ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ
особые права, которые страна пребывания предоставляет иностранным дипломатам с целью облегчения выполнения их миссии, например, освобождение от некоторых налогов, взносов, таможенных пошлин и т.п. привилегии, а главное — неподсудность в стране пребывания (см. экстерриториальность).

Источник: За что сражаемся. Идеологический словарь. 2007 г.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ

Совокупность прав и преимуществ иностранных дипломатических представителей (посла, посланника, секретарей посольства, атташе и пр.) на территории другого государства; неприкосновенность их личности и занимаемых ими помещений, неподсудность местному суду, право секретных сношений со своим правительством и др.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ
diplomatic immunity) - совокупность особых личных прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра. Объем Д.и. определен Венской конвенцией 1961 г., другими договорами.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ
совокупность льгот, привилегий и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам и их сотрудникам, неприкосновенность служебных помещений, жилища, собственности и средств передвижения, личная неприкосновенность, неподсудность по уголовным и гражданским делам, освобождение от налогов и таможенного досмотра и обложения, свобода сообщения со своим правительством, право вывешивать флаг и герб на здании представительства и др. Д. и. распространяется также на членов семей сотрудников дипломатических представительств, торговые представительства и их сотрудников.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Дипломатический иммунитет
общепризнанный принцип международного права, заключающийся в изъятии из-под юрисдикции государства пребывания или освобождение от иностранной юрисдикции. Различают привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских учреждений; личные привилегии и иммунитеты. Дипломатические и консульские помещения, архивы, служебная переписка, средства передвижения неприкосновенны; консульства освобождаются от налогов и пошлин. Также неприкосновенны должностные лица дипломатических и консульских учреждений, т.е. они не могут быть арестованы или заключены под стражу до вынесения судебного приговора. В отношении частных действий к дипломатическим и консульским должностным лицам применима юрисдикция страны пребывания. Все сотрудники дипломатических и консульских учреждений могут вызываться в суд в качестве свидетелей, но не обязаны давать показания, связанные с их дипломатической консульской деятельностью. На основе двусторонних соглашений привилегии и иммунитеты могут быть расширены. Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Такое нарушение способно осложнить отношения государств и тем самым нанести ущерб интересам принимающего государства. В прошлом обычно ссылались на концепцию экстерриториальности, согласно которой дипломатическое представительство является частью территории представляемого государства. Однако на самом деле территория дипломатического представительства отнюдь не исключается из сферы территориального верховенства страны пребывания и тем более не является частью территории представляемой страны. Ни здание представительства, ни его территория не изымаются из суверенитета страны пребывания. Их изъятие из местной юрисдикции носит ограниченный, функциональный характер. В ст. 25 Венской конвенции говорится, что государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения представительством своих функций. Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не изъяты полностью из ее юрисдикции. Венская конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица обязаны уважать законы и постановления государства пребывания (ч. 1, ст. 41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако применение к этим лицам мер уголовной и гражданско-правовой ответственности и наложение административных взысканий полностью исключается. Согласно ст. 31 Венской конвенции дипломатический работник освобождается от всех государственных и местных налогов, сборов и пошлин, за исключением: косвенных налогов, включаемых в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество; сборов, взимаемых за отдельные виды обслуживания. Дипломатический работник освобождается от трудовых, государственных, военных повинностей (таких как реквизиция, военный постой), а также от всех таможенных пошлин, налогов на предметы, предназначенные для личного пользования. Привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата при условии, что они будут строго соблюдать правила и обычаи страны пребывания. Венская конвенция распространяет привилегии и иммунитеты на административно-технический и обслуживающий персонал; однако при этом делаются исключения в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот (ст. 37). В практике большинства государств признается, что административно-технический и обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей; члены этого персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок. Такие привилегии и иммунитеты административно-техническому и обслуживающему персоналу, как правило, предоставляются на условиях взаимности.

Источник: Теория и история дипломатии. Словарь-справочник. 2014

Дипломатический иммунитет
особые права и привилегии, предоставляемые дипломатическим представительствам и миссиям иностранных государств, их главам и сотрудникам в интересах беспрепятственного осуществления ими своих функций.
Положения о Д.и. определяются Венской конвенцией о дипломатических соотношениях (1961), Венской конвенцией о консульских сношениях (1963) и Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975). Привилегии и иммунитеты международных организаций определяются также в их уставах. Консульские привилегии и иммунитеты нередко подтверждаются в двусторонних консульских конвенциях. Во многих государствах Д.и. и привилегии регулируются национальным законодательством.
В Венской конвенции 1961 г. Д.и. и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.
К иммунитетам представительства относятся:
• неприкосновенность помещений дипломатического представительства;
• иммунитеты имущества;
• средств передвижения;
• корреспонденции и архивов;
• фискальный иммунитет;
• право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства;
• таможенные привилегии;
• протокольные привилегии и право вывешивать флаг и герб на здании представительства и др.
Личными иммунитетами членов дипломатического персонала и их семей считаются:
• неприкосновенность личности;
• неприкосновенность жилища;
• полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания и неподсудность его судам (если дипломат нарушает законы государства пребывания, он может быть объявлен персоной нон грата);
• иммунитет от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий;
• фискальный (налоговый) иммунитет;
• таможенные привилегии (освобождение от налогов, личный багаж дипломата освобождается от досмотра, кроме случаев, особо оговоренных в Венских конвенциях 1961 и 1975 гг.);
• освобождение от личных повинностей.
Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются главам государств, главам правительств, министрам иностранных дел и обычно главам других высших учреждений государства во время официального нахождения их на иностранной территории. Признается Д.и. только тех лиц, которые находятся на территории другого государства с официально оформленной миссией от своего правительства и имеют официальную аккредитацию либо следуют транзитом к месту выполнения обязанностей. Д.и. может быть ограничен внутренним законодательством страны пребывания, однако, как правило, такие ограничения устанавливаются на основе взаимности. Также на основе взаимности государства могут договариваться о расширении дипломатических привилегий и иммунитетов.
В связи со случаями террористических действий против государственных деятелей и дипломатических представительств Генеральная Ассамблея (ГА) ООН приняла в 1973 г. Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Резолюция ГА ООН 3166 (XXVIII)). В Конвенции требуется, чтобы государства устанавливали уголовную ответственность и предусматривали «соответствующее наказание с учетом тяжкого характера за преднамеренное убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой, насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортное средство такого лица, а также за угрозу совершить такое нападение или попытку его совершения».
Консульский иммунитет носит функциональный характер, т. е. ограничен сферой выполнения консульских функций. Административно-технические сотрудники и члены их семей пользуются Д.и. и привилегиями с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей, а их личный багаж может быть подвергнут в государстве пребывания таможенному досмотру. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих служебных обязанностей, а также некоторыми привилегиями в отношении налогов, сборов и т. д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических привилегий и иммунитетов на основе взаимности.
Лица, пользующиеся Д.и. и привилегиями, без ущерба для этих привилегий и иммунитетов обязаны уважать законы государства пребывания. Третьи государства должны обеспечить неприкосновенность и предоставлять иммунитеты при проезде дипломата и членов его семьи через свои территории. Иммунитет сотрудников дипломатических представительств от юрисдикции государства пребывания не освобождает их от юрисдикции аккредитующего государства. (В.Л. Олеандров)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ
особые права, преимущества, предоставляемые иностранным дипломатам на территории тех государств, в которых они находятся для выполнения своей миссии. И. д. - один из старейших институтов международного права. Его содержание и объем определялись характером дипломатической деятельности и особенностями государственного и правового строя в каждую данную эпоху. В древности и в ранний период Средних веков, когда государи посылали друг к другу временные чрезвычайные посольства с каким-нибудь отдельным поручением, посланники (обычно проживавшие при дворе принимавшего их государя) пользовались личной неприкосновенностью, которая охранялась предписаниями религии. Оскорбление посла приравнивалось к святотатству. Появление с конца 15 и начала 16 в. постоянных посольств, которые стали играть огромную роль во внешней политике и, с другой стороны, вступали в повседневное соприкосновение с местным населением и с властями абсолютистских государств, вызвало большое увеличение и расширение И. д. Посланники пользовались уже не только личной неприкосновенностью, но неприкосновенностью дома, а иногда и квартала, где они проживали, а также неподсудностью местным судам. В отдельных странах - в Голландии (1634), Англии (1709), в США (1790) и др. - были изданы соответствующие специальные законы. Выдвинутая Пьером Эйро (1576) и впоследствии развитая Гуго Гроцием (1625) теория утверждала, что посланники должны рассматриваться государством пребывания как находящиеся как бы вне территории (extra territorium) данного государства. Эта теория, широко воспринятая дипломатической и судебной практикой, вела к далеко идущим последствиям. Посланники могли предоставлять убежище преступникам и даже чинить суд и расправу в своей резиденции, которая также считалась экстерриториальной. В 19 в. законодательство о личных, имущественных и судебных гарантиях граждан вступает в противоречие с чрезмерными посольскими привилегиями и намечается тенденция к сокращению И. д. В теории и на практике укрепляется взгляд, что основанием И. д. является его необходимость для выполнения дипломатом своих функций, и эта необходимость служит критерием для определения объема иммунитета. Такой взгляд решительно защищает подавляющее большинство новейших авторов как общих курсов (Фошиль, Оппенгейм, Мартенс, Камаровский и Ульяницкий, Захаров, Коровин, Дурденевский и Крылов и др.), так и специальных монографий (Сатоу, Херст, Колчановский и др.), за единичными исключениями.

