Баруди Галимджан Мухамметзянович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БАРУДИ, Галимджан (Галимзян) Мухамметзянович
аль-Баруди; наст. фам.: Галиев (Галеев) (1857-1921) Татар. просветитель, педагог и ученый-богослов. Род. в д. Малые Ковали Ковалинской вол. Казанского у. Казанской губ., в купеческой семье. Близкий родственник Г. Ш. Шарафа. Ок. медресе в Казани и Бухаре. Выступал за реформу мусульм. школы, автор многих школьных учебников; имам одной из мечетей в Казани; дир. медресе "Мухаммадия"; стремился к модернизации ислама. С 1906 предс. комиссии по реорганизации духовного упр. мусульман, чл. ЦК партии "Иттифак-аль-муслимин". Гл. ред. ж. "Религия и нравственность" (Казань, 1906-17, на татар. яз.). В 1907 за антиправит. деятельность и револ. пропаганду арестован; в 1908 выслан на 2 года в Вологодскую губ. После ссылки жил в Берлине, Стамбуле, Каире, Мекке и др.; затем хатыб (проповедник) Соборной мечети в Казани. В мае 1917 на 1-м Всерос. съезде мусульман впервые в истории России избран муфтием, на свободных выборах (до революции муфтий назначался прав-вом). Возглавил Ведомство духовных дел Центр. нац. упр. тюрко-татар. мусульман внутр. России и Сибири (Милли идарэ), созданного на Нац. парламенте мусульман внутр. России и Сибири (Милли меджлис) в Уфе (нояб. 1917 - янв. 1918). Выступал за культ.-нац. автономию мусульман внутр. России и Сибири, за отделение религии от гос-ва. После ликвидации Милли идарэ пост. Наркомнаца РСФСР (от 21 апр. 1918) выступил с категорическим протестом и выехал в Петропавловск. В марте 1919 после прихода белых вернулся в Уфу, где в июне, когда пришла Красная армия, был арестован, затем освобожден и продолжал выполнять обязанности муфтия. Находясь в Москве в связи с организацией помощи голодающим, заболел и 6 дек. 1921 скончался. Соч.: Основы Ислама. Казань, 1906; "Мусульмане ожидали от Советской власти особой милости" // Эхо веков. 1997. № 1/2. С. 171-177. Лит.: Валидов, 1923; Давлет Н. Г. Баруди - просветитель и реформатор // Татарстан. 1991. № 7. С. 121-126; Галеев Б. Ассалямагалейкум, аль-Баруди! // Казань. 1993. № 1. С. 74-77; ПДР. С. 28-29; Галеев Б. М. Неизвестное об известном человеке: (Страницы биографии Г. Баруди) // Интеллигенция Татарстана, 1997. С. 138-140; Нигматуллин Э. Г. Содержание рукописи Г. Баруди "Памятная книжка" // Интеллигенция Татарстана, 1997. С. 140-142; Ислам. 1999. С. 14-15. Арх.: НБ КазахГУ.

Источник: Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991)

Баруди Галимджан (Галимзян) Мухамметзянович

(аль-Баруди; настоящая фамилия Галиев) (2 февраля 1857, деревня Малые Ковали Ковалинской волости Казанского уезда Казанской губернии, – 6 декабря 1921, Москва). Из купеческой семьи. Образование получил в медресе в Казани и Бухаре. Под руководством Баруди (с 1881) медресе "Мухаммадия" в Казани стало известным и за пределами России. Выступал за реформу мусульманской школы; автор многих школьных учебников, ученый-богослов (сочинения многократно переиздавались), имам одной из мечетей в Казани. Пользовался авторитетом среди мусульман. Стремился к модернизации ислама. На 3-м Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде (август 1906) избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации духовного управления мусульман, член ЦК партии "Иттифак-аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Главный редактор журнала "Религия и Нравственность" (Казань, 1906 – 17, на татарском языке). В 1907 за противоправительственную деятельность и революционную пропаганду арестован, в 1908 выслан на два года в Вологодскую губернию После ссылки жил в Берлине, Стамбуле, Каире, Мекке и других городах, затем хатыб (проповедник) Соборной мечети в Казани.
После Февральской революции 1917 на 1-м Всероссийском съезде мусульман в Москве (май) избран муфтием, впервые в истории России победившим на свободных выборах (до революции муфтий назначался правительством). В связи с этим 19 мая "Уфимский Вестник" сообщил, что муфтием стал "известный мусульманский ученый и богослов, при царском строе пострадавший за свои политические убеждения...". Возглавил ведомство (министерство) духовных дел Центрального национального управления тюрко-татарских мусульман Внутренней России и Сибири (Милли идарэ) [создано на Национальном парламенте мусульман Внутренней России и Сибири (Милли меджлис) в Уфе 20 ноября 1917 – 11 января 1918]. Выступал за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней России и Сибири, за отделение религии от государства.
По постановлению Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР и Татаро-Башкирского комиссариата от 21 апреля 1918 Милли идарэ было ликвидировано, а Центральному духовному управлению мусульман Внутренней России и Сибири, при условии невмешательства в политические дела, предоставлялось право самостоятельного учреждения, ведающего религиозными делами. Духовное управление (во главе с Баруди) распространило 25 апреля прокламацию, подписанную Баруди и другими членами управления, с категорическим протестом против роспуска Милли идарэ. Баруди с некоторыми членами бывшего Милли идарэ выехал в Петропавловск (Акмолинская область). В марте 1919, когда Уфа была вновь занята белыми, вернулся в Уфу. После прихода Красной Армии в июне был арестован, затем освобожден и продолжал выполнять обязанности муфтия. Находясь в Москве в связи с организацией помощи голодающим, заболел и вскоре умер.
Литература: Валидов Д., Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917), М.–П., 1923; Давлет Н., Г. Баруди – просветитель и реформатор, ”Татарстан", 1991, № 7.
С.М. Исхаков.

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.