ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Обнародована в сентябре 2000. Д. и. б. развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и служит основой для формирования государственной политики в этой области; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности и разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В Д. и. б. подчеркивается возрастающая роль информационной сферы, ее активное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности. Однако состояние информационной безопасности Российской Федерации не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; информационное обеспечение государственной политики РоссийскойФедерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Угрозы информационной сфере Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К источникам внешних угроз относятся деятельность иностранных политических, экономических, военных, и информационных структур, технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере, а также международных террористических организаций; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами и стремление ряда стран к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков; увеличение технологического отрыва ведущих держав мира, их противодействие созданию конкурентоспособных российских информационных технологий; разработка рядом государств концепций войн информационных. К внутренним источникам относятся: недостаточная экономическая мощь государства, критическое состояние отечественных отраслей промышленности; ограниченность финансирования мероприятий по обеспечению информационной безопасности; неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся сращиванием государственных и криминальных структур в информационной сфере; несогласованность деятельности органов государственной власти по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и слабость государственного контроля за развитием информационного рынка; недостаточное правовое регулирование отношений в информационной сфере; неразвитость институтов гражданского общества России; деформация системы образования и воспитания, нехватка квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации требует осуществления комплекса мер политического, правового, финансово-экономического, научно-теоретического, организационного, технического и технологического характера, содержание которых детально прописано в Д. и. б. В Доктрине подробно раскрыты общие методы обеспечения ин-формационной безопасности Российской Федерации, которые разделяются на правовые, организационно-технические и экономические и конкретизируются применительно к сферам экономики, внутренней и внешней политики, науки и техники, духовной жизни, обороны, правоохранительной и судебной, а также в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах и в условиях чрезвычайных ситуаций. Повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию, должно способствовать международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности. Составляя неотъемлемую часть политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия всех стран мира, оно осуществляется в условиях обострения международной конкуренции за обладание технологическими и информационными ресурсами, за доминирование на рынках сбыта. Это может привести к новому этапу развертывания гонки вооружений в информационной сфере, нарастанию угрозы агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок, в том числе с использованием глобальной информационной инфраструктуры. Для осуществления международного сотрудничества необходимо обеспечить активное участие России во всех международных организациях, осуществляющих деятельность в области информационной безопасности, в том числе в сфере стандартизации и сертификации средств информатизации и защиты информации. Государственная политика обеспечения информационной безопасности базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере и определяет основные направления деятельности и обязанности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по защите интересов страны в информационной сфере в рамках направлений их деятельности. Она основывается на принципах соблюдения Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права; открытости в реализации функций органов государственной власти и общественных объединений, предусматривающей информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством; правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса; приоритетного развития отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производства технических и программных средств. Для разработки и реализации государственной политики информационной безопасности служит соответствующая система, центральным субъектом которой является государство. Эта система строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации. Ее основными элементами являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В целях выявления и согласования интересов различных акторов информационной сферы, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы. Компетенция субъектов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Док.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 9.9.2000 № ПР-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября.

Источник: Геокультурная энциклопедия