ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Чрезвычайное положение
особый правовой режим, вводимый на определенный временной период на территории всей страны или ее части уполномоченными на то органами государства. Характеризуется ограничением различных прав и свобод.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый государственно-правовой режим. Может быть введено по всей стране или в отдельных местностях в случае военного нападения, попытки государственного переворота, политических кризисов, стихийных бедствий, техногенных катастроф и других исключительных обстоятельствах.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый режим, вводится в случае военного нападения, государственных переворотов, политических кризисов, стихийных бедствий и т. п. Правящие круги монополистической буржуазии нередко используют механизм Ч. п. для подавления забастовок, гражданских прав и свобод, установления военнополицейской диктатуры и др.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
правовое положение в стране или отдельных ее р-нах, вводимое в силу исключительных обстоятельств в мирное или военное время и допускающее применение особых мер в целях защиты от внешней или внутренней опасности, поддержания обществен-вого порядка и т. п. Может вводиться также в виде военного и осадного положения. Возможность введения Ч. п. предусмотрена в осн. законодательных актах многих стран.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
state of emergency) - режим, вводимых в государстве или на отдельных территориях (в регионах) при особых обстоятельствах на строго сговариваемый, срок. Как правило, ограничивает права граждан, в том числе свободу передвижения. В этих условиях устанавливаются и чрезвычайные полномочия (emergency powers) - и принимаются чрезвычайные меры /emergency measures). В России Ч.п. регулируется ст. 56 Конституции РФ.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Чрезвычайное положение
режим, вводимый в стране (ее регионе) при особых обстоятельствах в порядке, предусмотренном Конституцией и (или) специальным законом о режиме чрезвычайного положения. Как правило, режим чрезвычайного положения связан с определенными ограничениями компетенции местных органов власти, а также прав граждан. В Российской Федерации чрезвычайное положение может быть введено Президентом с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания, которые утверждают соответствующий Указ президента.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Чрезвычайное положение
(военное положение) - особый государственно-правовой режим. Согласно конституциям цивилизованных государств, чрезвычайное положение во всей стране или в отдельных её регионах может быть введено только в случаях военного нападения, попытки государственного переворота, политических кризисов, стихийных бедствий, эпидемий и техногенных катастроф, как и при других исключительных обстоятельствах. В Российской Федерации объявление чрезвычайного положения в соответствие с ее Конституцией - прерогатива Президента России.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Особый государственно-правовой режим, для которого характерно допущение ограничения установленных законом прав и свобод граждан. Может быть введено на всей территории государства или на ее части в случае исключительных обстоятельств (военное нападение, попытка государственного переворота, стихийное бедствие, эпидемия или какая-либо иная масштабная угроза1. Является временной мерой, вводится исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

Чрезвычайное положение
Ausnahmezustand. State of emergency Политикоправовое обозначение чрезвычайной кризисной ситуации, при которой государственным органам предоставляются особые полномочия, чтобы устранить грозящую или уже наступившую опасность (природные катастрофы) или угрозу существованию государства (политические беспорядки). Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 года № 3ФКЗ, от 30.06.2003 № 2ФКЗ, 07.03.2005 № 1ФКЗ), в России Ч.п. – это «вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационноправовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей». См.: Чрезвычайное положение в стране

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим, вводимый в стране или ее отдельных местностях на определенный период в связи с исключительными внутренними или внешними обстоятельствами. Ч. п. вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер в целях защиты национальной безопасности от внешних и внутренних угроз; пресечения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием; прекращения межэтнических конфликтов и создания условий для их урегулирования; подавления националистических, сепаратистских и др. повстанческих и экстремистских выступлений и т. д. Введение Ч. п. преследует цель обеспечить безопасность граждан, их права и свободы, восстановить законность и правопорядок путем сокращения и ликвидации этих факторов, устранения и нейтрализации их вредных последствий. В истории, однако, не раз Ч. п. устанавливалось антиконституционными силами, узурпировавшими государственную власть, становилось перманентным состоянием общества, сопровождалось массовыми жестокими репрессиями. Ч. п. может вводиться на всей территории страны или в ее отдельных местностях. Режим Ч. п. допускает ограничение прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей, в т. ч.: приостановление полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; ограничения на свободу передвижения, особый порядок въезда и выезда для территории, на которой введено Ч. п.; усиление охраны общественного порядка, важных государственных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; отстранение от работы руководителей государственных и негосу-дарственных организаций, не обеспечивающих выполнение этого требования; ограничения на осуществление финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение массовых мероприятий (собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и др.); введение комендантского часа, ограничение свободы печати и др. средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения Ч. п.; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; депортация лиц, нарушающих режим Ч. п. и не проживающих на территории, на которой введено Ч. п., за ее пределы; временное отселение жителей в безопасные районы; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и др. мероприятий; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы; привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение их производственно-хозяйственной деятельности и режима работы; мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и др. неотложных работ. На период Ч. п. могут вводиться особые формы управления, образовываться специальные органы, наделенные чрезвычайными полномочиями (комендатуры, специальные штабы и др.). Введение Ч. п. не является основанием для ограничения права на жизнь, свободы от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения, права на свободу мысли, совести, религии. Для обеспечения режима Ч. п. привлекаются силовые структуры государства, в т. ч., в исключительных случаях, оговоренных законом, могут применяться вооруженные силы. В демократических обществах Ч. п. вводится как временная мера, на основании соответствующего закона решением высших органов государственной власти. В Российской Федерации обстоятельства и порядок введения Ч. п., меры и ограничения допускаемые им, силы и средства обеспечения его режима и др. вопросы регламентируются Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении». Лит.: О чрезвычайном положении. Федеральный конституционный закон // Полный сборник законов Российской Федерации. Т. 1. М., 2001. С. 837—841; Домрин А.Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения: Правовое регулирование и практика применения в Великобритании и Индии. М., 1998; Янгол Н.Г. Правовой режим чрезвычайного положения, вводимый в условиях обострения социальных конфликтов: Монография. СПб., 1999; Лозбинев В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации: Теория,законодательство, практика. М., 2001; Данилов В.Н. Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1996; Александров О.Г. Чрезвычайное законодательство в России во второй половине XIX — начале ХХ вв. Н. Новгород, 2000; Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Учеб. пособие. М.: Акад. упр. МВД РФ, 1999.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
215.41 кб

Чрезвычайное положение как предельное состояние социального бытия

Яркеев Алексей Владимирович
Биополитическая форма государственного суверенитета, сложившаяся в результате этатизации биологической жизни и отождествления необходимости самосохранения государства с необходимостью биологического выживания населения, радикально
Читать PDF
128.81 кб

Повышение живучести внутренних войск МВД России в условиях обеспечения режима чрезвычайного положени

Фомин Анатолий Анатольевич
В статье раскрыты сущность и содержание задач, способов и мероприятий тактической маскировки, неукоснительное выполнение которых обеспечит защиту войск от вскрытия и, как следствие, от ударов противника.
Читать PDF
208.25 кб

Качество жизни в турбулентном социуме: катастрофы и чрезвычайные положения с точки зрения социологии

Щекотин Евгений Викторович
Понятие «качество жизни» рассматривается через проблемное поле социологии повседневности. Качество жизни определяется как мера благополучия сообщества.
Читать PDF
198.15 кб

2016.03.014. ВАН ДИЙК К.ДЖ. "НЕОБХОДИМОСТЬ НЕ ЗНАЕТ ЗАКОНА": ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Ибрагимова К.Р.

Похожие термины: