АЗИАТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АЗИАТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
проблема обеспечения безопасности, стабильности военно-политической ситуации, развития широкого сотрудничества на Азиатском континенте. Сформулированный Советским Союзом комплексный подход к проблеме А. б. предусматривает совместный поиск путей обеспечения мира и стабильности в Азии на основе объединения усилий всех государств континента больших и малых — с учетом опыта, накопленного самими азиатскими государствами, а также в определенной степени общеевропейским процессом.
Осн. содержание данной концепции составляют мирные инициативы по различным аспектам А. б., выдвинутые в последний период социалистическими и неприсоединившимися странами Азии.
В Заявлении Советского правительства о положении в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) от 23.IV 1986 указывалось на необходимость посредством двусторонних и многосторонних консультаций добиваться решения спорных вопросов и укрепления доверия и создать тем самым предпосылки для проведения общеазиатского форума для совместных конструктивных решений.
В речи М. С. Горбачева во Владивостоке 28.VII 1986 подчеркивалось, что СССР выступает за включение АТР в общий процесс создания всеобъемлющей системы международной безопасности, о к-рой говорилось на XXVII съезде КПСС. Были сформулированы такие направления движения к этой цели, как решение вопросов регионального урегулирования в Азии; предотвращение распространения и наращивания ядерного оружия в Азии и на Тихом океане, в т.ч. путем создания безъядерных зон; проведение переговоров о сокращении активности на Тихом океане военных флотов, в первую очередь оснащенных ядерным оружием; радикальное сокращение вооруженных сил и обычных вооружений в Азии; обсуждение мер доверия и неприменение силы в АТР.
Важное политическое значение имеет комплекс мирных инициатив, выдвинутых в речи М. С. Горбачева в парламенте Индии 27.XI 1986, и прежде всего предложения о проведении переговоров с США и заинтересованными азиатскими странами о мерах доверия в военной области применительно к Азии и прилегающим акваториям Индийского и Тихого океанов.
Отстаивая комплексный подход к проблеме А. б., СССР руководствуется положением, сформулированным в Программе КПСС: «Азия,
Африка, Латинская Америка, бассейны Тихого и Индийского океанов могут и должны стать зонами мира и добрососедства» (Программа КПСС, ч. 3, разд. III). В советской концепции мира и безопасности в АТР заложен принцип универсальности, т. к. к диалогу приглашаются все страны региона, невзирая на их социально-политическое устройство, внешнеполитическую ориентацию.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

АЗИАТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
является формирующейся устойчивой сетевой совокупностью действий, процедур и практик отдельных людей, неправительственных организаций (НПО), региональных и международных структур, самих государств, направленных на содействие конкретному устойчивому развитию каждого человека, благополучию народов на основе приемлемых условий российско-азиатского стратегического гуманитарного компромисса, уважительного диалога, мер доверия и сотрудничества между ними, всеми странами и регионами. Азия достойно вошла в пространство обеспечения безопасности человека в третьем тысячелетии. С сентября 1998 года, когда президент Ирана Мохаммад Хатами предложил членам Организации Объединенных Наций объявить 2001 год Годом диалога между цивилизациями, его позиция была поддержана многими мировыми лидерами и международными организациями. Основные содержательные положения возможной концепции азиатской безопасности в XXI веке впервые сформулировал премьер Госсовета Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао в 2004 году на конференции, посвященной 50-летию подписания Китаем и Индией Декларации о пяти принципах мирного сосуществования. «История показывает, — констатировал он, — что старая концепция безопасности, основанная на военных альянсах и гонке вооружений, не смогла обеспечить безопасность в мире... С менталитетом холодной войны должно быть покончено, а на смену ему должна прийти новая концепция безопасности, основанная на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве». А в апреле 2005 года во время визита премьера Госсовета КНР в Индию было сделано совместное заявление о «стратегическом партнерстве для мира и процветания» между Китаем и Индией. Обе страны разработали и подписали свою «дорожную карту» пограничного урегулирования. По существу, начала оформляться великая азиатская мечта о безопасности, достатке и достоинстве человека, которые могут быть гарантированы стратегическим гуманитарным компромиссом — сотрудничеством трех стран: России, Индии и Китая. Таким образом, реальностью становится стратегическая гумани-тарная инновация — создание азиатской безопасности XXI веках. В научной литературе как объект азиатской безопасности рассматриваются, как правило, основные субрегионы Азии: Центральный, Южный, Ближневосточный, Восточный. Обстоятельно и подробно социологический, экономический и политический аспекты анализа субрегионов Азии, а также Азии как целостности рассмотрены в интересной и оригинальной книге, подготовленной по итогам фундаментального исследования политики безопасности в Азии учеными СИПРИ. Во многих статьях книги тщательно рассмотрена роль России в процессе становления азиатской и евразийской безопасности. Особенно важно, что Россия исследована в таких контекстах: Россия как Европа, Россия как Азия, Россия как Евразия. Как объект безопасности Азия может быть рассмотрена в сообществе 47 стран. 1. Азербайджан 17. Казахстан 33.ОАЭ 2. Армения 18. Камбоджа 34.Оман 3. Афганистан 19. Катар 35. Пакистан 4. Бангладеш 20. Кипр 36. Россия (Аз. часть) 5. Бахрейн 21. Китай 37. Сауд. Аравия 6. Бруней 22. КНДР 38. Сингапур 7. Бутан 23. Респ. Корея 39. Сирия 8. Вьетнам 24. Кувейт 40. Таджикистан 9. Грузия 25. Кыргызстан 41. Таиланд 10. Израиль 26. Лаос 42. Туркменистан 11. Индия 27. Ливан 43. Турция 12. Индонезия 28. Малайзия 44.Узбекистан 13. Иордания 29. Мальдивы 45. Филиппины 14. Ирак 30. Монголия 46. Шри-Ланка 15. Иран 21. Мьянма 47. Япония 16. Йемен 32. Непал К числу субъектов азиатской безопасности относятся сами жители азиатских стран, их общественные, религиозные и государственные организации. Более подробно все звенья азиатской безопасности рассмотрены в моих книгах, а также в опубликованных докладах и статьях. Особо отмечу, что для представления объекта азиатской безопасности осуществлено синтезирующее расширение тех основных объектов анализа, которые рассматриваются в большинстве опубликованных работ по субрегионам Азии: Большой Ближний Восток, Великое (большое) Центрально-Азиатское партнерство и т. д. Социологический анализ формирования содержания азиатской безопасности может быть рассмотрен в последовательности трех шагов. Первым шагом можно считать подготовку и проведение 17—18 февраля 2001 г. в Тегеране (Иран) конференции «Диалог между азиатскими цивилизациями: существующее разнообразие и будущая конвергенция».Глубокий смысл для весны, лета и осени 2009 года с международной напряженностью по поводу ядерных программ Ирана, с глобальными волнениями во многих странах в связи с публикацией карикатур в Дании на пророка Мухаммеда имеют, по моему мнению, документы, принятые в Тегеране в феврале 2001 года. Диалог между цивилизациями имеет целью обеспечить организационную структуру для расширения сферы позитивного взаимодействия между народами различных культур и ценностей. Общая концепция понятия диалога между цивилизациями находится в полном соответствии с основными принципами международного сообщества, а именно с принципами международного мира и безопасности, международного сотрудничества, развития и процветания, содействия правам человека и поддержания его достоинства. С сентября 1998 года, когда президент Мохаммад Хатами предложил членам Организации Объединенных Наций объявить 2001 год годом Диалога между цивилизациями Объединенных Наций, его позиция была поддержана многими мировыми лидерами и международными организациями, которые говорили также о необходимости большего взаимопонимания между странами, большего взаимодействия между культурами и нового диалога между цивилизациями. Вторым шагом можно назвать весь процесс создания и функционирования «Шанхайской организации сотрудничества». Главы государств Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана представили цели и задачи нового института в своей Декларации, утвержденной ими 15 июня 2001 года. «Целями „Шанхайской организации сотрудничества“, — разъясняют главы государств, создавших ШОС, — являются: укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка». Третий шаг состоялся 4 июня 2002 года в Алматы (Казахстан) на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В его работе участвовали представители 16 стран Азии: Казахстан, Афганистан, Азербайджан, Египет, Индия, Иран, Израиль, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Палестина, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Российскую Федерацию представлял Президент России В.В. Путин. Лит.: Кузнецов В.Н. Гуманитарные взаимодействия: Социологическое исследование становления геокультурной теории безопасности. В 3 т. Т. 3. Основания глобальной безопасности: Социологический гуманитарный аспект. М., 2009; Он же. Становление института ев-разийской безопасности в контексте процесса формирования мироустройства XXI века // Безопасность Евразии. 2008. № 2; Вся Азия: Географический справочник. М., 2003; Russia and Asia: The Emerging Security Agenda. N.Y., 1999.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Россия и проблемы безопасности азиатских стран СНГ

Цыганок Анатолий Дмитриевич
Проблемы безопасности становятся одними из наиболее сложных и важных как для России, так м для Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении ввиду того влияния, которое оказывают на эти страны такие зарубежные соседн
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: роль форума АТЭС

Фролова Яна Александровна
В настоящее время «классические» проблемы международной, региональной и собственно национальной безопасности приобрели новое звучание.
Читать PDF
0.00 байт

Европейский союз и обеспечение безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Буденкова Анна Валентиновна
На фоне глобальных процессов и изменений, происходящих в архитектуре безопасности АТР, особое внимание привлекает такой крупный экономический блок, как Европейский союз.
Читать PDF
0.00 байт

АФГАНСКИЙ КРИЗИС И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА (ОБЗОР)

Сченснович В.Н.
В обзоре рассматривается ситуация в Афганистане в контексте развивающегося там острого регионального кризиса с активным вовлечением в него внешних сил.
Читать PDF
0.00 байт

Исламский фактор и проблемы обеспечения международной безопасности в Центрально-Азиатском регионе

Усмонов Фуругзод Ибрагимович
Author of the clause is successfully engaged in protection of the rights of citizens of Tajikistan which are temporarily in territory of Russian Federation.
Читать PDF
215.28 кб

Проблема ратификации Семипалатинского договора в контексте евро-азиатской архитектуры безопасности

Третьякова Наталья Александровна
В статье анализируется проблема ратификации Семипалатинского договора, который учреждает зону, свободную от ядерного оружия на территории пяти государств Центральной Азии.
Читать PDF
0.00 байт

Теоретико-концептуальные основы исследования международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском рег

Плотников В. А.
В статье рассмотрены теоретические основы формирования категории меяедународной безопасности, выявлены такие необходимые составляющие этой категории, как защищенность государств от угроз, способы противодействия угрозам и стабильн
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о методологических аспектах политического анализа региональной безопасности в Азиатско-Тих

Плотников Владислав Александрович
Статья посвящена формированию методологических основ для проведения непрерывного анализа уровня международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика формирования структур безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: новые возможности для

Лебедева Юлия Сергеевна
Современная политическая и экономическая обстановка в АТР формирует тенденцию к преобразованию региона в центр мировой политики и экономики.
Читать PDF
0.00 байт

Счастье от разума: «умная сила» КНР и ее влияние на развитие архитектуры безопасности в Азиатско-Тих

Михневич Сергей Владимирович
В статье рассматривается взаимосвязь процессов институциональных изменений в сфере обеспечения безопасности и политики «умной силы» КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Читать PDF
0.00 байт

Безопасность на морях Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XXI века: сложности преодоления проти

Чебаненко Андрей Викторович
В статье проведен анализ существующих угроз безопасности на морях Азиатско-Тихоокеанского региона.
Читать PDF
0.00 байт

Вопросы безопасности Центрально-азиатского региона на современном этапе осуществления регионального

Зайцева Евгения Анатольевна
Данная статья является попыткой провести обзор внутри и внешнеполитической активности центрально-азиатских республик в целях обеспечения и поддержания безопасности в регионе, осветить наличие проблем и вызовов региональной безопас
Читать PDF
0.00 байт

СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА МИГРАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Никитенко И.В.
Представлен опыт исследования криминологических аспектов обеспечения миграционной безопасности государства, который позволяет утверждать, что миграционная политика современной России весьма противоречива и не всегда отвечает интер