ЦИЦЕРОН Марк Туллий
ЦИЦЕРОН Марк Туллий
106-43 до н. э.) — римский оратор, государственный деятель, философ и политический мыслитель. Среди наиболее известных работ Цицерона политического характера — «Оратор» (55), «Республика» (54-51 гг. до н. э.), «О законах» (51). 259
Источник: Новейший политологический словарь
Цицерон, Марк Туллий
Cicero) (106-43 до н. э.)
римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43до н.э.)
римский политики философ, блестящий оратор. Политико-правовая проблематика рассматривается в его работах "О государстве" и "О законах".
Политическое учение Ц. основывается на двух идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; б) закон - ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Ц. исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом "разумной установки", существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде "непосредственного разума", позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью.
Ц. различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы". Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей.
Политическое учение Ц. основывается на двух идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; б) закон - ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Ц. исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом "разумной установки", существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде "непосредственного разума", позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью.
Ц. различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы". Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей.
Источник: Политология: Словарь-справочник
ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
(Cicero, Marcus Tullius) (106–43 гг. до н.э.) Чтобы понять политическую философию Цицерона, необходимо познакомиться с его жизнью и речами. Он родился в обеспеченной, но неблагородной семье. Был величайшим римским оратором, юристом, государственным деятелем. Как ни странно, но римляне, внесшие столь большой вклад в развитие политических институтов и давшие нам юридическую систему, известную как римское право, почти ничего не добавили к идеям, развитым в Древней Греции. Цицерон – одно из немногих исключений, но даже он уступает в этом Платону. Сочинение Цицерона "О целях человеческой жизни" ("De finibus") заложило фундамент политической философии. Его труд "О долге" ("De officiis") – это трактат о нормах поведения в политике. "О законах" ("De legibus") написано в духе позитивизма: в нем идет речь о естественных и священных законах, судах, правилах для судей. Труд "О государстве" ("De re publica") обсуждает вопросы политической философии в духе утопизма (utopian). В нем даны сатирическая критика форм управления; представление об образцовом государстве (идеализированное римское государство); идеальном политике (лучшием среди хороших). Цицерон считал, что государство должно быть устроено на принципах конституционности, сенатского правления и согласия (консенсуса) между всеми честными людьми. Он отвергал правление optimates (аристократов), тем более триумвиратов, которые сами себя назначали, как это имело место в 62 г. до н. э. Основами правления являются справедливость и согласие среди народа (res populi). В кризисных ситуациях, и только, во главе государства должен стоять единовластный правитель, правящий в соответствии с Конституцией, не ради вознаграждения или славы, но во имя бессмертия. В 31 г. до н. э. после битвы при Акции Октавиан стал единовластным правителем Римской империи. Так пришел конец мечтам Цицерона о конституционном правлении.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь