ДЕМОКРАТИЯ ПРЯМАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЕМОКРАТИЯ ПРЯМАЯ
непосредственное участие граждан в обсуждении и принятии решений.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Прямая демократия
общественное самоуправление, основанное на прямом и постоянном участии граждан в управлении.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Прямая демократия
система, когда управляемые своим непосредственным участием реально воздействуют на избрание правителей и политический курс правительства. Различают два типа прямой демократии: I) выбор правителей (в том числе президента, главы правительства) осуществляется посредством системы партий; 2) прямое всеобщее голосование.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Прямая демократия
Direkte Demokratie. Direct democracy П.д. (также: плебисцитарная демократия) означает форму демократического правления, при которой политические решения принимаются непосредственно народом (например, на народных собраниях и путем народного голосования) и только исполнение решения возлагается на органы власти. Основополагающей максимой П.д. является максимально точнее перевести народное волеизъявление в политические решения. Различают два варианта: а) стремление к П.д. при (социалистической) системе советов, б) модель П.д. в Швейцарии. Кроме того, в различных конституциях и законах (конституции немецких земель, уставы общин; конституции штатов США) предусмотрены элементы прямой демократии (всенародные опросы, всенародные решения, решения граждан). Признаки П.д. в Швейцарии: наряду с прямодемократическими (народная инициатива, референдум) присутствуют также репрезентативные элементы (например, парламенты), поэтому ее называют также полупрямой демократией. Основной идеей этой смешанной формы является принцип большинства (репрезентативной демократии), направленный на довольно значительное участие меньшинств в процессе принятия решений, т. е. усиление принципа всестороннего рассмотрения вопросов, поиска компромиссов и политического обмена. См.: Посредничество – Репрезентативная демократия – Швейцария

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Прямая демократия
форма общественно-политического устройства, главной особенностью которой является то, что всему взрослому населению предоставлено право участвовать в обсуждении и принятии общественно значимые государственных решений. Как способ осуществления власти в обществе П. д. имеет ряд существенных недостатков: 1. Широкие народные массы далеко не всегда обладают знаниями и умениями, необходимыми для компетентного решения сложных государственных дел. Часто они действуют импульсивно, исходя из собственного понимания ситуации, сиюминутных интересов, под давлением эмоций, что не способствует принятию продуманных политических решений. 2. При принятии коллективных решений обычно происходит размывание ответственности. Если решение принято всеми, то трудно найти тех, кто будет отвечать за его неисполнение, всегда есть возможность переложить ответственность за непродуманное решение на общее собрание, на безликую массу. На больших территориях или при решении срочных, неотложных проблем П. д. просто трудно или невозможно реализовать. В современных обществах П. д. существует в виде отдельных элементов — референдумов, общих собраний. Общие собрания проводятся только в рамках местного самоуправления, когда жители одного небольшого населенного пункта, микрорайона имеют реальную возможность собраться вместе для обсуждения волнующей их проблемы.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ
непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности.
Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще не оформленном в государство.
В условиях родоплеменного строя демократия была прямой, непосредственной. Наиболее важные вопросы жизни племени (выборы вождя, решение о переселении, о войнах с соседями и т. п.) решались на общих собраниях взрослых членов сообщества. Очевидно, что в условиях победы патриархальных отношений в родовом обществе полноправными участниками таких собраний могли быть только мужчины. Эта норма (с некоторыми изменениями) просуществовала в законодательстве даже самых развитых демократических государств вплоть до начала XX в., а в некоторых сообществах (части мусульманских стран) действует и по сей день.
Народные собрания, как правило, собирались в определенное время года, в священные для данного народа дни, и проводились в месте, связанном с сакральными традициями рода или племени. Во времена язычества у многих европейских народов существовал обычай приносить перед началом собрания обильные жертвоприношения божествам, после принятия христианства — для успеха мероприятия устраивали молебны.
Прямая демократия была распространена в малых городах-полисах древней Греции. Демократические процедуры могли осуществляться в них в силу малой величины полисов и немногочисленности участвующих в управлении свободных людей (граждан).
Платон критиковал античную форму прямой демократии как строй, «не имеющий должного управления», и «нисколько не озабоченный тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности».
Полисы с демократическим управлением как правило оказывались неустойчивыми как внутренне (на смену демократии часто приходила деспотия), так и в противостоянии с сильным внешним врагом. Один из древнейших парламентов планеты — исландский альтинг — также вырос из народного собрания — тинга.
Сильны были традиции непосредственной демократии и на Руси. В новгородском вече могли участвовать все взрослое мужское население города и свободные крестьяне из окрестных деревень. Формально именно вече могло избирать и смещать высших должностных лиц, утверждать новые законы и отменять старые, объявлять войну и заключать мир. Но, как и в других странах, где сложилась классовая структура и образовалось государство, вечевой строй в Новгороде и Пскове являл собой пример переходного этапа от непосредственной демократии к иному типу общественного устройства.
Реальная власть в этих городах принадлежала знати и купечеству, для которых одобрение вече сформулированных правящей верхушкой решений носило номинальный характер. Неудивительно, что упразднение вечевых институтов после присоединения Новгорода и Пскова к Московскому государству не вызвало серьезных социальных и политических последствий и народных волнений.
Элементы непосредственной демократии проявлялись и в дальнейшей истории России, как во время проведения Земских соборов в XVI–XVII вв., так и во время народных волнений. В ходе стрелецких бунтов именно этими служивыми людьми принимались в интересах той или иной группы боярства и дворянства решения о выборах царя, назначении или наказании высших должностных лиц.
Со временем, по мере усложнения решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления. В буржуазных обществах демократия приобрела новые черты, отличные от прямого, непосредственного участия граждан в управлении и законотворчестве.
Либеральная демократия, основы которой формировались в XVIII в., базировалась на доктрине народного суверенитета Дж. Локка (1632–1704), согласно которой источником всякой власти в государстве является народ (он сам выбирает себе власть с тем, чтобы она проводила в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица»).
Буржуазные революции XVIII — XIX вв. в Европе и Америке привели к созданию во многих странах парламентских республик, введению всеобщего избирательного права. Специфика процедур, обеспечивающих каждому гражданину участие в управлении государством, обусловила формирование двух основных форм существования современной демократии.
Представительная демократия, характерная для западных стран, предполагает, что народ выборными методами делегирует функции управления своим компетентным представителям.
Плебисцитарная же демократия (была принята, например, в СССР) подразумевает, что власть сама выбирает курс и осуществляет управление, а народ либо поддерживает, либо не поддерживает, не вдаваясь в детали.
Суть обеих форм демократии — в опосредованном участии граждан в принятии решений и законов, в управлении на государственном или местном уровне.
Многие традиции прямой, непосредственной демократии, когда решения принимались не путем всеобщего голосования, а через народное одобрение (или неодобрение), сохранились в практике современной общественной жизни. Митинги, акции протеста, иные массовые мероприятия, когда процедура скрупулезного подсчета голосов попросту невозможна, по форме воспроизводят народные собрания древности.
Элементы прямой демократии в виде законов о референдумах, забастовках, митингах, петициях и обращениях сохранены в законодательствах разных стран. С возникновением тоталитарных, фашистских режимов в первой половине XX в., что явилось логическим следствием развития буржуазного тотального государства, произошел своеобразный ренессанс прямой демократии, когда правящие элиты для укрепления своей власти провоцировали массовые формы общественной активности (партийные съезды, народные почины, движения, кампании в масштабах целой страны и проч.).
Огосударствление общества, «массовизация» человека происходит и сейчас, но уже на принципиально иной основе — в условиях информационного общества и «нового мирового порядка», основанного на господстве ТНК. Поэтому на современном этапе проявления непосредственной демократии (митинги, акции, марши) являются просто способом манипуляции массовым сознанием в интересах правящих элит. Этим же целям служат и такие методы демократического управления как референдумы, опросы, консультации, «круглые столы».
Нередко методы «прямого действия» используются, когда традиционные демократические процедуры не приводят к нужным для правящей мировой элиты целям — в ходе «бархатных революций», являющихся результатом манипуляции общественным мнением извне с помощью современных политических технологий и средств холодной войны. Более того, именно сторонники либерального государства на самом деле ныне превратились в его яростных врагов, т. к., отрицая традиционные демократические институты, подвергая сомнению итоги выборов, они все активнее прибегают к деструктивной политической деятельности, к примитивным формам общественной активности, восходящим к родоплеменной демократии.
В связи с развитием коммуникации, ростом образования в обществе некоторые теоретики (Барбер, Тоффлер, Нэсбит, Гроссман, Рейнгольд, Пэл, Роудз и др.) заговорили об эре возвращения к прямой демократии. Появились даже термины «теледемократия» и «кибердемократия», предполагающие использование интерактивных возможностей радио, телевидения и интернета для обсуждения и выработки законов, голосования, управления. Правда, никто из теоретиков так и не нашел способа избежать манипуляции, торжества некомпетентности, потери времени в связи с вовлечением больших масс людей в процессы управления. На сегодняшний день данные проекты не нашли применения на практике.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
329.10 кб

Развитие прямой демократии: что решает народ?

Велп Янина
В 2016 г.
Читать PDF
79.50 кб

Прямая демократия в России: тенденции и практика

Тюрин И. В.
Читать PDF
339.00 кб

«Прямые линии с Владимиром Путиным» как механизм демократии

Давыборец Елена Николаевна, Оврах Наталья Касымовна
В статье исследуется роль «Прямых линий с Владимиром Путиным» в демократизации политической системы общества. Авторы выделяют многочисленные положительные функции данного механизма демократии.
Читать PDF
230.54 кб

Возврат к прямым выборам губернаторов: новые технологии управляемой демократии

Семенова Вера Геннадьевна
Статья посвящена политико-правовому анализу проблемы формирования института высшего должностного лица региона в современной России.
Читать PDF
204.60 кб

ДЖАМАХИРИЯ КАК СРЕДСТВО ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ. НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЛИВИИ

Демиденко Сергей Владимирович, Файншмидт Роман Иосифович
Исследуются теоретические основы политической и идеологической концепции М. Каддафи, а также причины кризиса ливийской государственности в период между 2008 и 2011 гг. В период между 1976 и 1979 гг.
Читать PDF
333.29 кб

Информационно-коммуникационная революция как возможность перехода к прямой демократии

Корбат Филипп Евгеньевич
Актуальность и цели. Прогрессивные изменения в сфере информационных технологий в последние три десятилетия оказывают влияние на политические процессы в подавляющем числе обществ.
Читать PDF
277.12 кб

Прямая демократия. Единственный шанс для человечества. (серия «Демократия XXI века») - М. : Книжный

Бло И.
Читать PDF
3.24 мб

Прямая и партисипационная демократия как средство вовлечения населения в процесс принятия решений на

Черкасов Александр Игоревич
В условиях кризиса представительной демократии, разрыва прежних социальных связей и растущей технократизации муниципального управления население постепенно утрачивает интерес к тому, что происходит на уровне «корней травы».

Похожие термины:

  • Непосредственная (прямая) демократия

    осуществление власти непосредственно народом, предполагающее безусловное подчинение индивида и меньшинства большинству, отсутствие профессионального аппарата управления («каждая кухарка смож