Безопасность национальная

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
защищенность важнейших интересов народа, нации, государства, национальных ценностей, государствообразующего этноса.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Национальная безопасность
защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость личности, общества и государства к неблагоприятным условиям существования.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Безопасность национальная
обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан.

Источник: Политико-терминологический словарь

Национальная безопасность
состояние защищённости и сохранности всей системы национальных интересов и традиционных устоев жизнедеятельности общества от реальных и потенциальных угроз.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Национальная безопасность
категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.

Источник: Политико-терминологический словарь

Национальная безопасность
это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Национальная безопасность
состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие государства.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
фр. national, от nation — нация и лат. natio — народ, нация) — совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социальноэкономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, защиту суверенитета и территориальной целостности государства.

Источник: Новейший политологический словарь

Национальная безопасность
одна из центральных проблем геополитики. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающих военно-политические и экономические направления внешней и внутренней политики.
Доктрины предусматриваютзащиту многомерного коммуникационного пространства государства от внешних и внутренних вызовов.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
состояние защищенности жизненно важных национальных интересов в экономической, политической, военной, экологической, информационной и других областях от реальных и потенциальных угроз. Важнейшей составляющей национальной безопасности является сохранение традиционного духовно-нравственного уклада.
Национальная безопасность тесно связана с безопасностью международной, так как надежная безопасность государства может быть обеспечена лишь в рамках международной безопасности.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

Национальная безопасность
защищенность жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Н.б. обеспечивает целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию страны. Н.б. достигается путем предупреждения и ликвидации угроз и опасностей. Их источники классифицируются: по характеру действия субъектов— специально, преднамеренно или непреднамеренно созданные; по отношению к объектам опасности — внутренние и внешние; по сферам проявления — государственная, экономическая, общественная, военная, информационная, экологическая и иные виды безопасности.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
комплексное, интегрирующее понятие, включающее в себя безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. При этом элемент «национальная», происходящий от термина «нация», который первоначально употреблялся в этническом значении, в данном случае, как правило, означает безопасность многонационального народа как носителя государственного суверенитета. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» «настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации…» (ст. 1).

Источник: Словарь международного права. 2014

Безопасность национальная
совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Безопасность национальная реализуется в двух измерениях: а) безопасность государства (включает круг проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования государственного механизма); б) безопасность гражданского общества (социальная защищенность граждан, защита их жизни, здоровья, собственности, основных прав и свобод и т. д.). Основные слагаемые безопасности национальной: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность, безопасность культурного развития нации.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
одна из центральных проблем геополитики, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Различается военная, социальная, экономическая и территориальная безопасность. В социальной сфере выделяется правовая, интеллектуальная и духовно-культурная безопасность, в экономической сфере – финансовая, хозяйственная и технологическая. Территориальная безопасность подразделяется на экологическую, сырьевую и жизненную. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающие военно-политические и экономические направления внешней и внутренней политики. Доктрины предусматривают защиту многомерного коммуникационного пространства государства от внешних и внутренних вызовов. В современном мире меняются главные приоритеты Н.Б. государства. Объектами поражения в войнах и конфликтах становятся наряду с материальными целями ценности, которые можно защитить при наличии чувства достоинств, национальной гордости и цивилизационной принадлежности.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ (государственная)
внутреннее состояние и международное положение страны, надежно обеспечивающие ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключающие реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения.
Б.Н. - многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Так, можно и нужно говорить о политической, экономической и духовно-идеологической Б.Н. С другой стороны, Б.Н. предполагает не только безопасность государства, но и общества, социальных и национальных общностей, личности. Серьезную угрозу Б.Н. создают разгул преступности, острые социальные, межэтнические и религиозные конфликты, деструктивные действия внутренних социально- политических сил, движений, партий, грубые и массовые нарушения прав и свобод человека, законности, дисбаланс важнейших интересов личности, общества и государства и т.д. Важным условием и принципом Б.Н. служит сегодня включенность страны в систему региональной и международной безопасности.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

