных Александром Гамильтоном. Он предложил альтернативную конструкцию, которая и представляла собой федеративную систему правления. В этой системе каждая единица правления создавалась в расчете на конкретных граждан, а не коллективного субъекта. Был выдвинут принцип, согласно которому индивиды, конкретные граждане являются главными единицами правления в государстве. Это фундаментальный принцип либерализма и правового государства.
Федеральная республика американцев, провозглашенная Конституцией в 1787г., как и конфедеративная республика Монтескье, были изначально направлены на конституирование "сложносоставных республик", а не унитарных государственных образований. Сложносоставной характер таких государств (США, к примеру) в своем функционировании требует того, чтобы они подчинялись принципу "ограниченной конституции", т.е. ограничение прерогатив каждой единицы правления. Ограниченное общенациональное правительство осуществляет свои прерогативы правления одновременно с ограниченными правительствами штатов, которые в свою очередь выполняют свои властные функции с учетом единицы правления на местах и т.д. Как записано в Конституции США первоначально автономные штаты (тогда их было 13) объединились для "создания гарантии каждому штату республиканской формы правления и защиты каждого из них от вторжения... и от внутреннего насилия".
Федерализм предполагает, таким образом, децентрализацию, т.е. территориальную самостоятельность поселений, городов, крупных административных единиц и т.д. В конечном счете право решать вопросы, связанные с местной муниципальной общностью, должно принадлежать именно тем, кто с ней связан непосредственно и кто обеспечивает необходимые средства для их решения. Федерализм признает необходимость широкого развития местного самоуправления - основы гражданского общества.
Ведь именно в рамках местного самоуправления эффективно используется непосредственная, прямая демократия для решения вопросов, затрагивающих жизнь каждого гражданина.
В настоящее время в России сделан серьезный прорыв в понимании действительного смысла федеративного устройства с преодолением разрушительного принципа национально-территориального деления России. Федерализм в Конституции РФ акцентируется только на обеспечении условий примирения национальных интересов и на сфере взаимоотношений национальных образований. Конституцией обеспечиваются условия примирения разнообразных интересов - территориальных, социальных и др., в том числе регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Важно, что в Конституции четко прослеживается двухуровневая система правления, где власть осуществляется одновременно федеральным органом и субъектом федерации, т.е. налицо один из важных атрибутов классического понимания федерализма.
Источник: Словарь по политологии
ФЕДЕРАЛИЗМ
(federalism) Смысл понятия заключается в следующем: все будут удовлетворены (или никто не будет постоянно находиться в невыгодном положении) при условии оптимального сочетания национальных интересов с интересами региональными или территориальными. Такое сочетание осуществляется посредством сложного механизма сдержек и противовесов в системе общенационального или федерального правительства, с одной стороны, и множества региональных правительств – с другой. Это очень удобная, приобретающая все большую популярность, но всегда неясная, а порой и опасная концепция, претендующая на описание способа организации территориального управления и соблюдения противоречивых территориальных интересов. Концепция вместе с тем не допускает ни чрезмерной централизации, характерной для унитарных систем, ни крайней децентрализации, свойственной конфедерациям. В этой концепции есть три главных сомнительных положения. Во-первых, на практике федеральные системы функционируют в самых разнообразных политических условиях и дают самые разнообразные политические результаты. Еще не появилась ни одна истинно федеральная схема отношений между центральной и региональными властными структурами. Пока еще нет полной ясности относительно того, что региональные интересы и власти всегда лучше обеспечены и защищены в федеральных странах, чем в унитарных. Во-вторых, теоретическая база федерации остается непроработанной. В литературе описываются три обобщенные модели федерализма – двойная, кооперативная и органическая. Если эти модели статичны (непреходящи), т. е. в любой конкретный исторический момент мы можем обнаружить примеры всех трех, то различия между ними окажутся настолько велики, что отнести их к одному и тому же явлению нельзя. Если, однако, утверждается, что они по своей сути эволюционны, т.е. двойной федерализм существовал, скажем, в XIX в., кооперативный – в середине XX, а органический – в конце XX в., то, похоже, разница между федеральной и унитарной системами окажется совсем маленькой. "Федерализм" – это классический пример концептуальной натяжки. В-третьих, сторонники федеральной "идеи" и мнения о федерализме как об очень ясном принципе правления наиболее убедительны, когда они ограничивают свои исследования вопросами формальных структур и институтов. Чего им никогда не удавалось, так это присовокупить к отличительным чертам федерализма и характерной для него децентрализации другие политические феномены, политические культуры, партийные системы, влияние чиновничества и внешние воздействия. В результате политическая наука не в состоянии серьезно поддержать "идею" федерализма. Единственными ее сторонниками, похоже, являются юристы, специализирующиеся в области конституционного законодательства. Все эти сугубо научные неясности не имели бы большого значения, если бы федерализм не выступал столь часто в качестве символа серьезных расхождений и конфликтов. Это странное и вместе с тем опасное явление, поскольку политики –приверженцы федерализма часто предлагают этот символ как способ ухода от территориальных конфликтов. На практике же люди проявляли готовность бороться и умереть в борьбе за этот принцип или против него. Это связано с тем, что федерализм обычно становится "живой" политической проблемой в двух чрезвычайно опасных ситуациях: 1) когда регион желает отделиться от федерации и 2) когда предпринимается попытка заменить непрочную конфедерацию или союз более централизованной федерацией. Федерализм, таким образом, является одной из концепций, оспариваемых по существу (essentially contested concept). Возможно, он предлагает средний путь к сотрудничеству и общему согласию в области территориальных интересов. На практике же, если такие вещи вообще существуют, формального принятия на себя обязательства следовать конституционному федерализму вообще не требуется. Если же они не существуют, то и федерализм их не создаст.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь