1925–1995) – крупнейший французский философ, постструктуралист, теоретик постмодерна. Считал, вместе с другими «новыми левыми» философами, что человеческое мышление и особенно преобладание рационалистического подхода в европейской цивилизации воплощает в себе отчуждающую диктатуру «воли к власти», подавляющую истинную свободу человека. Утверждал, что формы буржуазной доминации сегодня качественно меняются, перенимая многие черты социальной критики, направленной против нее. Разработал теорию «ризома» – «корневища», т.е. сложной стратегии человеческой мысли, стремящейся избежать ловушек иерархизированной рассудочности.
Делез Жиль
Делез Жиль
Источник: Философия политики: словарь персоналий
ДЕЛЁЗ Жиль
(1925–1995) – выдающийся французский мыслитель, заложивший в «Логике смысла» и других своих книгах основы геофилософии. В совместном труде с известным психоаналитиком Феликсом Гваттари (1930–1992) «Что такое философия?» (1991) расширил горизонты пространственного мышления. В этом труде европейские традиции Канта и Ницше нашли логическое завершение в фундаменте геофилософии как самостоятельной научной дисциплины. Авторы предлагают пространственную модель философии, и отказ от времени, с которым в науку проникает трансцендентное (в философии Канта – априорные (предшествующие опыту) формы познания, организующие опыт и полученные в результате данные). Геофилософия служит мощным оружием против различных форм исторического сознания. Современную философию постоянно отвлекает трансцендентность. Поэтому она находит свою землю обетованную то в древних греках, то в демократическом государстве или создавая революционную утопию для избранного народа. Почему капитализм возник в Европе, а не в Китае, где было столько его составляющих? Только география, подобно пейзажу, оказывается не только географией природы и человека, но и географией ума: «Она отрывает историю от культа закономерности, давая проявиться фактору ни к чему не сводимой случайности». В Западной Европе мыслительная деятельность интеллектуалов шла на пользу капиталистического производства, в Китае этого не произошло. Бесконечное движение мысли, сопрягаясь с великим движением капитала, обеспечило западноевропейской цивилизации власть над другими народами. В очередной раз после Древней Греции, случайно возобновился один и тот же случайный процесс, но уже при новых исходных данных другой пространственной «среды».
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.