БЕЗОПАСНОСТЬ национальная
состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности нации, понимаемой в одних случаях как форма этнической общности людей, в других — как политическое образование (нации-государства), при которых обеспечивается защищенность ее жизненно важных интересов, гарантируется несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении фундаментальных ценностей и основных институтов. Основными объектами Б.н. выступают: личность, ее права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Нация находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы и она в состоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.Особое место в системе Б.н. занимает военная безопасность, под которой понимается способность нации предупредить угрозу применения либо применение военной силы и противостоять ей. В Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности и важнейшие направления государственной политики в этой области сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В ней под Б.н. понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам в сферах правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, пограничной деятельности и обороны, миграционной политики, здравоохранения, образования и науки, научно‑технической и инновационной политики, культурного развития населения, обеспечения свободы слова и информационной безопасности, социальной политики и пенсионного обеспечения, жилищно‑коммунального хозяйства, рынка финансовых услуг, защиты прав собственности, фондовых рынков и оборота ценных бумаг, налогово‑бюджетной и таможенной политики, торговли и предпринимательской деятельности, рынка банковских услуг, инвестиционной политики, ревизионной деятельности, монетарной и валютной политики, защиты информации, лицензирования, промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, информационных технологий, энергетики и энергосбережения, функционирования естественных монополий, использования недр, земельных и водных ресурсов, полезных ископаемых, защиты экологии и окружающей природной среды и других сферах государственного управления при возникновении негативных тенденций до создания потенциальных или реальных угроз национальным интересам. Основные принципы государственной политики, направленной на защиту национальных интересов и гарантирование в Украине безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности определяет Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (2003 г.).

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

Национальная безопасность
создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения национальной экономике и обществу невосполнимого ущерба. Национальная безопасность отражает связь безопасности с нацией, т.е. с определенной территориально культурной общностью, основанной на устойчивых социальных, политических, экономических, культурно религиозных и иных связях. Нация может включать в себя множество национальностей. В этом плане национальная безопасность характеризует состояние нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие или препятствующие реализации национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. Обычно понятие национальной безопасности выделяет три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Для демократических обществ безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества. Безопасность общества предполагает наличие институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих развивать и реализовывать права и свободы всех групп населения и противодействовать действиям, ведущим к расколу общества. Безопасность государства достигается наличием эффективных механизмов управления и координации деятельности политических и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Б.н. предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела.
Б.н. реализуется в двух измерениях: а) безопасность государства (включает круг проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования государственного механизма); б)безопасность гражданского общества (социальная защищенность граждан, защита их жизни, здоровья, собственности, основных прав и свобод и т.д.).
Основные слагаемые Б.н.: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность, безопасность культурного развития нации.
Факторы и показатели Б.н.: в политической сфере - способность нации самостоятельно решать вопросы государственного устройства и развития страны; в социально-экономической сфере - уровень и темпы развития производительных сил; степень использования научно-технических достижений в производстве; наличие развитой сырьевой базы; уровень квалификации кадров; характер интеграции в мировые экономические связи.
На протяжении всей истории человечества Б.н. отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время этот компонент Б.н. также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как состояние вооруженных сил страны и возможные театры военных действий; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-технический, экономический и демографический потенциал страны; моральный дух нации.
Однако обострение глобальных проблем во второй половине XX в. обусловило более широкое понимание Б.н. как экологической, демографической, энергетической, продовольственной и др. форм безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество окружающей среды и эффективность экологической политики, динамика изменения народонаселения и его качественного состава, устойчивость снабжения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сырьем, стабильный и достаточный доступ к источникам энергии ,и т.п.

Источник: Политология: Словарь-справочник

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ключевое, базовое понятие, характеризующее защищенность всех систем жизнеобеспечения общества, человека и государства, их целей, идеалов, ценностей, интересов от внутренних и внешних угроз, способность противодействовать, своевременно адаптироваться к новым условиям развития как в сфере природы, окружающей среды, так и к тенденциям, закономерностям мирового и на-ционального развития. Безопасность государства зависит от интеллектуального потенциала, умений и воли народа. Это состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности нации, понимаемой в одних случаях как форма этнической общности людей, в других — как политическое образование («нации-государства»), при которых обеспечивается защищенность ее жизненно важных интересов, гарантируется, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении своих фундаментальных ценностей и основных институтов. Основными объектами Н. б. выступают: личность, ее права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Нация (страна) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в состоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и др. действий. Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосторонняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды: экономическую, социальную, политическую, экологическую, технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и др. виды безопасности. Особое место в системе Н. б. занимает военная безопасность, под которой понимается способность нации предупредить или противостоять угрозе применения либо применению военной силы. В Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности и важнейшие направления государственной политики в этой области сформулированы в документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Лит.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Безопасность Евразии. 2009. № 2.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Национальная безопасность
категория политической науки, которая характеризует состояние политических и социальных институтов, обеспечивающих их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 году в послании президента Т.Рузвельта (Теодор Рузвельт (1858-1919), 26-й президент США: 1901-1909 - от республиканской партии), где он обосновал присоединение зоны Панамского канала к США интересами «национальной безопасности» страны. В последующие годы, в том числе и в XXI веке, эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов. Источник термина «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен политологом и социологом У.Липпманом. Большинство исследований определяет национальную безопасность через силу, т.е. преобладание экономической и военной мощи над другими государствами (особенно после исчезновения Советского Союза как второй сверхдержавы). Наиболее известными авторами по проблеме национальной безопасности являются: Б.Броуди, М.Гальперин, Г.Кан, Г.Киссинджер, Г.Моргентау, Дж.Шлессинджср и др. В конце XX века - начале XXI века проблема национальной безопасности стала центральной в исследовательской деятельности школы «стратегического анализа».
В России осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось н рамках Комитета ВС по обороне и госбезопасности при активном участии ученых молодой в то время политической науки: были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.
Национальная безопасность как категория политологии отражает связь безопасности с интересами нации, т.е. с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных политических возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества.
В понятии национальной безопасности выделяют три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их роль и место определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и особенно тоталитарные политические режимы, постоянно создающие такие критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократических государств безопасность государственная и общественная не является самоцелью, но становится функцией обеспечения политической свободы для граждан, безопасности личности. Безопасность личности, общества и государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
В содержательном плане в национальной безопасности вычленяются различные области, структурные элементы, к которым, в первую очередь относятся: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная составляющие и безопасность культурного развития нации.
Сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Национальная безопасность
Проблемы национальной безопасности России активно обсуждаются в экспертном сообществе. Однако до сих пор нет четкого представления об источниках угрозы и, соответственно, о способах реагирования на вызовы современного мира. Большинство концептуальных документов РФ, посвященных этой проблематике, основаны на списке приоритетов времен «холодной войны».
Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики, Военная доктрина и даже «Актуальные задачи Вооруженных сил» (так называемая Белая книга Министерства обороны, выпущенная в 2003 г.) в принципе правильно прогнозируют возникновение и развитие определенных процессов на международной арене. Однако их интерпретация, а также расстановка по степени важности свидетельствуют о том, что Россия все еще находится во власти мифов. Многие угрозы, сформулированные в той же Концепции национальной безопасности, давно уже воплотились на практике и должны были бы означать прекращение существования России как государства. К счастью, этого не произошло, что лишний раз свидетельствует о необходимости смены акцентов и более адекватной оценке мира. Большинство заявлений и доктринальных документов по этой тематике никоим образом не связаны с ключевым фактором — финансированием. В то время как в официальной риторике Россия фиксирует в качестве главного направления борьбу с международным терроризмом, львиная доля ее военного бюджета идет на закупку тяжелой техники, содержание стратегических ядерных сил и разработку вооружений, которые вряд ли будут использоваться для защиты от террористов. В частности, это «супероружие», способное пробивать противоракетную оборону любой страны и актуальное лишь для очередной войны с США, которой никто не ожидает. Рассуждая об угрозах стабильности России, исходящих от наркоторговцев или экстремистов, главным образом расположенных за южными рубежами страны, военные не перестают повторять о «западном» и «восточном» театрах военных действий, по-прежнему испытывая необъяснимый страх перед НАТО или КНР.
В числе внешних угроз, по мнению россиян, лидирует международный терроризм (61%). Не меньше беспокоит и увеличение разрыва между богатыми и бедными странами (23%). Не случайно в России прежде всего говорят об экономических корнях терроризма, которые кроются в социальном неравенстве, совмещенном с этническим и религиозными экстремизмом (с подозрением смотрят на рост исламских настроений 16% опрошенных). 22% респондентов с опасением наблюдают за дальнейшим усилением военно-политического влияния США в мире, ожидая от нового «гегемона» очередных непродуманных шагов, способных привести к новой мировой войне (17%).
В любом случае, нагнетание обстановки и стимулирование мифа об «осажденной крепости» — рассуждения о подрывной деятельности неправительственных организаций, активизации работы на территории России иностранных спецслужб, грандиозные маневры по всем фронтам, призванные продемонстрировать неуклонно растущую мощь находящейся в периоде полураспада российской армии — все это не может не сказываться на общественном мнении. Может быть, поэтому в числе приоритетов второго порядка (после социальных нужд и ЖКХ) для россиян является важным увеличение бюджетного финансирования на национальную оборону (29%) и безопасность (23%). Пока же остается только надеяться, что армия способна защитить страну в случае внешней агрессии, а боеспособность ряда видов вооруженных сил и родов войск еще достаточно высока.
К счастью, подавляющее большинство россиян довольно трезво смотрят на возможные угрозы для нашей страны. Наиболее реальными они считают опасности четырех видов: экономические, террористические, экологические и демографические. Первые места в рейтинге занимают страх резкого снижения уровня жизни, вплоть до голода значительной части населения (70%); террористические акты в отношении стратегически важных объектов (атомных электростанций, водохранилищ, городских систем жизнеобеспечения и т. д.) (67%); экологическая катастрофа (59%); упадок культуры, науки и образования (59%). Особое место занимает демографическая проблема — вымирание российского населения из-за низкой рождаемости (58%); заселение России представителями иных национальностей — китайцами, вьетнамцами и др. (58%).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image57.png" width="434" height="436" alt="" style="border-width:0px;"
 Немногим менее половины опрошенных оценивают как вполне реальные угрозы исчерпание запасов нефти и газа, других природных ископаемых (47%); раскол накануне президентских выборов 2008 г. внутри нынешней правящей верхушки, ожесточенную «драку за власть» (46%); потерю некоторых приграничных территорий — Калининградской области, Приморья и др. (42%).
Еще ряд опасностей общественное мнение относит к разряду скорее маловероятных или спорных (от 20 до 37%). Это массовые эпидемии (холера, СПИД, атипичная пневмония и т. д.); распад России на несколько самостоятельных государств; «оранжевая революция» в России, наподобие того, что происходило на Украине, в Грузии, Киргизии; переворот при поддержке западных спецслужб; гражданская война в России; военные конфликты с ближайшими соседями (Украина, Грузия, страны Балтии и т. д.); война со странами Юга и Юго-Востока. Практически нереальными значительной части россиян представляются: приход к власти фашистов (только 11% опрошенных признают реальность этой угрозы); война со странами Запада (17%); потеря государственного суверенитета России, введение над ней «внешнего» управления со стороны США и стран Запада (18%).
Таким образом, страхи, культивируемые элитой, — потеря государственного суверенитета, распад страны, бархатные революции и т.п. — значительная часть опрошенных не воспринимает всерьез. Примечательна в этом смысле проблема фашизма. В то время как более 70% россиян говорят о том, что она якобы актуальна для нашей страны, в списке угроз она занимает одно из последних мест, а антифашистские и откровенно фашистские мероприятия собирают отнюдь не такое большое количество людей.
Наибольший страх лично для себя респонденты испытывают перед терактами (36% опрошенных), вымиранием населения страны из-за низкой рождаемости (33%), резким снижением уровня жизни (30%). Далее в списке угроз — экологическая катастрофа (21%); гражданская война (18%); распад страны (15%); исчерпание природных ископаемых; эпидемии (по 14%); упадок культуры, науки, образования (13%); заселение страны людьми других национальностей (12%). Прочие предполагаемые опасности страшат респондентов заметно реже. Теракты представляются наиболее вероятными и вызывают наибольшие опасения в группе 25–34-летних, а также среди финансово благополучных респондентов. На опасность резкого снижения уровня жизни как наиболее вероятную и грозную обращают внимание в первую очередь респонденты старшего возраста, а также материально неблагополучные опрошенные. В этих же группах чаще боятся вымирания населения страны из-за низкой рождаемости.
В целом наблюдается серьезный разрыв между угрозами, которые видит для страны элита, с одной стороны, и общество, — с другой. Разумеется, что рассудить их может только время, однако с точки зрения практической политики, такой разрыв несет два отрицательных момента. Во-первых, он не позволяет в полной мере мобилизовать население на ликвидацию угроз. Власть и общество говорят в данном случае на разном языке, причем россияне, судя по всему, выступают с гораздо более прагматичных позиций. Они настроены более дружелюбно по отношению к остальному миру, склонны к нейтралитету и невмешательству, больше озабочены решением собственных проблем и хотели бы, чтобы чиновники также уделяли бы им больше внимания. С этим связано второе негативное последствие. Игнорируя реальные страхи, существующие в общественном сознании, и подогревая мнимые угрозы, элита способствует появлению фрустраций и росту недовольства политикой страны. Не получая адекватных ответов на демографическую или экологическую угрозу, по-прежнему опасаясь резкого снижения уровня жизни, люди теряют уверенность в завтрашнем дне, снижается их доверие правящему режиму. Поэтому крайне важными представляются усилия по преодолению этого разрыва, а также определению общего стратегического вектора развития страны, что позволило бы привести список приоритетов в сфере национальной безопасности в соответствие с общемировыми тенденциями.
Д. В. Поликанов

