БЕЛАРУСЬ

Найдено 1 определение
БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь, Белоруссия) — государство в Восточной Европе. Столица — г. Минск.
В 1922–1991 гг. — Белорусская Советская Социалистическая Республика, член-учредитель СССР. Граничит с Россией на востоке и севере, Литвой и Латвией на севере и северо-западе, Польшей на западе, Украиной на юге. Площадь 207,6 тыс. кв. км, население 9,65 млн. чел. (2009). Основные национальности — белорусы (ок. 8 млн чел.), русские (1,3 млн), поляки (400 тыс.), украинцы (250 тыс.) и евреи (140 тыс.). Проживают также татары, литовцы и немцы.
В отличие от многих других республик бывшего СССР, в Белоруссии не было межэтнических конфликтов. В 1991 г. всем жителям Белоруссии было предоставлено гражданство, независимо от их национальности и знания государственного языка.
Основные религии: православие (70%), католичество латинского обряда (20%), католичество греческого обряда (униаты, 7%).
Около 1/4 территории Белоруссии — в зоне радиоактивного заражения после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
В VII–VI вв. до н. э. с юга на территорию нынешней Беларуси переселились славяне (племена дреговичей, радимичей и кривичей). К IX в. земли Полоцкого, Турово-Пинского, Смоленского и др. княжеств стали частью древнерусского государства. После монголо-татарского нашествия 1237–40 гг. эти земли захватило Великое княжество Литовское. С XIV в. в тевтонских хрониках появляется термин «Белая Русь».
В 1386 г. великий князь литовский стал польским королем. Русский язык являлся государственным языком Литвы вплоть до 1569 г., когда Литва объединилась с Польшей в единое государство — Речь Посполитую. Уния Польши и Литвы послужила усилению польского влияния в белорусских землях. Православная церковь была преобразована в униатскую, общинная земельная собственность белорусов заменена индивидуальной, а крестьяне закрепощены. Дворянская элита приняла польский язык, польскую культуру и римско-католическую веру. Простой народ называл себя русскими и мечтал о воссоединении с Россией.
Ослабление и раздел Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. Россией, Пруссией и Австрией привели к включению белорусских земель в состав Российской империи. В 1839 г. была ликвидирована униатская церковь, а в 1840 г. был введен в действие российский судебный кодекс.
В 1917 г. в Белоруссии провозглашена Советская власть. Но в 1918 г. бульшая часть территории была оккупирована германскими войсками. После того как они покинули страну, в декабре 1918 г. была создана объединенная Литовско-Белорусская Советская Республика. В 1919 г. образована Белорусская ССР.
После войны между Польшей и советской Россией в 1920 г. Белоруссия была вновь разделена. По Рижскому договору 1921 г. Западная Белоруссия (около 100 тыс. кв. км) отошла к Польше. На остальной территории (107 тыс. кв. км), где проживало около 5 млн белорусов, была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР), которая вошла в СССР. В 1939 г. Западная Белоруссия воссоединилась с БССР.
В 1941 г. Белоруссия была оккупирована немецкими войсками. На территории республики действовало 1108 партизанских отрядов и групп (свыше 374 тыс. чел.). На это немцы отвечали невиданной жестокостью.
Всемирно известна деревня Хатынь, где заживо были сожжены все жители. Республика потеряла более 2,2 млн чел. В 1944 г. освобождена советскими войсками.
В СССР Белоруссия была одной из наиболее развитых республик. Еще в 1990 г. национальный доход Белоруссии был в 1,5 раза выше доли ее населения в СССР, а на душу населения он был почти на 20% выше, чем в среднем по СССР.
В 1990 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. В декабре 1991 г. независимая Беларусь была признана Европейскими сообществами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Беларуси и ЕС.
Избрание в 1994 г. президентом Беларуси А. Г. Лукашенко продемонстрировало доминирующее влияние пророссийских настроений в обществе. В 1995 г. на первом в истории Беларуси референдуме граждане страны в подавляющем большинстве (83,3%) высказались за придание русскому языку статуса государственного, наравне с белорусским, и о поддержке действий президента, направленных на экономическую интеграцию с Россией.
