ЭКОЛОГИЯЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ

ЭКОНОМИКА

Найдено 7 определений термина ЭКОНОМИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЭКОНОМИКА

1) Совокупность производственных отношении, соответствующих данной ступени развития производительных сил и составляющих базис общественного строя. 2) Народное хозяйство страны, области, района (напр. Э. Индии) или отрасли народного хозяйства (напр., Э. транспорта, колхозная Э.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ЭКОНОМИКА

1) народное хозяйство страны, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы; 2) экономические науки, занимающиеся изучением секторов (промышленность, сельское хозяйство, услуги) и отраслей хозяйства страны или отдельных ее регионов, а также некоторых условий и элементов производства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геокультурная энциклопедия

Экономика

от греч. oikonomike, букв. искусство ведения домашнего хозяйства)

1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;

2) хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства;

3) экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Экономика

совокупность производственных отношений (см.) «а данном уровне развития производительных сил (см.) общества, например экономика социализма, экономика капитализма и т. п. Определяющим для характеристики экономики страны являются господствующие в обществе отношения собственности на орудия и средства производства (капиталистическая частная собственность — основа буржуазной экономики, социалистическая общественная собственность — основа экономики социализма и т. п.). В другом значении под экономикой какой-либо страны подразумевают ее народное хозяйство и отдельные отрасли его. Экономикой называют также науки, изучающие отрасли народного хозяйства или специфические стороны производственных отношений в определенной области производства или обмена (наука — экономика сельского хозяйства, наука — экономика труда и т. п.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ЭКОНОМИКА

совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. В большинстве стран представляет собой сложный хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья и структуры общественного производства, распределения и обмена продуктов труда на всей территории.

Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки – совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, транснациональные компании в условиях глобализации экономики, основные условия и способы производства, обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования.

Одной из наиболее важных и развитых отраслей экономики является военная экономика, обеспечивающая военный (оборонный) потенциал государства.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Война и мир в терминах и определениях

ЭКОНОМИКА

1) economics; 2) economics, economic theory; от rp. oikonomike -искусство управления домашним хозяйством) - 1) хозяйство (или его часть - виды, отрасли, сферы производства) того или иного государства (региона, области, штата, департамента, района, округа и т.д.), группы стран, их сообщества или всего мир; 2) наука, отрасль знаний, изучающая функциональные или отраслевые проблемы, принципы, аспекты экономических отношений. Во все времена ни одним властям фактически не удавалось уходить в сторону от понимания и решения экономических вопросов, организации экономической жизни. Наиболее продуманной, обеспеченной в правовом отношении и опирающейся на человеческие способности и интересы оказалась к нашему времени рыночная Э. Многообразие экономической жизни породило необычайное множество экономических явлений (а значит и понятий), с которыми должны считаться и считаются власти различных уровней. В этом круге макро- Э., микро- Э., Э смешанная, дефицитная, рыночная, социалистическая и т.д. И в этой области практики и знаний - экономическая власть, Э. зависимость. Э. интеграция, Э. инфраструктура. Э конъюнктура, Э. политика, Э. помощью, Э. самостоятельность, Э. эффективность и т.д.; экономические законы, Э. науки, Э. отношения, Э. потребности, Э. реформы, Э. стимулы, Э. эксперименты и т.д.; экономический кризис, Э. потенциал, Э. рост, Э. цикл и, наконец, экономическое положение, Э. равновесие, Э. сотрудничество и т.п., экономическое мышление и Э. образование. Без охвата, учета всего этого комплекса и стремления влиять на него современные власти и властители, политики и партии практически немыслимы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ЭКОНОМИКА

греч. oikonomike, букв. «искусство ведения домашнего хозяйства»):

1. Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции.

2. Народное хозяйство страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

3. Наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства.

Экономика — сфера человеческого бытия. Именно в сфере материального производства, т. е. в процессе преобразования природы, человек обеспечивает условия своего существования, создает предпосылки для воспроизводства рода.

Экономические потребности во многом формировали и формируют внешнюю и внутреннюю политику государств, динамику исторических процессов, логику действий вождей, политических лидеров, классов, конфессий и целых народов. Но, начиная с древних времен и до Нового времени, общественное сознание не вычленяло экономику в качестве определяющего фактора в жизни социума. В не меньшей степени его конфигурацию определяли иные факторы, лежащие вне сферы материального производства и непосредственно с ним не связанные — религия, политика, искусство.

Уже Аристотель (384–322 до н. э.) разделял «экономику» — деятельность, имеющую своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни, и «хрематистику» — искусство наживать состояние путем торговли, деятельность по наживанию денег с помощью денег. По Аристотелю, хрематистика не является необходимой и не обусловливается естественными причинами. Более того, на рубеже XIX–ХХ вв. некоторые этнографы и культурологи (Ф. Боасс, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, Э. Бенвенист и др.) открыли, что экономика архаических обществ не преследовала выгоды и не знала принципа эквивалентности.

Богатство копилось только для того, чтобы разом быть раздаренным на потлаче — празднике, устраиваемом для раздачи подарков и демонстративного истребления имущества. Принцип бесцельных (с современной точки зрения) трат определял и жизнь в более развитых обществах.

Бурное развитие капитализма привело к переоценке роли экономики в жизни общества. На этапе формирования буржуазного общества решающую роль сыграл религиозный фактор (о чем справедливо писал Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма»).

Капиталистические отношения сложились не у восточных, православных христиан, не в католическом мире, не, тем более, в мусульманских странах. Характерно, что «родина» капиталистического способа производства — североитальянские городакоммуны — задолго до Реформации были оплотом сторонников многочисленных ересей, противостоявших ортодоксальному католицизму. И страны, ранее других вставшие на капиталистический путь развития, Голландия, Англия, были протестантскими.

В протестантизме упор делался на моральной практике, состоящей в неуклонном следовании человека своему божественному предначертанию, реализующемуся в мирском служении, в последовательном и целенаправленном исполнении мирского долга, заключающегося в преумножении капитала. Таким образом освящалась не просто трудовая деятельность, но именно наращивание благосостояния, рассматриваемое отныне как самоцель.

Уже в скором времени экономика стала восприниматься как некая объективная, не зависящая от человеческой воли и желания реальность. Это объяснялось сутью капиталистического способа производства, которое по своей природе носит рыночный характер. В условиях буржуазного общества, основанного на товарном производстве, неизбежно происходит деформация общественного сознания, когда результаты собственного труда все более представляются человеку некой вещной, не зависящей от него реальностью.

Причины этого иллюзорного представления убедительно раскрыл Карл Маркс. В учении о фетишизме товаров он показал: капитал есть не объективная реальность, а лишь общественные отношения, складывающиеся в процессе производства. Маркс писал о дегуманизации как атрибуте капитализма, о необходимости борьбы с овеществлением человека. Но, критикуя капитализм, автор «Капитала» сам продолжал оставаться на позициях крайнего экономического детерминизма.

Маркс был убежден, что экономика определяет всю человеческую жизнь, от нее зависит не только государственный строй и социальная структура, но и вся идеология, культура, мораль, религия, искусство. Так, например, народы Земли, тысячелетиями живущие в условиях присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство), остаются сообществами с примитивными общественными структурами и неразвитым самосознанием.

Распространенная точка зрения, что отсталые племена не развращены цивилизацией и в силу этого обладают более высоким уровнем духовности, чем народы остального мира, по Марксу — несостоятельна. О существовании «тайного знания», концентрирующего в себе некую древнюю мудрость, люди узнали из письменных источников и памятников материальной культуры наиболее развитых в технологическом и экономическом отношении государств прошлого — Месопотамии, Египта, Индии, Китая, а вовсе не из легенд и преданий реликтовых племен, до сих пор пребывающих на периферии мировой истории.

Материальное производство даже в самых примитивных формах невозможно без разделения труда и обеспечивающего его социального устройства. Так, возникновение земледельческих цивилизаций Древнего Востока, возникших на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ было, по мнению немецкого мыслителя, обусловлено потребностью в организации и регулировании ирригационных систем. Необходимость привлечения значительного числа людей для строительства дамб и каналов потребовала централизации власти, создания аппарата принуждения.

Кроме того, нужно было защищаться и от кочевников, что вело к увеличению числа воинов. А содержание армии невозможно без завоевательных походов. Это вело к территориальному росту государств, что, в свою очередь, требовало увеличения расходов на чиновничий аппарат, войско и т. д.

Огромные территории при относительно малой заселенности, вошедшие в состав Русского государства в XV–XVII вв., сложные климатические условия севера Евразии — все это обусловило централизованный характер власти в стране и мобилизационный характер ее экономики.

Антиурбанизм, выражавшийся в полном разрушении завоеванных городов, вытекал из основного занятия подданных Чингисхана — кочевого скотоводства. «Мельница, — говорил Маркс, — дает нам строй с феодалом во главе, а паровая машина — строй во главе с капиталистом». Но капитализм тоже не вечен, новые условия и новая техника приведут к смене общественного строя и дадут новый правящий класс.

Критикуя капитализм и уповая на пролетариат, который в ходе революции сокрушит власть буржуазии и построит общество, свободное от эксплуатации, Маркс остается представителем буржуазной мысли, для которой определяющим является представление о первичности экономики. В современном обществе потребления процесс овеществления человека, его расчеловечивания, превращения в разновидность товара происходит столь стремительно, что многие ученые всерьез пишут о конце человеческого периода в истории Земли.

Товарный фетишизм стал глобальной идеологией. Виртуальные величины, вроде цен на энергоносители или котировок акций на фондовых рынках, не связанные с реальным производством, приобрели характер объективной вещной реальности, формирующей в массовом сознании иллюзорные представления общества о самом себе.

Большевики, декларировавшие после захвата власти стремление уничтожить капитализм, тоже стали заложниками экономического детерминизма. Лишь в периоды, когда ставка делалась на внеэкономические, мобилизационные способы достижения общегосударственных целей (от репрессивных до моральновоспитательных мер, призванных задействовать духовный и интеллектуальный потенциал народа), СССР удавалось добиваться серьезных успехов всемирного значения (победа над фашизмом, выход в космос и т. д.). Но в последующем буржуазные идеи об определяющей роли экономики опять возобладали, и реализация этих представлений привела к краху коммунистического варианта капитализма (госкапитализма) в СССР.

Дискуссии конца 1980-х гг. о том, как строить рыночную экономику (Т. Заславская, А. Аганбегян, С. Шаталин, Е. Ясин, Г. Явлинский, Н. Шмелев, Г. Попов и проч.) оттого были бесплодными, что их участники, несмотря на незначительные различия во взглядах, все являлись сторонниками марксистской точки зрения о приоритете экономики.

Очевидно, что только в короткий по историческим меркам период господствовало убеждение, будто единственная цель человека, государства и общества состоит в потреблении материальных благ и наращивании богатства. Сейчас приходит осознание, что духовные потребности отдельного человека, равно как и функционирование экономических институтов, да и всего государства зависят от более высоких сфер духа и культуры (политики, религии, искусства, развития науки и других форм познания).

Экономика невозможна там, где не гарантированы права собственников. Экономический рост и инвестиции невозможны там, где нет законов, твердой власти, политической стабильности. А они, в свою очередь, возможны там, где есть идеологическое, духовное, культурное согласие общества.

Место рынка — на окраине, как в отдельном городе, так и в обществе в целом. И подобно тому, как в центре любого города находится церковь (мечеть и т. п.) и административные здания (крепости, ратуши, резиденции и проч.), так и в центре любого общества именно эти структуры являются «базисом», основой производства, воспроизводства самого общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЭКОНОМИКА — 0

Найдено научныех статей по теме ЭКОНОМИКА — 0

Найдено книг по теме ЭКОНОМИКА — 0

Найдено презентаций по теме ЭКОНОМИКА — 0

Найдено рефератов по теме ЭКОНОМИКА — 0