Эмпиризм
Эмпиризм
учение, согласно которому опыт есть единственно возможный путь к знанию, и, следовательно, все гипотезы и теории должны проверяться опытным и экспериментальным путем.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Эмпиризм
(Empiricism, Эмпиризм) - учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления и научных абстракций.
Эмпиризм
получение знаний исключительно на основе опыта. В контексте европейской культурной истории - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Источник: Политическая философия: глоссарий
Эмпиризм
от греч. empeiria опыт)
направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ЭМПИРИЗМ
от греч. empeiria - опыт) - познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об обществе, осно-ванной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению социальными процессами. При этом научные функции социологии сводятся к обоснованию практического по-ведения, а функции добывания знаний об обществе низводятся до технических операций с верифицируемыми данными, собранными разными социологическими методами [Ковалева М.С. Эмпиризм // Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. - М.: ИСПИРАН, 1995. - С. 609].
Источник: Сводный словарь по политологии
Эмпиризм
философское учение, которое признает опыт (чувственные восприятия) единственным средством получения достоверных знаний и игнорирует логический анализ и теоретические обобщения. Эмпирический подход к изучению природы и общества отличается поверхностностью; он ограничивается лишь собиранием случайных фактов и не вскрывает существа явлений и событий. Эмпиризм в политике, или ползучий эмпиризм, отрицает значение теории для понимания общественной жизни, перспектив развития, ведет к узкому делячеству, беспринципности. Марксизм-ленинизм не признает эмпиризма как метода изучения действительности и борется против эмпиризма в политике.
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Эмпиризм
философское учение, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений. Эмпиризм ограничивается внешней стороной событий, цепляется за случайные факты, скользит по поверхности явлений, не вскрывая более глубоких их связей и законов; их развития. Марксистский философский материализм, рассматривая опыт как источник познания, в то же время ведет с эмпиризмом борьбу, признавая огромное значение научных обобщений и теории. Эмпиризм в политической работе-узкое, беспринципное делячество, непонимание общих целей и перспектив практической работы, отрицание значения теории. В этом смысле употребляется выражение «ползучий эмпиризм».
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
эмпиризм
Empirie/empirisch/Empirismus. Empirical research / empirical / empiricism (греч. εμπειρικος – основанный на опыте). Эмпиризм означает как философское течение (Дж. Локк, Д. Юм), так и употребляемое в повседневности и в науке понятие, которое исходит из опыта и доказуемых опытным путем фактов. Оно отвергает предположения идеализма о том, что существует нечто находящееся вне конкретных вещей и фактов и что оно может быть постигнуто помимо них, как и допущение, что существуют изначально рожденные идеи. Такое (научно-теоретическое) понимание было и остается важной составной частью естественных наук, со временем оно должно было утвердиться и утвердилось и в гуманитарных, и в социальных науках. В конце xIx – начале xx в. были развиты важные положения в области психологии, которые впоследствии оказали сильное влияние на социологию и с 1950х гг. на политическую науку. С тех пор эмпирические социальные исследования стали важной составной частью социологических научных исследований. Их важнейшими технологическими методами являются: а) (непосредственные/опосредованные) наблюдения, б) эксперимент, в) (письменные/устные) опросы, г) анализ содержания полученных результатов. Полученные по данной технологии результаты и информация изучаются (анализируются) и интерпретируются на основе теоретических допущений. Технологии, методы и теории служат тому, чтобы: 1) точнее описать имеющуюся действительность, 2) объективно ее проанализировать, 3) углубить наши знания и опыт (т. е. извлечь уроки из происходившего в прошлом) и использовать их для ответа на грядущие вопросы и проблемы, а также в нахождении решений. В то время как эмпирическое мышление вряд ли подлежит отрицанию, в социальных науках спорным остается то, что конкретно может быть измерено, просчитано или взвешено (получение количественной оценки), или же то, что относится к пониманию качественных параметров и возможности их описания, которые, однако, не подлежат точной цифровой фиксации (чувства, идеалы).