ЭГАЛИТАРИЗМ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Эгалитаризм
французское "egalite", "равенство") - учение о "всеобщем равенстве".

Источник: Политическая философия: глоссарий

Эгалитаризм
теория, проповедующая всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни.

Источник: Политико-терминологический словарь

Эгалитаризм
теория или практика, в основе которых лежит стремление к равенству; вера в то, что равенство есть основной политический принцип.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Эгалитаризм
фр. egalite равенство) – теория, отстаивающая приоритет организации общества. Эгалитаризм обосновывает необходимость активной деятельности по уравниванию доходов.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Эгалитаризм
(в дословном переводе с французского «уравнительство») – идеологические и (или) политические требования всеобщего равенства, примитивной, «уравнивающей» справедливости.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

ЭГАЛИТАРИЗМ

Равенство, уравнительство; теория, пытающаяся доказать возможность устранения противоречий капитализма путем уравнительного передела частной собственности.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ЭГАЛИТАРИЗМ
(фр. egalitarisme, от égalite» равенство) мелкобуржуазная утопическая установка на достижение всеобщего равенства без отказа от частной собственности на средства производства, гл. обр. путем введения уравнительности в распределении.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ЭГАЛИТАРИЗМ
фр. egalite — равенство) — политическая теория, разновидность утопического социализма, в которой равенство (вплоть до всеобщей уравнительности) является основополагающим принципом организации общества. Сторонниками эгалитаризма выступали Ж.Ж. Руссо, Г. Бабеф и др.

Источник: Новейший политологический словарь

ЭГАЛИТАРИЗМ
от фр. egalite - равенство) - идейно- политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения, как основу организации общественной жизни.
Э. неоднороден. В нем различают крайнюю, уравнительную форму, ратующую за равенство результатов, и сравнительно умеренную, борющуюся за обеспечение равенства возможностей. Сторонниками Э. были Ж.К. Руссо, Г. Бабеф и некоторые др. социалисты-утописты, якобинцы и др. Марксизм в целом выступал против уравнительности, но в его концепции социального равенства содержались и элементы утопического Э. Неомарксизм стремится сгладить их. Современная социал- демократия и неолиберализм, видя проблемы, возникающие в связи с резким социально-экономическим неравенством, в своих программных документах отдают определенную дань умеренному Э., стремятся соединить концепции равенства возможностей и равенства результатов. Неоконсерваторы отвергают У., считая, что равенство тормозит общественный прогресс, противоречит человеческой природе и порождает иждивенчество.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ЭГАЛИТАРИЗМ
(egalitariansm) Политическая практика, имеющая целью достижение всеобщего равенства (equality); философское объяснение и защита ценности этого феномена. Товары, льготы или бремя, равномерное распределение которых считается необходимым, можно определять по-разному. Много споров возникает вокруг эгалитарных принципов, находящихся под влиянием идей современного либерализма (liberalism). Главное внимание уделяется идентификации неравенств, с этической точки зрения имеющих случайный характер. Очевидно имеются в виду те, которые возникают как результат природной одаренности, а не в связи, скажем, с дифференцированным трудом. Вообще, равенство, о котором идет речь, является равенством начального состояния. Активно обсуждались проблемы равенства в правах, доходах, личном состоянии, полезности, жизненных шансах и равном встречном удовлетворении (см. также братство). Многие эгалитаристы с недоверием относятся к идее равенства формальных прав, указывая на существенное неравенство, которое такие права могут либо маскировать, либо усугублять. Критики считают, что эгалитаризм неизбежно приводит к ограничению свободы (liberty). (См. также: equal opportunity – равная возможность; equal protection – равная защита.)

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Эгалитаризм
франц. egalitarisme, от egalite равенство)
1) всеобщая уравнительность как принцип организации общественно-политической жизни; вульгарное извращение принципа социального равенства;
2) идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения, как основу организации общественной жизни.
В первоначальных формах в эпоху античности и средневековья был связан с требованием уравнительного передела земли. В эпоху раннего капитализма сложились два основных течения. Первое выступало за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности (Ж. Ж. Руссо). Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Ж. Руссо, пыталась осуществить якобинская диктатура. Второе течение, связанное с первыми утопиями, которые предлагали уравнительной распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабувисты; см. Г. Бабеф, а также в советское время "модный" принцип коммунизма - "от каждого по способностям - каждому по потребностям"). Принципы всеобщего аскетизма и грубой уравнительности, характерны для ранней коммунистической литературы и создания коммун в Советской России в период Гражданской войны. Особенно рельефное выражение получил в "казарменном коммунизме", нивелирующем способности и потребности людей.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЭГАЛИТАРИЗМ
от фр.egalite - равенство ) - общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом в понимании которого является равенство имущества, поэтому часто эгалитаризм характеризуется как утопическая теория. Следует отметить, что есть и другие концепции эгалитаризма как равенства возможностей и как равенства результатов, для них очень важными являются проблемы вклада и вознаграждения, способностей и потребностей, перераспределения доходов.
Идеи эгалитаризма получили широкое распространение в эпоху буржуазных революций (Ж.-Ж.Руссо, Г.Бабеф и др.), хотя истоки его уходят в общественные движения Древней Греции, Рима, религиозные учения.
Проблемам эгалитаризма особое внимание было уделено в марксизме. При капитализме, как считал Маркс, изменение высоты и профиля экономического неравенства могло быть практически безграничным, но при социалистической форме социальной организации этот чрезвычайно рельефный профиль мог бы превратиться в абсолютно "плоскую" форму общества экономического эгалитаризма. Конечно, подобные взгляды в реальной жизни осуществить невозможно.
В современных условиях можно выделить различные подходы к проблеме равенства: неолибералы и социал-демократы являются сторонниками умеренного эгалитаризма, стремятся найти компромисс между равенством возможностей и равенством результатов, выступают за сглаживание имущественных различий, недопущение большого разрыва между доходами и т.п. Основной инструмент - государственное регулирование (налоговая политика, дотации, социальные программы и т.п., что можно объединить понятием "государства благосостояния"; неоконсерваторы очень отрицательно относятся к этой идее, ибо считают, что она противоречит принципу свободы и самой природе человека, а искусственно насаждаемое равенство результатов подрывает эффективно функционирование всего общества и прежде всего его экономической системы, порождает иждивенческие настроения; в коммунистической идеологии идея равенства всегда была первостепенной, преобладающей по отношению к свободе. Однако, общественная практика свидетельствует, что реализация идей равенства имущества как условия подлинного эгалитаризма (Г.Бабеф) неизменно связана с насилием, а идеал оказывается недостижимым, в обществе с неизбежностью появляются "более равные". Об этом нам напоминает знаменитая оруэлловская "социалистическая" заповедь "все животные равны, но некоторые животные равны более чем другие".

Источник: Словарь по политологии

Эгалитаризм
(от фр. égalité - равенство) - утопическая социально-политическая теория, обосновывающая необходимость равенства имущества на основании индивидуального или коллективного хозяйства, опирающаяся на всеобщую уравнительность как принцип социальной жизни. Следы эгалитаризма можно обнаружить в общественных движениях Древней Греции и Древнего Рима, в речениях пророков Израиля, а затем в евангельской проповеди в Библии. Практики эгалитаризма придерживались поначалу некоторые монашеские общины, а затем сектанты. Левеллеры в XVI веке в Англии, последователи идей Ж.Ж.Руссо, а затем якобинцы во Франции придерживались принципа уравнительности с сохранением частной собственности (левеллеры: анг. levelers - букв. - уравнители - радикальная политическая партия в период Английской буржуазной революции 17 века, объединяла главным образом мелкобуржуазные слои, выступали за республиканское правление, против ликвидации частной собственности). Идея уравнительного землепользования сохранялась и трансформировалась также в России и Америке в XIX веке, а в XX веке - в странах «третьего мира». В то же время бабувисты - приверженцы идеи Г.Бабёфа - настаивали на общности имущества как условии подлинного эгалитаризма, передав по эстафете эту идею утопическим социалистам и коммунистическим общинам (Гракх Бабёф, настоящее имя Франсуа Ноэль (1760-1797) - французский коммунист-утопист, в период Великой Французской революции отстаивал интересы неимущих слоев населения. При Директории Бабёф - один из руководителей движения «Во имя равенства»: в 1796 году он возглавил тайную повстанческую директорию, готовившую народное восстание, вследствие чего был казнен).
Эгалитаризм извращенно трактует идеал социального равенства (в последнее время трактуемого западными авторами как «равенство возможностей») с опорой на утопические представления об уравнительности (популистские, квази-социалистические, «казарменно-коммунистические» идеи) и мифы о благотворности уравнительного распределения. При этом, как со всей определенностью показали XX век и начало XXI века, осуществление этих утопий и мифов непременно связано с насилием. Это неудивительно, ибо практика эгалитаризма обязательно выявляет гибельность деструктивных мер для социума иллюзий (хотя бы в том, что право на их проповедь и навязывание его «ценностей» берут на себя все те же индивидуумы и группы). Даже если они не извлекают для себя лично материальных привилегий (что наблюдается крайне редко), обладание идеологическими и политическими прерогативами, властными полномочиями, харизмой, отделяет их от прочих, делает их «более равными». В то же время в ходе исторического процесса оболочка этой иллюзии массового сознания часто скрывала собой протест против вопиющего социального неравенства.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Эгалитаризм
Главная догма западных идеологий, результат светской модификации иудео-христианства, согласно которой все люди по сути своей равны, как равноценные атомы, в моральном, политическом и социальном отношениях, и предлагается конкретно осуществить это вожделенное равенство. Эгалитаризм — самый корень господствующей идеологии. В нем истоки всех современных тоталитаризмов, а также упадка так называемых либеральных и демократических обществ. Он основан на патологическом нежелании признать неодинаковую природу человеческих обществ, т.е. представляет собой настоящий утопический бунт против самой жизни. Эгалитаризм — плод иудео-христианского индивидуализма, точнее, его извращения и светской модификации. Но не следует забывать, что вирус эгалитаризма присутствовал и в нехристианских мировоззрениях, а средневековое христианство сумело от него уберечься. Иудео-христианство исходит из того, что люди равны перед Богом и это равенство выше всех различий, объективного неравенства и этнической принадлежности. Но это видение мира, чисто теологическое и метафизическое, было преобразовано в светском духе идеологией Просвещения XVIII века, которая считала себя «антихристианской», а была в действительности лишь «пост-христианской».
В течение XIX и XX веков эгалитаризм сползал от требования равенства возможностей к требованию равенства результатов, к основанию общественного порядка на том, что практически невозможно. Отказываясь от аристократических принципов, но не будучи в состоянии их уничтожить, эгалитаризм повсюду создал лже-элиты. Отвергнув естественное неравенство (и пытаясь его уничтожить), он пооождал либо закон джунглей, либо бюрократическую тиранию. Отказываясь от взгляда на общество, как на органическое и иерархическое целое, эгалитаризм, который рядился в одежды справедливости, рождал лишь несправедливость. Утверждать, что люди от природы не равны между собой — это никакая не несправедливость, это правда. Как говорил Аристотель, «справедливость основана на созерцании вещей». Эгалитаризм — это духовное извращение, выражающееся в стремлении превратить духовное равенство перед Богом иудео-христианства в принудительное равенство перед условностями повседневной жизни. Философии и мировоззрения греко-римской античности и современной Индии не питают иллюзии, будто люди одинаковы, потому что они основаны на реалистическом представлении о полицентрическом мире неравенства и естественной иерархии. Эгалитаризм считал иерархию несправедливой, но не смог её устранить, потому что она в природе вещей; вместо того, чтобы её организовать, он её отрицал, и она вновь возникла диким способом. Эгалитаризм —
Это официальная ложь. И парадоксальным образом он больше всего вредит самым скромным, потому что он повсюду отрицает право на совершенство, зато повсюду стимулирует власть посредственностей и преступников. Эгалитаризм не признаёт человека как вид, его главная концепция — человек как абстрактная единица. Он пришел к поразительному выводу, что «всё одинаково», что бандит имеет столько же прав — если не больше — что и честный человек, что прикладные искусства равнозначны великим произведениям искусства, что высшие цивилизации не выше остальных племён с их невнятным бормотанием («этноплюрализм»), что гражданин имеет не больше прав, чем чужестранец, и т.п. Но его дни сочтены, потому что он не соответствует человеческой природе. Отрицая различия, индивидуальное и коллективное неравенство, изображая человека каким-то почти метафизическим существом, эгалитарная идеология, которая господствует сегодня на Западе, порождает шизофреническое сознание. С одной стороны, догма равенства от природы, с другой — ослепительная реальность природного неравенства, как между отдельными личностями, так и между народами. Так что вполне нормально, что эгалитаризм, основанный на антропологической лжи, приводит к социальной несправедливости и тоталитаризму. Эгалитаризм — это источник всех зол и всех иллюзий современного мира. Его извращённый метафизический корень — обожествление человека, отделение его от животного царства (антропоцентризм). Но Спенсер и Дарвин доказали: человечество — такой же вид, как и другие виды животного царства, и подчиняется главному правилу всего живого — принципу неравенства.
Это не исключает ни религиозную проблему, ни духовное и космическое измерение человека, которое тоже, как показал Эвола, делает людей неравными — и метафизического единства между ними тоже нет. (См. «Индивидуализм»).

Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
86.24 кб

2000. 03. 031. Эллис Р. Темная сторона левых. Нелибе-ральный эгалитаризм в Америке. Ellis R. The dar

Валюженич А. В.
Читать PDF
476.68 кб

Элитарность и эгалитаризм в современном российском обществе: теоретико-методологические основы тракт

Шевелёв Александр Анатольевич
Описаны основные подходы к понятию «элита», выделены два из них, на основе которых рассмотрены антиэлитарные тенденции современного российского общества. Дан краткий анализ антиэлитарных концепций
Читать PDF
149.11 кб

Свобода и равенство. Современный эгалитаризм

Каримов Александр Владиславович
Статья посвящена анализу современных эгалитарных концепций свободы. Раскрывается содержание представлений о социальной свободе тех значительных мыслителей последних десятилетий, которые являются оппонентами либерализма.
Читать PDF
256.69 кб

Эгалитаризм в российском массовом политическом сознании

Сумская Марина Юрьевна, Преображенская Ксения Юрьевна
В статье рассмотрена концепция эгалитаризма и ее историческое развитие, выделены различные подходы к проблеме равенства, проанализировано соотношение между индивидуальным и обобщенным политическим сознанием, исследован процесс фор
Читать PDF
220.59 кб

Плюрализм и эгалитаризм эстетической концепции Владислава Татаркевича

Шевчук Екатерина Сергеевна
Анализируется эстетическая концепция Владислава Татаркевича. Определяются предмет, направление и методологическая позиция эстетических исследований ученого. Выясняется, что ключевой характеристикой эстетических работ В.
Читать PDF
1.23 мб

СИСТЕМЫ, ЦЕННОСТИ И ЭГАЛИТАРИЗМ

Гойс Рэймонд
В статье автор, полемизируя с «АнтиНицше» Малкольма Булла, ставит под вопрос предпосылку о наличии«трансцендентального» аргументав текстах Ницше.
Читать PDF
219.31 кб

2018.03.013. БАТРИЦЕВИЧ Н., ЛИТТВАЙ Л. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭГАЛИТАРИЗМА. BATRICEVI

Якимова Е.В.
Читать PDF
274.01 кб

Проблема обоснования эгалитаризма: от социальной физики к социальной феноменологии

Глухов А. П.
Целью статьи является обоснование эгалитаризма и социальной стратификации в качестве сконструированных социальных проблем через применение коммуникативного и феноменологического методов.