ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ
Чрезвычайная ситуация
(ФрГ) Notstand. Emergency 1) В конституционноправовом плане Ч.с. означает ситуацию, при которой в результате внешнего или внутреннего воздействия безопасность и внутренней порядок государства нарушены. Немецкое право Ч.с. (конституция Ч.с.) делает различие между внутренней Ч.с., т. е. «угрожающей опасностью для прочности или свободного демократического порядка федерации или земель» (ст. 91, абз. 1, ст. 87а, абз. 4 ОЗ ФРГ), Ч.с. в случае катастрофы, гражданской Ч.с. (ст. 35, абз 2, 3) и вызванной внешними обстоятельствами Ч.с., при которой действуют три ступени: а) состояние напряженности (ст. 80а и ст. 87а, абз. 3), б) превентивное принятие оборонительных мер (ст. 115с) и в) принятие оборонительных мер (ст. 115а – 115l). 2) В юридическом смысле Ч.с. наступает в том случае, когда правовое благо (например, защита собственной жизни) может быть достигнуто только через отмену других правовых благ (например, при вынужденной защите). См.: Чрезвычайный порядок принятия законов – Основные права – Права человека
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ (ЧС)
совокупность условий и обстоятельств, сложившихся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. По источникам возникновения различают ЧС природного, техногенного и антропогенного характера. В зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границы зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. В 2000 на территории Российской Федерации произошло 960 чрезвычайных ситуаций и 5 крупных террористических актов, в том числе от общего количества, локальных — 53,4%, местных — 33,17%, территориальных — 12,91%, региональных — 0,42%, федеральных — 0,1%. По сравнению с 1999 общее количество ЧС в 2000 уменьшилось на 22%. От общего количества ЧС составили: техногенные — 63,13%, природные — 29,38%, биолого-социальные — 7,97%, террористические акты — 0,52%. В результате ЧС и террористических актов пострадало 11 624 человека, из них 1153 человека погибло, оказана медицинская помощь 11 137 пострадавшим. Заявленный материальный ущерб Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации составил свыше 24 797 млрд руб., при этом от ЧС техногенного характера — 1,4 млрд руб. (5,65%), от ЧС природного характера — 23,3 млрд руб. (93,96%), от биолого-социальных ЧС — 0,097 млрд руб. (0,39%). Общий объем финансирования мероприятий по профилактике ЧС (в т. ч. на ремонт и замену устаревшего оборудования) в 2000 составил 458,0 млн руб., что соответствует 84,7% от потребности, а в 1999 — 1114,0 млн руб., что соответствовало лишь 81% от потребности. Законодательство РФ о ЧС состоит из Закона о защите населения, Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др. нормативных правовых актов. Ликвидация ЧС в зависимости от масштабов осуществляется силами и средствами организаций или объектов экономики, независимо от их организационно-правовой формы. Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ.Лит.: Махутов Н.А. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Выпуск № 13. М., 2009; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ рисков и управление безопасностью: (Методические рекомендации). М., 2008; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ риска и проблем безопасности. Ч. 3. Прикладные вопросы анализа рисков критически важных объектов. М., 2007; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ риска и проблем безопасности. Ч. 2. Безопасность гражданского и оборонного комплексов и управление рисками. М., 2006; Иванов В.С., Мелешкин А.К. Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. Воробьева Ю.Л. Калуга: Облиздат, 2000; Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.: Деловой экспресс, 2000; Гражданская оборона и предупреждение чрезвычайных ситуаций: (Метод. пособие). М.: ИРБ, 2000; Благов В.П., Куленкова И.В. Действия населения в чрезвычайных ситуациях: Курс лекций. Новороссийск: Новорос. гос. мор. акад., 2000; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования: ГОСТ Р 22.8.01-96. М.: Изд-во стандартов, 2000; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М., 1999; Журавлев В.П. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / В.П. Журавлев, С.Л. Пушенко, А.М. Яковлев. М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 1999; Гражданская оборона в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие по курсу «Гражд. оборона». Обнинск: ИАЭТ, 1991. Чрезвычайная ситуация локальная (частная), ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Ч. с. л. (ч.) ликвидируется силами и средствами организации, предприятия, объекта. Чрезвычайная ситуация местная, ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1, но не более 5000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Ликвидация Ч. с. м. организуется органами местного самоуправления и осуществляется, как правило, местными силами и средствами объекта. Чрезвычайная ситуация объектовая, последствия ограничиваются пределами объекта народного хозяйства и могут быть устранены за счет его сил и ресурсов. Чрезвычайная ситуация региональная (территориальная), ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5000 тыс., но не более 0,5 млнминимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ. Территориальные ЧС ликвидируются силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ. Чрезвычайная ситуация федеральная, ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ. Ч. с. ф. ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.
Источник: Геокультурная энциклопедия