БУДДИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БУДДИЗМ
Buddhism) - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

БУДДИЗМ

Одна из наиболее распространенных религий (наряду с христианством и исламом). Возникла в рабовладельческой Индии 6-5 в. до н. э. Основателем Б. считается Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буддой - просветленным. Б. проповедует смирение, покорность, примирение с действительностью, непротивление злу. Распространен также на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, Китае, Японии и других странах. Одна из разновидностей Б.- ламаизм.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

БУДДИЗМ
самая древняя из трех мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии. Ее основателем считается Будда, принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой - "просветленным". Б. имеет приверженцев в основном в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. На 1 января 1998 г. в РФ зарегистрированы уставы 8 центров и управлений, 145 обществ (общин), 1 духовно- образовательного учреждения, 2 монастыря, 4 миссий Б.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Буддизм
религия, распространенная в Китае, Японии, Монголии, Индии; возникла в VI веке до нашей эры в Индии и называется по имени ее легендарного основателя-Будды. Буддизм учит, что жизнь есть страдание, избавление от которого человек получит только в загробном мире. Буддизм внушает массам покорность и непротивление угнетателям, веру в загробную жизнь. Буддизм, как и всякая религия, используется господствующими классами в капиталистических странах для оправдания эксплуатации и угнетения трудящихся.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Буддизм
религия, возникшая в VI веке до нашей эры в Индии и получившая название по имени своего мнимого основателя Будды. Буддизм учит, что основой всего является непознаваемое духовное начало — нирвана; что мир не существует реально, это лишь человеческая иллюзия, проявление непознаваемого духа, что, кроме окружающего нас мира, якобы существуют еще два невидимых мира. Самый плохой из трех миров, утверждают буддисты, — земной, где постоянно идет борьба за освобождение духа от его материальной оболочки (дух якобы постоянно перерождается и вселяется в человека, животное, птицу и т. д.). От буддистов требуют пассивности, безропотной покорности судьбе, отрешения от земных дел и забот, аскетизма. Коротко мировоззрение буддизма изложено в так называемых «четырех благородных истинах»: 1} жизнь есть страдание; 2) причина страданий — в желаниях, страстях человека; 3) чтобы избавиться от страданий, надо подавить в себе желания и страсти; 4) для избавления от страданий надо следовать открытому Буддой так называемому срединному, восьмичленному пути спасения. Как все религии, буддизм служит реакционным целям эксплуататорских классов.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Буддизм
одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «4-х благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и, безусловно, высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

БУДДИЗМ
древнейшая из мировых религий, крупнейшая по численности религия основанная на дхармической восточной традиции. Б. возник в середине 1‑го тысячелетия до н. э. на территории Индии, его основателем считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, ставший Буддой, что означает «просветлённый высшим знанием», «пробуждённый». Согласно Б., Будда явился на землю, чтобы выполнить спасительную миссию – указать путь к избавлению от страданий. В известном смысле Б. можно рассматривать как духовную форму социального протеста против сложившейся в индийском обществе кастовой системы, делавшей невозможным улучшение положения представителей низших социальных слоёв. В отличие от индуизма, последователем которого возможно стать только по рождению, буддистом может стать любой желающий исповедовать эту религию. Характерным отличием Б. от остальных религий планеты является отсутствие бога в религиозной традиции: целью буддиста является достижение нирваны – прекращения цепи перерождений, именуемой сансарой. Поэтому Будда, как и другие почитаемые в Б. личности, – не бог, а человек, первым достигший нирваны. Так же как и в других религиях, возникших в Индии, в Б. сохраняются тезисы о дхарме – совокупности установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка, а также о карме – воздаянии за соблюдение/несоблюдение этих норм. Основу вероучения Б. составляют «четыре благородные истины»: в мире существует страдание; причина страдания – неудовлетворённые желания; избавление от страданий возможно за счёт избавления от желаний; для избавления от желаний существует особая восьмиступенчатая духовная практика. Базовый этический кодекс Б. называется «Панча шила» и включает в себя пять принципов: воздержание от причинения любого вреда живым существам; отказ от присвоения того, что принадлежит другому; воздержание от прелюбодеяния; отказ от лжи и обмана; отказ от употребления опьяняющих напитков. Существует два основных стандарта Б. – хинаяна (для духовенства) и махаяна (для мирян). На рубеже старой и новой эры Б. вышел за пределы Индии, приобретя большое количество сторонников в Шри‑Ланке, Китае (особенно в Тибете), Японии, Корее, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Таиланде, Монголии. В России Б. в основном представлен в Калмыкии, Бурятии, Иркутской области, Туве и Забайкальском крае.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

БУДДИЗМ
самая древняя (ей более 25 веков) мировая религия.
В мире насчитывается не менее 1 млрд буддистов. Буддизм получил широкое распространение не только в традиционном ареале — Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, но, начиная со второй половины XIX в., — в Европе, сначала среди интеллектуалов, а затем и в более широких слоях населения.
Основателем учения, ставшего основой буддийской религиозной доктрины, был индийский принц из династии Шакьев, правящей в Капилавасте (современный Южный Непал) — Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой («просветленным»).
О жизни Будды известно из многочисленных письменных источников, записанных спустя века после его жизни. По одним данным, годы его жизни — 623–544 до н. э., другие считают, что он появился на свет столетием позже. Согласно буддийскому канону, в возрасте 29 лет принц Сиддхартха покинул семью, несколько лет провел в лишениях, подвергая себя суровому телесному посту, и, наконец, достиг «духовного пробуждения» в результате продолжительной медитации.
Он осознал, что окружающий мир — просто иллюзия, а все вещи мира — лишь комбинации дхарм — мгновенных сущностей. Эти комбинации несвободны, они предопределены особым законом — кармой. Человек — единственное существо, которое может до известной степени управлять своей кармой, в его случае — суммой собственных поступков и помыслов. Их качество и определяет, какой станет после нашей смерти комбинация составляющих нас дхарм. В череде перерождений мы можем стать камнем, духом, растением, животным и с наименьшей вероятностью — человеком. Вот почему надо особенно ценить человеческое бытие: только в нем мы сможем достичь спасения.
Путь к спасению может быть только один — выход из «колеса сансары» — кармически обусловленной череды перерождений. Лишь встав на путь успокоения дхарм, мы уничтожим свою карму и сможем достичь состояния, при котором новое рождение станет невозможным — нирваны. Она и является окончательным избавлением от страданий.
Центром буддийской доктрины являются т. н. «четыре благородные истины»:
1) страдания определяют жизнь человека и все ее события — рождение, болезнь, старость, любовь, встреча с неприятным и потеря приятного, невозможность достичь желаемого, смерть;
2) страдание порождается жаждой, ведущей через радости и страсти к перерождению;
3) чтобы избавиться от страданий, нужно устранить жажду;
4) средство для этого — т. н. благой «восьмеричный путь», заключающий в себя правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение.
Соблюдение этих принципов предполагает образ жизни, одинаково далекий как от чувственных удовольствий, так и от изнуряющей плоть аскетической практики и самоистязания.
Буддийский канон впоследствии был подробно развит и прокомментирован в обширной религиозной литературе, а разделы «восьмеричного пути» самосовершенствования основательно разработаны в священных текстах и стали нормативными для повседневной деятельности миллионов буддистов — как монахов, так и обычных последователей учения. Подробно в буддийском каноне разработана практика духовного самосовершенствования, включая медитативную.
Буддизм менее всего напоминает классические монотеистические (авраамические) религии, возникшие на Ближнем Востоке — иудаизм, христианство, ислам. В буддизме отсутствует понятие Творца, буддизм не знает истории и, соответственно, не может мыслить ни о начале ее — акте творения, ни о ее завершении, связанном со Страшным Судом. Это самая «атеистическая» религия из всех мировых.
Но неправильно было бы сводить буддизм только к совокупности этических норм и описанию разнообразных медитативных практик. За сотни лет существования идеи, изложенные Буддой в своих проповедях, стали основой десятков школ и течений, многие из которых превратились в мощные духовно-религиозные сообщества со своими служителями культа, разветвленной иерархией, прихожанами.
На своей родине, в Индии, новая религия пережила наибольший расцвет в первых веках нашей эры. К XII в. буддизм почти полностью исчезает из Индии, уступая место индуизму. Однако к этому времени буддизм уже стал мировой религией, проникнув во многие страны.
Двумя основными направлениями современного буддизма являются хинаяна («малая колесница», «узкий путь») и махаяна («большая колесница»).
Хинаяна имеет более 100 млн последователей в Шри Ланке и большинстве государств Юго-Восточной Азии — Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе и Вьетнаме. Термин «хинаяна» введен сторонниками махаяны, сами же его последователи называют свое течение «тхеравада» («учение старейших»).
В хинаяне нет обожествления Будды, а спасение путем нравственного совершенствования и достижения нирваны возможно только для монахов. Совершенная личность — архат — достигает духовной гармонии индивидуально, не заботясь о благе окружающих. Поэтому в хинаяне Будда — главным образом учитель и совершенная личность, объект для подражания, но никак не божество.
В хинаяне за многие века, как и в любом учении, сложились элементы религиозного культа, но он не носил и не носит тотального характера, накладывающего отпечаток на все сферы жизни общества, как в случае преобладания монотеистических религий.
Носителями религиозного сознания в странах, где население исповедует буддизм в форме хинаяны, выступают монахи. Для массового сознания граждан государств, где эта форма буддизма является господствующей, характерны политеистические воззрения, уживающиеся с учением Будды — пережитки языческих представлений, индуизма во всех его многообразных проявлениях, от древнего брахманизма до кришнаизма.
Махаяна («большая колесница», «широкий путь») — наиболее массовое течение в буддизме. Сотни миллионов его сторонников проживают в Непале, Бутане, Китае, Японии, Монголии, а также в Бурятии и Калмыкии (на территории России).
В отличие от хинаяны, махаяна является развитой религиозной системой с разветвленной клерикальной иерархией. До середины XX в. религиозный лидер буддистов Тибета — далай-лама — являлся и светским главой государства. В Монголии до 1921 г. светским правителем также являлся глава местных ламаистов — богдо-гэгэн.
В доктрине махаяны важную роль играет культ бодхисатв — святых, достигших возможности войти в нирвану, но не делающих этого, чтобы помочь другим достичь совершенства. Они добровольно будут страдать до тех пор, пока не избавятся от страданий все люди.
Для последователей махаяны Будда — не историческая личность, основатель учения, а божественное существо, воплощающее абсолют. Сущность Будды проявляется в трех телах, из которых лишь одно его проявление — в образе человека — наполняет все живое. В отличие от хинаяны, махаяна предполагает возможность достижения нирваны любым мирянином.
Разновидностью махаяны является ламаизм, который его сторонники предпочитают именовать «традиционным буддизмом». Его исповедуют монголы, буряты, тувинцы, калмыки. Для ламаизма характерен упрощенный характер обрядов: для неграмотного населения, не способного выучить молитвы и мантры, сделали специальные колеса хурдэ с фрагментами религиозных текстов. Вращая эти колеса, верующий «общается» с божеством.
Ламаисты сохраняют и языческие верования: в буддийский пантеон они включают и национальных героев, таких, например, как Чингисхан.
Ваджраяну («Алмазную колесницу»), зародившуюся в недрах махаяны, принято называть «третьим путем» буддизма, хотя сами приверженцы ее школ подчеркивают свою верность махаяне.
Ваджраяна распространена в Непале, Бутане, Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии. Ее практикуют в некоторых школах китайского и японского буддизма, а также на Западе.
От остальных буддистских направлений ваджраяну отличает особая мистическая практика, отличная от традиционной монастырской. Она предполагает получение специального посвящения от достигшего духовного совершенства учителя и достижение т. н. «расширенного сознания». Считается, что вступить на этот путь способен лишь тот, кто изучил духовный опыт махаяны.
Особая роль учителя, наставника в достижении высшей истины распространена и в практике дзэн-буддизма. Основанная в Китае в V в. индийским монахом Бодхидхармой, эта буддийская секта огромное внимание уделяет самодисциплине и психическому тренингу.
В рамках последнего немаловажную роль играют логические упражнения, основанные на парадоксах (коаны), которые, по замыслу учителей, должны раскрепостить мышление ученика и способствовать достижению им конечной цели духовного пути — просветления, озарения (сатори).
Чань-буддизм (в японской транскрипции — дзэн-буддизм) в 1960 х гг. превратился в одну из основных составных частей эклектической идеологии нонконформистов на Западе и, шире — леворадикальной интеллигенции. Западные последователи дзэн — битники, хиппи — увидели в этой буддистской школе средство достичь полного духовного, социального, интеллектуального освобождения без целенаправленной политической борьбы посредством «расширения сознания» через наркотики, психоделическую музыку, нарочито эпатажные формы искусства — попи оп-арт, подчеркнуто асоциальный образ жизни (см. Эскапизм).
«Паломничество на Восток» стало обязательным знаком принадлежности к «мыслящим людям», модой, оказавшей и продолжающей до сих пор оказывать значительное влияние на духовную жизнь бездуховного в своей основе западного общества. Но куда более основательно и глубоко эта буддистская школа повлияла на ментальность целой нации.
На своей родине, в Китае, чаньбуддизм не прижился и остался одной из многочисленных сект, ярко проявившись, пожалуй, только в изощренном искусстве единоборств, практикуемых в китайском монастыре Шаолинь.
В Японии же, оказавшейся невосприимчивой к конфуцианским нормам, привнесенным из Китая, теория и практика дзэн не просто укоренилась, фактически став частью национальной религии — синто, но во многом сформировала характер японцев, определила пути развития национального искусства и принципы известной на весь мир специфической эстетики Страны Восходящего Солнца.
Парадоксы дзэнских чудаков превратились в принципы духовной организации не только родовой аристократии и самурайства, но и всего японского общества. В конце концов, они на долгие годы определили первенствующую роль Японии в системе современного капиталистического строя и конфигурацию модели, называемой «японским экономическим чудом».
В Российской империи официальное признание буддизма как религии бурят состоялось в 1741 г. В 1763 г.
был утвержден институт Хамбо-ламы — главы ламаистской церкви. Русские царицы, утвердившие буддизм в России — Елизавета Петровна и Екатерина II — вошли в пантеон российских ламаистов в качестве богинь. В 1913 г. в Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе.
В конце 1920-х гг. на российских буддистов начались гонения. По подозрению в организации антисоветских мятежей было уничтожено более 15 тыс. лам. В 1944 г. отношение советской власти к буддийским организациям потеплело, был подписан указ об открытии Иволгинского и Агинского дацанов (монастырей).
Резиденция Центрального духовного управления буддистов России расположена в Иволгинском дацане (Бурятия).
Буддизм играет важную роль в политической жизни многих стран, прежде всего азиатских. Во многих из них национально-освободительные движения разворачивалось под лозунгами этой религии, возникло даже течение «буддийского социализма».
Буддизм становится немаловажным фактором в идейно-политической борьбе и активно используется различными политическими силами для достижения своих целей. Ярким примером политизации буддизма является вовлечение духовного лидера буддистов Далай-ламы XIV в борьбу на независимость Тибета, оккупированного Китаем в 1950-е гг. В 2008 г. антикитайскими силами с целью сорвать Пекинскую Олимпиаду 2008 г. были организованы по всему миру массовые акции протеста «за свободный Тибет».

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
28.68 кб

Буддизм, государство и общество в социально-политическом пространстве современной России

Уланов Мерген Санджиевич
В статье рассматривается процесс взаимодействия буддизма с государством и обществом в современной России. Автор отмечает, что на сегодняшний день у российских буддистов отсутствует объединяющая политическая идеология.
Читать PDF
434.64 кб

Буддизм на Тайване: предпосылки модернизации и её основные результаты

Ринчинов О. С.
Тайвань (Китайская республика) является одним из наиболее высокоразвитых государств Азии, добившихся несомненных успехов как в экономической и культурной, так и социально-политической сферах.
Читать PDF
482.96 кб

Буддизм в политическом процессе постсоциалистической Монголии

Родионов Владимир Александрович
В статье исследуется роль буддизма и его институтов в политическом процессе постсоциалистической Монголии. После провозглашения религиозных свобод в Монголии в начале 1990-х гг.
Читать PDF
539.18 кб

Буддизм и политика во Внутренней Азии: история и современность

Бадмацыренов Тимур Баторович, Аюшиева Ирина Гармаевна
Рассматривается регион Внутренней Азии, когда он был разделен двумя крупнейшими империями Российской и Цин-ской.
Читать PDF
215.61 кб

Буддизм перед лицом глобальных проблем современного мира

Уланов М. С.
Читать PDF
186.88 кб

Буддизм и вера во Вьетнаме

Чан Тхи Ким Оань
Читать PDF
203.84 кб

Буддизм в контексте глобализации

Уланов М. С.
Читать PDF
629.31 кб

Информация о четвертой международной конференции «Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации»

Читать PDF
262.32 кб

Буддизм как ресурс «Мягкой силы» Китая

Понька Татьяна Ивановна, Джанаева Алтн Эрдниевна, Чжао Цзелинь
На данный момент в теории международных отношений определенный интерес вызывает концепт «мягкой силы», введенный американским политологом Джозефом Наем-мл.
Читать PDF
153.67 кб

Буддизм и постсоциалистическая трансформация в Монголии

Родионов Владимир Александрович
В статье исследуется роль буддизма и его институтов в политическом процессе постсоциалистической Монголии. В начале 1990-х гг.
Читать PDF
161.34 кб

Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития

Аюшеева Дулма Владимировна
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.
Читать PDF
142.40 кб

2006. 01. 057. Симпсон Б. Невероятные дары: тело, буддизм и биоэтика в современной Шри-Ланке. Simpso

Бибикова А. А.
Читать PDF
1.30 мб

Буддизм как мировоззренческая основа восточных искусств повседневности

Е. Н. Чабанец
Читать PDF
276.33 кб

О научной конференции «Буддизм в изменяющемся мире»

Янгутов Л.Е., Урбанаева И.С.
Читать PDF
158.82 кб

Буддизм, психоанализ и юнгианство: перспективы развития межкультурного диалога

Сидорова Е. Г.

Похожие термины:

  • Буддизм на Юге России

    распространен среди калмыков, предки к-рых, ойраты, ушли в Россию в XVI в. после разгрома Китаем Джунгарского (Ойратского) ханства. Основная часть калмыков исповедует буддизм в форме ламаизма. Мирово