ЭГАЛИТАРИЗМ
Источник: Политическая философия: глоссарий
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Равенство, уравнительство; теория, пытающаяся доказать возможность устранения противоречий капитализма путем уравнительного передела частной собственности.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Новейший политологический словарь
Э. неоднороден. В нем различают крайнюю, уравнительную форму, ратующую за равенство результатов, и сравнительно умеренную, борющуюся за обеспечение равенства возможностей. Сторонниками Э. были Ж.К. Руссо, Г. Бабеф и некоторые др. социалисты-утописты, якобинцы и др. Марксизм в целом выступал против уравнительности, но в его концепции социального равенства содержались и элементы утопического Э. Неомарксизм стремится сгладить их. Современная социал- демократия и неолиберализм, видя проблемы, возникающие в связи с резким социально-экономическим неравенством, в своих программных документах отдают определенную дань умеренному Э., стремятся соединить концепции равенства возможностей и равенства результатов. Неоконсерваторы отвергают У., считая, что равенство тормозит общественный прогресс, противоречит человеческой природе и порождает иждивенчество.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
1) всеобщая уравнительность как принцип организации общественно-политической жизни; вульгарное извращение принципа социального равенства;
2) идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения, как основу организации общественной жизни.
В первоначальных формах в эпоху античности и средневековья был связан с требованием уравнительного передела земли. В эпоху раннего капитализма сложились два основных течения. Первое выступало за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности (Ж. Ж. Руссо). Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Ж. Руссо, пыталась осуществить якобинская диктатура. Второе течение, связанное с первыми утопиями, которые предлагали уравнительной распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабувисты; см. Г. Бабеф, а также в советское время "модный" принцип коммунизма - "от каждого по способностям - каждому по потребностям"). Принципы всеобщего аскетизма и грубой уравнительности, характерны для ранней коммунистической литературы и создания коммун в Советской России в период Гражданской войны. Особенно рельефное выражение получил в "казарменном коммунизме", нивелирующем способности и потребности людей.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Идеи эгалитаризма получили широкое распространение в эпоху буржуазных революций (Ж.-Ж.Руссо, Г.Бабеф и др.), хотя истоки его уходят в общественные движения Древней Греции, Рима, религиозные учения.
Проблемам эгалитаризма особое внимание было уделено в марксизме. При капитализме, как считал Маркс, изменение высоты и профиля экономического неравенства могло быть практически безграничным, но при социалистической форме социальной организации этот чрезвычайно рельефный профиль мог бы превратиться в абсолютно "плоскую" форму общества экономического эгалитаризма. Конечно, подобные взгляды в реальной жизни осуществить невозможно.
В современных условиях можно выделить различные подходы к проблеме равенства: неолибералы и социал-демократы являются сторонниками умеренного эгалитаризма, стремятся найти компромисс между равенством возможностей и равенством результатов, выступают за сглаживание имущественных различий, недопущение большого разрыва между доходами и т.п. Основной инструмент - государственное регулирование (налоговая политика, дотации, социальные программы и т.п., что можно объединить понятием "государства благосостояния"; неоконсерваторы очень отрицательно относятся к этой идее, ибо считают, что она противоречит принципу свободы и самой природе человека, а искусственно насаждаемое равенство результатов подрывает эффективно функционирование всего общества и прежде всего его экономической системы, порождает иждивенческие настроения; в коммунистической идеологии идея равенства всегда была первостепенной, преобладающей по отношению к свободе. Однако, общественная практика свидетельствует, что реализация идей равенства имущества как условия подлинного эгалитаризма (Г.Бабеф) неизменно связана с насилием, а идеал оказывается недостижимым, в обществе с неизбежностью появляются "более равные". Об этом нам напоминает знаменитая оруэлловская "социалистическая" заповедь "все животные равны, но некоторые животные равны более чем другие".
