ДОГМАТИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Догматизм
тип мышления, базирующийся на приверженности людей к однажды усвоенным и почитаемым неизменным и истинным целям, ценностям или средствам освоения мира.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ДОГМАТИЗМ

Мышление неизменными, застывшими положениями и формулами; система взглядов, основанная на догмах, без учета изменяющихся конкретно - исторических условий.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ДОГМАТИЗМ
гр. dogma мнение, решение, учение) - некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета конкретных условий места, времени действия, опирающийся на бездоказательные, произвольные положения.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ДОГМАТИЗМ
одно из серьезных препятствий психологической перестройки кадров. Применительно к личности он означает неспособность критически оценивать однажды усвоенные истины. Д. в психологическом отношении опирается на инертность мышления, но свое название он получил не от этого свойства мозга, а от идеи (правила, принципа), удерживаемой сознанием (и подсознанием) безотносительно к условиям жизни.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

ДОГМАТИЗМ
положение принимаемое на веру как непреложная, неизменная истина при всех обстоятельствах. Политический Д. - отсутствие в обществе необходимых условий для творческого мышления и практической деятельности - демократии, свободы слова, что ведет к отрыву теории от практики, к отказу от анализа истинности и плодотворности выдвинутых целей политики и ограничивает практическую деятельность лишь поиском наиболее приемлимых средств, методов, форм реализации этих на веру принятых целей.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

ДОГМАТИЗМ
одностороннее, схематическое, закостеневшее мышление, оперирующее застывшими, неизменными положениями, без учета конкретных условий, в отрыве от жизни, практики. В основе Д. слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений, их абсолютизация. Д. характерен для религиозного мышления. В рабочем движении Д. приводит к вульгаризации марксизма, сектантству, консерватизму или политическому авантюризму. Марксизм-ленинизм противопоставляет Д. творческое развитие теории, диалектический принцип конкретности истины.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Догматизм

- метод мышления, при котором определенные положения превращаются в догмы, применяющиеся без учета конкретных условий жизни. Догматизм характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей ее сложности, многообразии и непрерывной изменчивости.
Марксизм требует "...помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое" (Л., 18, 138). Следует отметить, что после смерти И.В.Сталина марксизм практически не получил развития и некоторые его положения фактически стали догмами. Теория перестала развиваться, и это привело к застойным явлениям, затем к возрождению буржуазии и к общему кризису социализма.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Догматизм
мышление, опирающееся на догмы, то есть положения, взятые без учета конкретных условий их применимости в данной исторической обстановке; положения, которые признаются неизменными, хотя изменялись объективные условия развития. Догматизм характерен для религиозных верований, мировоззрения идеалистов, для всех теорий, которые отстаивают отжившее, реакционное, борются против нового, растущего, прогрессивного. Правильное само по себе учение может превратиться в догму, если его рассматривать как нечто застывшее, не подлежащее развитию. Марксизм-ленинизм — непримиримый враг догматизма. Революционная теория развивается и обогащается на основе нового исторического опыта и новых научных знаний, учитывая выдвигаемые жизнью новые задачи и требования.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ДОГМАТИЗМ
(от греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, предполагающий верность человека, в том числе ученого или политика, какой-то избранной позиции, определенному научному учению либо политической доктрине, единожды принятому решению. Сам по себе этот тип мышления и соответствующее ему человеческое качество не должны вызывать ни осуждения, ни отторжения, поскольку только благодаря верности слову, преданности идее, уважению к авторитету учителей и лидеров создаются политические сообщества, партии и научные школы. Однако превращение теоретических позиций и политических убеждений в догмы, т.е. в положения, которые ни при каких условиях не подвергаются критике, а следовательно, и серьезному анализу, становится препятствием на пути развития новых научных направлений и в осмыслении новых политических реалий. Именно по этой причине желание отделить живую мысль от омертвевшей схемы, утратившей свой эвристический потенциал в руках адептов, обеспечивает дееспособность теорий в науке и доктрин в политике.
При этом граница между уважением к традиции и новациями, а следовательно, и отношение к догмам и догматам (основным положениям учения или вероучения) во многом зависит от специфики той или иной деятельности, сферы сознания и культуры. К примеру, для религиозного сознания характерно чрезвычайно бережное отношение к догматам веры и святыням, а также резко негативное — к попыткам сделать их предметом критики, что часто воспринимается как надругательство над верой, акт кощунства и оскорбление чувств верующих. Не менее уважительное отношение к догмам сохраняется и поддерживается в сфере правового сознания и юридической науке, которую многие правоведы прямо называют «догматической юриспруденцией», а догму права относят к предметной области юридической науки.
По этой причине сами слова «догматизм» и «догматик» воспринимаются как оскорбительные по преимуществу применительно к представителям научного сообщества (за исключением практикующих юристов) и к публичным политикам, которые стремятся дать или продемонстрировать «научное обоснование» и оправдание своим решениям и поступкам, хотя в большинстве случаев это научное обоснование сводится в лучшем случае к экспертизе проектов. Выбор экспертов остается прерогативой самих политиков, что заведомо снижает роль научной составляющей. Негативное отношение к догмам формируется также и в массовом сознании под влиянием СМИ и в силу особенностей народного образования. Его основу составляет адаптация естественнонаучных и гуманитарных знаний без сколько-нибудь углубленного ознакомления с основами философии и методологии науки, философии политики и права (на этом уровне анализа выявляется действительная роль аксиоматики, научных парадигм и догм в становлении и взаимодействии наук, роль догм в формировании и распространении политических идеологий).
Важно отметить, что понятие «догматизм» чаще всего употребляется даже в научной литературе не как научный термин, а как сугубо оценочное суждение, своего рода обвинительный приговор для той или иной идеи, теории или деятельности — научной, общественной, политической. Обвинение в догматизме — традиционный способ диффамации (обличения противника) или форма аргументации с целью самозащиты, поскольку такое суждение чаще всего предполагает, что изрекающий его сам свободен от догматизма и осуждает любые проявления этого порока. Такое почти ритуальное использование термина (в этом случае он перестает быть термином) — явный показатель чрезвычайно высокой степени табуированности и догматизированности не только массового сознания, но и сознания научного сообщества, поскольку оценочное и к тому же резко отрицательное употребление научного понятия свидетельствует о том, что оно используется в контексте как ярлык или клише, делающие излишним любое обоснование. А те, кто навешивает подобный ярлык, явно предполагают, что и все окружающие полностью разделяют такую оценку. Достаточно посмотреть на частотность употребления слова «догматизм» в политическом дискурсе (особенно — в языке публичной политики) и в научных работах, чтобы убедиться в том, насколько редко оно употребляется без отчетливо выраженной негативной коннотации, а столь явная окраска, характерная для публицистики, несовместима с научной корректностью и политической объективностью. Еще реже можно встретить ситуации, когда какой-нибудь автор говорит о догматизме применительно к собственным идеям и своей деятельности.
Чаще всего кампании «борьбы с догматизмом» организуются и проводятся в науке и политике людьми или группами, особо склонными к некритическому мышлению, т.е. к догматизму в худшем значении этого слова. Это особенно заметно в политике в периоды смены режимов, когда догматиками объявляются те, кто ратует за преемственность в сфере политического планирования, критически относится к непрофессионализму новой властной элиты и непродуманным реформам. В большинстве случаев объективная оценка степени и характера догматизма в политике крайне затруднена, поскольку основной критерий (констатация того, что теория или доктрина устарели, не дают правильных прогнозов и потому не могут быть руководством к действию) в данном случае «не работает». Дело в том, что в реальной политике важны не только и даже не столько идеи и доктрины, но и мотивация самих политиков, которая определяется не верностью идеям, принятым решениям и нормам права, а групповыми и личными интересами, не доступными для анализа. К тому же, как правило, осуществляется не один заявленный и общепринятый политический проект, а множество других — скрытых, конкурирующих и взаимоисключающих.
В.Н. Расторгуев

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
131.79 кб

Догматизм в современной политике

Евдокимов Владимир Анатольевич
Анализируя особенности догматизма, автор рассматривает причины жизнеспособности этого феномена в сфере политики, а также условия, при которых ослабляется воздействие на субъекты властных отношений положений, принимаемых на веру в
Читать PDF
1.20 мб

Скептицизм и догматизм как методологические установки

Николаев Евгений Александрович
В статье обосновывается возможность рассмотрения догматизма и скептицизма как методологических установок, не сводимых к совокупности приемов исследовательской деятельности или последовательности действий, необходимых для получения
Читать PDF
168.04 кб

Место и роль религиозного догматизма в истории общества и культуры

Канаков Дмитрий Владимирович
В статье дается краткий абрис той роли, которую играл религиозный догматизм в истории общества и культуры.
Читать PDF
325.73 кб

Психологические основания религиозного догматизма

Канаков Дмитрий Владимирович
Рассматриваются психологические основания религиозного догматизма на основе методологического принципа единства деятельности и сознания.
Читать PDF
950.04 кб

Сохранение имплицитного догматизма в процессе секуляризации

Канаков Дмитрий Владимирович
Секуляризация в современном обществе носит противоречивый характер: наравне со способствующими секуляризации факторами действуют факторы, сдерживающие этот процесс, укрепляющие позиции религии.
Читать PDF
4.05 мб

Мировоззрение и методология на пороге XXI века: противоположность догматизма и потенциализма

Прохоров Михаил Михайлович
The article discusses the interconnection of world outlook and methodology and looks at the dogmatic nature of substantialism. It also analyses the essence of potentialism forms, etc.
Читать PDF
14.18 мб

ФИЛОСОФСКИЙ РЕАЛИЗМ ПРОТИВ ДОГМАТИЗМА ШКОЛ. ОТВЕТ ДМИТРИЮ КРАЛЕЧКИНУ

Глухов Алексей
В статье дается ответ на рецензию моей книги «Перехлест волны. Политическая логика Платона и преодоление платонизма в постницшеанской волне» (Москва, 2014), написанную Дмитрием Кралечкиным.

Похожие термины:

  • ДОГМАТИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    political dogmatism, от гр. dogma - мнение, учение, решение) - способ мышления в политической практике, оперирующий определенной совокупностью данных, знаний без учета новой информации, достижений науки и практ