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.39 кб

Секты и национальная безопасность

Зарубина Римма Викторовна
В настоящее время в России предпринимается попытка связать такие понятия, как «традиционные религии» и «национальная безопасность».
Читать PDF
53.20 кб

Приоритет национальная безопасность

Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-ХХI» совместно с Клубом военачальников РФ провёл «круглый стол» по теме «Стратегия национальной безопасности России для нового столетия».
Читать PDF
136.98 кб

Национальная безопасность Македонии

Колосков Евгений Андреевич
Являясь наиболее стабильным в политическом плане осколком бывшей Югославии, Македония привлекает внимание специалистов в силу своего непростого внешнеполитического окружения все соседние страны в то или иное время претендовали на
Читать PDF
160.75 кб

Национальная безопасность Таджикистана

Мамадазимов Абдугани
"Центральная Азия и Кавказ", Лулео (Швеция), 2004 г., № 2, с. 102105.
Читать PDF
135.51 кб

Образование и национальная безопасность

Лаптев Леонид Григорьевич, Бельков Олег Алексеевич
В работе предпринята попытка выявить основные направления двусторонней взаимосвязи между состоянием образовательной сферы и уровнем национальной безопасности.
Читать PDF
85.02 кб

Образование и национальная безопасность

Nesterov Valery Veniaminovich
В статье предпринята попытка в постановочном плане наметить основные линии двусторонней взаимосвязи между состоянием образовательной сферы и уровнем национальной безопасности.
Читать PDF
178.05 кб

Концепция безопасности и национальная идея

Юрченко В. М.
Читать PDF
730.72 кб

Стратегия национальной безопасности Трампа

Буденный Алексей Алексеевич
Статья посвящена рассмотрению новой Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, вышедшая спустя год президентства Дональда Трампа.
Читать PDF
138.00 кб

Спорт в контексте национальной безопасности

Самыгин Сергей Иванович, Рачипа Андрей Валерьевич, Косинов Сергей Сергеевич
Статья посвящена анализу ролиспорта и физической культуры в поддержанииздоровья населения и обеспечении националь-ной безопасности.
Читать PDF
443.47 кб

«Мозговые центры» и национальная безопасность

Гагик Арутюнян
В современную эпоху национальная безопасность больше чем когда-либо обусловлена количеством и качеством имеющихся интеллектуальных ресурсов, а также способностью общества организовать и использовать эти ресурсы в соответствии с на
Читать PDF
399.75 кб

Терроризм как угроза национальной безопасности

Дмитриев Александр Иннокентьевич
В статье рассматриваются понятие терроризма, суть терроризма, основные субъекты международного и национального терроризма, основное содержание террористической деятельности.
Читать PDF
257.38 кб

Национальная безопасность и образование России

Камашев C. В.
Читать PDF
322.36 кб

Угроза национальной безопасности в наших руках

Плаксин Евгений Дмитриевич, Плаксина Надежда Викторовна
В статье рассматривается проблема нарушения учебной дисциплины студентов на этапе обучения.
Читать PDF
142.56 кб

Религиозный фактор и национальная безопасность

Шевцов В. М.
Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и деятельности по обеспечению национальной безопасности1, зависит от многих факторов.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты национальной безопасности США

Трахименок Александр Анатольевич
Автор рассматривает внешнеполитические проблемы, связанные с развитием доктрины национальной безопасности США в конце XX -начале XXI в.

Похожие термины: