ЭКСТРЕМИЗМ
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике.
Источник: Словарь по политологии
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
приверженность к крайним взглядам, мерам и действиям. (обычно в политике). В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм - это осуществление политики крайними методами. Порождает самые разные факторы социально-экономических кризисов, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформации политических институтов и структур, их неспособность решать назревшие вопросы общественного развития, тоталитарный режим. подавления властями оппозиции, стремление социальных или политических групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и др.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Благоприятной почвой для расцвета Э. являются экономические и социальные кризисы в стране, бедствия и обнищание населения, социальные, национальные, религиозные и иные конфликты, грубые нарушения демократических прав и свобод, крушение былых нравственных ценностей и состояние анемии, авторитаризм, тоталитаризм, фашизм, расизм и т.д. Социальную базу Э. чаще всего образуют люмпены, маргиналы, отдельные слои студенчества и интеллигенции, представители национальных и религиозных меньшинств и др. Конкретными и наиболее наглядными формами проявления Э. являются терроризм, вооруженная партизанская, подпольная борьба, фашистские и расистские погромы и т.д. Э. проявляется как с «правых», так и с «левых» позиций.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Различают Э. политический, этнический и религиозный. Политический Э. стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима. Этнический Э. ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства. Религиозный Э. проявляется в нетерпимости к представителям др. религий и конфессий. В ряде восточных стран религиозный Э. является формой Э. политического. Э. присущ маргинальным слоям, для которых характерно преобладание норм контркультуры над нормами политической культуры.,
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Экстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства и т.д.
Имеется целый комплекс противоречий, лежащих в основе зарождения и развития экстремизма в России. Сюда можно отнести противоречия экономического характера, среди которых выделяется несоответствие результатов экономической реформы ожиданиям различных групп населения; чрезвычайно высокая цена преобразований (падение производства, растущая безработица, маргинализация населения и т.п.).
Обострились социальные противоречия. Это - усиление имущественного неравенства; замедление темпов формирования среднего слоя, который в состоянии обеспечить социальную стабильность в обществе; расширение криминальных кругов за счет числа маргинализированных и люмпенизированных людей.
Конфликтные ситуации производственного, национального или этнического характера в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту.
Сформировались признаки, характеризующие социальную напряженность: а) разбалансированность функционирования различных сфер общественной жизни; б) снижение уровня жизни населения; в) формирование социальных групп противостояния, одной из сторон которых оказываются органы власти; г) возможность непредсказуемого, стихийного массового поведения и формирование агрессивной толпы.
Все перечисленные факторы стимулируют политический экстремизм и ослабляют возможности государственных структур эффективно противостоять ему.
Социальное и политическое настроение используется экстремизмом в целях демонтажа сложившихся общественных структур. Экстремистские организации и движения проводят свои политические акции, невзирая на конституционные и другие законодательные акты.
Экстремизм - это правовой нигилизм. Если взять российскую действительность, то антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобрела широкие масштабы. Более того, были созданы незаконные вооруженные и военизированные формирования, которые связывают себя с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами.
В целях предотвращения угрозы основам конституционного строя, общественной безопасности и государственной целостности в марте 1995 года был принят указ Президента РФ "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации".
Самое крайнее выражение политического экстремизма представляет собой терроризм - систематическое устрашение, провоцирование, дестабилизация общества насилием. К ним можно отнести террористические акции, имевшие место в 1995-1996гг. в Буденновске, Кизляре, Первомайском, и получившие широкий резонанс в мире.
В идеологическом аспекте экстремизм использует демагогические лозунги и призывы, создающие образ врага, апеллирующие к низменным чувствам человека. Также организует террористические акты, сознательно провоцирует беспорядки, призывает к гражданскому неповиновению и т.д. Экстремизм обещает людям быстрое устранение трудностей, осуществление гарантированного порядка и социальной обеспеченности. Для этого требуется решительное подавление инакомыслия, жесткое утверждение своей системы политических, идеологических и других ценностей.
Сегодня в странах Запада накоплен опыт, который может быть использован и в России: создан механизм сосуществования или сотрудничества с этими силами, когда они выступают как правые и левые радикалы; пресечения их, когда они выступают в качестве экстремистов и резкого усиления борьбы и устрашения при их деятельности как неофашистов.
Источник: Словарь по политологии
Чаще всего Э. проявляется в форме отрицания существующих политических, а также культурных, религиозных и социальных норм, ценностей и процедур, основополагающих принципов организации политических систем, в стремлении к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти. Для него характерна нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, поиску консенсуса. Благодаря максимализму, присущему юности, ему подвержена молодежная и в последнее время даже школьная среда. На различных этапах человеческой истории с Э. в той или иной форме сталкивались в качестве его носителей или жертв практически все народы мира.
На идеологическом уровне Э. использует демагогические лозунги и призывы, апеллирующие к низменным чувствам человека и создающие из тех, на кого он направлен, образ врага. Э. обещает людям быстрое устранение угнетающих их трудностей, установление гарантированного общественного порядка и надежной социальной обеспеченности граждан, требуя взамен решительного подавления инакомыслия, жесткого утверждения своей системы политических, идеологических и других ценностей.
Э. может быть политическим, этническим/расовым, религиозным (этнорелигиозным), экономическим, социальным, вплоть до бытового.
Политический Э. как осуществление политики крайними методами направлен на радикальное изменение государственного строя, существующего в той или иной стране политического режима, а экономический и социальный - на демонтаж сложившейся социально-политической (социально-экономической) системы. Наиболее ярким примером политического, экономического и социального Э. является деятельность леворадикальных течений в Российской империи, закончившаяся октябрьским переворотом 1917 г. У ряда современных восточных наций политический Э. имеет ярко выраженную религиозную окраску. Экстремисты часто организуют террористические акты, сознательно провоцируют беспорядки.
Самое крайнее выражение политического Э. представляет собой терроризм – систематическое устрашение, провоцирование, дестабилизация общества насилием. К крайнему Э. можно отнести террористические акции баскских сепаратистов, ирландских и корсиканских экстремистов, периодические террористические атаки на Израиль и его граждан, в том числе за рубежом, теракты в Пакистане, Индии, Индонезии, Малайзии, Испании, США, Великобритании, на Шри-Ланке, а в России – события в Буденновске, Кизляре, Первомайске, Москве и проч.
Этнический/расовый Э. ориентирован на реализацию интересов исключительно одного этнического /расового сообщества.
Религиозный Э. проявляется в нетерпимости к представителям и ценностям других религий, конфессий, деноминаций и т. д.
Бытовой Э. выражается в такой форме психических расстройств, как различные фобии, в том числе ксенофобия.
Э. порождают самые разные факторы: социально-экономические кризисы, распад прежней системы ценностей, слом сложившихся социальных структур, обнищание основной массы населения, рост антисоциальных проявлений, деформации и дискредитация политических институтов и структур, слабость государственной власти и ее неспособность решать назревшие вопросы общественного развития, падение исполнительской дисциплины, тоталитарное подавление властями оппозиции, нарастание чувства ущемления национального достоинства, стремление социальных или политических групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и др. Изначально он был присущ маргинальным слоям, для которых характерно преобладание норм контркультуры над нормами политической культуры. Однако в последние десятилетия Э. стало исповедовать все большее число представителей вполне благополучных экономически и обладающих высоким социальным статусом слоев общества в самых разных странах. (Ф.В. Шелов-Коведяев)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.
Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм — это осуществление политики крайними методами. Вся история человечества показывает, что с экстремальными, крайними ситуациями и проявлениями, а равно как и с прецедентами выхода из них, сталкивались практически все народы мира, поэтому экстремизм не является экзотическим явлением ни для России, ни для мира в целом. И политический экстремизм в частности. К примеру, смертельная угроза внешнего нашествия вынуждала правительства превращать государства в осажденные крепости, вводить жестокую централизацию, беспрекословное подчинение власти, ограничение прав и свобод. А это и есть проведение внутренней и внешней политики крайними методами, т. е. политический экстремизм. История вокруг существования в России пресловутого политического экстремизма стала нагнетаться еще в 1993 — 1995 годах, в разгар преступного правления Б. Н. Ельцина. Именно в это время протестные настроения народных масс достигли своего апогея. В 1995 году появляется указ президента № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Во исполнение этого указа была создана комиссия при президенте, которая должна была выдать юридическое обоснование термину «фашизм» и указать действия, подпадающие под это определение. Однако, результаты «титанических» усилий комиссии неприятно удивили заказчиков. Оказалось, что все действия правящего ельцинского режима подпадают под определение фашизма, сформулированное данной комиссией. Результаты работы не были доведены до широкой общественности, а сама комиссия как структура тихо прекратило свое существование. Следующим этапом стал доклад, подготовленный региональным общественным фондом «Информатика для демократии» по заказу администрации президента, по проблемам политического экстремизма в России. Этот доклад стал основой федеральной программы по противодействию политическому и религиозному экстремизму в Российской Федерации на 1999 — 2000 года, принятой коллегией министерства юстиции и одобренной правительством. В рамках этой программы были разработаны соответствующие законопроекты, в частности — «О запрещении нацистской символики» и «О противодействии политическому экстремизму», которые были направлены на рассмотрение в Государственную Думу.
В «Программе...» дается следующее определение этого явления: «Политический экстремизм — это деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены ... на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признаку».
Любому здравомыслящему человеку очевидно, что это абсолютный бред. Ибо с тех пор, как существует мир, все объекты, его составляющие, разделены по определенным признакам. И любой человек (даже демократ) распространяет информацию, разделяющую (классифицирующую) объекты окружающего мира по соответствующим признакам. А следуя «логике» приведенного выше определения, к политическому экстремизму можно отнести любую доктрину, например, учение Православной Церкви, в своей сути содержащее разделение (классификацию) людей по религиозному признаку. В этом определении политического экстремизма и заложен ответ на вопрос, кому и для чего нужно подобное противодействие. В результате проводимых в России «реформ» произошло резкое разделение общества, в первую очередь — в социальной и экономической сферах. Отчетливо выделился новый класс — класс паразитов, интересы которого диаметральны интересам остальной части общества. Имущественное неравенство достигло огромных масштабов, когда сравнительно ничтожная по численности группа, к которой, кстати, относятся и авторы вышеупомянутой «Программы...», ограбив народ, жируют на умирающем теле России. И вот любое недовольство таким положением вещей в собственной стране автоматически подпадает под определение политического экстремизма, которому режим будет оказывать активное противодействие, т. е. защищать себя от справедливого народного негодования и гнева. Причем в практической плоскости это противодействие предусматривает применение ко всем инакомыслящим методов, вполне отвечающим по духу методам большевистских комиссаров, в свое время беспощадно уничтожавшим цвет Русской нации: это и слежка, и сбор компромата, и провокации, и физическое воздействие вплоть до прямого устранения .
См. также: антифашизм, выборы, евразийство, манипуляция общественным мнением, русский фашизм, средства массовой информации, фашизм, экстремистские группировки.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Экстремизм не представляет собой единой системы взглядов: он всегда ситуативен. Как правило, этот термин применяют для характеристики политических сил, выступающих против существующего строя и использующих при этом нелегитимные методы, вплоть до жесткого физического насилия. Но экстремизм более широкое понятие, он встречается и в других сферах жизни общества — в экономике, культуре, религии и даже науке.
Экстремизм противоположен центризму. Девизы экстремистов: «Что не до смерти — то ложь!» и «Гильотина — лучшее лекарство от перхоти» — предполагают отказ от таких инструментов политики как диалог, переговоры, компромиссы, которые называются «пустой болтовней». «Нормальным» считается конфликтное, агрессивное навязывание собственной точки зрения.
Политический экстремизм возникает как реакция некоторых слоев общества на кризисные явления в той или иной социальной системе. В условиях, когда органы государства, общественные институты не способны дать ответ на то, как разрешить накопившиеся противоречия, силы, выступающие с позиций экстремизма, пытаются навязать обществу радикальные и скорые решения. Именно так поступили якобинцы во время Великой французской революции (1789–99), предложив массам программу экспроприации собственности дворян и физического уничтожения аристократов.
В России из числа антиправительственных организаций, боровшихся с царизмом, на первые позиции вышли эсеры и большевики, выступавшие с крайне радикальных позиций. После Октябрьской революции коммунисты в короткий период провели ряд мер по разрушению институтов свергнутого строя и, как и якобинцы, развязали в стране «красный террор».
Кризис Веймарской республики привел к победе в стране приверженцев национал-социализма, придавших при диктатуре А. Гитлера «законную силу» наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.
Разгул ультраправого и ультралевого экстремизма нередко заставляет правительство ужесточать политику и подталкивает к введению чрезвычайных мер и ограничению деятельности демократических институтов в стране. Так, мятеж генерала Франсиско Франко против республиканской Испании (1936–39) во многом был реакцией на ситуацию в стране, где правительство Народного фронта стало заложником в руках многочисленных экстремистски настроенных левых партий, а Испания превратилась в арену столкновений между коммунистами, социалистами, троцкистами, анархистами.
Однопартийная система и режим личной власти президента Хосни Мубарака в Египте объясняются необходимостью решительной борьбы с фундаменталистами из организации «Братья-мусульмане».
Активно протестуя против устоев современного общества, политические экстремисты, тем не менее, остаются его неотъемлемой частью, являясь своеобразным барометром социальных настроений. Когда деятельность радикалов приобретает явно выраженный антисистемный характер и сопровождается актами насилия, руководство государства, помимо пресечения деятельности экстремистских групп, должно проанализировать причины возникновения экстремизма в обществе. Так было в 1970-е гг. в Германии и Италии, когда деятельность ультралевых групп привела к многочисленным жертвам, а на Аппеннинах и вовсе поставило государство на грань краха.
Политическому экстремизму во все времена сопутствовал экстремизм религиозный. В Средние века и эпоху Реформации представители деструктивных сект часто с оружием в руках боролись с официальной властью и Церковью (восстание Дольчино в Италии, альбигойские войны на юге Франции и гуситские в самом центре Европы — в Чехии и сопредельных странах, Крестьянская война в Германии и т. д.). Для всех экстремистов той эпохи общим было стремление военным путем, путем насилия, террора перестроить жизнь общества согласно своим представлениям о справедливости и благе. Все эти социальные эксперименты сопровождались бесчинствами, произволом, казнями.
Именно необходимостью остановить террор деструктивных тоталитарных сект было вызвано создание инквизиции римско-католической церковью.
Религиозный экстремизм в наше время характерен и для мусульманского мира. Практически в каждой исламской стране действуют силы, использующие в борьбе против режима террор (см. Терроризм). В ортодоксальном исламе отсутствует разделение между государством и верой. В идеале для мусульманина шариат не только регулирует нормы его личного поведения, но должен стать основным законом исламского государства.
Радикальную попытку осуществить эти взгляды на практике предприняли талибы в Афганистане во второй половине 1990-х гг., но этот эксперимент закончился обострением гражданской войны в стране и агрессией войск НАТО.
Экстремизм часто проявляется и в экономике. Как правило, это принятие непродуманных, часто популистских решений, не подкрепленных ресурсами страны, строительство больших промышленных объектов, которые никогда не окупятся и т. д.
Примером вопиющего радикализма стала либерализация цен в 1992 г. и последующая экономическая политика кабинетов Е. Гайдара иВ. Черномырдина. Господствовавший в 1990-е гг. «либеральный экстремизм» провозглашал необходимость «шоковых» реформ для навязывания большинству воли меньшинства.
Сегодня часто говорят также о молодежном экстремизме, национальном экстремизме. Элементы экстремизма встречаются и во многих произведениях искусства и литературы, созданных, прежде всего, с целью эпатажа и провокации. В науках, особенно общественных, это проявляется в создании сомнительных теорий (А. Фоменко, Г. Носовский и проч.)
В политическом плане экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность. расшатать и низвергнуть их ради достижения своих политических целей, как правило, силовыми методами. Для этого экстремистские организации и движения используют популистские и зажигательные лозунги и призывы, откровенную демагогию, организуют и провоцируют беспорядки, гражданское неповиновение, террористе-чсскис акты н т. п. Лидеры экстремизма и их сторонники отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения, любой политический консенсус, основанные на взаимных уступках, руководствуясь в своих действиях лозунгами: «все или ничего».
В идеологическом плане экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытаясь жестко утвердить свою систему идеологических, политических или религиозных взглядов (например, религиозный фанатизм исламское толка), навязать их политическим оппонентам любой ценой, требует от своих сторонников слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. «Аргументируя» свои взгляды, экстремисты обращаются не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, пропагандируют лозунги и призывы, рассчитанные не на знание, а на примитивное сознание и инстинкты толпы. Доведенная до крайности идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потери контроля над своим поведением, готовых на любые безрассудные акции, на нарушение правовых норм, сложившихся в обществе. Для экстремистов характерно стремление к охлократии (власти толпы). Отвергая демократические методы разрешения возникающих политических конфликтов, экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей, которые объявляются носителями высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами на веру.
Экстремизм традиционно делится на «левый» и «правый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям и взглядам левого толка (анархизм, левый радикализм, извращенный до гротеска марксизм), объявляя себя наиболее последовательными борцами за «правое дело». Они критикую капитализм за социальное неравенство, подавление личности, эксплуатацию. Социализм они критикуют за бюрократизацию, забвение принципов классовой борьбы: Фракция Красной армии в Германии, «Красные бригады» в Италии, «Сантендеро луминосо» в Перу, полпотовцы в Камбодже и др.
Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство, «массовую культуру», «отсутствие порядка» и господство плутократии. И для «левого» и для «правого» экстремизма характерен антикоммунизм («эскадроны смерти» в странах Латинской Америки, Итальянское социальное движение в Италии. Республиканская и Национально-демократическая партия в Германии, различные праворадикальные и откровенно фашистские группы и партии в США и т. д.).
Часть «левых» экстремистских организаций находится на нелегальном положении, совершает террористические акты, однако большинство экстремистских организаций действует легально и даже имеет своих представителей в парламентах и местных органах власти. Массовой базой экстремизма являются, как правило, мелкобуржуазные и маргинальные слои, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения. разочаровавшиеся в существующих политических порядках. Из многочисленных форм проявления экстремизма можно выделить экстремизм политический, националистический, религиозный, экологический экстремизм. Политический экстремизм направлен на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного «порядка», «левого» или «правого» толка. Националистический экстремизм, выступающий с позиции защиты интересов «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка, отвергает подобные же права для других пародов, национальных и этнических групп. Националистический экстремизм органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации (борьба за Холистан в Индии, движение баскских националистов в Испании и др.). Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами. Экстремизм религиозный, получивший распространение в ряде регионов и стран, проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии (например, мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане). Нередко религиозный экстремизм используется в политических целях в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий (движение «братьев-мусульман» в Египте и ряде других стран Ближнего Востока).
Экологический экстремизм - сравнительно новый вид экстремизма, вызванный резким обострением экологических проблем, ухудшением качества окружающей среды как в отдельных странах, так и в глобальном масштабе. Миссии за осуществление эффективной природоохранной политики («зеленые», «экологисты» и др.) возникли и действуют во многих странах - это группы и движения, выступающие вообще против научно-технического прогресса и организующие акции, направленные на закрытие и ликвидацию неблагоприятных в экологическом отношении производств, и нередко создающие своими действиями угрозу общественному порядку.
Экстремизм во всех своих формах несет горе и страдания народам, делает их заложниками беспринципных политиканов.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013