Демократическое совещаниеДЕМОКРАТИЯ ДЕЛЕГАТИВНАЯ

ДЕМОКРАТИЯ

Найдено 30 определений термина ДЕМОКРАТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Демократия

форма государственного устройства, тип политического режима, основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и равенства граждан.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политико-терминологический словарь

Демократия

разновидность политического режима, для которого характерно равноправное участие граждан в формировании государственных органов и контроль за ними с принятием решений по большинству.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Демократия

общественно-политическая система, предоставляющая гражданам право участвовать в принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы центральной и местной власти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Демократия

правление народа; демократия, на практике принимающая самые различные формы, подразумевает как широкое участие масс в политической жизни, так и функционирование правительства в интересах всего общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

ДЕМОКРАТИЯ

от греч. demokratia - народ и власть) - форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании  с широким кругом гражданских прав и свобод.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

ДЕМОКРАТИЯ

политический режим, при котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия в общественной сфере.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Демократия

форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственной деятельности и на наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методические указания по политологии

ДЕМОКРАТИЯ

форма правления, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнения, интересов меньшинства, выборностью основных органов государственного правления, соблюдением прав и свобод человека [П. К.}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сводный словарь по политологии

Демократия

гр. demos + kratos власть) – народовластие. Реально представляет собой разновидность государства, обладающего по меньшей мере следующими признаками: признанием народа высшим источником власти, выборностью основных органов государства, равноправием граждан, принятии решений. «Россия есть демократическое государство» (см. Конституция РФ. Ст.1)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ДЕМОКРАТИЯ

democracy, от гр. demokratia, от demos - народ и kratos - власть) - 1) народовластие; 2) государственный строй, при котором верховная власть принадлежит народу; 3) принцип организации коллективной деятельности, при соблюдении которого обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов того или иного коллектива, партии, организации; 4) в прошлом в царской России употреблялись в качестве синонимов понятию Д. - народное правление, народодержавие, мироуправство, в противоположность самодержавию, единодержавию, аристократии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ДЕМОКРАТИЯ

одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. Д., демократизация и демократичность не одно и то же; демократия - эта характеристика режима, способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе, может быть не только республиканское, но и монархическое государство. Отсюда и общее наименование Д. Для государств разных политических форм правления, но со сходными режимами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

ДЕМОКРАТИЯ

от греч. demos — народ и kratos — власть) — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы Д. — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) Д. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ДЕМОКРАТИЯ

от греч. demos - народ и ...кратия), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин "демократия" употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии

Демократия

греческое "demoz", "народ" и "kratoz", "власть") - форма политического устройства, основанная на принципе коллективного принятия политических решений всем обществом. Противоположна автократии, аристократии и олигархии. Древнегреческая модель демократии и демократия военно-племенных союзов древних была "прямой", т.е. не представительской, а общинной, совещательной, "вечевой". Современная демократия стала складываться в Англии, позже Франции и далее в Европе в Новое время. Современная демократия была непрямой, но представительской. Принцип современной европейской демократии состоит в разделении властей, в полной подотчетности властей перед различными инстанциями, призванными представлять народ в целом. Демократия может сочетаться с либерализмом (либерал-демократия, "правая демократия") или с социализмом (социал-демократия, "левая демократия").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая философия: глоссарий

Демократия

власть народа) - форма политической власти, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса. Отличиями демократии от других форм государства являются: подчинение меньшинства большинству, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод, выборность основных органов государственной власти, верховенство закона и др. Буржуазная демократия характеризуется явным противоречием между декларируемой "властью народа" и действительным господством эксплуататоров. Социалистическая демократия это противоречие устраняет, однако она требует общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий политологический толковый словарь

Демократия

форма общественных отношений, когда власть не мешает развитию в свободном человеке, обладающим экономическим достоинством, главной цели, которую дают семья и вера. Демократия не способна создать свободу, если отдельного гражданина она не интересует. Демократия всего лишь форма, а не предмет, который можно распределить поровну. Демократией нельзя владеть как предметом. В Восточной Европе используется в качестве булыжника (бывшего орудия пролетариата в борьбе за власть). Из-за одичавшего сознания здесь сложилось ошибочное заблуждение, что демократия — это власть честных и умных. Согласно классическим представлениям демократия — это власть посредственности. В условиях правового гражданского общества с развитыми рыночными отношениями глава государства может быть элементарной посредственностью, но это не скажется на будущем страны. Та же посредственность во власти в бедных странах с неразвитыми демократическими институтами может представлять большую опасность для государственности. Когда приходится выбирать между плохим и худшим, западная социология отдает приоритет умному мошеннику над честным дураком.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ДЕМОКРАТИЯ

государственное устройство при котором: 1) власть принадлежит народу или интересы народа стоят на первом плане 2) общество структурировано и разные слои общества объединены в классы, ведущие политическую борьбу за власть или за реформы в свою пользу. Центральным моментом, определяющим понятие демократии является участие каждого свободного гражданина в управлении. В 18 века наиболее последовательным выразителем идей демократии был Ж. Ж. Руссо, который видел твердую основу  государственного строя в полном равенстве всех граждан. Впервые демократические стремления осуществились в Северной Америке. Английские колонии в Северной Америке с самого начала своего существования управлялись демократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцом большой демократической республики. В Европе осуществление демократических стремлений было начато французской революцией. В демократической республике народ осуществляет свою власть посредством избрания членов верховного законодательного корпуса, парламента, или одной его палат, законодательному корпусу принадлежит, в той или иной мере, контроль над деятельностью исполнительной власти.

  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

Демократия

от греч. demos народ)

форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных и судебных органов, учет мнения меньшинства. Различают непосредственную демократию, когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов, и представительную демократию, когда решения принимаются выборными органами, в том числе парламентами. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов, например, партийная демократия, производственная демократия. Демократия основывается на принципах верховенства конституции и законов, народовластия и политического плюрализма, свободы и равенства граждан, неотчуждаемости прав человека. Демократия реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства. Демократия возникла вместе с появлением государства в Древней Греции для части населения и с течением веков эволюционировала вместе с развитием человеческого общества. Современная демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства, подразумевает выборность основных государственных органов. Наиболее полное развитие институты демократии получают в правовом государстве.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ДЕМОКРАТИЯ

от греч. demos - народ и kratos - власть) - власть народа, народовластие, т.е. политическая форма, прежде всего форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Д. может проявляться как в государственных, так и в негосударственных, общественно-политических организационных формах (внутрипартийная Д., производственная Д. и др.), хотя наиболее распространено ее понимание как государственной формы, формы политического режима в противоположность антидемократическим авторитаризму, тоталитаризму, диктатуре, деспотизму, фашизму и тд. Важнейшими признаками Д. являются: гарантированное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, включая свободы слова, собраний, организаций; социально-политический плюрализм; гласность; выборность вышестоящих органов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и их подотчетность народным массам; решение вопросов большинством голосов при внимательном учете позиции меньшинства и тд. По форме, способу своего осуществления Д. разделяется на непосредственную, когда сам народ без посредников выносит то или иное решение (референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и др.), и представительную, когда решение принимается через депутатов или иных народных представителей, Д. - важнейшее и универсальное политическое условие и средство оптимизации организации, функционирования и совершенствования общества и государства, свободного развития личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ДЕМОКРАТИЯ

Как демократия определяется политическая система, при которой власть принадлежит людям, проживающим в данной стране: совереном является сам народ.

Демократическое правление зародилось в греческом городе-государстве Афины в V веке до н. э. Термин «демократия» составлен из двух греческих слов: demos (народ) и kratos (власть). Таким образом буквально «демократия» означает «власть народа», что отличает одноименную систему от власти правителей в лице одного человека или группы граждан, как это имеет место в случае олигархии. Одно из преимуществ демократии заключается в том, что способность всех граждан принимать участие в принятии политических решений может стимулировать чувство социальной солидарности. Между тем такой метод правления способен приводить к ситуации, когда мнение большинства превалирует над интересами меньшинств, а также может иметь следствием государственную политику, в основе которой лежит не обоснованная позиция, а распространенные предрассудки.

Первоначально основные решения в демократиях принимались на собраниях, доступ на которые был открыт всем свободным гражданам мужского пола. Такая система именуется прямой демократией. Власть могла функционировать в подобном режиме, пока население государства было небольшим, а функции власти ограниченными. Сегодня на смену древним городам-государствам пришли более крупные властные структуры с гораздо более широким кругом ответственности перед значительно более многочисленным населением. Возникла необходимость поиска моделей, в которых идея суверенитета народа вписалась бы в работоспособный механизм принятия решений. Итогом поисков стало появление политической системы, известной как либеральная демократия, хотя ограниченность при данной системе возможностей представителей власти в переработке индивидуальных оценок и суждений требует развития новых схем, которыми власть была бы приближена к народу. К таковым относятся механизмы участия граждан в управлении государством (включая консультирование с людьми по вопросам государственной политики и совместное с избранными представителями осуществление определенных властных функций) и элементы прямой демократии (с использованием таких инструментов, как референдум, для вовлечения народа в процесс принятия решений по принципиальным политическим вопросам).

См. также статьи «Либеральная демократия», «Политическое участие», «Референдум», «Средства массовой информации».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 101 ключевая идея политика

Демократия

от греч. demos — народ и kratos — власть) — народовластие, одна из форм политической самоорганизации общества. Основными признаками Д. являются: 1. суверенитет народа, т. е. признание народа источником власти, обладающего правом осуществлять власть через органы государственной власти и местного самоуправления и путем референдумов; 2. выборность основных государственных органов. Выборы государственных органов должны быть свободными, т. е. граждане могут голосовать свободно, не опасаясь репрессий; справедливыми, т. е. каждый голос должен «весить» одинаково; частыми, т. е. граждане могут регулярно выражать свое отношение к государственным должностным лицам; 3. равноправие граждан, прежде всего равенство их политических прав, а также равенство всех граждан перед законом; 4. приоритетность прав человека над правами государства, их надежная защита, в том числе неприкосновенность личности, право свободно выражать свое мнение, критиковать правительство; 5. политический и идеологический плюрализм, предполагающий существование альтернативных, конкурирующих между собой источников информации, выведенных из-под правительственного контроля, а также высокой степени свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оппозиционные политические партии. В настоящее время существует несколько теорий Д.: партисипационная (Д. рассматривается как система власти, гарантирующая всем гражданам участие в управлении делами государства и общества); плебисцитарно-вождистская (Д. должна гарантировать народу право выражать свою волю путем передачи контроля за властью и аппаратом управления всенародно избранному лидеру); плюралистическая (Д. предполагает создание условий для свободного, конкурентного взаимодействия различных политических и социальных сил); рыночная (Д. как система власти, организованная на принципах рынка, т. е. взаимного обмена: те, кто осуществляет власть, предоставляют гражданам «услуги» по управлению общественными дрлами, а граждане взамен дают им свою поддержку); социалистическая (Д., утверждающая принципы социальной справедливости, социального равенства) и др. Авторы этих теорий акцентируют внимание на различных аспектах Д., стремятся к более глубокой интерпретации особенностей этого общественно-политического устройства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

Демократия

от греческих слов «народ» и «власть»}: — народовластие, такая форма государственного строя, при котором власть принадлежит народу. Демократия всегда носит классовый характер и является диктатурой господствующих в обществе классов. История знает разные формы демократии эксплуататорского общества — рабовладельческую в древнем мире, буржуазную демократию в большинстве капиталистических стран и др. По мере развития монополистического капитализма правящая буржуазия все более урезывает и без того ограниченные свободы и права народа, которые провозглашали конституции в этих странах на заре капитализма. Мировой империализм во главе с монополистическим капиталом США — заклятый враг свободы народов и социального прогресса. Монополисты всюду стремятся насадить реакционные, фашистские порядки. Исторически высшей формой народовластия является социалистическая демократия. «Советский строй, — отмечал В. И, Ленин, — есть максимум демократизма для рабочих и крестьян и в то же время он означает разрыв с буржуазным демократизмом и возникновение нового, всемирно-исторического типа демократии, именно: пролетарского демократизма или диктатуры пролетариата». Диктатура пролетариата, составляющая основное политическое содержание переходного периода от капитализма к социализму, по сути своей есть власть народа, для народа и в интересах народа. Обеспечив полную и окончательную победу социализма в СССР, диктатура пролетариата сыграла свою всемирно-историческую роль. Ныне, как указано в новой Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, социалистическое государство вступило в период, когда идет процесс перерастания пролетарской демократии во всенародную социалистическую демократию. В других социалистических странах пролетарская диктатура осуществляется в форме народной демократии (см.). В ней воплощается господство трудящихся при руководящей роли рабочего класса, во главе которого идет коммунистическая партия. Социалистическая демократия в противоположность буржуазной не только провозглашает права народа, но и гарантирует их осуществление, она обеспечивает действительную свободу личности, высшее ее проявление — освобождение человека от эксплуатации. Всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля за его деятельностью — таково главное направление развития социалистической государственности по пути постепенного перерастания ее в общественное коммунистическое самоуправление.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ДЕМОКРАТИЯ

гр. demokratia demos народ + kratos власть) - народовластие. Понятие Д. является одним из самых многозначных в теории политической науки. Под Д. понимается: 1) форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом значении понятие "Д." используется для характеристики типа государства, политической системы общества; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятие решений в них по принципу большинства. Исходя из этого значения Д., можно говорить о партийной, профсоюзной, производственной Д.; 3) идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения. К числу ценностей, формирующих демократический идеал, относятся свобода, равенство, уважение закона и прав человека, плюрализм, народный суверенитет, участие граждан в управлении и др.; 4) разновидность социальных движений, направленных на реализацию демократического идеала.

Историческими формами Д. являются: родовая демократия, основанная на кровнородственных связях и общей собственности; военная демократия, общинная демократия и т.д.

В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого властью, Д. разделяется на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, главенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении.

Существуют различные теории Д. Основными из них являются плюралистическая, партисипаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, социалистическая.

Особый интерес представляет анализ современных демократических систем. Так, А. Лейпхарт различает "вестминстерскую модель демократии" и "консенсусную модель демократии". Суть первой модели - в реализация права большинства. На практике эта модель характеризуется: концентрацией исполнительной власти (однопартийный кабинет или "кабинет чистого большинства"); слиянием ветвей власти; асимметричной двухпалатностью парламента; однотипными партиям; плюралистичной избирательной системой; унитаристским и централизованным управлением; неписаной конституцией и суверенитетом парламент представительной демократией. Эта модель Д. существует в Великобритании, Новой Зеландии и т.д. Для консенсусной Д. характерно: разделение власти; сбалансированная двухпалатное с представительством меньшинств многопартийность; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация; писаный закон и право вето меньшинства, модель реализуется в Бельгии, Швейцарии и т.д. Большинство западных стран А. Лейпхарт относит к "промежуточным формам" вестминстерской и консенсусной моделей Д., для которых характерны и элементы непосредственной Д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

ДЕМОКРАТИЯ

букв. — народовластие, от греч. demos — народ и kratos — власть) — 1) форма политической организации общества, основанная на признании народа основным источником власти; 2) политический режим, который характеризуется политическим плюрализмом (существованием легальной оппозиции, различных идеологических течений, политических партий), доминированием закона во всех сферах общественной жизни, высокой степенью реализации прав человека, выборностью органов власти и ее регулярной сменяемостью, реализацией принципа разделения властей, наличием развитого гражданского общества. В политической науке к середине XX в. сложилось несколько различных моделей демократии. Так, в рамках теории политических элит демократия понимается либо как правление элиты, основанное на открытом механизме ее рекрутирования, что обеспечивает ее постоянную связь с обществом (теория демократического элитизма), либо как власть, основанную на конкуренции между различными элитными группами, что предотвращает формирование целостной элитарной группы (теория плюрализма элит). Эти элитистские теории, совместившие теорию демократии и классические элитарные представления об обществе (которые традиционно отрицали саму возможность существования демократии), опираются на концепцию конкурентной демократии Й. Шумпетера, которая исходит из понимания демократии как представительской власти, избранной большинством путем свободных конкурентных выборов (при сохранении гарантий меньшинству). С точки зрения партисипаторной теории (англ. participate — участие), демократия, напротив, заключается в непосредственном участии народа в политической жизни, а о степени демократичности той или иной политической системы можно судить по существующим в ней возможностям прямого участия масс в управлении. На самом деле конкурентная и партисипаторная теории демократии не противоречат друг другу, а акцентируют внимание на разных организационных и правовых формах ее осуществления: представительской и непосредственной (прямой). Представительская демократия проявляется в деятельности сформированных народом (избирателями) органов государственной власти и самоуправления; прямая — осуществляется путем непосредственного волеизъявления граждан на выборах и референдумах. Появление в середине-конце XX в. целого ряда теорий демократии (ценностной, политико-модернизационной, экономической, рационально-утилитарной, институциональной и др.) привело к размыванию содержания самого понятия «демократия», под которой стали иметь ввиду и форму политической организации общества, основанную на признании народа основным источником власти, и некий философский, мировоззренческий идеал человеческого бытия, и форму политического участия, и модели деятельности различных общественных институтов и пр. Поэтому для характеристики демократии как формы политического режима (в отличие от демократии как идеального типа власти) Р. Даль предлагает использовать термин «полиархия» (греч. poli — множественность и arche — власть). Неотъемлемыми признаками полиархии, по Далю, являются такие обязательные качества политической системы, как плюралистичность и оппозиционность. Цитата:«Демократия, вероятно, самая мощная и вдохновляющая из идей XX в.». Э. Гидденс Цитата:«Демократия — наихудшая форма правления, если не считать все остальные». У. Черчилль

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

ДЕМОКРАТИЯ

от греч. demos — народ и kratos — власть, букв. — «власть народа») — политическая практика и теория, возникшая в древней Греции в малых городах-государствах с рабовладельческим строем.

Предполагалось, что каждый владелец рабов является свободным, а значит, политическая власть не может осуществляться без его участия. В условиях незначительной величины полиса и малого количества свободных граждан демократические процедуры могли осуществляться на практике с небольшими искажениями. Аналогичная ситуация складывалась в средневековых городах-государствах, бывших, как правило, резиденцией епископа и обладавших правом экстерриториальности по отношению к праву князей. Малые государства-демократии, как правило, оказывались неустойчивыми в войнах с империями и кочевыми ордами. В империях и абсолютистских государствах теория и практика демократии не требовались.

В Новое время, благодаря установке эпохи Просвещения на то, что каждый человек является свободным, потребовались процедуры, обеспечивающие каждому участие в управлении государством. Совершенствование процедур привело к теориям «представительной демократии», популярной на Западе (все выбирают компетентных представителей, а те в свою очередь осуществляют текущее управление), «плебисцитарной демократии», принятой, например, в СССР (власть сама выбирает курс и осуществляет управление, а народ либо поддерживает, либо не поддерживает, не вдаваясь в детали) и других теорий. Каждая из этих теорий и практик, хоть и была исторически оправданной, в конечном итоге была признана несовершенной и не соответствующей «сущности демократии», которая требует возможности весомого влияния на управление каждого члена общества.

Развитие коммуникаций сегодня позволяет некоторым теоретикам (напр. Дж. Несбитт) вновь говорить о переходе к непосредственной, прямой демократии. Однако возможности электронного голосования и проч. еще не доказывают, что все массы вовлечены в управление и что отсутствуют процессы манипуляции массами. На самом деле теория демократии впала в очевидный кризис, который теоретически выражается в невозможности обеспечить в гигантских сверхобществах в эпоху глобализации требование участия в управлении всех свободных людей. Некоторые ученые говорят о несоответствии демократических норм техническому веку (М. Хайдеггер), некоторые ищут новые смыслы слова «демократия» (С. Жижек).

Практически кризис выражается в утрате интереса больших масс к демократическим процедурам (если раньше люди шли за право голосования на смерть, то сегодня политические институты и партии практически все свое время посвящают тому, чтобы вовлечь массы в политическую борьбу и проблематику). В прагматической же области термин «демократия» стал все больше и больше использоваться как бессодержательный ярлык, выдаваемый одними государствами другим.

Подобно тому, как Ватикан является столицей католичества, а Мекка — столицей ислама, столицей «демократической религии» объявил себя Вашингтон. Именно он решает, кто «истинный демократ», а кто еретик. Можно, оказывается, ущемлять права нацменьшинств, как в Прибалтике, можно уничтожить свободу слова, как в Грузии, и при этом быть «образцом демократии»!

Можно констатировать, что за последние 100 лет демократия из светлого идеала превратилась в фарс. В России этот процесс особенно заметен, так как непрофессиональная и аморальная элита 1990-х гг., неумелыми действиями проводившая реформы и приведшая к краху СССР, рядилась в тоги демократов.

Сегодня подавляющее большинство населения, а не только левая оппозиция (которая вообще употребляет слово «дерьмократия» — «власть дерьма»), не считает демократию серьезной ценностью. В этой связи имеет смысл перестать говорить о демократии как о некой кем-то заданной извне норме, которой каждый народ и государство должны соответствовать, и вернуться к исконному смыслу этого слова — праву каждого народа устанавливать ту форму правления и ту власть, которая ему больше подходит. В этой связи можно говорить о суверенной демократии в противоположность навязываемой управляемой демократии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

ДЕМОКРАТИЯ

от греч. «демос» — народ и «кратия» — власть) — буквально власть народа или народовластие. Термин «Д.» имеет два значения: 1) государство, где власть принадлежит народу, либо выражает народные интересы и 2) движение, борющееся за осуществление интересов народа. 8 античном мире под Д. подразумевалось непосредственное участие народа в управлении государством. Античные авторы отмечали пять признаков Д.: всеобщее равноправие, отсутствие деспотизма, выборы на должности по жребию, ответственность выборных лиц, решение важнейших дел на народном собрании. Однако понимание Д. в Древней Греции и Древнем Риме существенно отличалось от современного. Во-первых, демократическое государственное устройство отнюдь не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как часть государства. Во-вторых, как естественное воспринималось существование рабства и сословное деление свободных граждан. Содержание понятия Д. изменяется в средние вв. Так, у славянских народов она ярче всего проявилась в решениях общественных дел на вече. В Европе, у германских народов, формами Д. были выборы военноначальников и королей. Правда, указанные формы просуществовали недолго. Толчком к дальнейшему развитию Д. было развитие городов и появление третьего сословия — ремесленников и торговцев. Д. стала пониматься не только как Форма государственного устройства, но и как выражение интересов, умонастроений средних слоев городского населения. Период XVII — XVIII вв. можно назвать своеобразным «ренессансом» демократических идей. Прежде всего. они формулируются в рамках либерализма в виде положений о свободе личности, естественном праве, правовом государстве. В эпоху Просвещения и Рационализма активным проповедником идей Д. явился Ж.-Ж. Руссо, провозглашавший необходимость полного равенства всех граждан и утверждения власти, направляемой «общей волей». Понятие Д. начинают тесно увязывать с понятием права: Д. трактуется как правовая Д. В этой связи интересна концепция известного англ. философа, политолога К. Поппера, согласно которой, теория Д. должна основываться не на решении вопроса «кто правит?», а на решении вопроса «как править?» или «как лучше всего избежать ситуаций, в которых дурной правитель причиняет слишком много вреда?» В современной политической науке утвердилось мнение, что Д. носит представительный характер. Иными словами, интересы граждан, социальных групп реализуются через представительные выборные органы, а способом осуществления демократии является правовое государство. Некоторые политологи утверждают, что попытки реализации прямой Д. (к которым причисляют и советский опыт) неизменно заканчиваются установлением отнюдь не той формы, к которой стремилось общество, а диктатуры. В то же самое время представительная Д. не оплодотворенная профессионализмом и инициативой народных избранников, может оказаться малоэффективной и недееспособной. Поэтому представительная Д. должна быть соединена с профессионализмом депутатов. Представительную Д. иногда отождествляют с формальной, т. е. с системой политических институтов, через которые она осуществляется. Однако Д. не сводится только к определенной форме государственной власти, она включает в себя также весь комплекс прав человека: свободу личности, плюрализм и др. Чертами демократического общества являются: свободные выборы, принадлежность власти большинству народа, наличие оппозиции и лояльное отношение к ней и др. Часть влиятельных западных политологов, таких как Ф. Хайек, Р. Даль, Дж. Шумпетер, Б. Моор, необходимым условием функционирования Д. считают наличие частной собственности, которая обеспечивает относительную свободу человека, его независимость от государства. Современные теории Д. развиваются в рамках концепций «плюралистической Д.» (См. Теория плюралистической демократии), «демократического господства элит» (см. Элитизм) и «партисипаторной Д.»

Литература: Мигранян А. Демократия в теории и исторической практике // Коммунист, 1990, № 1; Право, свобода, демократия («Материалы круглого стола») // Вопросы философии, 1990, N9 6; Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии, 1990, № 9; Поппер К. Демократия и народовластие // Новое время, 1991, № 8.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый политический словарь

ДЕМОКРАТИЯ

греч.demos народ, kratos - власть) - народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

Классическое выражение Черчилля: "Демократия - самый худший из режимов за исключением всех остальных" находит выражение во многих современных интерпретациях понятия "демократия". Так, например, Ачинклосс отмечает: "Демократия - это система, которая доказала свою жизненность, поскольку она отражает ценность и равенство каждого индивидуума, так как обязывает правительства действовать ради пользы граждан и утверждает мирные методы устранения плохих правителей, перемен государственного курса". Он выделяет три "составные части" или три иллюзии демократии. Первая состоит в том, что демократия способствует процветанию. Это зависит от многих условий конкретной страны и мира в целом. Поэтому категоричное утверждение этого тезиса нуждается в доказательстве. Демократия порождает стабильность. Если демократическая система утвердилась и нормально функционирует, то этот тезис верен. Но если демократия есть новое явление и процесс для страны, народа, то она может стать и дестабилизирующей силой. Наконец, демократия означает правление большинства. Этот тезис требует уточнения. Демократия означает уважение прав и интересов меньшинства. Она также требует некоторого набора институтов: независимая судебная система, гражданской контроль над армией, свободная пресса и др. Без этого человек останется в сильной зависимости от государства.

Экономической основой демократии выступает рынок, позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от диктата политической власти. На базе отношений собственности создается гражданское общество - непосредственное условие демократии, ее социальное начало, при котором юридический закон является основным регулятором общественной и индивидуальной жизни, обязательный для всех и выполняемый всеми.

Путь демократизации - это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократии, их ограниченного временем и пространством механизма действенности; свободной, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно, культурно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства.

Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем трудных, порой мучительных действий масс, руководимых лидерами. Р.Дарендорф вычленил ряд важных принципов, положений, свойственных демократическим преобразованиям: чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Цель демократии - обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере, на старте; демократия должная давать возможность править; легче изменить политический курс, чем систему; несоизмеримость масштабов экономических и политических реформ - одна из причин неустойчивости демократических институтов в переходный период. Только вторые, а, возможно, и третьи выборы покажут, прижились новые порядки или нет.

В России только закладываются основы демократии. Многие преобразования лишь по форме напоминают демократические, но по содержанию не являются таковыми. Необходимо время, большие усилия масс, лидеров, чтобы демократия как наилучшая из форм политического и народного властвования заработала в России в полную меру, стала действенной.

Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной - референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и другие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

ДЕМОКРАТИЯ

греч. demos — народ, kratos — власть), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократии. Современные демократические институты — продукт длительного исторического развития. Демократия возникла вместе с государством. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия) .

Сам термин «демократия» имеет несколько основных аспектов, а именно — источник власти, форма устройства организации, идеал общественного устройства и мировоззрение, а также социальное и политическое движение.

Однако в современных условиях под демократией, как это обычно бывает, подразумевается нечто совершенно иное. От термина осталось только благозвучие. Демократия — власть от имени народа, присвоенная мошеннически или силой кучкой продажных чиновников в содружестве с олигархией и выражающая интересы последних. Демократия бывает развитой, развивающейся и диктатурой демократического правительства .

Поэтому в современном мире истинно демократических государств нет, хотя каждое мало-мальски цивилизованное государственное образование стремится обозвать себя именно «демократией». Однако надо помнить, что истинная демократия, как власть народа (или его лучших представителей, выдвинутых представительным большинством), существовала только в древнегреческих государствах-полисах и в древнерусских республиках (новгородской и псковской). Называть что-то иное «демократией», значит сознательно или неосознанно заниматься подлогом, обманом и манипуляцией общественным мнением.

Для классификации понятия «демократия» в аспекте формы устройства организации, можно привести основные позиции, по которым производится классификация:

1. Признание и выражение суверенитета, верховной власти народа, что в свою очередь разделяет демократию на социально-ограниченную (т. е. такую, в которой народ ограничивается определенными классовыми, этническими или демографическими рамками) и всеобщую (т. е. такую, где где у всего взрослого населения страны имеются равные политические права).

2. Периодическая выборность основных органов государства, что влечет разделение демократий на республики (власть осуществляется делегированными для этого людьми, выбираемыми на определенный период времени) и монархии (власть осуществляется представителями одного семейства, клана, рода).

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством, что предполагает разделение на политическую демократию (предполагающую формальное, чисто юридическое равенство) и социальную демократию (которая основывается на фактическом равенстве, которое предполагает наличие одинаковых социальных возможностей для реализации политических прав).

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству, что классифицирует демократию на деспотическую (подчинение меньшинства большинству не имеет границ и распространяется на любые стороны жизнедеятельности человека), тоталитарную (власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля) и конституционную (ставит власть большинства над меньшинством в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции при помощи конституции и разделения властей).

В современном политическом дискурсе понятие «демократия» является произвольно трактуемым и используется в качестве инструмента для манипуляции общественным мнением и дипломатического шантажа.

См. также: административная реформа, вертикаль власти, выборные технологии, выборы, гражданское общество, диктатура, диктатура демократии, Запад, коренные нации, ксенофобия, мажоритарная система, Международный Валютный Фонд, международный терроризм, меньшинство, общечеловеческие ценности, олигархия, парламент, пересмотр итогов приватизации, перестройка, политические технологии, право выбора, правозащитник, прогрессивное человечество, развивающаяся демократия, развитая демократия, референдум, реформа школьного образования, россияне, рыночная экономика, самоуправление, свобода слова, свободная экономическая зона, система сдержек и противовесов, социал-дарвинизм, терроризм, толерантность, тоталитаризм, шоковая терапия, экстремизм, электорат, этнические чистки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ДЕМОКРАТИЯ

(democracy) От греческого слова "народовластие". Поскольку народ редко проявляет единообразие мыслей, "демократия", как термин описательный, может считаться синонимом понятия "правления большинства" (majority rule). В Древней Греции и позже, в XVIII в., когда это слово опять вошло в обиход, большинство употреблявших его были противниками того, что они называли демократией. В настоящее время слово приобрело настолько привлекательную окраску, что режимы, которые никак нельзя называть демократическими, стали именовать себя именно так (Германская Демократическая Республика, Демократическая Кампучия). Даже когда слова "демократия" и "демократический" используются не только в пропагандистских целях, их часто употребляют в смысле, не имеющем прямой связи с правлением большинства. Например, хорошо известная работа Демократический интеллект ("The Democratic Intellect") Дж. Э. Дейви – это не что иное, как размышления по поводу (предполагаемого) эгалитаризма шотландской системы образца XIX в. Употребление слова "демократия" в смысле "то, что я одобряю" в данной статье не будет рассмотрено. Больше всего споров, связанных с правлением большинства, вызывают следующие вопросы. 1. Кого считать "народом" и что такое большинство? Древние Афины назвали себя демократией (примерно с 500 по 330 гг. до н.э.), потому что все граждане там могли участвовать в принятии политических решений. Однако, "все граждане" отнюдь не означало "все взрослые". Женщины, рабы и иностранцы, проживающие в городе (в т.ч. и выходцы из других греческих городов) таким правом не обладали. Так что граждане составляли менее четверти взрослого населения. Современные исследователи тем не менее приняли на веру само провозглашение классическими Афинами "демократическим" государством (см. также: Athenian democracy – Афинская демократия). Подобным же образом теоретики от политики часто принимали – и продолжают принимать – на веру утверждение, что новейшие режимы, при которых большинство или, по крайней мере, значительное число мужчин имеют право голоса, являются демократическими. В Соединенном Королевстве правом голоса до 1918 года (когда это право предоставляли женщинам) пользовалось менее половины взрослого населения, однако этот год не принято считать годом превращения Британии в демократическое государство. Какая минимальная часть взрослого населения должна получить право голоса, чтобы режим можно было назвать демократическим? На этот простой вопрос простого ответа, похоже, нет. Слово "большинство", кажется, имеет более четкое значение, чем неопределенное слово "народ". Оно означает, "более половины". При голосовании по двум кандидатурам трудностей не возникает. Если же кандидатур три или более, проблема усложняется. Над ней в разное время ломали головы многие мыслители (Плиний Младший, ок. 105 г. до н.э.; Раймун Луллий в XIII в.; Николас Казанус (Casanus) в XV в.; Первый систематический анализ принадлежит Борде (Borda) и Кондорсе (Condorcet Winner) (конец XVIII в.). Принцип (простого) большинства голосов ("избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем остальные, даже если за него проголосовало менее половины всех голосующих") может привести к тому, что будет избран кандидат, которого большинство людей считают наименее достойным. Однако в странах, где по этому принципу проходят всеобщие выборы (в т.ч. в Британии, США и Индии), он считается демократическим. Борда предлагал отдавать предпочтение кандидату, получившему высшую среднюю оценочную категорию; согласно Кондорсе, наиболее достойный тот кандидат, который победит при сравнении с каждым из других кандидатов. Впрочем, эти гипотетические варианты "принципа большинства" при участии в выборах более двух кандидатов, не всегда приводят к избранию одного и того же кандидата. А победителя по Кондорсе, т.е. кандидата, который побеждал бы во всей попарных сопоставлениях, порой вообще выявить не удается. В этом случае, кто бы из кандидатов ни был избран, всегда существует большинство, которое предпочитало кого-то другого, так что значение "принципа большинства" неясно. Голосование в законодательных органах обычно проводится по процедуре "две резолюции плюс внесение поправок" (binary resolution-and-amendment) гарантирующей победившему большинство голосов (хотя это и не решает проблем, упомянутых в предыдущем абзаце). 2. Почему большинство должно управлять меньшинством (если такое вообще допустимо)? В древней Греции первый вразумительный аргумент в пользу демократии Фукидид (Thucyidides) приписывает Периклу, одному из демократических лидеров Афин 443–429 гг. (за искл. 430 г.) до н.э. Перикл якобы утверждал, что демократия связана с терпимостью, однако не привел никаких специфических аргументов в пользу принципа большинства. Как Платон (Plato), так и Аристотель (Aristotle) демократию отвергали. Платон – на том основании, что она передавала управление из рук профессионалов в руги демагогов-популистов (demagogue), а Аристотель – ссылаясь на народовластие как на власть бедняков, от которых можно ожидать экспроприации богатых. Вместе с тем именно Аристотель первым заметил, что правомочность принципа большинства зиждется на том, что "большинство должно быть скорее независимым, чем лучшим, в котором лучших не так много... праздник в складчину лучше того, который устраивает один человек за свой счет". В средневековье на выборах бытовало выражение: победить должна "более многочисленная и (или) более мудрая часть". Однако эта формула была крайне неудовлетворительна, поскольку любое проигравшее меньшинство могло заявить, что они-то как раз и есть наиболее мудрая часть. И только в XVII в. появляются высказывания в защиту демократии, опирающиеся на признание равных прав за всеми гражданами. Возможно, это был побочный продукт протестантской реформации Томас Гоббс (Hobbes) и Джон Локк (Locke) признают политическое равенство граждан, но ни тот, ни другой не делает из этого сугубо демократических выводов. Более серьезного равноправия потребовал полковник армии Кромвеля Рейнборо, заявивший в 1647 г., что "самый бедный он (мужчина. – пример. пер.) кому суждено жить в Англии, должен прожить жизнь как самый великий он". Значительное расширение избирательных прав в западных странах началось в конце XVIII в. Во времена Французской революции (French Revolution) право голоса сначала получили только владельцы большой собственности, но позднее, согласно Конституции 1791 г. и проекту Конституции 1793 г. право голоса распространялось практически на все взрослое мужское население. Во многих американских колониях еще до 1776 г. избирательным правом широкие массы населения пользовались, а основы демократии заложила Конституция 1787 г., установив каждому штату представительство в палате и на выборах президента, соответствующее числу его жителей (исключая индейцев и рабов). Чернокожие Юга, за исключением 1865–1890 гг. были лишены избирательного права до 1965 года. Первый английский закон, расширяющий круг лиц, имеющих право голоса, появился в 1932 г., а всеобщее избирательное право было введено в 1928 г. Наиболее известные исследователи событий периода с 1780 по 1920 г. единодушны в своем одобрении основной посылки: "Самый бедный он" (а для Кондорсе и Дж. С Милля – "самая бедная она") имеет такое же право голоса, как и самый богатый, хотя многих из них настораживала "тирания большинства" (tiranny of majority) (см. ниже, пункт 4), а Милль предложил искусственно "утяжелять" вес голосов в пользу более богатых и более образованных. Другое направление демократической мысли основывается на идее равного соревнования, а не на идее равных прав. Это вновь возвращает нас к Аристотелю. Демократы, в том числе Руссо (Rousseau) и Кондорсе, для которых политика – это скорее оценки и суждения, чем мнения, полагают, что при прочих равных условиях чем больше людей привлечено к выработке решения, тем больше шансов, что решение будет правильным. Кондорсе оформил эту мысль в теории жюри (Jury theorem), согласно которой в случаях, требующих достаточно большого перевеса голосов, для принятия правильного решения полагаться приходится на большое число лишь относительно компетентных людей. 3. Непосредственная демократия против представительной. Афинская демократия была непосредственной. Предполагалось, что в управлении государством участвуют все граждане, и количество присутствующих на суверенной ассамблее доходило до 6000 человек. Членов малочисленных органов принимающих решения, избирали по жребию. Так что каждый житель Афин имел достаточно шансов стать высшим руководителем исполнительного органа хотя бы на один день. Когда, в XVIII в. демократию вновь "открыли", ни одна из существовавших систем не была демократией непосредственной. Лица, имевшие право голоса, избирали представителей, которые принимали решения и несли за них ответственность только во время следующих выборов. Руссо утверждал, что это не демократия, а всего лишь единственный голос. ("Жители Англии думают, что они свободны. Они глубоко ошибаются. Они свободны только в день выборов членов парламента"). Интерес к непосредственной демократии возродился в 1890-х гг., когда стали популярны референдумы (referendum), и еще больше он вырос в 1960-е гг., когда многие люди, в частности новые левые (New Left) обратились к критике представительства в духе Руссо. Современные средства связи и ЭВМ устранили многие препятствия на пути непосредственной демократии, но она не пользуется популярностью ни среди политиков (поскольку это угрожает им потерей собственных рабочих мест), ни среди политических философов, большинство которых разделают мнение Шумпетера (Schumpeter) о несовместимости непосредственной демократии с ответственным руководством. 4. Демократия – всего лишь реализация принципа большинства или она включает и другие признаки? Большинство классических теоретиков демократии были либералами и все они видели наличие противоречий между демократией и свободой. Если большинство голосует, вторгаясь при этом в сферу прав меньшинства, то такую форму правления можно вполне считать тиранической. Поэтому Джеймс Медисон предложил разделит полномочия между ветвями как на правительственном уровне, так и между уровнями власти, что и отражено в Конституции США, а Милль считал необходимым усилить значимость голосов более образованных людей. Хотя модель Медисона защищает от тирании далеко не всех (до 1954 г. она не давала ничего чернокожим южных штатов США), его принцип был взят на вооружение многими теоретиками демократии, в.ч. и Шумпетером. Его оппоненты утверждают, что он "сформулировал ложную дилемму", поскольку преследование меньшинств "не согласуется с демократически порядком". Подобное утверждение оставляет открытым вопрос об известных в мировой практике многочисленных случаях, когда большинство голосует за преследование меньшинств. Такие образования, как Северная Ирландия, Кипр и Западный берег (реки Иордан), не только не являются демократиями, они просто не могут быть таковыми, кто бы ими ни управлял. Может быть, было бы правильнее сузить значение слова "демократия" до понятия "правление большинства" и считать терпимость, защиту прав и т.д. непременными условиями демократии, а не ее составными частями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ДЕМОКРАТИЯ

от греческого demos - народ и kratos - власть) - дословно власть народа или такой тип общественной власти, который обеспечивает выражение и реализацию интересов и воли народных масс. Со времени Английской и Французской революций демократия - это также форма правления, предполагающая равноправное участие всех граждан в управлении делами государства и общества.

Есть основания утверждать, что демократия и товарно-денежный обмен являются великими открытиями человечества, которым в общественной жизни в той же мере, в какой приручению огня и изобретению колеса в материальном производстве, суждено было стать могучими орудиями прогресса цивилизации.

Демократия - одно из важнейших завоеваний человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе всемирной истории весьма эффективный способ решения жизненных вопросов той или иной общности людей, при этом все члены этой общности обладают возможностью равноправно решать эти вопросы, соблюдая принцип подчинения меньшинства большинству. Круг проявления демократии, ее принципов и норм весьма широк: это и практика всей общественной жизни, и демократизм государства, избирательной системы, демократия внутрипартийной жизни, производственная демократия, наконец, демократия в семье в школе и т. п.

Исторически демократия как способ решения жизненных вопросов возникает вместе со становлением человека как мыслящего общественного существа. Проявляясь уже в древнем мире, в рамках родового строя, когда еще не существовало государства и связанной с ним политики и политической жизни, демократия в социально-дифференцированном, классовом обществе и при наличии государства обрела политический характер и подверглась в условиях противоборства антагонистических классов существенной трансформации. С развитием производства, ростом численности населения и возникновением крупных государств стало невозможным непосредственное участие всех членов общества в решении жизненно важных вопросов, что породило наряду с непосредственной и опосредованную - представительную - демократию. Усложнение общественных функций привело к разделению общества на "управляющих" и "управляемых", а реальная возможность каждого решать общие вопросы со временем превратилась в демократическое право, однако его реализация оказалась зависимой от дополнительных условий, а потому стала менее реальной; наконец, классовые антагонизмы, проявившись в сфере демократии, превратили ее в институт, через посредство которого стали осуществляться интересы экономически господствующего класса, в силу чего сама демократия стала одной из форм государства, классового господства.

Поэтому, когда речь едет о демократии как эффективном способе решения жизненно важных вопросов в той или иной общности людей, надо видеть разницу, и весьма существенную, между демократией в семье, в коллективе, где вовсе не подразумевается государственная структуpa и связанная с ней политика, и политической демократией в масштабах всего государства, всего современного общества.

Хотя демократия как таковая имеет общепризнанные и общезначимые принципы и нормы (равноправие всех перед законом, право каждого участвовать в управлении делами государства и общества, выборность властей, подчинение меньшинства большинству и др.), все же следует разграничивать формальную и реальную, представительную и непосредственную демократию.

Главное различие формальной и реальной демократии заключаемся в том, чьи интересы реализуются с помощью данной демократии. Если эта демократия заявляет, что она является народовластием, властью большинства, но фактически посредством присущих ей форм осуществляются интересы не большинства, а меньшинства, то налицо формальная, а не реальная демократия. Примером этого могут служить не только демократии многих государств античного мира - как известно, и римская и греческая демократии были демократиями, исключавшими из своей сферы большую часть населения - рабов, не признававшихся за граждан и не допускавшихся к участию в политической жизни (возможно, здесь лучше говорить об элитной демократии). В значительной мере формальными являются и многочисленные демократии в так называемых капиталистических и социалистических странах: если в первых демократия вовсе не является истинным народовластием, властью большинства, народа, ибо посредством этой демократии господствует имущее эксплуататорское меньшинство, то во вторых под маской демократических вывесок осуществляется господство другого эксплуататорского меньшинства - партийно-государственной номенклатуры.

В связи с тем, что весь народ не может быть в правительстве, возникли формы непосредственной и представительной демократии. Главное различие непосредственной и опосредованной (представительной) демократии обусловлено тем, кто реализует власть: caw народ, сами массы или их представители, избранные или так или иначе выдвинутые народом, массами.

На протяжении определенного времени считалось, что представительная демократия - единственно реальная форма демократизма в современных условиях, поскольку непосредственная демократия нереализуема.

Высмеяв приписываемую социалистам наивную веру в то, что каждая кухарка может управлять государством, делая его тем самым демократическим, многие сегодняшние демократы, не переставая считать себя слугами народа, не верят в то, что вообще возможно истинное народовластие, поскольку при представительной демократии сам народ оказывается отчужденным от власти, "замещенным" своими представителями со всеми вытекающими отсюда опасностями и последствиями для истинного народовластия. В действительности истинное народовластие возможно, но для этого необходимо выполнить по меньшей мере следующее.

Во-первых, пока существует государство и необходима представительная демократия, надо сделать так (посредством хорошо продуманной и законодательно оформленной избирательной системы), чтобы действительно сами граждане народ, его подавляющее большинство имели возможность выдвигать своих кандидатов и избирать своих депутатов, мэров, руководителей, президентов и т. п.

Во-вторых, важно, чтобы законодательным путем была предусмотрена система постоянного контроля граждан, избирателей за своими выдвиженцами предусматривающая их постоянные встречи, определяющие мeру соответствия осуществляемой политики интересам избирателей, народа.

В-третьих, до тех пор, пока сохраняется система представительной демократии, властные функции между народом и управляющей обществом властью должны быть распределены так, чтобы в руках народа всегда оставался "контрольный пакет", т.е. законодательно предусмотренная оперативная система народного волеизъявления, позволяющая быстро узнать мнение народа: за или против он осуществляемой политики, за или против сохранения у власти правительства, всех власть имущих.

Именно, нежелание создавать такую, вполне реальную, юридически закрепленную систему, обеспечивающую истинное народовластие, и является причиной заявлений о невозможности истинного народовластия.

Что такое демократия? Древние отвечали: строй, при котором власть в руках народа. Такой ответ уже не удовлетворял ни Аристотеля, ни даже Платона, поскольку они проводили черту между демократией, регулируемой законами, и демократией, лишенной таковых, при которой народ, т. е. большинство, находящееся под влиянием демагогов, обладало неограниченной властью.

Современная демократия имеет другую природу, нежели демократия античная. Ей можно поставить в вину тиранию общественного мнения, неустойчивость правительства, и то, что называлось когда-то дворцовыми интригами. Но, по крайней мере ее не назовешь режимом беззакония. Суверенитет народа осуществляется здесь лишь в рамках, строго ограниченных конституцией. Не только размеры страны и количество граждан делают невозможным волеизъявление народа как единого целого, но и из современных представлений о свободе следует, что каждый имеет право высказать свое мнение, не подвергаясь опасности со стороны какой-нибудь группы, без нажима или угрозы со стороны существующей власти. Условия осуществления политических прав, в том числе формирования представительных органов или правительства, далеки от того, чтобы реформировать значение демократического режима. Серьезный предрассудок заставляет выделить сферу политики из так называемой социальной реальности или общественной системы. Между тем необходимо заметить, что независимо от того, ограничена власть или нет, отдалена она от тех, кто ее осуществляет, или нет, она оказывает влияние на весь комплекс общественных отношений и на сам образ общества. Считать, что общественная система раскрывается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для подтверждения могущества обладателей средств производства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принадлежности ко всему комплексу, управляемому политическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения интересов и мнений, условия для свободного объединения, информации, формулировки новых прав или, напротив, что они сталкиваются здесь с многочисленными барьерами, препятствующими любым изменениям существующего порядка. С другой стороны, верить под влиянием императивов современной науки, что данный общественный строй можно понять только при условии вычленения каждого предмета познания и четкого разграничения политики, экономики и юриспруденции, религии, этики, эстетики и науки, - значит отвергнуть первоначальный опыт, который один придает смысл различию видов деятельности, отношений и представлений в общественной жизни.

Современная демократия немыслима, если в ней не признается политическая форма общества. Мы хотим сказать этим, что она предполагает воплощение человеческих контактов, отношений между людьми и миром и одновременно стремится утвердить целый ряд принципов, которые дают уверенность в законности отделения реального от воображаемого, справедливости от несправедливости, добра от зла, правды от лжи, допустимого от запретного.

Если способ управления обществом освещает нам его конституцию (в широком смысле слова), это не значит, что общественные отношения сводятся в конечном счете к отношениям власти, скорее, это означает, что власть имеет символический характер, открывающийся по ту сторону ее могущества. При внимательном рассмотрении можно прийти к заключению, что современная демократия - единственный строй, при котором этот символический характер молчаливо признается. Повсюду, где власть принадлежит одному человеку, группе или касте (несмотря на отличие монархии старого режима от современного тоталитаризма), принцип закона и принцип знания общественного порядка, а также мирового порядка сконцентрированы на одном полюсе.

Современная же демократия, напротив, разрушив теолого-политическую формацию монархии старого режима, привела к изменениям, последствия которых многочисленны и существенны. Как только власть перестала олицетворяться с личностью правителя ("князя" Макиавелли), она стала впервые означать пустое пространство. Одновременно с этим общество перестало восприниматься как нечто материальное, как тело. Возникла новая политическая логика. Деятельность правительства и представительных органов периодически оспаривается на принципах состязательности. Такое осуществление общественного авторитета регулируется правилами соревнования, условия которого постоянно охраняются от нарушений. Это обусловливается существованием множества партий, призванных обобщать и оформлять в течения различные взгляды.

Таким образом, противоборство обретает кoнcтитуционную форму. Одновременно с этим, устройство политической сцены, где сталкиваются различные действующие лица, влечет за собой разделение как составляющую часть единства общества. Иными словами, узаконивание чисто политического конфликта подразумевает узаконивание противоборства во всем обществе. Хотя образ общества и далек от того, чтобы его представляли единым. Отказ от предполагаемых естественных критериев социальных различий влечет за собой возникновение идей Народа, Нации, Государства как всеобщих понятий, к которым одинаково причастны все группы и индивидуумы. Тем не менее ни Народ, ни Нация не обладают трансцендентностью, которая некогда им приписывалась. Их определение остается предметом политического, исторического и социологического спора. Что касается самой власти, хотя она и основывается на всеобщем избирательном праве, это не означает, что ее суть сводится к результату случайного выбора в каждом отдельном случае и что она проецируется на общество; она продолжает оставаться тем полюсом, которому общество соответствует и благодаря которому оно демонстрирует свою сплоченность и преемственность во времени. В качестве пустого пространства власть подает признаки отклонения от общества по отношению к самой себе, т.е. отклонения между ее внутренним и внешним проявлениями: именно здесь раскрывается ее символический характер. С другой стороны, неспособность властей предержащих объединить в себе добродетели высшей мудрости и справедливости влечет за собой упрощение структуры власти, права и познания. Принцип автономии права и познания находит признание. Так же как осуществление власти рассматривается в своем временном воспроизводстве, право рассматривается в своем становлении (о чем свидетельствует история прав человека), причем мы никогда не можем убедиться, на чем оно зиждется: все вращается вокруг извечного спора о законности того, что было установлено и что должно быть установлено. Точно так же перед знанием открывается неопределенное пространство, ускользающее от любого определения истины.

По рассмотрению выше изложенных преобразований можно прийти к следующему выводу: демократия - это область беспрецедентных экспериментов, где исчезают последние вехи уверенности. Такой вывод отнюдь не содержит апологетики релятивизму. Возникновение общественного пространства вследствие создания гражданского общества, свободного от непосредственного государственного контроля, есть гарантия того, что никто не является великим учителем или верховным судьей и что, по крайней мере в принципе, истина и справедливость всегда будут ставкой в борьбе.Безусловно, манипуляции общественным мнением со стороны тех, кто обладает могуществом, так же как конформизм большинства, профессионализация политиков, рост бюрократии, право которой на регламентацию основывается на разложении ранее существовавших связей личной зависимости, - все это ведет к краху логики демократии. Однако, стоит начать с признания ее плодотворности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено схем по теме ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено книг по теме ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕМОКРАТИЯ — 0