Источник: Словарь по политологии
Эгалитаризм извращенно трактует идеал социального равенства (в последнее время трактуемого западными авторами как «равенство возможностей») с опорой на утопические представления об уравнительности (популистские, квази-социалистические, «казарменно-коммунистические» идеи) и мифы о благотворности уравнительного распределения. При этом, как со всей определенностью показали XX век и начало XXI века, осуществление этих утопий и мифов непременно связано с насилием. Это неудивительно, ибо практика эгалитаризма обязательно выявляет гибельность деструктивных мер для социума иллюзий (хотя бы в том, что право на их проповедь и навязывание его «ценностей» берут на себя все те же индивидуумы и группы). Даже если они не извлекают для себя лично материальных привилегий (что наблюдается крайне редко), обладание идеологическими и политическими прерогативами, властными полномочиями, харизмой, отделяет их от прочих, делает их «более равными». В то же время в ходе исторического процесса оболочка этой иллюзии массового сознания часто скрывала собой протест против вопиющего социального неравенства.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
В течение XIX и XX веков эгалитаризм сползал от требования равенства возможностей к требованию равенства результатов, к основанию общественного порядка на том, что практически невозможно. Отказываясь от аристократических принципов, но не будучи в состоянии их уничтожить, эгалитаризм повсюду создал лже-элиты. Отвергнув естественное неравенство (и пытаясь его уничтожить), он пооождал либо закон джунглей, либо бюрократическую тиранию. Отказываясь от взгляда на общество, как на органическое и иерархическое целое, эгалитаризм, который рядился в одежды справедливости, рождал лишь несправедливость. Утверждать, что люди от природы не равны между собой — это никакая не несправедливость, это правда. Как говорил Аристотель, «справедливость основана на созерцании вещей». Эгалитаризм — это духовное извращение, выражающееся в стремлении превратить духовное равенство перед Богом иудео-христианства в принудительное равенство перед условностями повседневной жизни. Философии и мировоззрения греко-римской античности и современной Индии не питают иллюзии, будто люди одинаковы, потому что они основаны на реалистическом представлении о полицентрическом мире неравенства и естественной иерархии. Эгалитаризм считал иерархию несправедливой, но не смог её устранить, потому что она в природе вещей; вместо того, чтобы её организовать, он её отрицал, и она вновь возникла диким способом. Эгалитаризм —
Это официальная ложь. И парадоксальным образом он больше всего вредит самым скромным, потому что он повсюду отрицает право на совершенство, зато повсюду стимулирует власть посредственностей и преступников. Эгалитаризм не признаёт человека как вид, его главная концепция — человек как абстрактная единица. Он пришел к поразительному выводу, что «всё одинаково», что бандит имеет столько же прав — если не больше — что и честный человек, что прикладные искусства равнозначны великим произведениям искусства, что высшие цивилизации не выше остальных племён с их невнятным бормотанием («этноплюрализм»), что гражданин имеет не больше прав, чем чужестранец, и т.п. Но его дни сочтены, потому что он не соответствует человеческой природе. Отрицая различия, индивидуальное и коллективное неравенство, изображая человека каким-то почти метафизическим существом, эгалитарная идеология, которая господствует сегодня на Западе, порождает шизофреническое сознание. С одной стороны, догма равенства от природы, с другой — ослепительная реальность природного неравенства, как между отдельными личностями, так и между народами. Так что вполне нормально, что эгалитаризм, основанный на антропологической лжи, приводит к социальной несправедливости и тоталитаризму. Эгалитаризм — это источник всех зол и всех иллюзий современного мира. Его извращённый метафизический корень — обожествление человека, отделение его от животного царства (антропоцентризм). Но Спенсер и Дарвин доказали: человечество — такой же вид, как и другие виды животного царства, и подчиняется главному правилу всего живого — принципу неравенства.
Это не исключает ни религиозную проблему, ни духовное и космическое измерение человека, которое тоже, как показал Эвола, делает людей неравными — и метафизического единства между ними тоже нет. (См. «Индивидуализм»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.