1) понятие, обозначающее устранение влияния идеологии на массовое политическое сознание и общественные процессы; 2) направление политической мысли, предполагающее исключение идеологии как системы идей, и ценностей из жизни общества и образующих его институтов.
Деидеологизация
Деидеологизация
Источник: Политико-терминологический словарь
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ
букв, "освобождение", "очищение" от идеологии) - понятие, обозначающее падение авторитета идеологии ("конец идеологии") в современном обществе. Наиболее распространенная теоретическая интерпретация Д. была дана в 50-60-х гг. XX в. Д. Беллом и Р. Ароном, утверждавшими, что в современных исторических обстоятельствах идеология утрачивает свои социальные и политические функции, передавая их научному знанию.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Деидеологизация
1) весьма противоречивый процесс изменения роли идеологии в общественной жизни, идущий в новой России. Процесс деидеологизации предполагает отказ от официальной государственной идеологии, внеидеологизм и внепартийность гуманитарного образования. 2) предложенная ведущими западными социологами в 50-60-е гг. ХХ в. концепция резкого уменьшения роли идеологии в условиях постиндустриального общества, которая ныне (с 80-х гг. прошлого века) сменилась своеобразной неоконсервативной реидеологизацией, «возвратом к идеологии».
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Деидеологизация
концепция, согласно которой в современном мире наступает «конец идеологии ». Научно-технический прогресс приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, толкуемой как субъективное, искажающее действительность выражение интересов социальных групп (Д. Белл и др.). В 70-х гг. 20 в. деидеологизацию сменяет концепция «реидеологизации», обосновывавшая необходимость выработки идеологии и идеалов, которые могли бы увлечь массы. Термин «деидеологизация» в более широком смысле - независимость от влияния определенных идеологических принципов.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ
лат. de — отсутствие, отмена, устранение чего-либо и греч. idea — понятие и logos — учение) — 1) устранение влияния идеологии на массовое политическое сознание и общественные процессы; 2) социально-политическая концепция, возникшая в 50-е годы XX в. и провозгласившая «конец идеологии», ее исключение как системы идей и ценностей из жизни общества. Авторы данной теории (Д. Белл, Р. Арон, Т. Парсонс, С. Липсет и др.) противопоставляли идеологии (искажающей, по их мнению, истинное знание) науку, провозглашая приоритетность общечеловеческих ценностей по сравнению с интересами отдельных социальных групп.
Источник: Новейший политологический словарь
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ
(от лат. de... отмена и идеология) антинаучная концепция в буржуазной общественной мысли, согласно к-рой в современном мире наступает конец идеологии в результате устранения социальных антагонизмов. Научно-технический прогресс будто бы приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, края толкуется как субъективное, извращающее действительность выражение интересов классов и социальных групп. «Д.» опровергнута ходом общественного развития, возрастающей ролью идеологии. Ныне на Западе концепцию «Д.» сменяет концепция «реидеологизации», требующая выработки теологии и идеалов, к-рые могли бы увлечь массы и противостоять коммунистическому мировоззрению.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ
1) философская и социально- политическая концепция, получившая широкое распространение на Западе в 50-е гг. и провозгласившая «конец идеологии», ратовавшая за освобождение, очищение, прежде всего обществоведения, личности, общества от воздействия идеологии; 2) линия теории, политики и практики, направленная на отказ от односторонне классового, крайне идеологизированного подхода к анализу и оценке социально-политических явлений и процессов, к принятию политических и практических решений, на признание приоритета общечеловеческих интересов и ценностей перед классовыми и иными групповыми.
В основе концепции Д. лежит противопоставление науки как носителя объективной истины и идеологии как выражения субъективных, классовых интересов. Ее сторонники считают, что идеология заставляет искажать истинное знание, способствует приспособлению научных данных к классовой позиции. Концепция Д. была тесно связана с теориями индустриального общества, сглаживания классовых различий и затухания классовой борьбы, конвергенции мировых социально-экономических и политических систем и др. В 60-е гг. под влиянием серьезного обострения социальных конфликтов на Западе многие сторонники теории Д. в той или иной мере отошли от нее. Более того, в 70-80-е гг. там возникла и получила распространение противоположная концепция «реидеологизации», возвеличивающая роль и значение идеологии в общественном развитии. Наиболее известные представители концепции Д.: Д.Белл, Р.Арон, Т.Парсонс, С.Липсет, Э.Шилз и др. В нашей стране Д. за последние годы нашла свое выражение в постепенном преодолении господствовавшей многие десятилетия «сверхидеологизации», связанной с однобоким, крайним преувеличением места, роли и значения пролетарской идеологии, ее абсолютизацией. Это находится в органичной связи с признанием у нас того, что общечеловеческое выше классового.
В основе концепции Д. лежит противопоставление науки как носителя объективной истины и идеологии как выражения субъективных, классовых интересов. Ее сторонники считают, что идеология заставляет искажать истинное знание, способствует приспособлению научных данных к классовой позиции. Концепция Д. была тесно связана с теориями индустриального общества, сглаживания классовых различий и затухания классовой борьбы, конвергенции мировых социально-экономических и политических систем и др. В 60-е гг. под влиянием серьезного обострения социальных конфликтов на Западе многие сторонники теории Д. в той или иной мере отошли от нее. Более того, в 70-80-е гг. там возникла и получила распространение противоположная концепция «реидеологизации», возвеличивающая роль и значение идеологии в общественном развитии. Наиболее известные представители концепции Д.: Д.Белл, Р.Арон, Т.Парсонс, С.Липсет, Э.Шилз и др. В нашей стране Д. за последние годы нашла свое выражение в постепенном преодолении господствовавшей многие десятилетия «сверхидеологизации», связанной с однобоким, крайним преувеличением места, роли и значения пролетарской идеологии, ее абсолютизацией. Это находится в органичной связи с признанием у нас того, что общечеловеческое выше классового.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии