Булгаков Михаил АфанасьевичБУЛГАКОВ, Яков Иванович

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич

Найдено 3 определения термина БУЛГАКОВ Сергей Николаевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич

1871-1944) — русский религиозный философ, богослов, общественный деятель. Основы собственной оригинальной философской концепции получают оформление в монографиях «Философия хозяйства» (1912) и «Свет Невечерний» (1917). В 1918 г. Булгаков принимает сан священника. В 1922 г. выслан из России. Основные работы: «Два града: исследование о природе обществ, идеалов» (1911); «Философия хозяйства» (1912); «Об особом религиозном призвании нашего времени» (1923); «Христианская социология» (1928); «О богочеловечестве. Трилогия» (1933-1945), «Философия имени» (издано в 1953).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич

русский религиозный мыслитель и политический деятель (депутат II Государственной Думы).

Разработка проблем политической экономии, попытки найти ее обоснование в догматах православия приводят Б. к "легальному марксизму". Но в марксистской методологии и политической философии мыслитель довольно быстро разочаровывается и встает на путь искания абсолютной истины, оставаясь все же сторонником материализма. Б. называет созданную им систему "религиозным материализмом". Обвинения, которые Б. предъявляет социализму, состоят в следующем: 1) корыстное, нелюбовное, предпринимательское отношение к природе: "отчуждение от матери-земли"; 2) равнодушие потомков к своим умершим предкам, "духовный каннибализм"; 3) безразличие к вопросу о человеке, подмена его вопросом о природе и строении общества, игнорирование трагической природы человека; 4) воинствующее мещанство социализма, его "буржуазность".

По мнению Б., христианство, соединенное с социализмом, поможет последнему преодолеть эти "недостатки". Христианство, считает он, дает для социализма недостающую духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни.

Основные работы Б.: "От марксизма к идеализму" (1903), "Два града" (1911), "Философия хозяйства" (1912).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

Булгаков Сергей Николаевич

16 июня 1871, г. Ливны Орловской губернии, - 13 июля 1944, Париж). Сын священника. В 1885 - 88 учился в Орловской духовной семинарии, в 1890 - 94 - на юридическом факультете Московского университета. Увлекся марксизмом. Первая книга Булгакова - "О рынках при капиталистическом производстве" (М., 1897). С 1901 в Киеве, профессор Политехнического института и приват-доцент университета. В это время происходит переход Булгакова от материализма к "нравственному идеализму" ("От марксизма к идеализму", СПб., 1903). В работах по аграрному вопросу отстаивает теорию устойчивости крестьянского хозяйства ("Капитализм и земледелие", том 1 - 2, СПб., 1900). Под влиянием идей В.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского происходит эволюция взглядов Булгакова к религиозному мировоззрению в духе христианского социализма. С 1904 совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал "Новый Путь", с 1905 - "Вопросы Жизни". В 1906 переехав в Москву, работал в Московском университете (приват-доцент), участвовал в организации Религиозно--философского общества. Депутат 2-й Государственной Думы от Орловской губернии в качестве "независимого христианского социалиста"; Булгаков был поражен "невежественностью, никчемностью этого собрания" ("Автобиографические записки", Париж, 1946, с. 80), после чего окончательно разочаровался в политической деятельности. Позиция культурного консерватизма, занятая Булгаковым, нашла отражение в статье "Героизм и подвижничество" ("Вехи", 1909), направленной против гордыни "человекобожества" русской интеллигенции, а также в сборнике статей "Два града. Исследования о природе общественных идеалов" (М., 1911).

После Февральской революции 1917 трагически переживал падение самодержавия - "мистической священной Государственной Власти" как "государственной вселенской идеи" ("Автобиографические записки", с. 74 - 75), "видел и чувствовал, что пришел красный Хам, что жизнь становится вульгарной и низкой и нет уже России" (там же, с. 91). 16 марта выступил перед московскими писателями на собрании в Художественном театре и, противопоставляя "свободу отрицательную", ведущую к "зоологическому засилию "интересов"" "свободе творчества и ответственности, духовного достоинства", отмечал, что "дело освобождения не может оставаться только внешним политическим актом, оно должно стать и духовным подвигом, творческим деянием русского народа" ("Русская Свобода", 1917, № 2, с. 12 - 13).

25 мая определением Святейшего Синода Булгаков включен в состав Предсоборного совещания для подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви. В речи на Всероссийского съезде духовенства и мирян в Москве 4 июня подчеркивал, что православие, освободившееся от "соблазна" "неразрывной связи с самодержавием", стоит перед новым искушением - "поклониться новому идолу - демократии", которую Булгаков противопоставлял церковной соборности ("Христианская Мысль", 1917, № 7 - 8, с. 116). Задачу церкви видел в том, чтобы преодолеть соблазн демократии и не пойти ни за католичеством, которое... стало властью, ни за протестантством, которое церковь растворило в демократии" (там же, с. 116). Как отмечал В.В. Зеньковский, "церковная по своему существу речь... была съездом воспринята... как чисто политический выпад против демократии" (там же, с. 119).

С конце 1917 был занят исключительно участием в работе Священного Собора Православной Российской Церкви, выступал за восстановление патриаршества. После Октябрьской революции составил 8 ноября по поручению Собора воззвание, долженствовавшее "осудить перед лицом народа выступление большевиков и поругание ими святынь Кремля". В воззвании подчеркивалось, что последствиями "развязанного братоубийства" будут "вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смещение языков и ожесточенная ненависть братьев" ("Деяния Священного Собора", Петроград, 1918, книга 3, с. 186). Булгаков призывал народ "оставить безумную и нечестную мечту лжеучителей, призывающих осуществление всемирного братства путем всемирного междоусобия" (там же, с. 187). 13 ноября выступал докладчиком о правовом положении церкви в государстве. В устном выступлении и в одобренной большинством Декларации утверждал, что церковь должна строить отношения с государством "не практически или исторически, но по вечным заветам своего бытия... не считаясь с изменчивым положением государства" (там же, том 4, с. 6), поэтому "должно быть осуждено, отвергнуто и признано абсурдным то, что называется отделением церкви от государства" (там же, с. 8).

В сборнике "Из глубины" (М. - П., 1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990) поместил философско-публицистическую работу "На пиру богов. Современные диалоги", где, подводя итоги революции, как всеобъемлющего культурного кризиса, утверждает, что "с оцерковлением русской жизни только и может быть связана надежда на культурное возрождение России", поскольку "пролетарская культура" оказывается "бессильна и бесплодна... по всей линии, и прежде всего в самом жизненном для нее вопросе - дисциплины труда" (с. 129).

9 июня 1918 по благословению патриарха Тихона Булгаков принимает духовный сан и уходит из Московского университета. В июле переезжает в Крым; профессор политической экономии и богословия Таврического университета (Симферополь), после разгрома войск генерала П.Н. Врангеля - протоиерей ялтинского собора.

17 декабря 1922 выслан из России в Константинополь. Занимался преподавательской деятельностью в Праге и Париже. В 1930-е гг. участвовал в экуменическом движении. В годы второй мировой войны активно протестовал против насилия фашизма, благословил на участие в Движении Сопротивления своих духовных детей Е.Ю. Кузьмину-Караваеву (Мать Мария) и священника Д. Кляпинина.

Сочинения: Свет невечерний, Сергиев Посад, 1917; Философия имени, Париж, 1953; Софилогия, Париж, 1978.

Литература: Зандер Л., Бог и мир. Миросозерцание о. С. Булгакова, т. 1 - 2, Париж, 1948; Профессор протоиерей С. Булгаков, в книге: Богословские труды, сб. 27, Москва, 1986.

Н.Л. Соколов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.

Найдено схем по теме БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — 0

Найдено научныех статей по теме БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — 0

Найдено книг по теме БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — 0

Найдено презентаций по теме БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — 0

Найдено рефератов по теме БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — 0