Диалектический материализм

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Диалектический материализм
философия марксизма, отмеченная жестким детерминизмом; на государственном уровне была объявлена едва ли не официальной философией в ортодоксально коммунистических странах.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Диалектический материализм
философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(dialectical materialism) Теория развития природы, формализованная главным образом советскими идеологами на основе трудов Энгельса (Engels); диалектический материализм исходит из того, что все явления суть движения материи. Само движение является результатом внутренних противоречий любого объекта или явления. Более того, заявляя, что они подводят материальную базу под теорию Гегеля (Hegel) материалисты-диалектики утверждают, будто сама естественная история развивается по определенным законам. Основные из них: переход количества в качество, единство и борьба противоположностей и отрицание отрицания. Материя трансформируется и развивается, количественные изменения переходят в качественные. Высшую ступень развития материи – человечество. Его развитие подчинено тем же законам диалектики, что и развитие природы. Движение любой ступени развития общества должно рассматриваться в свете его внутренних противоречий. На определенных ступенях в определенном порядке происходят неизбежные количественные изменения, сопровождающиеся мощными социальными противоречиями, проводящими к возникновению качественно новой, более высокой ступени развития общества. Советские материалисты-диалектики высшей ступенью развития общества полагали коммунизм.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
философия марксизма-ленинизма, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Д. м. является научным мировоззрением, всеобщим методом познания мира. Разработан К.Марксом и Ф. Энгельсом, творчески развит В.И. Лениным. Д. м возник на основе развития материалистической философии и диалектического воззрения на мир, в тесной связи с успехами науки и практикой революционного рабочего движения. Важным элементом формирования Д. м. явилась выработка диалектико-материалистического взгляда на ход общественного развития и его законы (см. Исторический материализм). Д. м. исходит из признания материи единственной основой мира. всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, движения и развития мира в результате действующих в нем самом внутренних противоречий Сознание Д. м. рассматривает как свойство высокоорганизованной формы движения материи, отражение объективной реальности. Характерной чертой Д. м. является органическое единство научного объяснения действительности с практикой революционного изменения мира. В этом находит выражение классовая сущность марксистской философии как мировоззрения самого революционного — рабочего класса.
Д. м. философская основа деятельности марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий, научное оружие рабочего класса в борьбе за освобождение от капитализма и победу коммунизма, в борьбе против буржуазной философии, против различных течений современного ревизионизма и догматизма. Основываясь на достижениях современной науки и передовой общественной практики, Д. м. постоянно развивается и обогащается.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Диалектический материализм
философское учение, созданное Марксом и Энгельсом, развитое Лениным и Сталиным и являющееся мировоззрением марксистско-ленинской партии. «Марксизм,—говорит товарищ Сталин,—не есть только теория социализма, это есть цельное мировоззрение, философская система, из которой логически вытекает пролетарский социализм Маркса. Эта философская система называется диалектическим материализмом». Диалектический и исторический материализм составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксистской партии. Глубокое и систематическое изложение диалектического материализма дано в известной работе товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (см.).
Мировоззрение марксистско-ленинской партии называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория — материалистической. Диалектический метод марксистского мировоззрения характеризуется следующими основными чертами: а) Он рассматривает природу как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга, б) Он рассматривает природу как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что- то разрушается и отживает свой век. Для диалектического метода важно прежде всего не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него неодолимо только то, что возникает и развивается, в) Диалектический материализм рассматривает процесс развития как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему, г) Диалектический метод исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее, свое отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир - по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе». Марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, .сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, отображением бытия, что мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, а именно-продукт мозга, а мозг-орган мышления, что нельзя поэтому отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин (см. Истина), что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики. Распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества есть исторический материализм (см.).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
221.68 кб

Гераклит и диалектический материализм

Кессиди Феохарий Харлампиевич
Читать PDF
354.59 кб

К вопросу обоснования регулятивно-диалектического материализма

Чумаков Валерий Александрович
Показано, что существование и саморазвитие материи происходит в результате причинно-следственных взаимодействий, а также регулятивного механизма управления.
Читать PDF
637.15 кб

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАРЛА МАРКСА И ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Муравьёв Андрей Николаевич, Осипов Игорь Дмитриевич
Основным тезисом первой части статьи является утверждение, что индивидуальное духовное развитие Маркса привело его через ряд этапов к диалектическому материализму, который он сам, как и Энгельс, философией не считал.
Читать PDF
63.39 кб

Правомерны ли абстрагирование от истории и «Оцифровка» диалектического материализма

Бряник Надежда Васильевна
В статье приводятся контраргументы в адрес идей проф. В.О. Лобовикова, касающиеся природы диалектического материализма («диамата») и перспектив его формализации и «оцифровки».
Читать PDF
276.91 кб

Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение

Семенов Юрий Иванович
Читать PDF
308.77 кб

Диалектический материализм и истинная эмансипация в моральной философии Олега Дробницкого

Курхинен Павел
Представлены основные моменты философии Олега Дробницкого, в том числе каким образом философию диалектического материализма можно дополнить кантианскими воззрениями, если возможно.
Читать PDF
80.08 кб

Критический анализ статьи В. О. Лобовикова «Диалектический материализм “в цифровом формате”»

Похлебаев Сергей Михайлович
В работе представлен критический анализ статьи «Диалектический материализм “в цифровом формате”», опубликованной доктором философских наук, профессором В.О. Лобовиковым (Лобовиков В.О.
Читать PDF
179.85 кб

О диалектическом значении категории небытия в системе категорий диалектического материализма

Свергузов А.Т.
Анализируется проблема небытия в рамках диалектического материализма, в котором категории небытия и ничто считались ненаучными, бессмысленными.
Читать PDF
207.32 кб

К вопросу о значении категории небытия в развитии системы категорий диалектического материализма

Свергузов А. Т.
Анализируется проблема небытия в рамках диалектического материализма, в котором категории небытия и ничто считались ненаучными, т.е. бессмысленными.
Читать PDF
264.69 кб

Ниши свободы: использование сократического метода в преподавании диалектического материализма в сове

Назарова Оксана Александровна
На примере научно-преподавательской деятельности профессора Томского государственного университета Альберта Книгина обсуждается тема возможности свободного философствования в Советском Союзе.
Читать PDF
498.94 кб

Диалектический и исторический материализм как формальная аксиология дионисийского типа (алгебра форм

Лобовиков В.О.
Читать PDF
103.79 кб

Диалектический материализм в «Цифровом формате» (дискретная математическая модель логически непротив

Лобовиков Владимир Олегович
Исследуется дискретная математическая модель диалектического материализма как формально-аксиологической системы ценностных функций от конечного числа ценностных переменных.
Читать PDF
138.28 кб

О «Жизни» и «Смерти» идей (размышления по поводу статьи В. О. Лобовикова «Диалектический материализм

Борисов Сергей Валентинович
Статья представляет собой дискуссию по поводу самой возможности представления диалектического материализма в «цифровом формате» (в системе логических уравнений).