ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ДКБ)
военно-политическая организация Содружества Независимых Государств. Создана Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном 15 мая в Ташкенте. Со временем к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Договор вступил в силу по завершении процесса ратификации 20 апреля 1994 сроком на 5 лет. Протокол о продлении Договора на последующие 5 лет подписан президентами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации и Таджикистана 2 апреля 1999. Протоколом предусмотрено в дальнейшем автоматическое продление срока действия Договора на очередные 5-летние периоды. Договор открыт для присоединения к нему др. государств, разделяющих его цели и принципы. Азербайджан, Грузия и Узбекистан Договор не пролонгировали. Приоритетными направлениями в деятельности государств-участников являются: противодействие новым транснациональным угрозам и вызовам, разрешение имеющихся и предотвращение воз-можных региональных или локальных конфликтов, борьба с международным терроризмом, агрессивным экстремизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью, распространением оружия массового поражения. Высшим политическим органом ДКБ является Совет коллективной безопасности, куда входят главы государств-участников, министры иностранных дел и обороны, а также Генеральный секретарь Совета. Учреждены высшие консультативные органы: для согласования вопросов внешней политики — Совет министров иностранных дел; для согласования вопросов военной политики и военного строительства — Совет министров обороны. В качестве консультативного органа функционирует Комитет секретарей советов безопасности. В систему органов Договора входит Комитет начальников штабов вооруженных сил государств-участников. Рабочим органом Совета коллективной безопасности является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем Совета; при нем аккредитованы полномочные представители государств-участников. Договор в 1995 зарегистрирован в Секретариате ООН, что дает его участникам право на коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН. Союз 6 участников Договора обладает достаточной юридической базой для военного сотрудничества, в т. ч. и на случай войны. Эту базу составляют принятые в разное время основополагающие документы: сам Договор и Концепция коллективной безопасности; Декларация государств-участников ДКБ; Основные направления углубления военного сотрудничества государств-участников ДКБ; О статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности; Об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора и мерах по формированию региональной системы коллективной безопасности и др. Договором предусматривается, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». На основе положений Договора осуществлены: защитные меры в связи с обострением обстановки в Афганистане в 1996, 1998 и 2001; локализация и разрешение внутреннего конфликта в Таджикистане, пресечение в сжатые сроки государствами-участниками и Узбекистаном действий вооруженных банд, проникших осенью 1999 на юг Киргизии. Проведены командно-штабные учения «Южный щит Содружества-99» и «Южный щит Содружества-2000»; сделаны конкретные шаги по укреплению стабильности и безопасности в этом регионе. Качественному укреплению ДКБ послужила состоявшаяся 24 мая 2000 в Минске встреча глав государств и правительств стран-участниц. На сессии Совета коллективной безопасности был принят пакет из 9 документов по адаптации Договора к новым геополитическим условиям. Утверждены Меморандум о повышении эффективности Договора в условиях особой опасности, связанной сраспространением оружия массового уничтожения и созданием новых видов вооружений, контрабандой оружия, незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом, религиозным и этническим экстремизмом, и Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности. На сессии в Бишкеке (октябрь 2000) была заложена основа нового силового института, функционирование которого рассматривается, прежде всего, как ответ на вызов для государств Центральной Азии, исходящий от исламского экстремизма. Подписанное там соглашение позволяет направлять при необходимости на территорию стран-участниц ДКБ вооруженные силы союзников в широком диапазоне — от совместного отражения агрессии до проведения учений. Беларусь подписала соглашение о создании региональных сил с оговоркой, имея в виду, что Конституция этой страны запрещает размещать национальные вооруженные силы за рубежом. Соглашением, в частности, предусмотрено право стран-участниц ДКБ приобретать российское оружие и военную технику на льготных условиях «по ценам заводов-изготовителей». В 2002 ДКБ трансформировался в Организацию Договора о коллективной безопасности.

Источник: Геокультурная энциклопедия

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ДКБ) был открыт для подписания 15 мая 1992 г. и вступил в действие 20 апреля 1994 г. на пятилетний срок (с последующим продлением) для государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
2 апреля 1999 г. участники Договора подписали протокол, продлевающий его действие. Грузия не подписала данный протокол, заявив о выходе из Договора. Оригинал Ноты направлен 29 апреля 1999 г. Секретариату Совета коллективной безопасности.
Узбекистан 20 апреля 1999 года уведомил Исполнительный Секретариат о выходе из Договора. Оригинал Ноты направлен 29 апреля 1999 года Секретариату Совета коллективной безопасности.
Государства-участники Договора подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, а также обязательство разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.
Государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника.
В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения в этих целях договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом для внесения необходимых изменений в настоящий Договор.
Государства-участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, государства-участники будут незамедлительно приводить в действие «механизм» совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.
Государства-участники образуют Совет коллективной безопасности в составе глав государств-участников и главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества.
Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Координацию и обеспечение совместной деятельности государств-участников в соответствии с Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств-участников и создаваемые им органы. До создания указанных органов координацию деятельности Вооруженных Сил государств-участников осуществляет Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества.
Решение об использовании ВС для отражения агрессии в соответствии со статьей 3 настоящего Договора принимается главами государств-участников. Использование ВС за пределами территории государств-участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств-участников Договора.
Размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств-участников регулируется специальными соглашениями.
14 мая 2002 г. в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности, приуроченная к десятой годовщине Договора. В сессии приняли участие главы государств, секретари советов безопасности, министры иностранных дел и обороны Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Накануне состоялось совместное заседание Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны государств-участников ДКБ.
Главным на сессии был вопрос о роли и месте ДКБ в условиях динамично меняющейся ситуации в мире. Был сделан общий вывод о востребованности ДКБ как действенного инструмента обеспечения безопасность и стабильности на постсоветском пространстве. Вместе с тем, отмечены недостатки в работе механизмов согласования и принятия решений в контексте международной антитеррористической операции в Афганистане.
Главы государств признали целесообразным преобразовать ДКБ в международную региональную организацию.
Правительствам государств-участников поручено до 1 июля 2002 г. сформировать Рабочую группу на уровне заместителей руководителей соответствующих министерств и ведомств с участием Генерального секретаря Совета коллективной безопасности и в срок до 1 ноября 2002 г. подготовить с учетом существующей в рамках ДКБ правовой базы проекты документов, регламентирующих деятельность организации и ее органов.
Настрой на наполнение взаимодействия государств-участников новым качественным содержанием подтвержден в Заявлении глав государств-участников ДКБ. Подчеркивается также, что создаваемая организация будет открыта для всех государств.
Детально рассмотрены вопросы, касающиеся дальнейшего углубления военного и военно-технического сотрудничества между государствами-участниками. Достигнута договоренность о том, что льготный режим поставок продукции военного назначения, предусмотренный Соглашением об основных принципах ВТС между государствами-участниками ДКБ, будет распространен на весь состав ВС партнеров по Договору, а также на разработку производства и модернизация новых видов вооружений, подготовку национальных военных кадров для государств-участников ДКБ.
Для организации текущей работы по вопросам военного строительства в рамках ДКБ создается Группа координаторов из представителей генеральных (главных) штабов ВС государств-участников ДКБ. Принято отдельное решение по вопросам функционирования Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центрально-азиатского региона коллективной безопасности.
Председательство в органах Совета коллективной безопасности (в СМИД и Совете министров обороны) на сессии перешло к Российской Федерации.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
446.93 кб

Организация Договора о коллективной безопасности в контексте национальных интересов стран-участниц

Клевакина Евгения Владимировна
В статье дан анализ национальных интересов государств-участниц Организации договора Коллективной Безопасности.
Читать PDF
96.87 кб

Организация Договора о коллективной безопасности в системе национальной безопасности (одкб) РФ в кон

Родионовский М. А.
В статье рассмотрены вопросы о месте и роли ОДКБ в системе национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства. Показаны основные направления военно-технического сотрудничества стран-участниц ОДКБ
Читать PDF
263.85 кб

Стратегия и деятельность организации Договора о коллективной безопасности в оценках государств-члено

Клевакина Евгения Владимировна
В статье проводится анализ адекватности интерпретации стратегии и тактики Организации Договора Коллективной Безопасности со стороны участников организации.
Читать PDF
255.78 кб

Международно-правовой договор об обеспечении коллективной безопасности в Европе: предложения и иници

Костин Сергей Андреевич
в статье проводится анализ предложенного Президентом Российской Федерации проекта договора о европейской безопасности, а такженекоторых ключевых элементов новой архитектуры европейской безопасности.
Читать PDF
25.74 мб

Организация договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политическог

Троицкий Евгений Флорентьевич, Зиновьев Василий Павлович
В статье рассматривается история становления и деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политического альянса, созданного Россией в начале 2000-х гг.