ДипломДипломатика

ДИПЛОМАТ

Найдено 5 определений термина ДИПЛОМАТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ДИПЛОМАТ

diplomat, diplomatist, diplomatic official) - должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних сношений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Дипломат

франц. diplomate)

должностное лицо ведомства внешних сношений, в т. ч. дипломатического представительства государства за границей, имеющее дипломатический ранг или класс. Как правило, обладает иммунитетом дипломатическим.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ДИПЛОМАТ

1) Должностное лицо ведомства иностранных дел, уполномоченное правительством для сношений или переговоров с представителями иностранных государств. 2) (Перен.) человек, обладающий тактом, тонким и умелым обращением с другими людьми, искусством вести переговоры и другими подобными качествами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ДИПЛОМАТ

должностное лицо государства, ведущее работу по осуществлению официальных сношений данного государства с иностранными государствами. Повседневное ведение международных сношений возлагается в каждом государстве на ведомство иностранных дел и дипломатического представительства за границей, которые укомплектованы специально подобранным и обученным дипломатическим персоналом. Каждое государство устанавливает в своем внутреннем законодательстве правила поступления на дипломатическую службу. При этом обычно предусматриваются определенные требования, которым должен отвечать кандидат на замещение дипломатической должности (возраст, высшее образование, обязательное знание иностранных языков, иногда сдача специальных конкурсных экзаменов и т. д.). В различных странах эти требования отличаются друг от друга, но сущность их остается одной: обеспечить наиболее правильный подбор дипломатических кадров. Общие правила не распространяются на так называемые непрофессиональных дипломатов, назначаемых на руководящие дипломатические должности политических деятелей. Подготовка дипломатов в западных странах сосредоточена преимущественно в специальных учебных заведениях (Институт заграничной службы и курсы при Гарвардском, Иельском и Пристонском университетах - в США; Национальная школа администрации и Школа восточных языков - во Франции; колледжи Итон, Гарроу и Оксфордский и Кембриджский университеты - в Англии и т. д.). Продвижение дипломата, как по служебной лестнице, так и по ступеням табеля о дипломатических рангах регулируется особыми регламентами. Дипломатическая служба построена на принципиально иных началах. Доступ к дипломатической службе открыт для всех граждан, заслуживающих доверия и обладающих соответствующими способностями и знаниями, а продвижение по службе всецело зависит от деловых и политических качеств дипломата. Подготовка дипломатических кадров осуществляется как в высшей школе обычного типа, так и в специальных учебных заведениях (напр. Институт международных отношений и Дипломатическая академия - в Москве). Для поступления на дипломатическую службу не требуется окончания определенного, заранее обусловленного учебного заведения. Сегодня в странах мира сохраняется установленная в международном обиходе система дипломатических рангов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

ДИПЛОМАТ (профессиональный)

лицо, посвятившее себя дипломатической деятельности и последовательно прошедшее ряд иерархических ступеней дипломатической службы. Постепенное достижение таким путем высших постов называется дипломатической карьерой. Поэтому профессиональные дипломаты иногда называются "карьерными дипломатами" или "дипломатами карьеры" (Diplomate de carri?re).

Работа в области внешних сношений связана с высшими государственными интересами и важными государственными тайнами. Ввиду этого она может быть поручена лишь лицам, внушающим абсолютное доверие, сословная, классовая или партийная принадлежность которых предполагает безусловную преданность данному режиму. Кроме того, помимо разносторонних теоретических знаний она требует большого опыта, специальных навыков, профессиональной квалификации, приобретаемых лишь в результате длительной практики. Поэтому в целях создания надежных и квалифицированных дипломатических кадров в каждом государстве существуют особые положения и правила, регламентирующие подбор работников для органов внешних сношений и их продвижение от низших постов к высшим.

Подбор кадров. Дипломатическая служба еще в большей степени, чем командные посты в армии или в гражданском управлении, в монархических государствах являлась привилегией дворянской аристократии. Особые привилегированные учебные заведения (напр., Царскосельский лицей, Пажеский корпус, Училище правоведения в царской России) подготовляли кадры будущих дипломатов. Аристократия сохранила в значительной мере эту привилегию и в капиталистических государствах. Выдвигая своих дипломатов из кругов крупной буржуазии, капиталистические правительства охотно пользуются услугами и родовитой знати ввиду ее светского лоска и международных связей, престижа громких титулов, благосклонного отношения к ней при дворах государей. Так, напр., накануне второй мировой войны французские дипломатические кадры насчитывали значительный процент лиц аристократического происхождения. Еще в большей степени это наблюдалось в Англии, Италии, Германии.

Дипломатическая карьера в современном буржуазном государстве номинально открыта для всех. Фактически она доступна лишь тем, кто принадлежит к привилегированным классам. Прежде всего лица, желающие поступить на дипломатическую службу, должны обладать солидными личными средствами. Без таких средств нельзя получить высшего образования (особенно в дорогих учебных заведениях, как, напр., университеты Оксфорда и Кембриджа - в Англии, или Школа высших политических наук во Франции, откуда преимущественно вербуются дипломатические кадры), подготовиться к трудным конкурсам, прожить несколько лет за границей для овладения в совершенстве иностранными языками. Кроме того, в ряде стран низшие дипломатические должности либо оплачиваются недостаточно, либо вовсе не оплачиваются. Так, еще недавно в Англии выдержавшие конкурс кандидаты до окончательного зачисления в штат проходили двухлетний испытательный стаж без оклада. До 1920 от них требовалось представление удостоверения о наличии личного дохода не менее 400 ф. ст. в год.

Другим серьезным препятствием к демократизации дипломатической службы является система разрешений на допуск к конкурсным испытаниям. Разрешения выдаются ведомством иностранных дел или государственной комиссией (в Англии в отборочную комиссию входят, помимо чиновников министерства иностранных дел, представители от комиссий государственной службы, от армии и флота и члены парламента разных фракций). Обычно разрешение получают молодые люди в возрасте 21-25 лет, принадлежащие к "почтенным" семействам и представившие рекомендации влиятельных лиц. Большую роль играет протекция, дающая себя чувствовать и на конкурсах. Эти конкурсы весьма трудны. В Германии, напр., они состояли из ряда экзаменов, перемежавшихся с длительным испытательным стажем, и только после этого кандидат получал звание атташе. Как правило, дипломатическая карьера в капиталистических странах закрыта для женщин.

В некоторых государствах (Англия) дипломатическая служба резко отмежевана от консульской. Лица, зачисленные на консульские должности, лишь в исключительных случаях могут впоследствии получить дипломатические посты, какие бы способности они ни проявляли. Во Франции существуют два конкурса: "большой" (очень трудный) для зачисления на дипломатическую службу и "малый" (облегченный) для приема на консульскую службу. В США государственный департамент представлен, главным образом, лицами, выдвинутыми верхушкой монополистических организаций, банковских, биржевых кругов.

Служебное продвижение дипломатических работников. При зачислении на службу дипломатический работник обычно получает звание атташе (или третьего секретаря, где звания атташе упразднены). Внутренние правила ведомства регламентируют дальнейшее его периодическое (с промежутками в несколько лет) повышение в ранге, а также увеличение оклада. Следующими за атташе званиями последовательно являются: третий, второй и первый секретарь, советник миссии и посольства, посланник (в некоторых странах 2-го и 1-го класса) и, наконец, посол. К повышениям представляет специальная ведомственная комиссия, пользующаяся правом ускорить или замедлить в известных пределах продвижение дипломатических работников. В том же порядке происходит представление к наградам и орденам. Дисциплинарная комиссия судит проступки дипломатических работников и налагает на них соответствующие взыскания, вплоть до временного отрешения от должности и увольнения, санкционируемые затем надлежащей инстанцией. В капиталистических странах работники ведомства внешних сношений, как и все государственные чиновники, пользуются привилегированным статутом, ограждающим их права на продвижение, награды, пенсии и допускающим их увольнение лишь в строго определенных случаях. Этот статут предусматривает также предельный возраст службы (обычно 60- 65 лет). В отдельных случаях специальным постановлением делается исключение из общего правила. В противном случае чиновник покидает службу с пенсией, соответствующей званию, в котором его застала отставка.

При работе в дипломатических представительствах звание работника (атташе, секретарь, советник) соответствует наименованию должности (хотя иногда советник миссии занимает должность секретаря посольства и т. п.). Если же он находится в центральном аппарате ведомства, то его звание сохраняется и периодически повышается, но должность носит иное наименование (директор отдела, начальник протокольной части, генеральный секретарь и т. п.). Лицам с высшими дипломатическими званиями предоставляются соответственно высшие должности. Обычно в течение своей карьеры дипломатический работник занимает должности в миссиях и посольствах в ряде стран, а от времени до времени работает в центральном аппарате ведомства. Такая система позволяет дипломату детально знакомиться со многими странами и осваивать все стороны дипломатической профессии.

Обычно важнейшие дипломатические посты доверяются профессиональным дипломатам. Однако от этого правила существуют некоторые отклонения. Так, напр., главой ведомства иностранных дел лишь в редких случаях бывает профессиональный дипломат. Чаще всего на этот пост назначается политический деятель (напр., назначение в 1933 Хэлла государственным секретарем США). Наличие в его распоряжении квалифицированного дипломатического аппарата во главе с заместителем министра или генеральным секретарем министерства позволяет ему обходиться без детального знания дипломатической профессии. Главами посольств и миссий иногда также назначаются лица, до тех пор не работавшие в дипломатическом аппарате. Сравнительно недавними примерами таких назначений может служить аккредитование в 1940 Стаффорда Криппса английским послом в СССР, назначение послом США в СССР генерала Смита и др. Такие назначения объясняются рядом причин.

Иногда учитываются популярность или престиж назначаемого в стране пребывания, либо его личные связи с правительством. В других случаях таким способом дается удовлетворение какой-либо партии, влиятельной группе или самому назначаемому, если он обойден при распределении государственных постов. Наконец, иногда это является способом удалить по тем или иным соображениям какого-либо деятеля с внутриполитической арены. В общем все-таки назначение главами миссий непрофессиональных дипломатов является исключением (кроме США). Американские миссии (особенно посольства в крупных странах) обычно возглавляются не "дипломатами карьеры", а лицами, играющими видную роль или оказавшими серьезные услуги партии, стоящей у власти. В 1938, напр., не менее половины посольств и миссий США возглавлялось непрофессиональными дипломатами.

Дипломатическая служба в СССР построена на принципиально иных началах, чем в капиталистических странах. Доступ к ней действительно открыт для всех граждан СССР, заслуживающих доверия и обладающих соответствующими способностями и знаниями, а продвижение всецело зависит от качества работы дипломата. Лица, удовлетворяющие необходимым условиям, зачисляются в Институт международных отношений, в Высшую дипломатическую школу или же непосредственно на службу, если их подготовка и знания признаны достаточными.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дипломатический словарь

Найдено схем по теме ДИПЛОМАТ — 0

Найдено научныех статей по теме ДИПЛОМАТ — 0

Найдено книг по теме ДИПЛОМАТ — 0

Найдено презентаций по теме ДИПЛОМАТ — 0

Найдено рефератов по теме ДИПЛОМАТ — 0