Евроструктуры начали давление на страну, заявляя об ущемлении демократии. В 1997 г. ПАСЕ признала недемократичными проведенные в Беларуси выборы. Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и поддержать вступление Беларуси в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС.
Особенно возмутили Запад результаты всенародного референдума 2004 г., согласно которым из Конституции страны было изъято положение об ограничении президентства двумя сроками.
В 2005 г. в Польше состоялся саммит Совета Европы, где активно обсуждался «белорусский вопрос», однако белорусская делегация — единственная из всех государств Европы — не была приглашена.
В 2006 г. ПАСЕ призвала ввести против Беларуси режим международной изоляции, заключающийся в отказе предоставлять визы высокопоставленным белорусским государственным чиновникам, и заморозке всех банковских счетов Лукашенко и его команды.
С 2000 г. американский посол в Беларуси предпринимал попытки объединить оппозицию и выдвинуть на президентских выборах 2001 г. единого кандидата В. Гончарика. Однако победить ему не удалось — действующий президент Лукашенко набрал 75,65% голосов избирателей.
В2004г. США официально объявили о намерении добиваться отстранения Лукашенко от власти. Палата представителей Конгресса США единогласно проголосовала за введение экономических санкций против Беларуси и ее президента лично. Принятый Конгрессом «Акт о демократии в Беларуси» был подписан президентом Дж. Бушем.
В 2005 г. Евросоюз объявил о намерении напрямую финансировать «формирование гражданского общества» в Беларуси. С 2006 г. на территории страны накануне президентских выборов начали работу независимые европейские теле- и радиостанции, финансируемые из бюджета ЕС. Однако активная поддержка Запада, вложившего огромные деньги в подготовку очередной «бархатной революции», не помогла кандидату оппозиции А. Милинкевичу составить ощутимую конкуренцию Лукашенко, победившему на выборах с результатом 83%. Белорусская оппозиция, США и ЕС не признали результаты выборов, наблюдатели же от СНГ и России посчитали, что существенных нарушений в ходе выборов не было.
Результаты выборов в очередной раз продемонстрировали: белорусы доверяют своей власти, ведь стабильность и справедливость для них — не пустые слова, а реальное положение дел в стране.
С некоторого времени даже на Западе всерьез ведутся разговоры о белорусском экономическом чуде». Рост ВВП в Белоруссии долгое время превышал тот же показатель в России (9,9% в 2006 г. против 6,7% в РФ; в 2007 г. показатели сравнялись: 8,1% в обеих странах; в 2008 г. 9,2% против 6% в РФ). За последние 10 лет темпы роста совокупного ВВП Евросоюза в 4 раза ниже, чем в Беларуси. Промышленный рост в 2006 г. составил 12,7%, рост инвестиций в основной капитал — 35,3%.
Беларусь долгое время оставалась единственной страной на постсоветском пространстве, уровень экономического развития которой превысил уровень 1990 г. Так, по данным на 2005 г. уровень ВВП по отношению к 1990 г. составил в Белоруссии 127%, на Украине — 66,7%, в России — 89,5%, а уровень развития промышленности — 153%, 76% и 96% соответственно.
Этих успехов Беларуси удалось добиться за счет как беспрецедентной помощи дружественной России (в т. ч. предоставления энергоносителей по дотационным ценам), так и плавного, без шоковых терапий, вхождения в рынок и создания смешанной (государственно-рыночной) экономики.
До конца 1990-х гг. приватизация практически не проводилась, попрежнему существует система государственных заказов и распределения продукции. Государство продолжает выплачивать субсидии сельскохозяйственному сектору и сохраняет контроль над ценами.
В Беларуси щадящее налоговое бремя — все выплаты составляют порядка 20%. В результате у производителя остается достаточно средств не только для реинвестирования, но и для официального поощрения работников. Согласно белорусскому законодательству руководитель любого предприятия не может получать денег больше, чем в 4,5 раза от средней зарплаты во вверенной ему структуре. Это стимулирует рост зарплаты и, соответственно, производственных показателей, поскольку зарплату можно увеличить лишь за счет роста производительности труда. Кроме того, такая взаимозависимость помогает избежать большого социального расслоения общества, что работает на формирование среднего класса.
Официальная средняя зарплата в Беларуси составляет около 300 долларов. В стране растет численность населения и не падает рождаемость. По темпам жилищного строительства страна занимает 1-е место в Европе.
Государство проводит социальную политику: в стране весьма низок уровень коррупции, преступности, действует система социальных гарантий для людей — жилье, пенсия, бесплатные образование и лечение.
Основные отрасли экономики Беларуси — машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, легкая и пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Республика занимает треть мирового рынка большегрузных автомобилей (МАЗ, БелАЗ) и производит 8% тракторов («Беларусь»). Более 40% продукции микро- и радиоэлектроники экспортируется в Европу.
Основные внешнеэкономические партнеры Беларуси: Россия (48,4 % всего объема внешнеторгового оборота), Нидерланды (7,9%), Германия (5,6%), Украина (5,5%) и Польша (4,4%).
Всего экспорт в ВВП Белоруссии составляет около 55 %, в основном, однако, за счет транзита нефтепродуктов из России. Транзитные возможности Беларуси приобрели еще бульшее значение в связи с «газовыми войнами» России с Украиной (2006), продвижением НАТО и ЕС на Восток и государственными переворотами («бархатными революциями») в ряде стран СНГ.
Между тем, белорусское руководство занимает неоднозначную позицию по отношению к России. Спекулируя на теме дружбы двух государств, Лукашенко пытается добиться преференций в отношении, например, цен на энергоносители. Договор о создании Сообщества России и Беларуси был подписан Б. Ельциным иА. Лукашенко еще в 1996 г. Предполагалось введение единой валюты, договор о равных правах граждан и соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
В начале 2000-х гг. интеграционные процессы приобрели более осторожный характер. В 2002 г. президент РФ В. Путин предложил провести в 2003 г. референдум по союзной конституции, а через полгода — выборы союзного парламента и президента. В ответ Лукашенко обвинил Путина в попытках превратить Беларусь в «90-й субъект Федерации». В 2003 г. А. Лукашенко отказался от перехода на единую для России и Беларуси валюту — российский рубль. Не решается и вопрос о создании совместного газотранспортного консорциума, хотя Россия уже 15 лет продает газ в 2–4 раза ниже рыночной, и во многом за ее счет Лукашенко добивается «экономических успехов».
Стремясь склонить Россию к уступкам в отношении цен на газ, Лукашенко не раз делал заявления о готовности отвернуться от России и начать сотрудничество с Западом и Китаем. В ответ на это Россия предложила покупать у нее газ по мировым ценам, что вызвало волну антироссийской пропаганды со стороны Лукашенко и активизировало ранее ослабленные националистические силы.
После конфликта с Москвой из-за цен на газ в 2007 г. Лукашенко начал курс на сближение с ЕС и смягчение режима. В 2008 г. вышли на свободу последние из тех, кого на Западе называли политзаключенными, было разрешено издание независимых СМИ. В ответ ЕС приостановил запрет на въезд Лукашенко и пригласил его в мае 2009 г. на саммит восточноевропейских стран, не входящих в ЕС, с членами Евросоюза. Это будет первая встреча высокого уровня между Лукашенко и ЕС за более чем 10 лет.
Беларусь до сих пор не признала независимость Южной Осетии и Абхазии, чего Россия добивается от Минска с августа 2008 г. Лукашенко передал эту проблему в парламент, который в очередной раз (апрель 2009 г.) не включил его в повестку дня своей работы, хотя Лукашенко лично обещал Д. Медведеву, что парламент примет решение по этому вопросу. Вместе с тем, весной 2009 г. Россия предоставила Минску кредит, чтобы компенсировать повышение цен на газ, и помогает Белоруссии бороться с последствиями глобального финансового кризиса, который может привести к падению белорусского экспорта на 45%.
Между тем, союз России и Белоруссии не столько экономическая, сколько геополитическая проблема. В 2006 г. в очередной раз поднимался вопрос о референдуме об объединении государств, но США заранее заявили, что не признают итогов этих референдумов и будут мешать союзу.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
155.48 кб