В настоящее время, как и прежде, И. д. определяется главным образом общими началами международного права и международными обычаями. По мнению, высказанному французским министром иностранных дел Эгильоном в 1772 и воспринятому в последующем юристами, соблюдение И. д. покоится на "молчаливом соглашении" государств. Попытки кодификации правил об И. д. не привели к большим результатам. Проект кембриджской сессии Института международного права 1895 (т. н. Кембриджский регламент), как и проект нью-йоркской сессии Института 1929 не стали международными конвенциями. После двух лет работы кодификационной комиссии Лиги наций (1925-26) Совет Лиги исключил (1927) И. д. из числа вопросов, подлежащих кодификации. Только между американскими государствами была заключена в 1928 в Гаване конвенция о дипломатических чиновниках, в основу которой легли проекты Американского института международного права (1925) и Международной комиссии американских юристов (1927).

Специальные законы об И. д. существуют только в СССР (Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза ССР от 14. I 1927 - Собрание законов 1927, № 5, ст. 48), США, Великобритании, Франции, Австрии, Турции, Панаме, Венесуэле и Колумбии. Почти во всех государствах отдельные постановления включены в уголовное, гражданское и процессуальное законодательство. Решения судов признают за дипломатами обычный И. д. Если суд выходит за его пределы, то соответствующие права считаются основанными не на международном праве, а на "международной вежливости". Однако строгой грани между тем и другим не существует. Дипломат, отправляясь в ту или иную страну, может получить точное представление об объеме своего И. д. в этой стране только путем ознакомления с ее законодательством и судебной практикой.

Вся совокупность прав, изъятий, льгот и преимуществ, обнимаемых общим понятием И. д., согласно классификации, наиболее соответствующей современным взглядам, может быть разделена на три категории: 1) неприкосновенность (личности и помещения), 2) иммунитет от юрисдикции (уголовной, гражданской и административной) и 3) особые льготы и преимущества (свобода переписки, право пользования дипломатическими курьерами, освобождение от налогов и повинностей, церемониальные привилегии и пр.). Некоторые авторы (Оппенгейм, Мартенс и др.) объединяют неприкосновенность помещения и иммунитет от юрисдикции под общим понятием "экстерриториальность". В указанном смысле этот термин сохранился в целом ряде законов, в частности в УК РСФСР (ст. 5).

Личная неприкосновенность дипломата состоит в охране его государством пребывания от всяких посягательств на его личность и достоинство в пределах территории этого государства и в гарантии от применения к нему мер принуждения (и вообще мер внедипломатического воздействия) со стороны самих государственных органов и должностных лиц. Во многих государствах (Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Норвегия, Турция, Япония и др.) существуют специальные уголовные законы, карающие нарушения дипломатической неприкосновенности, хотя государство может карать их и с помощью общих уголовных законов. В СССР к преступлениям такого рода суды применяли ст. 584 и по аналогии 588 УК. Преступления против неприкосновенности дипломатов в целом ряде случаев исходили из реакционных кругов, стремившихся спровоцировать войну (убийство германского посла в Москве Мирбаха "левыми" эсерами в 1918, убийство югославского короля Александра и французского министра Барту в Марселе хорватскими фашистами в 1934) или боровшихся против более прогрессивного социально-политического строя (убийство австрийскими гусарами французских делегатов на Раштадтском конгрессе де Бри, Бонье и Робержо в 1799, убийство русскими белоэмигрантами советского делегата на Лозаннской конференции Воровского в 1923 и советского посла в Варшаве Войкова в 1927). Что касается гарантии от применения мер принуждения, то она, по определению, напр., советского закона 1927, состоит в том, что дипломатические представители "не могут быть подвергнуты аресту или задержанию в административном или судебном порядке" (ст. 2, п. "а"). Однако, если дипломат совершает серьезное преступление против безопасности государства пребывания, то в случае крайней опасности он может быть временно задержан и принудительно выслан из страны. Это положение признают виднейшие авторитеты науки международного права (Фошиль, Оппенгейм, Мартенс, Камаровский и Ульяницкий, Сатоу и др.). Из практики характерны дела: Гилленборга в 1716, Селламаре в 1718 и др. (см. Дипломатов кааусы). В самые последние годы дипломаты гитлеровской Германии были высланы из некоторых стран (посол фон Термапн из Аргентины, посланник Вендлер из Боливии в 1941, посланник фон Эттель из Ирана в 1941 и др.) за участие в подготовке фашистского переворота. В 1942 были высланы из СССР за шпионаж польские дипломатические чиновники правительства Сикорского. В связи с преступной деятельностью подобных "дипломатов" Американская ассоциация адвокатов в 1942 поставила вопрос о пересмотре И. д.

Неприкосновенность помещения связывается теперь обычно с личной неприкосновенностью дипломата, а не с понятием экстерриториальности. Она состоит в том, что органы государства пребывания обязаны охранять здания посольства и квартиры дипломатов, а также находящиеся в них бумаги и имущество от всяких посягательств и не имеют права без согласия дипломата вступать в эти помещения и производить в них какие бы то ни было административные или судебные действия (арест, обыск и пр.). Однако, как гласит советский закон 1927, "неприкосновенность этих помещений не дает права принудительно задерживать кого бы то ни было в них или предоставлять в них убежище лицам, в отношении которых имеется постановление правомочных на то органов Союза ССР и союзных республик об их аресте" (ст. 4). Право дипломатического убежища, допускавшееся до 19 в., а в некоторых странах Востока и до 20 в., в настоящее время сохранилось только в американских государствах и в Испании, притом лишь в отношении политических преступников. Так, напр., в 1937 чилийская миссия в Мадриде укрыла испанских фалангистов. В других государствах это право не признается, как не признается нигде право насильственного удержания кого бы то ни было в дипломатическом помещении. Когда в 1896 китайское посольство в Лондоне захватило известного китайского революционера Сун Ят-сена с целью передачи его китайскому правительству, то английское правительство решительно потребовало его немедленного освобождения, и Сун Ят-сен был освобожден. Точно так же неприкосновенность помещения не может помешать местному правительству принять необходимые меры, когда в этом помещении подготовляется или совершается преступление, серьезно угрожающее безопасности и порядку государства пребывания. Почти во всех вышеприведенных случаях, когда применялись меры принуждения к самому дипломату, имел также место обыск в дипломатическом помещении, а иной раз и наложение временного ареста на бумаги.

Иммунитет от юрисдикции состоит в том, что против дипломата не может быть возбуждено судебное преследование по уголовным делам и к нему не может быть предъявлен гражданский иск, а также и в том, что дипломата нельзя обязать давать свидетельские показания в судебных или в административных учреждениях. Вообще никакие меры юрисдикции не могут быть предприняты в отношении иностранного дипломата. Соответствующие постановления содержатся в уголовном, гражданском и процессуальном законодательстве почти всех государств. Вопрос о том, освобождается ли дипломат от действия национального права государства пребывания или только от применения его юрисдикции, поднятый в юридической литературе Белингом, не получил единодушного разрешения. Однако не подлежит сомнению, что иммунитет от юрисдикции не означает безнаказанности или безответственности дипломата. Против него может быть возбуждено уголовное преследование или к нему может быть предъявлен гражданский иск в его отечественном суде через дипломатические учреждения государства пребывания. На практике, в случаях (крайне редких) совершения дипломатом уголовного преступления, местное правительство ограничивается требованием об его отозвании, гражданские же претензии разрешаются в дипломатическом порядке. Что же касается свидетельских показаний, то дипломаты большей частью соглашаются давать их у себя на дому судейским или административным чиновникам.

Если иммунитет от уголовной юрисдикции всюду признается в полном объеме, то иммунитет от гражданской юрисдикции признается лишь с известными и не везде одинаковыми ограничениями. Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на иски, связанные с владением недвижимостью, на встречные иски и в ряде случаев на иски, связанные с занятием дипломата торговлей или какой-нибудь иной профессией, не имеющей отношения к его официальным функциям. Римский кассационный суд несколько раз (в 1915, 1921) становился даже на ту точку зрения, что иммунитет от юрисдикции не распространяется вообще ни на какие гражданские дела, не связанные с официальными функциями дипломата. Эта точка зрения не поддерживается, впрочем, судебной практикой других стран. Но и тогда, когда допускается предъявление иска к дипломату, к нему не могут быть применены меры принудительного исполнения и меры по предварительному обеспечению судебных издержек.

Особый вопрос представляет иммунитет от гражданской юрисдикции торговых представительств СССР за границей. Торгпредства, являясь составной частью советских дипломатических представительств (ст. 2 "Положения о торговых представительствах и торговых агентствах Союза ССР за границей", 1933), пользуются И. д. в том же объеме, что и последние, если более ограниченный объем не предусматривается в договоре. Их торговые функции являются официальными государственными функциями. Подчинение торгпредств иностранной юрисдикции по делам, связанным с их оперативной деятельностью, обусловленное в торговых договорах СССР, имеет своим основанием взаимное соглашение СССР и другой договорной стороны. Вне этих договорных ограничений иммунитет торгпредств сохраняется в полной мере на основании общих начал международного права.

Иммунитет от административной юрисдикции, не освобождая дипломата от подчинения местным законам и административным правилам, исключает применение к нему каких-либо административных мер с целью принуждения его к подчинению этим законам и правилам.

Особые льготы и преимущества дипломатов включают: 1) право пользоваться шифром при сношениях с правительством и дипломатическими учреждениями своей страны; 2) право пользоваться дипломатическими курьерами, которым гарантируется неприкосновенность личности и бумаг; 3) право внеочередного пользования средствами электросвязи; 4) освобождение от личных налогов и административных повинностей; 5) освобождение от таможенных пошлин и таможенного досмотра и 6) различного рода церемониальные привилегии. За исключением права сношений со своим правительством и его дипломатическими органами, все остальные льготы и преимущества различны в разных государствах, часто служат предметом специальных соглашений и считаются основанными не на международном праве, а на т. н. международной вежливости.

Круг лиц, в отношении которых возникает вопрос о признании И. д., разделяется на три категории: дипломатический персонал (советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе), канцелярский персонал (переводчики, машинистки и пр.) и обслуживающий персонал (швейцары, рассыльные и пр.). В отношении лиц первой категории И. д. применяется бесспорно и в полном объеме как к ним самим, так и к членам их семей, живущим вместе с ними.

В отношении лиц второй категории И. д. применяется далеко не во всех государствах (в частности советский закон 1927 ограничивает круг лиц, пользующихся И. д., только членами дипломатического персонала) и не распространяется на членов их семей. В отношении лиц третьей категории И. д. не применяется в подавляющем большинстве государств, а там, где применяется (напр., в Англии и в США), ограничен сроком службы, по окончании которого этих лиц можно привлечь к ответственности также за действия, совершенные во время службы. На практике, чтобы устранить препятствие для привлечения такого лица к уголовному преследованию, нередко обращаются к дипломату с просьбой об увольнении данного сотрудника. Законодательство не содержит точных указаний по всем этим вопросам, а судебная и административная практика крайне разнообразна. И. д. большей частью не распространяется также на лиц, являющихся гражданами государства пребывания. Всех лиц, пользующихся И. д., ведомство иностранных дел государства пребывания снабжает соответственными документами об этом, т. н. дипломатическими карточками.

Право отказа от И. д. как в отношении самого представителя, так и лиц его персонала принадлежит его правительству. Обычно заявление главы миссии рассматривается как выражение воли и согласия правительства, хотя и не всегда. Так, напр., по делу сына чилийского поверенного в делах в Брюсселе Ваддингтона (см. Дипломатов казусы) бельгийские власти воздержались от применения своей юрисдикции, пока не было получено формальное согласие правительства Чили. Однако в гражданских делах заявление самого дипломата большей частью считается достаточным и не требуется даже согласия главы миссии.

Время действия И. д. определяется не формальным началом и концом дипломатической миссии (вручением верительных и отзывных грамот), а моментом пересечения границ государства пребывания при прибытии и при отъезде. Некоторые международники (Гейкинг. Xотхорн) считают, что в период между прибытием и началом миссии или между концом ее и отъездом И. д. предоставляется лишь на основании международной вежливости, но на практике это положение соблюдается всюду. На территории третьих государств дипломаты бесспорно пользуются только личной неприкосновенностью. Другие привилегии могут быть предоставлены им в порядке международной вежливости, и, следовательно, их предоставление зависит от позиции данного государства. Так, напр., согласно советскому закону 1927 (прим. 1 к ст. 1) министерству иностранных дел предоставляется право (но не возлагается обязанность) распространять И. д. на временно находящихся в СССР иностранных дипломатов, аккредитованных в других государствах.

В случае объявления войны дипломатическим представителям неприятельского государства назначается срок и маршрут для отъезда вместе со всем составом миссии (кроме лиц, являющихся гражданами государства пребывания), причем им должны быть предоставлены средства транспорта и охрана. До истечения назначенного срока дипломаты пользуются полным иммунитетом. Если они задерживаются дольше этого срока по собственной вине, то могут быть объявлены военнопленными. После их отъезда местное правительство обязано охранять здание, имущество и архивы посольств или миссий. В последние десятилетия установилась практика, согласно которой правительство отъезжающих дипломатов обычно поручает попечение о судьбе посольских зданий, имущества и архивов посольству или миссии какой-нибудь дружественной нейтральной страны. Все эти правила грубо нарушались агрессивными государствами. Во время первой мировой войны германские власти поощряли враждебные выпады толпы против послов Англии, Франции и России и чинили всевозможные издевательства при их отъезде (напр., французского посла Камбона до границы конвоировали стражники с револьверами в руках, а на границе с него потребовали 5 тыс. франков "за проезд"). Во время второй мировой войны власти гитлеровской Германии и стран-сателлитов - Финляндии и Румынии - производили бесчинства в отношении отъезжавших советских дипломатов.

Наряду с постоянными дипломатическими представителями, аккредитованными в том или ином государстве, И. д. предоставляется также делегатам на международные конгрессы и конференции. Обязанность его соблюдения лежит в этом случае на правительстве того государства, на территории которого созывается конгресс или конференция. Во время существования Лиги наций делегаты ее членов в Женеве, а также (в несколько меньшем объеме) постоянные сотрудники ее аппарата, за исключением швейцарских подданных, также пользовались И. д.

Литература: Арсеньев, В. О правах и преимуществах дипломатических агентов. Витебск. 1909. - Мартене, Ф. Современное международное право. Спб. 1888. Т. П. С. 38-61.-Дурденевский, В. и Крылов, С. Международное право. Учебное пособие. М. 1946. Вып. 2. С. 91-100. - История дипломатии. М. 1945. Т. III. С. 786-794. - Коровин, Е. Об ответственности государства за преступления, совершенные на его территории в отношении дипломатических представителей другого государства. "Революционная законность" № 11-12. 1926. - Коровин, Е. Правовое положение военных атташе. М. 1940.- Левин, Д. О неприкосновенности дипломатических представителей и их персонала. М. 1946.- Сатоу, Э. Руководство по дипломатической практике. Перев. с англ. М. 1946.- Hurst, С. Les immunit?s diplomatiques. "Acad?mie de Droit international. Recueil des Cours". T. 12. La Haye. 1927. P. 119-241.-De?k, F. Classification, immunit?s et privil?ges des agents diplomatiques. "Revue de droit international et de legislation compar?e". 1928. T. 9. P. 173-206, 522-567.

Источник: Дипломатический словарь

Похожие термины:

  • ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ

    права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в друг
  • ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ЛИЧНЫЕ

    особые права и преимущества, которыми пользуются дипломаты и члены их семей в государстве пребывания. К иммунитетам относятся: а) неприкосновенность личности; б) неприкосновенность жилища; в) полн
  • ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

    особые права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству в целом. К его иммунитетом относятся: неприкосновенность помещений (здания и земельного участка вокруг н