ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
демократический социализм
Demokratischer Sozialismus. Democratic socialism Понятие Д.с. было дано в БадГодесбергской программе СДПГ (1959) как цель партии, развивалось в последующих ее программах, оно подразумевало воплощение основных социалистических ценностей (свобода, справедливость, солидарность) свободным демократическим путем, т. е. через проведение реформ и демократизацию. См.: Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – Социализм
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
(democratic socialism) Термин ассоциируется со взглядами тех, кто привержен идее построения социализма демократическим путем. Особенно часто его используют социалисты-члены парламента, которым парламентаризм дороже социализма. В силу этого они вступают против свержения демократических правительств революционным путем. Демократический социализм более определенный термин, чем "социал-демократия" (social democracy), который в разное время трактовали то как отклонение от марксизма, то как группировку социалистических партий на правом фланге.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
официальная идеология социалистических партий, входящих в Социалистический Интернационал, основанная на возможности реформистского улучшения капитализма, его стихийного перерастания в социализм, в котором основная часть населения состоит из процветающего «среднего класса». Советская идеология рассматривала теорию демократического социализма как «фальшивый программный лозунг и реформистскую теорию современных правых социалистов, в замаскированной форме отстаивающих капиталистический строй и противопоставляющих себя научному социализму Маркса—Энгельса—Ленина... Д.с. демобилизует рабочий класс в его революционной борьбе против капитализма, сеет рознь между различными отрядами трудящихся» (Ф.Э., т. 1, с. 453-454).
Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
идейно-политическая доктрина социал-демократического движения. Впервые термин "Д.с." был использован в 1888 Д. Б. Шоу. Начиная с 1945 Д.с. становится официальной концепцией социал-демократов. Ее основные черты нашли отражение во Франкфуртской декларации Социалистического интернационала (1951). Д.с. трактуется и как длительный процесс общественных преобразований, и как общество будущего, и как принцип деятельности социал-демократов в современных условиях. Основными этапами становления общества Д.с. являются осуществление политической демократии, внедрение экономической демократии, создание "государства благосостояния" (социального государства) и установление социальной демократии. Принципиальными ориентирами в процессе становления Д.с. считаются следующие ценности: свобода, равенство, справедливость, солидарность (см. Социал-демократизм).
Источник: Политология: Словарь-справочник
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
концепция постепенной (эволюционной) трансформации (изменения) капиталистического общества, являющаяся идейным кредо международной социал-демократии. Термин «Д. с.» появился в кон. 19 в. в рабочем движении Германии, Великобритании, Австро-Венгрии. Социалисты этих стран стремились отмежеваться прежде всего от анархо-утопических трактовок социализма. В послеоктябрьский период социал-демократы пытались противопоставить «Д. с.» революционной теории марксизма, осуществлявшейся на практике в СССР и ставшей идейным знаменем международного коммунистического движения. Однако приход фашистов к власти в Германии, Италии и ряде др. европейских государств показал несостоятельность надежд социал-демократии на эволюционный «путь к социализму».
Новый этап в развитии концепции «Д. с.» начался после 1945. Считая буржуазно-демократический строй незыблемым, социал-демократия представляет «Д. с.» как постоянный процесс реформирования общества. Основой «Д с.» объявляется демократизированное буржуазное государство, а хозяйственным базисом смешанная (частно-государственная) экономика; ее демократизации, по мнению социал-демократии, служит система участия трудящихся в управлении экономикой. «Д. с.» сделал больше, чем прежде, упор на внедрение в повседневность требований свободного развития личности, осуществление таких надклассово трактуемых категорий, как свобода, справедливость, солидарность, равенство. Политическим императивом «Д. с.» становится принцип консенсуса достижения согласия с представителями эксплуататорских классов. В экономической сфере упор делается на «социальное партнерство» классовый компромисс трудящихся и эксплуататоров. Эти положения зафиксированы как во Франкфуртской декларации Социнтерна (1951), так и в ряде долгосрочных программ, принятых входящими в него партиями на рубеже 50-60-х гг.
В 70-80-е гг. под влиянием углубившегося кризиса капиталистической системы, обострившихся глобальных проблем мирового развития, а также вследствие присоединения к Социнтерну нек-рых политических течений развивающихся (прежде всего латиноамериканских) государств в концепцию «Д. с.» вносится ряд изменений. В программах и документах программного характера принятых как самим Социнтерном, так и входящими в него партиями, делается сейчас акцент (больший, чем прежде) на несовершенство капиталистического общества, на свойственные ему пороки (безработица, преступность, моральная деградация). С учетом активизации освободительных движений в «третьем мире», «Д. с.» определяется как концепция, интегрирующая в себя также и культурно-политические традиции молодых государств. Традиционный тезис об участии в управлении дополняется требованием демократического контроля в сфере экономики. В концепцию «Д. с.» включаются сейчас также требования учета экологических потребностей человечества, необходимости сохранения прочного мира.
Несмотря на эти, несомненно, позитивные черты нового видения социал-демократией проблем современности, нынешний вариант «Д. с.», отрицая (как и раньше) свою связь с марксизмом, по-прежнему рекламирует себя в качестве «третьего пути» между прокапиталистическими доктринами буржуазного консерватизма и теорией научного коммунизма, творчески развиваемой международным коммунистическим движением.
Новый этап в развитии концепции «Д. с.» начался после 1945. Считая буржуазно-демократический строй незыблемым, социал-демократия представляет «Д. с.» как постоянный процесс реформирования общества. Основой «Д с.» объявляется демократизированное буржуазное государство, а хозяйственным базисом смешанная (частно-государственная) экономика; ее демократизации, по мнению социал-демократии, служит система участия трудящихся в управлении экономикой. «Д. с.» сделал больше, чем прежде, упор на внедрение в повседневность требований свободного развития личности, осуществление таких надклассово трактуемых категорий, как свобода, справедливость, солидарность, равенство. Политическим императивом «Д. с.» становится принцип консенсуса достижения согласия с представителями эксплуататорских классов. В экономической сфере упор делается на «социальное партнерство» классовый компромисс трудящихся и эксплуататоров. Эти положения зафиксированы как во Франкфуртской декларации Социнтерна (1951), так и в ряде долгосрочных программ, принятых входящими в него партиями на рубеже 50-60-х гг.
В 70-80-е гг. под влиянием углубившегося кризиса капиталистической системы, обострившихся глобальных проблем мирового развития, а также вследствие присоединения к Социнтерну нек-рых политических течений развивающихся (прежде всего латиноамериканских) государств в концепцию «Д. с.» вносится ряд изменений. В программах и документах программного характера принятых как самим Социнтерном, так и входящими в него партиями, делается сейчас акцент (больший, чем прежде) на несовершенство капиталистического общества, на свойственные ему пороки (безработица, преступность, моральная деградация). С учетом активизации освободительных движений в «третьем мире», «Д. с.» определяется как концепция, интегрирующая в себя также и культурно-политические традиции молодых государств. Традиционный тезис об участии в управлении дополняется требованием демократического контроля в сфере экономики. В концепцию «Д. с.» включаются сейчас также требования учета экологических потребностей человечества, необходимости сохранения прочного мира.
Несмотря на эти, несомненно, позитивные черты нового видения социал-демократией проблем современности, нынешний вариант «Д. с.», отрицая (как и раньше) свою связь с марксизмом, по-прежнему рекламирует себя в качестве «третьего пути» между прокапиталистическими доктринами буржуазного консерватизма и теорией научного коммунизма, творчески развиваемой международным коммунистическим движением.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии.
Впервые термин "демократический социализм" использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, в межвоенный период - К.Каутский и Р.Гильфердинг.
В послевоенное время демократический социализм становится официальной доктриной социал-демократического движения. Контуры этой концепции намечены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала (1951), в программных документах западноевропейских социал-демократических, социалистических, лейбористских партий конца 50-х - начала 60-х годов.
Так, Годесбергская программа (1959) Социал-демократической партии Германии (СДПГ) ориентирует своих членов на социализм. В "Основной программе" стержневую роль играет понятие социализма как "постоянной задачи". Ни в этой, ни в другой программе нет четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием. Под категорией социализма как постоянной задачи понимается прежде всего такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного скачка, знаменующего переход к социализму-состоянию. Само восприятие социализма как состояния общества не допускается, так же, как нет и термина построения социализма.
Социализм, по мнению теоретиков социал-демократии, не нуждается в формулировке конечной цели: вспомним известную формулу-лозунг Э.Бернштейна "То, что считают конечной целью, для меня ничто, движение - все". В.Брандт - авторитетнейшая фигура в социал-демократическом движении - говорил о демократическом социализме как о "никогда не кончающейся задаче все больше и больше, вновь и вновь осуществлять социальные требования демократии в процессе политической борьбы, проводить в социальную действительность право индивидуума на личную и политическую свободу".
Вопрос о завоевании рабочим классом политической власти как предпосылки и условия общественных преобразований (как он стоит у коммунистических партий) с повестки дня социал-демократии снят. На авансцену теоретических разработок выдвинулся лозунг "социальной демократии", основным компонентом которого является триада: свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности - не просто морально-этические постулаты, но и руководящие принципы проведения конкретной политики.
Свобода, как определяет Декларация принципов Социалистического Интернационала, - это результат индивидуальных и совместных усилий, которые представляют собой две части единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями.
Справедливость - означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенства в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости либо от владельцев средств производства, либо от тех, кому принадлежит политическая власть.
Солидарность - носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувство сострадания к жертвам несправедливости. В эпоху беспрецедентной взаимозависимости между личностью и государством принцип солидарности приобретает особое значение, поскольку он необходим для выживания человечества.
Кроме того, социал-демократия привержена ценностям эпохи Великой французской буржуазной революции 1789 года. Отсюда постоянный интерес к равенству, которое предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и социального прогресса.
Известная модернизация концепции демократического социализма был предпринята в 80-е годы в ряде документов социал-демократических партий, Социалистического Интернационала. Социал-демократия приступила к решению тех проблем, которые во многих европейских странах обозначаются как "кризис прогресса". Проект демократического социализма стал включать в себя модель индустриальной цивилизации. В центре дискуссий, развернувшихся вокруг данной модели, встали такие вопросы, как: понятие экономического роста; социальное управление техникой; будущее мира труда; социально ответственное производство энергии; новый индивидуализм; новые формы всеобщей безопасности; беспримерные масштабы интернационализации.
Впервые термин "демократический социализм" использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, в межвоенный период - К.Каутский и Р.Гильфердинг.
В послевоенное время демократический социализм становится официальной доктриной социал-демократического движения. Контуры этой концепции намечены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала (1951), в программных документах западноевропейских социал-демократических, социалистических, лейбористских партий конца 50-х - начала 60-х годов.
Так, Годесбергская программа (1959) Социал-демократической партии Германии (СДПГ) ориентирует своих членов на социализм. В "Основной программе" стержневую роль играет понятие социализма как "постоянной задачи". Ни в этой, ни в другой программе нет четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием. Под категорией социализма как постоянной задачи понимается прежде всего такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного скачка, знаменующего переход к социализму-состоянию. Само восприятие социализма как состояния общества не допускается, так же, как нет и термина построения социализма.
Социализм, по мнению теоретиков социал-демократии, не нуждается в формулировке конечной цели: вспомним известную формулу-лозунг Э.Бернштейна "То, что считают конечной целью, для меня ничто, движение - все". В.Брандт - авторитетнейшая фигура в социал-демократическом движении - говорил о демократическом социализме как о "никогда не кончающейся задаче все больше и больше, вновь и вновь осуществлять социальные требования демократии в процессе политической борьбы, проводить в социальную действительность право индивидуума на личную и политическую свободу".
Вопрос о завоевании рабочим классом политической власти как предпосылки и условия общественных преобразований (как он стоит у коммунистических партий) с повестки дня социал-демократии снят. На авансцену теоретических разработок выдвинулся лозунг "социальной демократии", основным компонентом которого является триада: свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности - не просто морально-этические постулаты, но и руководящие принципы проведения конкретной политики.
Свобода, как определяет Декларация принципов Социалистического Интернационала, - это результат индивидуальных и совместных усилий, которые представляют собой две части единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями.
Справедливость - означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенства в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости либо от владельцев средств производства, либо от тех, кому принадлежит политическая власть.
Солидарность - носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувство сострадания к жертвам несправедливости. В эпоху беспрецедентной взаимозависимости между личностью и государством принцип солидарности приобретает особое значение, поскольку он необходим для выживания человечества.
Кроме того, социал-демократия привержена ценностям эпохи Великой французской буржуазной революции 1789 года. Отсюда постоянный интерес к равенству, которое предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и социального прогресса.
Известная модернизация концепции демократического социализма был предпринята в 80-е годы в ряде документов социал-демократических партий, Социалистического Интернационала. Социал-демократия приступила к решению тех проблем, которые во многих европейских странах обозначаются как "кризис прогресса". Проект демократического социализма стал включать в себя модель индустриальной цивилизации. В центре дискуссий, развернувшихся вокруг данной модели, встали такие вопросы, как: понятие экономического роста; социальное управление техникой; будущее мира труда; социально ответственное производство энергии; новый индивидуализм; новые формы всеобщей безопасности; беспримерные масштабы интернационализации.
Источник: Словарь по политологии