Беларусь и НАТО в 1990-е годы: история отношений, основные проблемы и тенденции развития

Петрович-белкин Олег Константинович
Статья посвящена истории и анализу отношений между Республикой Беларусь и НАТО в 1990-х гг. Рассматриваются основные проблемы взаимоотношений и наиболее яркие тенденции их развития.
Читать PDF
474.59 кб

Формирование политического имиджа государства (на примере Республики Беларусь)

Антанович Нина Арсеньевна, Девлеканова Ксения Александровна
В статье представлено понятие политического имиджа государства, рассматриваются основные технологии его формирования.
Читать PDF
118.19 кб

Европейский союз и республика Беларусь

Деспатули Екатерина Андреевна
В статье проводится анализ европейско-белорусских отношений и факторов, влияющих на этот процесс.The EU – Belarus relationships and the factors having an influence on this process are analyzed in the article.
Читать PDF
228.41 кб

Пиль Х. , Шульце П. -В. , Тиммерманн Х. Открытый фланг ес: Российская Федерация, Беларусь, Украина и

Любин В. П.
Читать PDF
334.71 кб

2012. 02. 023. Бабенко О. В. Республика Беларусь между Россией и Западом: 1991-2010 гг. (реферативны

Читать PDF
300.67 кб

Политическая наука в Республике Беларусь

Титаренко Лариса , Решетников Сергей , Антанович Нина
Читать PDF
150.74 кб

2008. 03. 025-027. Россия, Украина, Беларусь и Запад. (сводный реферат)

Фадеева Т. М.
Читать PDF
249.03 кб

БЕЛАРУСЬ И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС (2013-2015 ГГ.)

Шаншиева Лариса
Читать PDF
268.50 кб

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2014 Г

Суздальцев Андрей
Читать PDF
1.00 мб

Женщины и парламентаризм в Республике Беларусь (1991–2012 гг. )

Чикалова И. Р.
На значительном статистическом и фактическом материале показана динамика женского участия в органах представительной власти Беларуси; выделены этапы данного процесса, для которых в 1991-2000 гг.
Читать PDF
517.18 кб

Модели постсоветской интеграции: Беларусь и Украина

Титаренко Л. Г.
Рассмотрены модели постсоветской интеграции двух стран восточноевропейского пограничья, Украины и Беларуси, демонстрируемые правящими элитами этих стран.
Читать PDF
414.33 кб

Идеологический фактор социальной модернизации в Республике Беларусь

Храмцова Ф. И.
Изложена авторская концепция идеологии модернизационных процессов в Республике Беларусь.
Читать PDF
0.00 байт

Некоммерческие организации в Республике Беларусь: особенности правового и фактического положения

Горбелева Екатерина Андреевна, Чернышов Юрий Георгиевич
Развитие институтов гражданского общества является актуальной задачей для современной Белоруссии. В решении этой задачи заинтересованы и белорусские граждане, и международные организации.
Читать PDF
441.95 кб

БЕЛАРУСЬ И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС: ДВОЙСТВЕННОСТЬ ОЦЕНОК И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ

Шаншиева Лариса Николаевна
Читать PDF
5.50 мб

Выступление председателя палаты представителей национального собрания республики Беларусь В. П. Андр

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: