ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СССРДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ

Найдено 1 определение:

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ

права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, главам и сотрудникам этих представительств. До вступления в силу Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях (24.IV 1964) нормы международного права относительно дипломатических привилегии и иммунитетов являлись главным образом обычными нормами. Некоторые правила, установленные протоколами Венского конгресса от 19.III 1815 г. и Аахенского конгресса от 21.XI 1918 г., стали с течением времени обычными общепризнанными нормами международного права. Из соглашений локального характера, касающихся Дипломатических привилегии и иммунитетов, можно упомянуть Гаванскую конвенцию о дипломатических чиновниках от 20.11 1928 г., участниками которой являются 14 латиноамериканских государств. В настоящее время основным международным документом по вопросам дипломатических привилегии и иммунитетов является упомянутая конвенция, которая была принята Венской конференцией 1961года. Теории об основаниях дипломатических привилегии и иммунитетов. По вопросу об основаниях и объеме дипломатических привилегии и иммунитетов выдвигались три основные теории. Теория экстерриториальности, обосновывала дипломатической привилегии тем, что иностранный посол в юридическом смысле должен рассматриваться как бы продолжающим пребывать на территории своего суверена. Из этой теории следует вывод, что для дипломата, который юридически рассматривается не находящимся на территории страны пребывания, законы страны пребывания не имеют никакого значения. Это, однако, не соответствует современной практике, которая исходит из того, что дипломат должен уважать законы страны пребывания. Теория экстерриториальности в настоящее время устарела и находит мало сторонников. Однако термин «экстерриториальность» до сих пор нередко употребляется в дипломатической практике и в законодательстве государств означая фактически неприкосновенность помещения и иммунитет от юрисдикции. Представительная теория исходила из того, что посол представляет особу монарха, является как бы отражением личности суверена. Всякий посол «речи говорит и лицо носит своего государя», говорил Иван III. Позднее посол начинает рассматриваться как представитель государства, воплощающий достоинство и честь своего государя. В том и другом случае представительная теория исходила из формулы par in parem nоn habet imperium (равный не имеет власти над равным). Господствующей в настоящее время в современной науке международного права является теория функции, которая исходит из того, что основание и объем дипломатических привилегии и иммунитетов определяется функциями, возлагаемыми на дипломатическое представительство. Представительная теория и теория функций, содержавшие каждая в отдельности известную долю истины, не отражают адекватно современной международноправовой действительности. Важнейшими общепризнанными принципами современного международного права, имеющими ближайшее отношение к вопросу о дипломатических привилегиях и иммунитетов, являются принципы уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Исходя из этих принципов, на дипломатического представительства не должен распространяться контроль других государств. До настоящего времени привилегии и иммунитеты дипломатического представительства, персонала этого представительства выводились обычно из привилегий и иммунитетов главы дипломатического представительства (посла, посланника). Считалось, например, что неприкосновенность помещения дипломатического представительства вытекает из неприкосновенности дипломатического представителя, является как бы продолжением его личной неприкосновенности. Эта концепция носит на себе следы старых понятий: посол несет с собой неприкосновенность. Сотрудники посольства считались свитой посла и пользовались иммунитетом, как таковые. Указанная концепция устарела и не соответствует современному международному праву. Посольство теперь уже не рассматривается как учреждение при после и для посла, а сотрудники посольства - как свита посла. Посольство есть орган государства, сотрудники дипломатического представительства - сотрудники государственного учреждения, посол или посланник - глава дипломатического представительства, глава государственного учреждения. Венская конвенция, воплощая эту новую конвенцию, делит дипломатические привилегии и иммунитеты на две группы: привилегии и иммунитеты дипломатического представительства; личные привилегии и иммунитеты главы и персонала дипломатического представительства. Привилегия и иммунитеты дипломатического представительства. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства включают неприкосновенность помещений и архивов, освобождение от налогов, свободу сообщения со своим правительством, таможенные привилегии, право вывешивать флаг и герб на здании представительства и др. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства означает, что власти страны пребывания не имеют права проникнуть в это помещение иначе, как с согласия главы дипломатического представительства. Вместе с тем иммунитет помещения включает специальное обязательство страны пребывания принимать все необходимые меры для того, чтобы обеспечить неприкосновенность помещения представительства. Понятие «помещение дипломатического представительства» включает здания или части зданий, используемые для целей дипломатического представительства, независимо от того, принадлежат ли они представительству или арендуются им. Если помещение, занимаемое дипломатическим представительством,- отдельное строение, понятие «помещение дипломатического представительства» включает также прилежащий участок земли, в том числе сад, двор, если таковой имеется. Очень важным является вопрос о том, могут ли власти страны пребывания при исключительных обстоятельствах, иначе говоря, в случае крайней необходимости, проникнуть в помещение дипломатического представительства без согласия главы этого представительства. До недавнего времени в доктрине международного права по этому поводу высказывались разноречивые мнения. В 1956 году в связи с пожаром, происшедшим в советском посольстве в Канаде, министерство иностранных дел Канады разослало дипломатическим представительствам в Оттаве ноту, в которой, в частности, говорилось, что, «если, по мнению Управления противопожарной охраны, случившийся в зданиях миссии пожар по своему характеру может подвергнуть опасности человеческую жизнь, общественную безопасность или собственность, не принадлежащую миссии, Управление противопожарной охраны было бы оправдано за принятие необходимых мер по контролю за пожаром, вне зависимости от того, было ли дано главой миссии соответствующее согласие на такие меры». В ответной ноте посольство СССР в Канаде, указав, что в чрезвычайных обстоятельствах посольство, разумеется, «будет действовать с учетом как своих собственных интересов, так и интересов общественной безопасности», отвергло эти притязания, как противоречащие общепризнанным нормам международного права. Комиссия международного права, обсуждая проект конвенции на своих сессиях в 1957-58 гг., а также Венская конференция 1961 отклонили предложение о том, что в чрезвычайных случаях власти страны пребывания могут проникнуть в помещение дипломатического представительства и без согласия главы этого представительства. Подобного рода оговорка открывала бы путь для нарушения неприкосновенности помещения дипломатического представительства, что могло бы быть источником серьезных международных осложнений. Конвенция 1961 г. (ст. 22) устанавливает, что власти страны пребывания не могут вступать в помещение дипломатического представительства «иначе, как с согласия главы представительства». Неприкосновенность помещения не дает права насильственно задерживать кого-либо, в том числе и собственных граждан, в помещении дипломатического представительства. Подобные действия были бы актом власти на территории другие государства, не имеющим никакого отношения к функциям дипломатического представительства. Известен случай с Сунь Ятсеном в Лондоне в 1896 г. Когда Сунь Ят-сен проходил мимо китайского посольства, он был схвачен сотрудниками посольства и насильно задержан в посольстве с целью отправки в Китай. Английское правительство потребовало освободить Сунь Ят-сена, и он был освобожден. Неприкосновенность помещения не дает также права предоставлять в нем убежище лицам, преследуемым властями страны пребывания. К числу важнейших дипломатических привилегии и иммунитетов относится право дипломатического представительства на свободу сообщений для официальных целей. Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. В сношениях со своим правительством и его органами (например, с дипломатическим представительствами своей страны в других странах) дипломатическое представительство может пользоваться средствами сообщения, находящимися вне контроля иностранного правительства; оно может использовать такие, например, средства связи, как дипломатическая почта, закрытые (шифрованные) сообщения. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию или задержанию, а дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть арестованы или задержаны (ст. 27 Конвенции). Что касается радиостанции, то Венская конвенция устанавливает (ст. 27), что «представительство может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия государства пребывания». Таможенные привилегии дипломатического представительства включают освобождение получаемых из-за границы предметов от таможенных пошлин. Количество предметов, которые представительство может получить беспошлинно за определенный период, обычно ограничивается национальным законодательством различных стран. Дипломатические привилегии и иммунитеты пользуются также торговые представительства. Личные привилегии и иммунитеты. Эти привилегии и иммунитеты включают, прежде всего, неприкосновенность личности, жилища и собственности дипломатов, иммунитет от юрисдикции, освобождение от налогов и повинностей, таможенные привилегии. Важнейшим из указанных прав и преимуществ является личная неприкосновенность дипломата. Дипломат не может быть арестован или задержан в административном или судебном порядке, и власти страны пребывания должны принимать все разумные меры для того, чтобы предотвратить любое покушение на личность, свободу и достоинство дипломата (ст. 29 Конвенции). Неприкосновенность личности дипломата не исключает законной самообороны против него, так же как не исключает, что в определенных случаях могут быть приняты соответствующие меры для того, чтобы помешать дипломату совершить преступление или нарушение установленных правил. Если дипломат пытается, напр., проникнуть в запретную зону, на доступ в которую он не имеет разрешения, то для предотвращения нарушения дипломатом установленных правил могут быть приняты меры, чтобы физически помешать подобным действиям. Помещение, в котором проживает дипломат, пользуется такой же неприкосновенностью, как и помещение дипломатического представительства. Дипломат пользуется иммунитетом от юрисдикции; его нельзя привлечь к ответственности в уголовном порядке и, за некоторыми исключениями, также в гражданском и административном порядке. Иммунитет от юрисдикции распространяется не только на служебные действия дипломата, но и на действия, не связанные с выполнением его служебных обязанностей. Разумная основа такого положения состоит в том, что отсутствие иммунитета даже в отношении частных действий дипломата, находящегося в чужой стране, могло бы нанести ущерб выполнению им своих обязанностей, а также - это особенно относится к главе дипломатического представительства - нанести ущерб престижу и интересам посылающего государства. В соответствии с Венской конвенцией дипломат пользуется также иммунитетом в отношении гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев, когда дипломату предъявляются иски: а) относящиеся к истребованию частного недвижимого имущества, принадлежащего ему как частному лицу и находящегося на территории страны пребывания; б) касающиеся наследования, когда дипломат выступает как исполнитель завещания, хранитель или попечитель наследственного имущества, наследник или отказополучатель как частное лицо,- а не от имени своего государства; в) относящиеся к профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом вне своих официальных функций (ст. 31 Конвенции). Однако и в этих случаях допускаются только такие меры исполнения судебного или административного решения, которые могут быть приняты без нарушения неприкосновенности личности или жилища лица, пользующегося дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Иммунитет от юрисдикции включает освобождение дипломата от обязанности давать свидетельские показания, а в случае согласия дать такие показания он не обязан являться для этого в суд. Иммунитет от юрисдикции не означает, что дипломат может не считаться с законами страны пребывания. Венская конвенция устанавливает, что лица, пользующиеся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания» (ст. 41). Дипломаты освобождаются от всех прямых налогов, общегосударственных и местных, за исключением налогов на частную недвижимую собственность дипломата, расположенную на территории страны пребывания, а также налогов на доходы, источники которых находятся на территории страны пребывания. Дипломаты не освобождаются от косвенных налогов, включаемых в цену товаров и услуг, хотя на практике некоторые государства освобождают дипломатов полностью или частично также от уплаты и этих налогов. Представляемые дипломатам таможенные привилегии включают освобождение от таможенных пошлин предметов, предназначенных для личного пользования дипломата и его семьи. Личный багаж дипломата не подлежит таможенному досмотру, за исключением случаев, когда имеются серьезные основания предполагать, что он содержит предметы, не предназначенные для личного пользования, или предметы, импорт и экспорт которых запрещен или регулируется карантинными правилами. В случае досмотра он должен производиться в присутствии дипломата или его представителя (ст. 36 Конвенции). Круг лиц, получающих дипломатические привилегии и иммунитеты. Венская конвенция несколько расширяет круг лиц, которым предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты. Раньше государства были обязаны предоставлять дипломатические привилегии и иммунитеты только дипломатическому персоналу иностранных посольств и миссий и членам их семей. Правда, большинство государств фактически предоставляло некоторые привилегии также административно-техническому и обслуживающему персоналу. По Венской конвенции привилегии и иммунитеты предоставляются не только дипломатическому персоналу, но, за некоторыми изъятиями, и административнотехническому персоналу и членам их семей. Ограничения в отношении привилегий и иммунитетов административно-технического персонала выражаются в основном в том, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей, и личный багаж административно-технического персонала не освобождается от досмотра при переезде границы (ст. 37). Члены обслуживающего персонала иностранных дипломатических представительств пользуются иммунитетом только в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов и сборов на заработок, получаемый в представительстве (ст. 37). За действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей, они не могут быть ни арестованы, ни судимы. В остальном же они не пользуются личной неприкосновенностью, а также иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции. Домашние работники сотрудников дипломатического представительства освобождаются от налогов и сборов на заработок, получаемый ими в качестве домашних работников (ст. 37). В соответствии с международным правом дипломатические привилегии и иммунитеты в полном объеме предоставляются также главе иностранного государства, главе правительства, министру иностранных дел и обычно главам других высших учреждений государства во время нахождения их на иностранной территории. Привилегии и иммунитеты предоставляются с момента приезда лица, пользующегося этими привилегиями и иммунитетами, на территорию страны пребывания и прекращаются с момента выезда этого лица с территории страны, причем это условие должно соблюдаться даже в случае вооруженного конфликта между соответствующими государствами. Отказ от привилегий и иммунитетов. Дипломатические привилегии и иммунитеты не являются чем-то принадлежащим дипломату как индивиду; они предоставляются ему как должностному лицу иностранного государства. Поэтому дипломат не может распоряжаться предоставленными ему дипломатическими привилегиями и иммунитетами; отказ от иммунитетов и привилегий может быть сделан только государством, пославшим дипломата. Отказ от иммунитета в отношении юрисдикции должен быть явно выраженным. Он может исходить непосредственно от министерства иностранных дел или от главы дипломатического представительства. Отказ от иммунитета в отношении юрисдикции по гражданскому или административному делу не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ (ст. 32). Если лицо, пользующееся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, само обращается в суд по гражданскому делу, считается, что имеет место отказ от иммунитета в отношении данного конкретного дела. На территории третьих стран. Вопрос о том, обязано ли третье государство предоставлять дипломату соответствующие привилегии и иммунитеты, до принятия Венской конвенции 1961 г. являлся спорным. На практике государства предоставляли некоторые привилегии и иммунитеты (например, личную неприкосновенность, иммунитет от юрисдикции) дипломатам, следующим через их территорию в другие государства. В соответствии с Венской конвенцией третьи государства должны предоставлять неприкосновенность и такие другие иммунитеты, которые являются необходимыми для того, чтобы обеспечить проезд дипломата и членов его семьи через территорию этого государства. Третьи государства не должны также препятствовать проезду через их территорию административно-технического и обслуживающего персонала. В международном праве твердо установлены лишь нормы, касающиеся дипломатических привилегии и иммунитетов постоянных дипломатических представительств и их сотрудников. Что касается привилегий и иммунитетов, предоставляемых специальным делегациям, посылаемым одним государством в другое государство, и делегатам на международных правительственных конференциях, то, хотя по этому вопросу и нет четко установившихся норм, таким делегатам привилегии и иммунитеты предоставляются. Проект конвенции о специальных миссиях, представленный в 1967 г. Комиссией международного права Генеральной Ассамблее ООН, в целом отражает это существующее положение. Вопрос о привилегиях и иммунитетах служащих международных организаций регулируется обычно уставами этих организаций или специальными соглашениями. Так, например Кон- венция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 определяет привилегии и иммунитеты ООН, представителей членов организации в органах и на конференциях ООН, экспертов и должностных лиц ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. определяет привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН, представителей государств в органах и на конференциях, созываемых этими учреждениями, и должностных лиц специализированных учреждений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

Найдено схем по теме ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — 0

Найдено научныех статей по теме ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — 0

Найдено книг по теме ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — 0

Найдено презентаций по теме ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — 0

Найдено рефератов по теме ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — 0