ЕДИНСТВО ПУТИ, доктрина

Найдено 1 определение
ЕДИНСТВО ПУТИ, доктрина
исторически связана с постановлениями "Rule of war" 1756, изданными Англией во время ее участия в Семилетней войне на стороне Пруссии против России, Франции, Австрии, Саксонии и Польши. В силу этих постановлений Англия не признавала за нейтральными судами права совершать во время войны те перевозки, к которым иностранные суда не допускались неприятелем в мирное время. Издание постановлений было вызвано тем, что Франция разрешила нейтральным судам на время войны производить запрещенные иностранным судам в мирное время перевозки грузов из портов французских колоний в порты Франции. Нейтральные суда имели в виду избежать применения изданных Англией постановлений путем первоначального завоза товаров из французских колоний в порты нейтральных стран с последующей доставкой этих товаров во Францию.

Однако в английских призовых судах доставка товаров из французских колоний во Францию рассматривалась как единый рейс, несмотря на промежуточную стоянку корабля в порту нейтральной страны. Доктрина, применявшаяся английскими призовыми судами, получила название доктрины единства пути (единства плавания) или конечного назначения груза. Вначале доктрина Е. п. применялась на том основании, что на всем пути следования товары перевозятся одним и тем же судном и, следовательно, воюющие государства вправе осуществлять захват во время второй части операции, т. е. на пути из порта нейтральной страны в неприятельский порт. Во время войн 19 в. доктрина Е. п. получила более широкое толкование, и конечное назначение груза для неприятельской страны стало признаваться достаточным для его захвата. Во время Крымской войны французский призовой суд, применив доктрину конечного назначения груза, признал правильным захват французскими военно-морскими властями направлявшегося из Лиссабона в Гамбург парохода с грузом селитры. В обоснование своего решения суд сослался на то, что груз предназначался для России. Доктрина Е. п. послужила также основанием для практики американских призовых судов во время гражданской войны в США. В соответствии с этой доктриной был захвачен ряд английских судов (пароход "Springbook" и др.), перевозивших грузы для южан через порты, находившиеся за пределами территории южных штатов. Решением итальянского призового суда, вынесенным в 1896 во время итало-эфиопской войны, была признана возможность применения доктрины Е. п. к таким перевозкам, при которых для доставки груза неприятелю последняя часть пути следования груза должна быть пройдена по суше. Голландский пароход с грузом оружия был захвачен итальянцами при следовании во французский порт Джибутти. В решении итальянского призового суда указывалось, что Джибутти является единственным портом, через который Эфиопия имеет выход к морю, и доставлявшееся оружие могло быть предназначено только для Эфиопии.

Лондонская декларация 1909 о праве морской войны придала доктрине Е. п. более узкое содержание, ограничив ее применение (согласно ст. 30 декларации) лишь перевозкой грузов, являющихся абсолютной контрабандой. Однако это ограничение утратило свое практическое значение еще во время первой мировой войны.

Источник: Дипломатический словарь