Евразийское экономическое сообщество и Единое экономическое пространствоЕвразия

ЕВРАЗИЙСТВО

Найдено 8 определений термина ЕВРАЗИЙСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Евразийство

мыслительное движение на опасной грани философствования и политики» (С. Аверинцев). Доктрина евразийства, зародившаяся среди белоэмигрантов, была попыткой осмысления октябрьской катастрофы на основе выработки нового русского мировоззрения. Этот «географический материализм», основанный на «всехристианском православии» одни считают антиевропейским тоталитарным учением, другие — проектом будущего для России.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Евразийство

сложное геополитическое понятие; соединяет в себе: исторически восточный сектор человеческой цивилизации, стратегически актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демокра тической идеологии, стратегически актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, "теллурократических " стран, социально ориентация на "идеократию ", социальное государство, некапиталистический экономический строй.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геополитический глоссарий

Евразийство

идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЕВРАЗИЙСТВО

идейно-философское направление, возникшее в 1920-е годы в русской эмиграции и рассматривающее Октябрьскую революцию как трагический, но закономерный этап раз39 вития России. Евразийцы отмечали, что в течение последних двух веков, предшествовавших революционному перевороту, российская государственная идея пришла в состояние застоя и упадка; православно-национальная идея, одухотворявшая российскую государственность, оказалась помраченной; утратилось непосредственное, живое чувство образности и смысла национально-религиозной символики. Смысл переживаемого исторического момента евразийцы видели в изменении вектора развития не только России, но и мира. Если предшествующее движение истории происходило, полагали евразийцы, подобно движению солнца, с Востока на Запад, то содержание современной эпохи — поворот к Востоку. Романо-германская культура, во многом определявшая пути развития и облик человечества в целом, по мысли евразийцев, исчерпала свой потенциал и склоняется к закату. Задачу созидания новой религии и новой исторической формы государственности под силу исполнить только России — Евразии — континенту, в котором культурно-исторические силы далеко не исчерпаны. У истоков евразийского движения стояли П.Н. Савицкий (1895–1968), Н.С. Трубецкой (1890–1938), Г.В. Флоровский (1893–1979) и П.П. Сувчинский (1892–1985), выпустившие в 1921 г. в Софии сборник статей под названием «Исход к Востоку». Впоследствии к ним присоединяется Л.П. Карсавин (1882–1952). Образуются евразийские кружки в Праге, Белграде, Берлине, а также в Париже. Выходят сборники «На путях», «Россия и латинство», а в последующие годы непериодическое издание «Евразийский временник». Евразийцы пытались обосновать идею, согласно которой Россия является особой географической и культурно-исторической территорией, третьим континентом, равно отличным от Европы и Азии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ЕВРАЗИЙСТВО

идеологическое философское течение русской зарубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему "русского пути".

Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, захлопнуть окно на Запад, которое отворил Петр I. Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть симбиоз ордынских, византийских, других "восточных начал".

Первый сборник трудов, излагавших доктрину евразийства, носил программное название "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Издан был в Софии в 1921 году.

К числу теоретиков относятся географ и политический мыслитель П.Н.Савицкий, философы Г.В.Флоренский, Л.П.Карсавин, лингвист Н.С.Трубецкой, музыковед и публицист П.П.Сувчинский. На раннем этапе к евразийству примыкали и другие известные русские философы и культурологи.

Историософская концепция евразийства исходила из того, что идея европейского превосходства, заимствованная европейцами у Древнего Рима, была своего рода бичом человечества, главным источником кризисов ХХ века. П.Н. Савицкий видит сущность европоцентристской программы в "отрицании "абсолютности" новейшей "европейской" культуры, ее качества быть "завершением" всего доселе протекавшего процесса культурной эволюции мира".

Такое отрицание западноевропейской культуры не могло не вызвать терпимого отношения к точке зрения большевиков. Позиции евразийцев и большевиков в ряде мест совпадали. Н.С.Трубецкой отмечал, что "евразийство сходится с большевизмом в отвержении не только тех или иных политических форм, но всей той культуры, которая существовала в России непосредственно до революции и продолжает существовать в странах романо-германского Запада, и в требовании коренной перестройки всей этой культуры". Также сходство наблюдалось и в вопросе "об освобождении народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами".

Скептическое отношение к политическим традициям Запада с их гражданскими правами и свободами приводили евразийцев в конечном счете не только к выпячиванию азиатских компонентов России, но и к принятию восточного деспотизма, пренебрежению правами человека.

В сегодняшней России наблюдается оживление интереса к евразийству, к изучению его наследства. Для реанимации этого учения имеются политические и мировоззренческие предпосылки, связанные в первую очередь с распадом СССР и ожиданием восстановления целостности постсоветского пространства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

ЕВРАЗИЙСТВО

социально-политическая и философская концепция, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-е гг. XX в. Идеи Е. оказали существенное влияние на развитие общественной мысли русского зарубежья и возрождаются в современных культурологических и геополитических концепциях. В основании движения стояли молодые эмигранты из России: Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский (1893-1979) и П. П. Сувчинский (1892-1985). В 1921 в Софии они выпускают сборник статей под названием "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения, Утверждение евразийцев". Евразийский политический идеал - государство демотической природы, которое носит надклассовый характер. "Демотическое" они толкуют как построенное на глубоких народных основах и соответствующее "народной воле". Евразийцы отказываются от понятия народного суверенитета, считая, что при этом дезорганизованном, анархическом суверенитете строятся западные демократии, где "народный суверенитет" равен механическому агрегату мнений отдельных достигших политической зрелости граждан.

Евразийский проект государственного переустройства предполагает замену искусственно-анархического порядка представительства отдельных лиц и партий органическим порядком представительства потребностей, знаний, идей. Эта система обеспечивает органическую и постоянную связь верхов государства с его низами. Механизм этой связи обеспечивается путем вхождения низших советов в высшие на основе делегирования первыми своих членов в высшие. При данной системе делегат является постоянным членом своего (низшего) совета.

В учении евразийцев власть представлена как "демотический правящий слой". Они полагают, что в демотическом государстве, едином и сильном по своей природе, правящий слой несравнимо объединеннее и организованнее, чем в существующих демократических режимах. Правящий слой возглавляет "демотическое правительство", которое обозначается как "государственный актив". Существенными характеристиками последнего является то, что он, во-первых, не совпадает с составом высших органов государственной власти; во-вторых, "прорезает" правящий слой сверху донизу; в-третьих, является стержнем правящего слоя; в-четвертых, представляет собой идеологическое объединение.

Особое место в евразийской концепции занимает учение о государстве правды, которое противопоставлялось теории правового государства. Власть в государстве правды происходит от бога, который устанавливает не только власть вообще, но и конкретную форму правления, и власть индивидуального правителя. Оценивая Е. в целом, необходимо отметить, что эта идеология является по своему характеру консервативной утопией, ядро которой составляет идея тотального переустройства мира на основах безличностного коллективизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

ЕВРАЗИЙСТВО

идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920 — 1930-х гг. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов евразийство пошло на убыль .

На переломе столетий (XX и XXI) идею евразийства опять достали из пыльного ящика, куда ее забросила сама история. При этом, необходимо отметить, что достали ее отнюдь не друзья, хотя они и прикрываются славянофильской наследственностью и любовью к Русскому народу. Идеологом и двигателем т. н. неоевразийства сегодня является А. Г. Дугин, философ и публицист. Он ратует за объединение всех евразийских народов в мощную империю под крылом и объединяющим началом Русских, но договорился уже до того, что необходимо переименовать русский язык в российский, ибо по его словам это будет больше соответствовать действительности. Т. е. по существу одна из главных целей евразийства — превращение Русских в неких обезличенных россиян. Таким образом, видно, что новые евразийцы являются наследниками тех, кто ранее пропагандировал оголтелый интернационализм за счет Русского народа, т. е. эти также будут использовать Русских в качестве «топлива» для продвижения своих идей.

С другой стороны демократы и либералы рассматривают евразийство как некую антагонистическую их взглядам идею, т. к. в ней что-то говорится об объединении народов. Более того, некоторые наиболее рьяные демократы (т. н. демшиза) вообще склонны смешивать концепты евразийства, национализма, экстремизма и прочих понятий, тем самым вводя в заблуждение многих людей, несведущих в политических тонкостях. Однако не стоит питать никаких иллюзий относительно неоевразийства только потому, что его якобы ругают демократы. Это — элемент одной и той же игры, окончательная цель которой — растворить и окончательно уничтожить Русский народ. Просто для этого запущены разные процессы, используются разные механизмы воздействия: одни вымрут от голода, другие — растворятся в более пассионарных пришельцах с юга, третьи — будут физически уничтожены и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ЕВРАЗИЙСТВО

социально-политическое и философское течение, возникшее в русской эмиграции 1920—1930-х. Доктрина евразийства противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. После ряда расколов, в том числе по вопросу признания закономерности русской революции и оправдания большевизма в начале 1930-х, Е. пошло на убыль. В конце ХХ в. идеи Е. вновь становятся популярными. Основополагающим принципом классического Е. выступает соборность, которая включает в себя все проявления духовной жизни индивида, этноса, социальной группы; органическое всеединство человеческих интересов и потребностей, соединение различных частей социума может осуществляться только через организующую роль государства. Ключевыми элементами социально-политической теории Е. являются идеи о мире, реализующем принцип общественной солидарности, и государстве правды, в котором на общей народной и религиозной основе синтезировались бы чаяния народа и любовь власти к своему народу; об идеократии, отборе правящего слоя по признаку преданности общей идее как ядре евразийского государственного строительства; о политической демократии, предполагающей активное участие широких слоев населения в управлении делами государства; об автаркии, являющейся главной целью социально-политического субъекта. Евразийцы обосновывали приоритет принципа почвы над принципом крови; идентифицировали сверхнациональное единство с государством-миром; отдельные нации рассматривали в качестве симфонических личностей, в своей совокупности образующих единый наднациональный союз; определяли Россию как уникальную самостоятельную цивилизацию. Градации народов и культур по степени совершенства они противопоставили принцип равноценности и качественной соразмерности всех культур и народов. Евразийцы считали, что соединение закона и личностной свободы при помощи государства — важнейшее условие преодоления крайностей правового индивидуализма и государственного деспотизма. Евразийцы — сторонники построения системы государственно-частного хозяйства, которую они называли хозяйнодержавием. Для хозяйнодержавия допустимо и желательно разнообразие форм собственности. Евразийцы высказывались за использование в интересах отечественной промышленности «технической американизации», но были непримиримыми противниками «психологической американизации», несущей стяжательство, бездуховный прагматизм, экономический эгоизм, беспощадную конкурентную борьбу. Возрастание интереса к Е. в кон. ХХ в. стало своеобразным ответом на эрозию и деградацию политического сознания и идейный кризис российского общества. При этом в истолковании сути Е. и его оценке наблюдается значительный разброс мнений. Как течение общественно-политической мысли современное Е.неоднородно, во многом противоречиво; оно включает в себя левоевразийские, классические евразийские и правоевразийские направления, а также либеральное, неокоммунистическое, эзотермическое, исламическое и др. виды, в которых в разной мере сочетаются этатизм и стихийность, консерватизм и либерализм, коллективизм и индивидуализм. Четко обозначился и прагматический подход, приверженцы которого готовы использовать отдельные элементы Е. для решения современных общественно-политических проблем. Инициатором применения ряда идей Е. в интересах интеграции на постсоветском пространстве выступил президент Казахстана Н.А. Назарбаев. В 1994 был принят проект Евразийского союза (ЕАС), в котором изложены принципы и механизмы, названы юридические и организационные предпосылки, сформулированы практические предложения по созданию наднациональных органов политического руководства ЕАС, определены основные направления сотрудничества объединяющихся в нем государств в политической, экономической, гуманитарной и экологической сферах, включая создание единого оборонного пространства с целью координации оборонной деятельности, формирования коллективных миротворческих сил ЕАС для поддержания стабильности и погашения конфликтов в странах-участницах и между ними. Крупным шагом в практической реализации евразийских идей в экономической сфере стало учреждение Евразийского экономического сообщества. Лит.: Евразийский взгляд: (Основные принципы доктринальной евразийской платформы). М., 2002; Пашенко В.Я. Идеология евразийства. М., 2000; Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999; Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998; Данилев- ский Н.Я. Россия и Европа. М., 1997; Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997; Вер- надский Г.В. История России. М., 1996—1997. Т. 1—6; Евразийский союз: новые рубежи, проблемы, перспективы. М., 1996; Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995; Водо- лагин А., Данилов С. Метафизическая ось евразийства. Тверь, 1994; Карсавин Л.П. Религиозно-философские произведения. М., 1992, Т. 1; Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца. Наше наследие. М., 1991; Чхеидзе К.А. Идеократическое содержание хозяйства: Евразийская хроника. Берлин, 1935. Вып. 11; Евразийство: Декларации, формулировки, тезисы. Прага, 1932; Евразийство: Опыт системного исследования. Париж, 1926.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геокультурная энциклопедия

Найдено схем по теме ЕВРАЗИЙСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ЕВРАЗИЙСТВО — 0

Найдено книг по теме ЕВРАЗИЙСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ЕВРАЗИЙСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ЕВРАЗИЙСТВО — 0