Евразийская доктрина

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЕВРАЗИЙСКАЯ ДОКТРИНА
в отличие от геополитической концепции «атлантизма», базирующейся на идеологии «талассократии» (морского могущества), «евразийство» основывается на принципах «теллурократии» (могущества континента). Непосредственное влияние на формирование евразийства оказала мессианская идея высокого исторического предназначения России, получившая развитие у славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, С. Аксаков и другие), у социологов и философов Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и Л.П. Карсавина. Представления об особом типе «евразийской» культуры базировались, прежде всего, на теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Особое место в доктрине занимает движение евразийства.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Евразийская доктрина
В отличие от геополитической концепции «атлантизма», базирующейся на идеологии «талассократии» (морского могущества), «евразийство» основывается на принципах «теллурократии» (могущества континента). Непосредственное влияние на формирование евразийства оказала мессианская идея высокого исторического предназначения России, получившая развитие у славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, С. Аксаков и другие), у социологов и философов Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и Л.П. Карсавина. Представления об особом типе «евразийской» культуры базировались, прежде всего, на теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Особе место в доктрине занимает движение евразийства.
Евразийские коммуникации будущего. Главные события 21 в. развернутся между западноевропейским и азиатско-тихоокеанским полюсами экономического и технологического развития от Атлантики до Тихого океана, где образовался самый протяженный рубеж для международного бизнеса. Если приоритет в обеспечении торговых связей между Западной Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом и США сохранится за морским транспортом, то в Евразии возрастет роль трансконтинентальных коммуникаций, пришедших в упадок в средневековье после перемещения мировых путей из Средиземноморья в Атлантику. Отсутствие современной рыночной инфраструктуры и широтных коммуникаций, транспортных коридоров через цивилизационные рубежи на Кавказе, Центральной Азии и Юго-Восточной Европе создает угрозу усиления региональных конфликтов. В 21 в. соединятся транспортные системы Евразии и Америки, образуя мировую трансконтинентальную сеть.
Практически все постсоветские государства декларируют намерения по созданию коммуникационных коридоров — «персональных форточек» на Запад или Восток. Эти устремления могут приобрести смысл, если станут составной частью формирующегося коммуникационного каркаса Евразии.
Уникальность евразийской ситуации на рубеже веков заключается в возрождении в третий раз с интервалом в 500 лет Великого шелкового пути. Существует международный проект железнодорожной магистрали Стамбул - Пекин через Центральную Азию (Мары, Ташкент, Алма-Ату) с ответвлением через Афганистан в Индию. К этой трассе тяготеют свыше сорока государств. В 1996 г. произошло историческое событие — осуществлено строительство железной дороги Мары (Туркменистан) - Мешхед (Иран), которая замкнула стальную колею на протяжении всей магистрали. Турция планирует в будущем строительство транспортного тоннеля под Босфором проектной стоимостью в 1 млрд. долларов. Китай осуществил реконструкцию железнодорожного пути от Тихого океана до границы с Казахстаном и намерен совместно с постсоветскими странами создать транспортный коридор в направлении на Роттердам. Имеется срединный вариант маршрута ВШП через Черноморье, Закавказье, Каспий и Центральную Азию. В зависимости от геополитической обстановки в регионах будет зависеть окончательный выбор главного направления трансконтинентального пути.
Крупнейшими событиями века станет строительство Азиатско-Североамериканской магистрали (АСАМ) и создание евразийских энергетических мостов. Произойдет мировая «революция» в воздушном пространстве, часть которого длительное время закрыто над Северным полюсом, Ледовитым океаном и дальневосточными морями в зоне российской ответственности. После открытия неба России 75% мировых воздушных перевозок к середине будущего века будет осуществляться над Арктикой.
В 21 веке Западная Европа получит непосредственный выход в Африку, разработан проект тоннеля под Гибралтарским проливом. Это позволит приступить к формированию мультимодального коридора вокруг Средиземного моря. А также к созданию трансафриканской магистрали от Александрии до Кейптауна. Таким образом, в будущем станет возможным кругосветное путешествие железнодорожным транспортом из Южной Африки через Евразию в Латинскую Америку.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе в будущем возрастет роль железнодорожного транспорта в массовых перевозках пассажиров и грузов независимо от дальности. Здесь формируется мировой коммуникационный узел на рубежах крупнейшего континента и Тихого океана, на пересечении самых протяженных трансконтинентальных коммуникаций - Великого шелкового пути и Азиатско-Североамериканской магистрали. В АТР будет продолжено создание мощных портово-промышленных и транзитно-распределительных комплексов. Кроме существующих выходов трансконтинентальных магистралей к Тихому океану на БАМе, Транссибе, КВЖД и других возникнет новый коммуникационный узел на границе России, Китая и Северной Кореи в устье реки Туманган, который сократит на 2,3 тыс. км путь в Европу через Харбин. Интермодальные транспортные технологии и преференциальный режим обеспечат евразийско-американский транзит грузов.
В 21в. осуществится идея соединения Японских островов с континентом. Будет прорыт тоннель под проливом Лаперуза между островами Хоккайдо и Сахалином, который также соединится с материком тоннелем под Татарским проливом. Его строительство уже велось в 1951-53 гг. и было законсервировано. Тогда мыс Лазарев рассматривался как один из наиболее приемлемых вариантов выхода БАМа к Сахалину в самом узком месте пролива. В настоящее время имеется техническая документация на строительство тоннеля Лазарев - Погиби длиной в 11,7 км. Таким образом, в будущем станет возможным прямое железнодорожное сообщение между крупнейшими островными государствами - Великобританией и Японией.
В отдаленном будущем будут проложены Северо-Сибирская и Полярно-Сибирская железнодорожные магистрали, которые позволят вовлечь в хозяйственный оборот местные природные ресурсы и сократить расстояние для транзитных грузов между Европой и Америкой.
Такой может быть картина евразийских транспортных коридоров будущего. В 21 в. геополитическая обстановка в Евразии будет в целом определяться политико-экономическими возможностями формирования коммуникационного каркаса континента, в том числе контроля маршрутов транспортировки топливно-энергетического сырья. Интермодальные транспортные коридоры могут стать важным фактором евразийского мира.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Развитие Российской доктрины международной и евразийской безопасности в контексте усиления векторов

Ступаков Николай Валерьевич
В статье освещаются современные подходы России и ее евразийских партнеров в области национальной, региональной и международной безопасности.