Цепляк Ян Гиацинт

Найдено 1 определение
Цепляк Ян (Иоанн) Гиацинт

(17 августа 1857, город Домброва Бендинского уезда Келецкой губернии, – 17 февраля 1926, Пассаис, США; похоронен в Вильно). В 1878 окончил семинарию в Кельцах. Специализировался в Духовной академии в Петербурге, с 1889 стал заниматься догматической теологией. Был библиотекарем Духовной академии. В 1897 власти воспрепятствовали ему стать ректором Духовной семинарии в Кельцах. В 1909 стал председателем духовной коллегии в Петербурге, с этой должности был уволен за пропольскую деятельность. С 1914 администратор Могилевского епископства. В годы первой мировой войны занимался миссионерской и благотворительной деятельностью. Первый епископ Войска польского.
После Февральской революции 1917 управлял Могилевским архиоцезом, в состав которого входила вся территория России. (В России насчитывалось 1630 тысяч католиков и 900 священнослужителей – см.: Максим-Мурен, Ватикан и СССР, пер. с франц., М., 1966, с. 21.). 4 марта издал циркуляр № 1170 ко всему римско-католическому духовенству Могилевской архиепархии и Минской епархии: "После долгих лет бесправия Россия вступила на новый путь, предвещающий стране свободу, счастье и процветание. Старая власть отошла, уступив место возникшему по почину Государственной Думы Временному правительству, признанному единодушно всей страной и пользующемуся ее доверием. В начертанной Временным правительством программе его деятельности среди прочих задач возвещена амнистия по политическим и религиозным делам, свобода совести, собраний и союзов... отмена религиозных ограничений... Призываю римско-католическое духовенство Могилевской архиепархии и Минской епархии и всех католиков подчиниться Временному правительству, сплотиться воедино в дружной работе для общего блага..." ("Слово Истины", 1917, № 52, с. 636). Впоследствии Цепляк писал: "Мы очень надеялись на революцию, которая дала нам свободу.
При старом строе мы были связаны и была ограничена наша религиозная свобода" (Николаев Н.Н., Восточный обряд, Париж, 1950. с. 60). 18 марта в Петрограде приветствовал освобожденного из ссылки униатского митрополита А. Шептицкого. 14 мая епископ Виленский барон Э. Рооп и Цепляк отправили телеграмму Святейшему престолу с просьбой ходатайствовать перед австрийским императором о помиловании осужденного православного священника Н. Рыжова (этот священник православной церкви в Праге и Карлсбаде был впоследствии помилован и возвращен в Россию).
Временное правительство 25 апреля предоставило Римско-католической церкви, ее орденам и организациям право религиозной пропаганды, а законом от 8 августа регулировались отношения государства с Римско-католической церковью.
14 сентября Цепляк издал воззвание к "преподобному духовенству Могилевской архиепархии и Минской епархии": "В Российском государстве настала для церкви желанная свобода... Широко открывается перед нами поле для работы? Организация религиозных и общественных союзов, создание католических школ, дело пропаганды, возобновление... проповедничества, противодействие лозунгам и партиям переворота – это еще не все задачи, которые в данный момент налагает на нас Бог, исполнения которых ждут от нас церковь и народ... Область веры не менее других поддается организации и не менее других в организации нуждается... Без организации немыслимо ни вырвать людей из сетей партий переворота, ни вести систематическую борьбу с лагерем Бога и порядка... Главное – создать орудие, создать ядро организации. А когда рамы будут готовы, их можно заполнить содержанием разного характера с большей для службы Господней пользой..." (Островский Я., Терциары и католическая контрреволюция, перевод с польского, М., 1930, с. 28 – 31, 34, 35). Для руководства работой ксендзов по созданию и ведению сети приходских организации и католических обществ при епископской канцелярии в Петрограде был открыт общественный совет для информации и директив в области союзной жизни архиепископства.
Цепляк пытался создать католическую политическую партию: "Сделать из прихода то, чем он должен быть: живым, энергичным и дисциплинированным отрядом великой боевой линии воинствующей церкви" (там же. с. 33). 16 сентября он писал, что стремится к усилению Третьего ордена Святого Франциска; в перспективе он видел в Третьем ордене, состоящем из мирян, боевой отряд Римско-католической церкви, выступающий против России и угрожающий всему миру большевизма" (Винтер Э., Политика Ватикана в отношении СССР, М, 1977, с. 72).
После Октябрьской революции Цепляк был склонен думать, что католицизм будет располагать большей свободой под управлением Советов, чем царской власти и власти Временного правительства. На собрании римско-католического духовенства в Петрограде в 1918 Цепляк обратился к ксендзам с речью, в которой отмечал, что необходимо энергично вести дело за религиозное воспитание, поколебленное во время революции, требовал, чтобы ксендзы добивались открытия католических школ, а также курсов при костелах. В Петрограде нелегально издавался журнал "Хроника Могилевской Епархии". Цепляк потребовал создания при нем ЦК для руководства нерешительной политикой прихожан. На собрании был зачитан реферат "Об отношении церкви к коммунизму", в котором рекомендовалось произносить проповеди в костелах с предупреждением верующих о грозящей им опасности со стороны коммунизма (см: "Революция и церковь", 1923, № 1 – 3, с. 104 – 05). В апреле Цепляк получил указание от представителя Ватикана в Варшаве, что папа против заключения каких-либо договоров с Советскими властями (см.: Винтер Э., указанное сочинение, с. 102 – 03).
В 1919 Цепляк стал архиепископом, Могилевским митрополитом, коадъютором (заместителем епископа, при длительной неспособности последнего исполнять свои обязанности), так как католический митрополит Э. Рооп был арестован и выслан в Польшу. В 1920 за антисоветскую проповедь был арестован Петроградской ЧК, после признания им Советской власти освобожден (см.: "Революция и церковь", 1923, № 1-3, с. 102). В 1922 был снова арестован. На процессе в 1923 признан виновным "в сознательном руководстве... контрреволюционными действиями организации католических священников, направленной к ...восстановлению старых имущественных прав и провоцированию прихожан к выступлению против Советской власти" (там же, с. 103), приговорен к расстрелу. По ходатайству о помиловании и в результате многочисленных протестов мировой общественности расстрел был заменен 10 годами тюремного заключения (см. там же, с. 111 – 13). В 1924 Цепляк был освобожден и выслан в Польшу. С 1925 в США, 14 декабря 1925 назначен митрополитом.
Литература: Encyktopedia Katolicka, t. 3, Lublin, 1979.
М.Е. Голостенов.

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.