БЮРОКРАТИЯ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бюрократия
слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких процедур и правил.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Бюрократия
букв. «правление чиновников»; административная машина государства, или (шире) — рациональный способ организации умственного труда.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Бюрократия
фр. bureau бюро, канцелярия) – специфическая форма политической или иной организации, в которой фактическая власть принадлежит чиновникам.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Бюрократия
это прогрессивная технология государственных органов, позволяющая значительно рационализировать процесс управления и повысить эффективность государства.

Источник: Что есть что в мировой политике. Словарь справочник.

Бюрократия
(Bureaucracy, Бюрократия) - организация, для которой характерны иерархия, структура, служащие, делопроизводство, система должностей, служебные инструкции и правила.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Бюрократия
тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

БЮРОКРАТИЯ
от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

БЮРОКРАТИЯ
система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное функционирование государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Бюрократия
(Bureaucracy, Бюрократия) - способ организации, управления которой присущи: а) отсутствие прямых отношений высшего руководства со всеми подчиненными; б) специализация и четкое разделение труда служащих; в) организация работы согласно положений и инструкций.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Бюрократия
1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

Источник: Политико-терминологический словарь

Бюрократия
(Bureaucracy, Бюрократия) – организация деятельности государственного аппарата на основе общеобязательных процедур. Это также слой профессиональных управленцев (государственных служащих), занятых на работе в государственных органах, деятельность которых основана на разделении функций посредством четких правил и процедур.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Бюрократия
1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

Источник: Политология: термины

Бюрократия
1) слой профессиональных управленцев, для которого характерны формализм, забвение реальных общественных интересов; 2) система управления бюрократии; 3) в социально-политической науке термин «рациональная бюрократия», введенный М. Вебером, характеризует сложившуюся практику административного руководства в современном обществе, которая отличается иерархичностью, постоянством, функциональной четкостью, профессионализмом.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

БЮРОКРАТИЯ
(букв. «власть стола») — узаконенное на негативной основе господство в организации формальных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица. Альтернатива —АДХОкратия организационная политическая структура, основу которой составляют временные или целевые рабочие группы (объединения) по выработке решений, а также путей, способов, форм и организации их последующего выполнения.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Бюрократия
(от фр. «bureau» – канцелярия, греч. «kratos» – правление) – 1) тип организации системы управления, характеризующийся наличием высококвалифицированного аппарата профессиональных чиновников, четкой управленческой иерархией, жесткими правилами и стандартами, регламентирующими их деятельность, специализированным распределением труда; 2) категория профессиональных чиновников-администраторов, объединенная общим корпоративным интересом.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

БЮРОКРАТИЯ
от фр. bureau - бюро, канцелярия; от греч. kratos -власть - господство канцелярии) - 1) иерархически организованная управляющая система, основанная на самосохранении и воспроизводстве, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства; 2) носитель системы - слой привилегированного чиновничества [Основы политологии: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под ред. А.В. Малько. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2000. - С. 69].

Источник: Сводный словарь по политологии

Бюрократия
Бюрократия (фр. – bureaucratie, букв. – господство канцелярии) - 1) высший слой чиновников в аппарате государственной власти, обладающий определенными привилегиями; 2) иерархически организованная система государственного управления, осуществляемая закрытой группой чиновников, деятельность которых основана на жестком распределении функций и полномочий, четком соблюдении установленных правил и стандартов деятельности. Бюрократия является неотъемлемым элементом организационной управленческой системы общества, начиная с момента вхождения последнего в цивилизационную (а, следовательно, и политическую) стадию развития.

Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015

БЮРОКРАТИЯ
bureaucracy, от фр. bureaucratic, от фр. bureau - бюро, канцелярия и гр. kratos - власть, господство) - 1) совокупность бюрократически мыслящих и бюрократически действующих лиц, прежде всего, в органах власти и управления. 2) не всегда правомерное, не аргументированное, оскорбительное наименование лиц (слоя лиц), по долгу службы занятых в административных (властных) структурах и выполняющих отведенный им круг жизненно необходимых обществу управленческих, чиновничьих, технических обязанностей. 3) в позитивном ; смысле - тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, основывающиеся на компетенции работника

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

БЮРОКРАТИЯ
1) необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т.е. чиновничество, бюрократы, аппаратчики, работники канцелярий в широком смысле слова; 2) власть аппарата чиновников- бюрократов.
Наиболее характерные черты Б. - это привилегированность, властность, авторитарность, замкнутость и кастовость, иерархичность, многоступенчатость, конформизм, деперсонализация, преувеличение роли и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории социально- политической мысли особенно много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

Бюрократия
(франц. - бюро, канцелярия и греч. - сила, власть, господство) - слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Существование государственной бюрократии - неизбежное и необходимое условие функционирования органов государственной власти, вызванное расширением и усложнением содержания их работ, обязанностью владеть информацией, готовить государственные решения, осуществлять разносторонний контроль и т.д. Это делает значительную часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от аппарата. Зависимость эта тем больше, чем менее демократичнее общество. Сам же аппарат власти, обладающий специфическими функциями и привилегиями, выступает как достаточно автономный и самовластный организм. Последовательное преодоление бюрократизма связано с развитием контроля снизу за деятельностью органов власти на всех уровнях.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Бюрократия

- специфическая форма социальных организаций в обществе, существо которых заключается:
- в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации;
- в приоритете формы над содержанием деятельности организации;
- в подчинении правил и задач функционирования организации целям сохранения и укрепления бюрократии.
Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Главным признаком бюрократии является существование и рост слоя бюрократов - привилегированной, паразитической и оторванной от народа чиновничье-административной касты.
Возрастающая бюрократизация в различных сферах государственного и административного управления в последние десятилетия существования Советской власти свидетельствовала о нарастании кризисных явлений, отклонении от линии строительства коммунизма, чему в свое время не было придано должного значения.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Бюрократия
букв. господство канцелярии, от франц. bureau бюро, канцелярия)
первоначально: власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Бюрократия

Президент РФ В. Путин:
«Особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах. Стала использовать появившиеся у нас наконец благополучные условия и появившийся шанс для роста не общественного, а собственного благосостояния. Кстати сказать, партийная и корпоративная бюрократия в этом смысле ведут себя не лучше бюрократии государственной».
(Послание 2005 года.)
Под словом «бюрократия» первоначально понималась власть, влияние чиновников.
В дальнейшем – обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества.
Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации преимущественно целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах.

Источник: Словарь текущей политики

БЮРОКРАТИЯ
(фр. bureaucratie букв, господство канцелярии, от фр. bureau канцелярия и греч. kratos власть, господство) 1) система управления, осуществляемая с помощью особого аппарата, оторванного от народа и стоящего над ним, наделенного специфическими функциями и привилегиями; 2) слой людей, связанных с этой системой. Б. появляется с разделением общества на классы. Она возникла в рабовладельческом и феодальном обществе и приобрела огромные масштабы в условиях государственно монополистического капитализма. Социалистическая революция осуществляет слом буржуазной бюрократической государственной машины, что создает предпосылки для ликвидации бюрократизма. Вместе с тем, как показала общественная практика, нарушения принципов социализма способны приводить к возникновению широкого бюрократического слоя. Отсюда необходимость перестройки, революционного обновления общества. Главное орудие борьбы с бюрократизмом всестороннее развитие социалистической демократии, гласность, все более полное вовлечение граждан в управление производством, государственными и общественными делами, развертывание критики и самокритики. XIX Всесоюзная конференция КПСС приняла резолюцию «О борьбе с бюрократизмом»

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

БЮРОКРАТИЯ
фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) - прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам
ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

Источник: Политология: Словарь-справочник

БЮРОКРАТИЯ
от фр. вureau — бюро и греч. kratos — власть, могущество) — слой людей, связанный с системой государственного управления, организованный по принципу пирамидальной иерархии, не имеющий единого государственного органа и выполняющий свои функции согласно определенным требованиям и процедурам. Впервые основные характеристики Б. были сформулированы немецким социологом М. Вебером (1864–1920), чья теория стала основой для всех последующих исследований данного явления. Главные характеристики Б. по Веберу таковы: 1) фиксированное разделение труда в пределах организации; 2) особая иерархическая структура управления; 3) обезличенность деятельности и нейтральность отношений внутри организации, где определенный должностной статус задает положение и роль каждого функционера; 4) формализованный свод правил, регулирующих взаимоотношения между членами организации. В концепциях последующих авторов, обеспокоенных глобальной бюрократизацией современного общества и появлением тоталитарных режимов в ряде восточных и западных государств, Б. предстает как олигархическая система политического доминирования. Она перестает быть инструментом, становится правящей группой общества нового типа, которое не является ни капиталистическим, ни социалистическим. Американский социолог Р. Мертон (род. 1910) одним из первых выделил ставшие уже очевидными стороны Б. — формализм и неэффективность. Согласно Мертону, мнение Вебера о том, что господство целесообразных правил и жесткий контроль за происходящим обеспечивает надежность и предсказуемость поведения бюрократической машины, не является бесспорным, так как в то же время именно эти критерии Б. объясняют ее негибкость и скрытый потенциал к самоуничтожению.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Бюрократия
от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1. Чиновничество, государственные служащие, осуществляющие функции административного управления, делопроизводства в государственных учреждениях. 2. Система управления, осуществляемая учреждениями с явно выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений и иерархической структурой. Термин «Б.» был впервые введен физиократом В. Де Турнаем для уничижительного обозначения исполнительной власти, в этом смысле в общеупотребительной лексике он используется и по сей день. В научный оборот термин вошел благодаря трудам М. Вебе-ра, который обратил внимание на то, что в бюрократических организациях возможна предельная рационализация деятельности, т. е. четкое разделение функций, иерархическая система отношений и контроль за деятельностью чиновников, подчинение работы формальным правилам, а не личным симпатиям чиновников, возможность осуществлять профессиональный отбор претендентов на государственную службу и т. д. Вебер связывал становление Б. с процессом рационализации и рассматривал ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональной типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип рациональной Б. имеет следующие основные особенности: строго иерархическую структуру; формальное статусное подчинение; управление по формальным, безличным правилам; эмоциональную нейтральность отношений. Рациональная Б. рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и Церковью.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

БЮРОКРАТИЯ
фр. — bureaucratie, букв. — господство канцелярии, от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) высший слой чиновников в аппарате государственной власти, обладающий определенными привилегиями; 2) иерархически организованная система государственного управления, осуществляемая закрытой группой чиновников, деятельность которых основана на жестком распределении функций и полномочий, четком соблюдении установленных правил и стандартов деятельности. М. Вебер определял бюрократию как наиболее рациональную и наиболее эффективную форму достижения организационных целей. Веберовский идеальный тип бюрократии включает в себя следующие элементы: высокую степень специализации и ярко выраженное разделение труда, иерархическую структуру, утверждение совокупности формальных правил управления деятельностью организации, письменную документацию как основу администрирования, обезличенность отношений между членами организации и между организацией и ее клиентами, подбор персонала по способностям и знаниям, долгосрочную занятость, фиксированную плату, продвижение по карьерной лестнице в соответствии со сроком службы и заслугами. По мнению Вебера, главным преимуществом бюрократии является ее предсказуемость. Более поздние исследования бюрократии (в частности — работы Р. Мертона, М. Крозье и др.) показали неэффективность многих бюрократических организаций, которые утрачивают свою гибкость вследствие различных причин, обусловленных самой структурой организации. Так, члены организации или сама организация могут придерживаться некоторых бюрократических правил как ритуала, что приводит к снижению эффективности работы в силу их несоответствия изменившимся условиям, а узкая специализация нередко мешает эффективному решению насущных проблем — работники отстаивают частные, групповые интересы и, стремясь к максимальному расширению своих полномочий, утаивают и искажают информацию о реальном состоянии дел, что приводит к формализму, рутине, превращению административной деятельности в самоцель и, в конечном итоге, отчуждению государственного аппарата от общества.

Источник: Новейший политологический словарь

БЮРОКРАТИЯ
фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - власть; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве.
Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России.
Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение "закону олигархии" (Н.Луман).

Источник: Словарь по политологии

БЮРОКРАТИЯ

Бюрократия представлена получающими жалованье должностными лицами, работающими на исполнительную ветвь власти, чья роль заключается в реализации проводимой властью политики. Многие из тех, кто выполняет эту работу, относятся к категории государственных служащих, а это означает, что такие ключевые аспекты их занятости, как наем, оплата труда, продвижение по службе, аттестация, увольнение и условия труда, регулируются общим законодательством, действующим в отношении служащих органов государственного управления. Законодательство такого рода вырабатывается централизованными органами, каковы, в частности, американский Департамент по управлению персоналом и британская Комиссия государственной службы.
В бюрократических органах занято большое количество людей, нанимаемых правительственными агентствами и департаментами. Эффективное администрирование предполагает наличие рационально выстроенной организации. Макс Вебер (1864–1920) полагал, что идеальная бюрократия должна строиться с соблюдением ряда принципов. Он считал, что назначения должны производиться по результатам тестирования, а не по протекции, что процесс принятия решений должен состоять в не подверженном индивидуальным оценочным суждениям следовании установленным правилам и процедурам (термин «бюрократизм» широко используется для описания именно такого порядка действий), что организация должна иметь иерархическую структуру, в рамках которой каждый бюрократ занимает строго определенное место в цепочке управления, и что бюрократии должны обладать необходимым уровнем компетенции.
Государственные служащие выполняют в государствах либеральной демократии множество функций, среди которых имеются две, традиционно выделяемые как наиболее важные. Во-первых, они консультируют по конкретным аспектам государственной политики. Выполнение этой задачи возложено на чиновников высшего ранга, чей опыт в управлении государственными делами делает их весьма влиятельными людьми, в значительной степени определяющими политическую программу власти. Вторая функция — реализация политики правительства, что подразумевает выполнение широкого круга обязанностей, включая работу с населением.
См. также статьи «Исполнительная ветвь власти», «Новая система государственного управления», «Формирование политической повестки».

Источник: 101 ключевая идея политика

БЮРОКРАТИЯ
(bureaucracy) Правление несменяемых чиновников. Термин появился в XVIII в. во Франции, а в английском языке – в 1818 г. В обоих случаях сначала имел оскорбительное значение ("бюрократия", или чиновничья тирания, с помощью которой долгое время управлялась Ирландия). Оскорбительный подтекст и ныне присутствует в бытовом употреблении этого термина, а также в полунасмешливых упоминаниях таких бюрократических постулатов, как закон Паркинсона ("работа расширяется, чтобы поглотить время, отведенное на нее"). Первым благосклонно настроенным к бюрократии оказался Макс Вебер (Weber). Он утверждал, что работа, регламентируемая определенными правилами в иерархическом учреждении, где назначения и повышения даются за заслуги, более рациональна, чем работа, где продвижение по служебной лестнице происходит на другой основе, например патронажа (patronage). Вебер отмечал также напряженные отношения между бюрократами и избираемыми должностными лицами. Последние могут пообещать в обмен на голоса сторонников проявить благосклонное к ним отношение, но бюрократы не позволят им этого сделать. В большинстве исследований, посвященных бюрократии, развивались идеи Вебера. Важный шаг вперед был сделан Мишелем Крозье. В книге "Явление бюрократии" (The Bureaucratic Phenomenon, англ. издание в 1964 г.) он выделил различные мотивы действий у высокопоставленного бюрократа и бюрократа, находящегося на рядовой должности. Последний стремится к спокойной жизни, которая возможна при рабском соблюдении правил, какими бы они ни были. Высокопоставленный бюрократ имеет более возвышенные цели, но они не достижимы из-за невозможности заставить разделить их рядового работника. В общем, средства сами по себе становятся целью. С такой же трудностью сталкиваются фирмы. Действительно, данный Вебером анализ бюрократии в равной мере относится и к фирмам, и к государственным учреждениям. Поэтому его анализ не соответствует тезису "новых правых" о том, что правительства действуют менее эффективно, чем рынки. Однако многие экономисты, исследующие бюрократию, выступают именно с такими идеями. В книге "Бюрократия и представительное правительство" (Bureaucracy and Representative Government) (1971) В. А. Нисканен утверждает, что бюрократ стремится максимально увеличить свой бюджет и потому регулярно занимается перепроизводством товаров и услуг своего учреждения. Руководитель учреждения, может быть, и хотел бы проконтролировать издержки, но сталкивается с явлением, которое экономисты называют "проблемой агентств". Единственно надежная информация об издержках учреждения поступает от самого учреждения, если только политики не создают второго учреждения по проверке издержек первого. В определенной степени именно так и происходит (например, Административно-бюджетное управление в США; аудиторские конторы, обслуживающие Государственный ревизионный комитет в Великобритании). Но кто должен проверять издержки второго агентства или определять, не потворствует ли аудиторская контора агентству, которое она проверяет? Следует также еще раз заметить, что эти проблемы общие для государственной бюрократии и бюрократии, действующей в частном секторе. Ревизии не предотвратили целый ряд громких скандалов в недавней истории компаний. В самой Великобритании в начале 1990-х гг. произошло множество финансовых скандалов, в которых были замешаны органы Государственной службы здравоохранения и местные власти, "по-деловому" употребившие свои полномочия в интересах бизнесменов. Поэтому вполне "элегантная" модель Нисканена хотя породила многочисленные исследования бюрократии, но все же значительно меньше оправдывает необходимость проведения правительствами в 1980-х гг. приватизационной программы, чем полагают ее сторонники.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Бюрократия
(от фр. burean), как понятие; от него - «бюрократ» - термин, означающий: служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник. Существование бюрократии - необходимость и неизбежность функционирования политики и политической власти. Специфические особенности работы органов власти объективны по своей сути рядом причин:
- разрастанием и усложнением функций управления;
- владением техникой административной работы;
- обладанием соответствующей информацией;
- возможностью готовить, составлять и интерпретировать государственные решения и тому подобные акты, вести переписку с населением, отвечать на его запросы, что делает большую часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от чиновничьего аппарата.
Бюрократия является автономным в весьма широких пределах и самовластным органом. Она органически связана с экономическими отношениями, политическими структурами и идеологическими формами сознания на любом этапе социально-политического развития общества и государства. Вообще любое государственное управление строится по принципу иерархии. Активность граждан зависит от того, насколько они считают легитимным бюрократический аппарат страны. Подчас «бюрократическая легитимность» порождает «политическое суеверие» - обожествление существующего государства, правительства и др. органов управления. В этом случае происходит деполитизация граждан, появляется безразличие у значительной их части к общественным делам, особенно сели личные цели управленцев и их своекорыстие становятся откровенным мотивом политического поведения чиновника, и тогда государственный и любой другой управленческий аппарат приобретает черты политической формы критического состояния общества - упомянутой «войны всех против всех» (образное выражение Т.Гоббса, введенное им впервые в научный оборот. Гоббс Томас (1588-1679) - английский мыслитель, оказавший определяющее влияние на формирование европейской политической мысли Нового времени, автор многих трудов, в том числе: «О гражданине» (1642); «О человеке» (1658); «Левиафан» (1651) и др.). Значительный вклад в понимание сущности бюрократии, бюрократического понимания властных отношений внес Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, экономист, историк и политический философ. оказавший выдающееся влияние на политологию XX столетия, автор многочисленных работ, среди которых: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905); «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904); «Экономика и общество» (1924 - посмертная публикация) и других исследований. Макс Вебер определял бюрократическую власть чиновников как отношение, предполагающее согласие обеих сторон - управителей и управляемых - в нем участвовать, власть - это возможность теми или иными способами (особого свойства) добиться подчинения со стороны определенной группы людей, это разные мотивы послушания - от обычной привычки до рациональных (рассудочных) соображений. По М.Веберу, всякое подлинное отношение к бюрократическому господству содержит интерес, внутренний или внешний, к подчинению (см. М.Вебер «Экономика и общество»). Развитие этой концепции встречается у Роберта Даля, Е. Витра в его «Социологии политических отношений» и многих других исследователей, в частности упомянутого у Р.Даля (род. 1915) - американского политолога, которого с общего согласия считают патриархом политической науки о власти, в том числе об ее бюрократическом характере. Р.Даль - автор таких трудов, как: «Экономика, политика и благосостояние» (1953): «Плюралистическая демократия в США» (1967); «После революции? Власть в хорошем обществе» (1970); «Современный политический анализ» (5 изд., 1990); «Демократия и ее критики» (1890): «О демократии» (1998) и др. Совместно с Ч. Линдбломом и Дж. Гелбрейтом. Р.Даль образует неоплюралистическое направление в американской политологии, которое, наряду со многими другими политологическими проблемами. характеризует феномен бюрократического характера политической власти.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

БЮРОКРАТИЯ
от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — господство, власть) — специфический способ государственного управления, форма устройства социальных организаций в обществе, характеризующийся строгой иерархизацией власти и четким разделением функций (что обеспечивает высокий класс специалистов в каждой должности), стандартизированными схемами принятия решений, обезличенностью деятельности, наймом на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
Особая группа людей, чьей профессией было управление, выделялась в отдельный класс еще в древности. В родоплеменном обществе социальным управлением занимались вожди, старейшины, и осуществляли его, основываясь на традициях неписаного права, воплощенных в ритуалах и обрядах.
В государствах рабовладельческого типа они заменяются прообразами законодательных норм, появляется разделение властей, более четко разграничиваются сферы управления, возникают первые писаные законы (например, законы царя Хаммурапи), нашедшие наиболее совершенное воплощение в римском праве, до сих пор являющимся базисом для западной юридической мысли.
В еще большей степени дифференциация управленческих структур происходит в условиях становления феодального общества, где функции управленцев, правящей элиты переходят по наследству. Демонтаж такой системы в результате буржуазных революций привел к появлению качественно нового класса управленцев — бюрократии. Ее появление было результатом крушения сословного принципа социального устройства в большинстве европейских стран, включая и Россию.
Бюрократический принцип организации социального управления и контроля органически вытекает из природы самого индустриального, массового общества. Бюрократия была невозможна ни в античном полисе, где обеспечивались права исключительно полноправных граждан, ни в средневековой Европе сее сложной сословной иерархией, в принципе исключающей возможность управленцев влиять на принятие важных государственных решений, ни в Азии с ее стратификацией по кастовому, родовому, религиозному, национальному признакам.
Бюрократия — это детище общества, построенного на принципах демократии, либерализма и рынка. «Конечно, “чиновник”, даже специализировавшийся в определенной области, издавна известен различным культурам, — отмечает немецкий ученый М. Вебер (1864–1920). — Однако полной зависимости всей жизни, всех ее политических, технических и экономических предпосылок от организации профессионально подготовленных чиновников не было ни в одной стране, кроме современного Запада» («Протестантская этика и дух капитализма», 1905).
М. Вебер, как и ряд других политологов, видел в бюрократии наиболее чистый тип рациональной организации, на котором только и может базироваться современное легальное господство. По его мнению в сравнении с коллегиальными, общественными и прочими формами управления бюрократия имеет очевидное превосходство: она наиболее рациональна в формально-техническом отношении, а потому просто неизбежна для потребностей массового управления (людьми или вещами).
«Чисто бюрократическое, т. е. документально оформленное бюрократически-монократическое управление по своей точности, стабильности, дисциплине, четкости и надежности, т. е. предсказуемости для господствующих, а равно и заинтересованных лиц, глубине и широте действия, формально универсальной применимости ко всем задачам, чисто технической оптимальности получения результата представляет собой наиболее рациональную форму осуществления господства».
«Идеальный» бюрократ (служащий) — член строгой иерархии, имеющий строго определенную сферу компетенции, соответствующую квалификацию и твердую зарплату. Он отделен от средств управления, подлежит строгому контролю и не имеет собственных целей, его воля и профессионализм целиком принадлежат государству. Эта особенность бюрократии отражается во многих странах даже в форме одежды (униформа, китель, мундир) и языке (говорят «ходить на службу», «служить», а не «работать»). «Реальные» же бюрократы довольно редко соответствуют этому идеальному типу. Бюрократия давно превратилась в самодостаточную силу, обладающую признаками крупного класса со своими экономическими и политическими интересами, идеологией, своим этосом, основанном на культе карьеры, самоотождествлении служащего с организацией, идейном и моральном конформизме, отчужденности от общественных связей.
Известный социолог М. Джилас даже пытался доказать, что бюрократия это новый полноценный общественный класс, такой же, как пролетариат, буржуазия, крестьянство.
Отличительной особенностью «реальной бюрократии» является подавление инициативы нижестоящих уровней организации. Дополнительный «запас прочности» добавляет бюрократии относительная независимость от выборных циклов, смены политического курса. Это позволяет ей проводить свою политику, целью которой является усиление собственных позиций и самосохранение как социальной группы. Другими важными задачами для чиновника являются максимизация бюджета, предоставляемого в его распоряжение, и расширение властных полномочий.
Существует множество теорий бюрократии: «Законы Паркинсона», «Принцип Питера», работы Р. Мертона и Т. Парсонса и др. Из отечественных авторов можно отметить книгу М. Восленского «Номенклатура». Художественное воплощение работы бюрократической машины дал писатель Ф. Кафка (романы «Замок», «Процесс»).
Ряд западных авторов, впрочем, полагает, что в современном мире бюрократия изживает себя как социальный феномен. По словам Р. Инглхарта, «иерархические бюрократические организации, способствовавшие созданию современного общества… подошли к поворотному пункту — по двум причинам: во-первых, они приближаются к пределам своей функциональной эффективности; а во-вторых — к пределам их массового приятия». Сходных позиций придерживается О. Тоффлер.
Пирамидальные структуры уступают место сетевым. Вместе с тем очевидна иллюзорность надежд на то, что вступление мировой цивилизации в этап «информационного общества» приведет к ослаблению позиций бюрократии и замене ее новым классом.
«Революции менеджеров», о неизбежности которой писали футурологи еще в 1950-е гг., так и не произошло. Новый менеджмент — просто более динамичная, впитавшая в себя достижения суперсовременных технологий бюрократия. Более того, процесс ускоренной глобализации усиливает роль бюрократии в управлении процессами в мировой политике и экономике, создавая теперь уже наднациональную и международную бюрократию.
Существует мнение, что «косность» и «реакционность» бюрократического аппарата — следствие регламентации действий чиновника, лишения его полномочий исходя из ложного посыла, что все чиновники изначально нечестны и потенциально коррумпированы. Решение же этой проблемы состоит не в репрессивных мерах по отношению к отдельным нечистым на руку служащим, а в изменении отношения к чиновнику, признании социальной значимости его деятельности и реформировании самой системы подготовки бюрократических кадров путем создания специализированных учебных заведений, развитии корпоративной, «кастовой» культуры чиновничества.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Демократия в современном мире. Демократия versus бюрократия

Гончаренко О.
Читать PDF

Демократия в современном мире. Демократия versus бюрократия

Гончаренко О.
По установившейся несколько лет назад традиции в первой декаде октября по инициативе кафедры социально-политические науки Финансовой академии при правительстве РФ при участии обществоведческих кафедр ряда других вузов нашей страны
Читать PDF

Демократия в современном мире. Демократия versus бюрократия

Гончаренко О.
Читать PDF

Общество и бюрократия

Хуажев Руслан Аскербиевич
Который год в России ведутся дебаты о необходимости административной реформы, главным содержанием которой должно явиться резкое сокращение чрезмерно раздутого чиновничьего аппарата.
Читать PDF

Современная Российская бюрократия как субъект государственной политики

Сытин Сергей Владимирович
Статья посвящена анализу современной российской бюрократии как основного субъекта государственной политики.
Читать PDF

Бюрократия

Битем Дэвид
Читать PDF

Современная бюрократия: поиски оправдания (размышления, навеянные статьёй С. Е. Ячина)

Грановская Ольга Леонидовна
Читать PDF

Суверенная бюрократия Украины: в зоне двойной периферии

Ткаченко Василий Николаевич
Читать PDF

Бюрократия в процессах модернизации: субъект или барьер?

Игнатьев Илья Сергеевич
В статье рассматривается роль современной российской государственной бюрократии в процессах модернизации, анализируется ее возможности выступить в них в качестве движущей силы либо тормозящего фактора.
Читать PDF

Государственная бюрократия в России: историческое своеобразие и современная тенденция

Карамышева Светлана Сергеевна
В статье рассмотрена сущность российской бюрократии в системе управления государством.
Читать PDF

Бюрократия в условиях фронтира: проблема эффективности региональных властей в российско-китайских от

Зуенко Иван Юрьевич
Статья посвящена вопросам функционирования субнациональных правительств приграничных регионов России и Китая, на долю которых приходится основная «нагрузка» в развитии российско-китайского регионального сотрудничества.
Читать PDF

Марксистские идеалы о власти советов и сталинская бюрократия в СССР в предвоенный период

Глухов Е. А.
В статье анализируется процесс трансформации управленческого аппарата России после 1917 года, выявляются противоречия между декларируемыми в Конституции лозунгами о народовластии и фактически тоталитарным стилем партийного управле

Похожие термины:

  • БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ

    Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии и бюрократизма - Карла Маркса и Макса Вебера. Обе они рассматривают бюрократию как естественный продуют общественного развития, общ
  • Бюрократия корпоративная

    Президент РФ В. Путин: «Особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть бюрократии ‹…› стала использовать появившиеся у нас наконец благополучные условия и появивший
  • Коррупция, коррумпированная бюрократия

    Президент РФ В. Путин: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».
  • КОММУНИСТИЧЕСКАЯ БЮРОКРАТИЯ

    партократия, новый правящий класс, сформировавшийся и поднявшийся к власти в процессе радикального переустройства советского общества. Истоки коммунистической бюрократии — в особом человеческ
  • Уличная бюрократия

    (Street bureaucracy, Кч бюрократиясы) – работники, которые работают в местах, где нет непосредственного контроля вышестоящих начальников, и которые обладают самостоятельностью в принятии решений об услу
  • Представительная бюрократия

    (Represented bureaucracy, /к=лч=к бюрократия) - теория полагающая, что социальный состав бюрократии должен отражать структуру всего общества. Требование принимать на государственную службу представителей не
  • Идеологическая бюрократия

    слой идеологов-функционеров, культивирующий зависимость идейно-политического мышления в бюрократической среде. Ещё Макс Вебер отмечал, что современный мир все в большей степени подвергается бюр
  • Политическая бюрократия

    высший эшелон бюрократии, обычно формирующийся из представителей государственных классов и властвующих политических элит. В деятельности политической бюрократии в концентрированном виде предс
  • БЮРОКРАТ

    1) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик; 2) лицо, принадлежащее к бюрократии.
  • Бюрократизация

    (Bureaucratization, Бюрократташтыруу) - процесс отрыва управленческого аппарата от потребностей общества и первоначально поставленных перед ним целей.
  • Теории бюрократии

    (Theoris of bureaucracy, Бюрократиянын теориясы) - совокупность концепций анализирующих функции и внутренние структуры бюрократической организации и рассматривающих процессы бюрократизации как явление, х
  • Различие между бюрократией и бюрократизмом

    Бюрократия как целесообразная деятельность аппарата государственных органов отличается от бюрократизма как искаженной деятельности этого же аппарата по удовлетворению своих корпоративных, уз
  • БЮРОКРАТИЗМ

    (Bureaucracy, Бюрократизм) - система управления, осуществляемая посредством специфического аппарата, состоящая преимущественно из чиновников, наделенных властью и привилегиями.
  • Социальные предпосылки современного бюрократизма

    проявляются:1) в отставании деятельности управляющей подсистемы (или субъекта государственного управления) от уровня деятельности управляемой подсистемы (или объекта государственного управлени
  • Легально-рациональные правила бюрократии

    организационно-политический порядок, характерный для современных обществ. В рамках бюрократической организации легитимным и авторитетным считается лишь то приказание, которое исходит из соотве
  • Концепция рациональной бюрократии

    (Rationality bureaucracy conception, Бюрократиянын лчмд== концепциясы) – подход к деятельности организации, которой характерны: а) четкое разделение труда; б) иерархичность уровней управления; в) наличие системы
  • Восточная концепция бюрократии

    (Eastern bureaucracy conception, Бюрократиянын батыш концепциясы) – организация государственного аппарата на личной зависимости чиновников от властвующего лица (императора, монарха, хана, царя или от их намест
  • Бюрократический аппарат

    (Bureaucratic apparatus, Бюрократтык аппарат) - персонал организации, функционирование которой основано на: а) специализации и иерархии должностей; б) безличном характере выполняемых ролей; в) регуляции пове
  • Бюрократический стиль управления

    (Bureaucratic style of administration, Бюрократтык башкаруу ыкмасы) – форма управления, выражающаяся в гипертрофии формализма в деятельности органов управления, что влечет равнодушие и даже пренебрежение к интер
  • Либеральные бюрократы

    в историко-политической литературе название группы российских высших чиновников, связанных с великим князем Константином Николаевичем и великой княгиней Еленой Павловной (Н. А. Милютин, Я. А. Соло