ЭКОНОМИКА и ПОЛИТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
(politics and economics) Согласно разным определениям, главным предметом политики являются: гражданское правительство, государство, общественные дела; человеческие конфликты и их урегулирование; источники и осуществление власти. Соответственно, центральное место в определения экономики обычно занимают: системы производства и обмена; рациональное поведение, направленное на извлечение максимальной пользы посредством оптимального распределения недостаточных ресурсов; накопление и распределение богатства. Однако определение социальных наук, которое бы устроило всех, не так легко дается. Недостаточно точно обозначенные границы между ними делают возможными периодические "столкновения и вторжения на чужую территорию". Граница между политикой и экономикой является особенно открытой по той очевидной причине, что государства располагают значительными материальными ресурсами, а производство и товарообмен едва ли возможны без той или иной системы обеспечения безопасности. Тем не менее стоит остановиться на главных разновидностях определения, поскольку они помогают выяснить, что обычно лежит в основе покушений на целостность каждой из дисциплин. Итак, мы имеем две аналогичные группы определений. Первая пара имеет дело с институтами, вторая – со средствами или процессами, третья – исключительно с целями. Если рассмотреть их поочередно, станет ясно, что немногие из тех, кто изучает политику, будут готовы уступить экономистам исследование военных конфликтов только потому, что государства прибегают к широкому использованию наемников. Они сочтут предоставление хотя бы одной мере этой важной услуги по обеспечению обороны делом безусловно общественным. И наоборот, экономисты тратят немало времени, изучая конкурентное поведение свободных, рационально действующих участников рынка. Но многие признают, что фирмы представляют собой иерархические организации, в которых вместо свободы общения существуют субординация, добровольный обмен мнениями, что контракты едва ли могут быть надежными без правовой структуры, поддерживаемой государством, и что время от времени возникают и существуют крупные народнохозяйственные системы командного типа, где рынок играет ничтожно малую роль. Крупные фирмы, как известно, прибегают к различным приемам, в т.ч. используют свое влияние на государство, чтобы повысить свою конкурентоспособность путем увеличения издержек соперников, а не снижением собственных. Государства, проводящие меркантилистскую политику, как правило, делают то же самое. Но, хотя многие экономисты и сетуют на подобное несовершенство рынка, немногие из них согласятся уступить ученым-политологам исследование даже самых несовершенных рынков. Короче говоря, даже если взять, казалось бы, типичнейшие политические или экономические институты, то при ближайшем рассмотрении нередко окажется, что разнородный характер требует знаний, чаще всего связанных с другими конкурирующими дисциплинами. По-видимому, для тех, кто хотел бы доказать, что политическая наука – нечто большее, чем изучение экономики людьми, не сведущими в математике, лучший способ сделать это – принять за основу иррациональность как определяющую человеческую черту то ли в виде томистской концепции сферы практического разума, в которую случайность проникает как результат грехопадения, то ли в виде гоббсовского понимания человеческого рода как единственного, способного ко лжи, то ли в виде гегелевской идеи абсолютной свободы воли. Естественно, при этом возникают проблемы методологического порядка. Как может иррациональное рационально изучать самое себя и почему в самом деле оно должно захотеть сделать это? См. также: political economy (политическая экономия).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЭКОНОМИКА и ПОЛИТИКА
сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической социологии и в политической науке в целом.
Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.
Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом. Прямое распределение, начавшееся в первобытном обществе, продолжает сохранять свои функции до тех пор, пока преобладает натуральная форма хозяйствования. В крестьянском хозяйстве, рабовладельческой латифундии, феодально-церковном или дворянском поместье, советском колхозе и т.д., в которых большая часть произведенной продукции должна прямо распределяться, происходит переплетение экономической деятельности с политической.
Опыт всеобъемлющего государственного вмешательства в экономику при тотальном охвате государственной собственности подтверждает это наблюдение (см. ЭТАТИЗМ). В подобном политизированном обществе перераспределительный синдром будет наиболее развит.
В эпоху буржуазных революций, положивших начало Новому времени, экономика и политика начинают рассматриваться как самостоятельные, автономные области человеческой деятельности, а проблема их взаимосвязи становится предметом научного исследования. Взаимодействие экономики и политики приобретает принципиально другой характер.
Экономика, утверждающая в качестве самостоятельной самоорганизующейся системы политика перестает быть господствующей преобладающей силой в обществе. Устанавливаются ограничения для развертывания нестоимостных, т.е. политических форм управления экономикой. Взаимодействие экономики и политики уже основываются на "обмене деятельностью", а не "прямом распределении".
Основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Такому механизму саморегулирования присуща ситуация, в которой наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене равно спросу по этой же цене. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Общепринятой чертой такой модели является "минимальное государство" или "минимальная политика". Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем.
Следовательно, ключевое различие между экономикой и политикой заключается в роли перераспределения. Именно перераспределительная функция является основной для государственных, политических органов. Политический механизм может довести перераспределение национального продукта до уровня, за которым начинается разрушение системы стимулов к накоплению, замедление роста производства, ослабление трудовой мотивации и т.д.
Одна из центральных задач политики и искусства политиков - допускать социально приемлемое (на каждый данный исторический момент времени) перераспределение доходов и ресурсов.
В сегодняшней России политики и экономики, государства и общества в самостоятельные сферы общественной жизни, их увеличивающаяся отдифференцированность друг от друга становятся результатом различения власти и собственности. Начинает трансформироваться тот тип властно-собственнических отношений, который был характерен для докапиталистической Европы. Поэтому актуальной становится задача исследования существенных различий политической власти рыночного типа от властных структур централизованной экономики.

Источник: Словарь по политологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.82 мб

Онтологические начала политики и экономики

Богатов Михаил Александрович
В статье ставится вопрос о возможном осмыслении онтологией (учением о бытии) понятий политики и экономики.
Читать PDF
84.08 кб

Индия в фокусе: экономика, политика, культура

Соколовский Александр Якубович
Читать PDF
243.70 кб

Киргизстан в контексте мировой экономики и политики

Бородин Е.
Читать PDF
360.12 кб

ОТНОШЕНИЯ ЕС - США: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ

Носов Михаил Григорьевич
Статья посвящена многогранным и сложным отношениям между Брюсселем и Вашингтоном. Две крупнейшие экономики мира с серьезным политическим и идеологическим воздействием на мировые события тесно сотрудничают в своей политике.
Читать PDF
571.64 кб

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ - ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

Иванова Анна Константиновна
Читать PDF
571.16 кб

БОЛЬШОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ

Забелин Сергей Александрович
Читать PDF
425.16 кб

Политика и экономика в онтологии современного государства

Грачев Николай Иванович
В статье рассматриваются политические и экономические аспекты жизнедеятельности современного государства.
Читать PDF
165.06 кб

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ (КРУГЛЫЙ СТОЛ)

Тимошенкова Е.П.
Читать PDF
1.29 мб

Внешняя политика как инструмент модернизации экономики и общества

Леонтьева Анастасия Сергеевна
В статье рассматривается модернизация как теоретический концепт и феномен истории, освещены модели и типы реализованных и реализующихся современных модернизаций, их связи и взаимное влияние с внешней политикой государств.
Читать PDF
1.42 мб

Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны

Михайлова Валерия Евгеньевна
В статье характеризуются причины обновления управленческой практики профессиональных организаций, тенденции укрепления связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной полит
Читать PDF
238.00 кб

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА «ТУРЕЦКОГО ПОТОКА»: ИНТЕРЕСЫ И РАСЧЕТЫ АНКАРЫ

Шлыков Павел
Читать PDF
502.95 кб

Модернизация российского общества: соотношение экономики и политики

Красин Юрий Андреевич
Модернизация российской экономики в русле инновационного развития требует демократизации нынешней политической системы; такая возможность зарождается, так как потребность в «экономическом прорыве» создает в России «реформационную
Читать PDF
255.74 кб

Второе расширение Европейского союза: политика versus экономика. Греция

Мирошников Сергей Николаевич
В статье автор рассматривает процесс вступления Греции в Европейский Союз.
Читать PDF
138.21 кб

ГУАМ и Транскаспийский газотранспортный коридор: политика или экономика?

Джангужин Рустем
Сама постановка этого вопроса предполагает организовать предварительную инвентаризацию и аудит ресурсов Каспийского нефтегазового шельфа, а также определить приоритетные маршруты их транспортировки на мировые рынки (хотя бы в огра
Читать PDF
303.01 кб

Современное положение республики Татарстан: политика, экономика, религия

Хабутдинов Айдар Юрьевич
Тщательный анализ современного положения Республики Татарстан может быть сделан путем изучения факторов политики, экономики и религии. Мы используем теорию П.