АРБИТРАЖ
АРБИТРАЖ
урегулирование споров между государствами при помощи третейского суда.
Арбитраж
способ разрешения споров между государствами или компаниями, в соответствии с которым стороны обращаются к арбитру (иногда называемому третейским судьей), зачастую избираемому самими сторонами.
Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013
АРБИТРАЖ
фр. arbitrage) - 1)способ рассмотрения спорных дел, при котором стороны обращаются к третейскому судье; 2(третейский суд, в котором экономические (гражданские) споры решаются судьей-посредником (арбитром).
Источник: Политология: Словарь-справочник
АРБИТРАЖ
фр. arbitrage) - орган для разрешения споров между предприятиями, учреждениями и организациями. А. международный - один из способов мирного разрешения международного спора, когдаа его участники добровольно и на основах взаимности избирают арбитра или арбитражную комиссию и соглашаются с их решениями.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
АРБИТРАЖ
Разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом; название органа (учреждения), выполняющего эти функции. А. международный - один из способов мирного урегулирования споров между государствами путем передачи спорных вопросов на разрешение арбитражных органов, избираемых по взаимному соглашению спорящих сторон.
Арбитраж
1) способ рассмотрения спорных дел, при котором стороны обращаются к третейскому судье; 2) суд, в котором спор решается судьей-посредником (арбитром); в некоторых странах — орган, разрешающий экономические споры с участием организаций и граждан — предпринимателей. По российскому законодательству, трудовой А. — вторая (после примирительной комиссии) обязательная инстанция по рассмотрению коллективных споров (конфликтов).
Арбитраж
франц. arbitrage)
способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), избираемым самими сторонами или назначаемым по их соглашению либо в порядке, установленном законом;
по российскому праву трудовой арбитраж - вторая, после примирительной комиссии, обязательная инстанция по рассмотрению коллективных споров (конфликтов);
международный орган по мирному разрешению споров между государствами (напр., Постоянная палата третейского суда).
способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), избираемым самими сторонами или назначаемым по их соглашению либо в порядке, установленном законом;
по российскому праву трудовой арбитраж - вторая, после примирительной комиссии, обязательная инстанция по рассмотрению коллективных споров (конфликтов);
международный орган по мирному разрешению споров между государствами (напр., Постоянная палата третейского суда).
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
АРБИТРАЖ
внешнеторговый) - разрешение споров по внешнеторговым сделкам арбитрами, назначаемыми сторонами в споре. Компетенция А. определяется соглашением сторон о передаче на рассмотрение возникшего спора между ними или возможного будущего спора по торговым сделкам. Различают два вида А.: 1. арбитраж, создаваемый для решения спора по конкретному делу, который прекращает свое существование после рассмотрения этого дела; 2. постоянно действующий арбитраж, который обычно существует при торговых палатах и других организациях коммерческого характера,
АРБИТРАЖ
(фр. arbitrage) разновидность третейского суда, в к-ром спор решается судьей (арбитром), избираемым спорящими сторонами по взаимному соглашению. А. государственный в СССР разрешает споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов, межхозяйственных предприятий, организаций и их объединений) и др. общественными предприятиями, учреждениями и организациями, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо по др. основаниям, за исключением случаев, когда разрешение таких споров законодательством Союза ССР отнесено к ведению иных органов. Государственный А. СССР, государственные А. союзных и автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов составляют единую систему органов государственного А., края действует на основе закона «О государственном арбитраже в СССР». А. внешнеторговый разрешает споры по внешнеторговым сделкам. В СССР есть постоянно действующие арбитражные комиссии при Торгово-промышленной палате СССР: Морская арбитражная (МАК) и Внешнеторговая арбитражная (ВТАК). А. международный один из способов мирного разрешения международных споров. Спорящие государства добровольно и по взаимному соглашению избирают арбитра или арбитражную комиссию.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Арбитраж
третейское разбирательство спора двух сторон третьей стороной. 1) Арбитраж международный-мирный способ разрешения споров между государствами, причем каждое из государств назначает своего судью (арбитра), а эти судьи сообща избирают главного судью (суперарбитра) - обычно представителя третьего, не заинтересованного в споре государства. Обращение к международному арбитражу (см. Гаагский трибунал) устанавливается в договорном порядке. 2) В капиталистических странах арбитраж используется якобы для справедливого разрешения споров между рабочими и предпринимателями, а на деле-для предотвращения стачек или срыва их. Арбитраж бывает либо необязательным, когда его решения носят характер совета или пожелания, либо принудительным, когда они обязательны для обеих сторон. 3) Государственный арбитраж в СССР (при Совнаркоме СССР, совнаркомах союзных республик, автономных республик, при краевых, областных исполкомах и исполкомах автономных областей) рассматривает имущественные споры государственных, общественных организаций и предприятий между собой. Решения государственного арбитража обязательны для спорящих сторон. 4) Для разрешения имущественных споров между организациями и предприятиями, входящими в одно ведомство, существует ведомственный арбитраж.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
АРБИТРАЖ
международный) - разрешение споров между государствами арбитрами (или арбитром), избранными этими государствами. Характерные черты А.: 1) разбирательство спора возможно только в случае согласия на это сторон в споре; 2) стороны сами назначают арбитров; 3) спор решается на основе уважения к праву и 4) решение А. обязательно для сторон. Имеется две формы А. В первом случае спорящие стороны специальным соглашением, которое называют компромиссом или третейской записью, решают передать спор и т.п. Во втором случае государства заранее обязуются передавать на решение А. все споры, которые могли бы возникнуть в связи с каким-либо определенным договором, или споры, которые могли бы возникнуть между ними независимо от договора или какого-либо обязательства. А. был известен еще древним грекам и римлянам. Дальнейшее развитие получил в эпоху позднего средневековья. Значительных масштабов применение А. достигло за последние полтора века (более 250 случаев, из них около 50 – в XIX веке). Широкое международное признание как один из способов мирного разрешения споров между государствами А. получил на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907, где по инициативе России были заключены конвенции о мирном разрешении международных споров, предусматривающие создание Постоянной палаты третейского суда, функционирующей до настоящего времени. Гаагские конвенции 1899 и 1907 закрепили принцип добровольного факультативного А. Эта форма А. получила широкое распространение. Тенденция к обязательному арбитражу наметилась лишь за последнее время и не получила достаточного развития. Так, в 1928 Лига наций одобрила Общий акт о мирном разрешении международных споров, который предусматривал обязательный А. для своих участников. В 1949 Генеральная Ассамблея ООН возобновила силу этого акта. С 1949 во 1958 вопрос об А. рассматривался в Комиссии международного права ООН, которая включила его в число проблем международного права, подлежащих кодификации. Комиссия подготовила проект конвенции об арбитражном процессе, в котором нарушался принцип добровольного согласия сторон на передачу дела в арбитраж, допускалось вмешательство Международного суда в процесс образования арбитражного суда, а также в порядок вынесения решений. В связи с этим проект не был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. После этого комиссия выдвинула его не как проект конвенции, а как проект примерных правил по арбитражному процессу, которые, не будучи обязательными для государств, могли бы быть использованы по желанию заинтересованных стран в качестве готовых формул при заключении всякого рода соглашений об А. Генеральная Ассамблея ООН вновь рассмотрела этот вопрос на ХШ сессии и приняла 14.ХI 1958 резолюцию, в которой обращается внимание государств членов ООН на выработанные Комиссией международного права ООН статьи проекта об арбитражном процессе, с тем чтобы указанные государства учитывали эти статьи, если и поскольку они будут считать это возможным в каждом отдельном случае, и пользовались ими при разработке договоров об арбитраже или компромиссов. А. является важным средством мирного разрешения споров между государствами. Его применение предусматривается Уставом ООН (ст. 33) и многими др. (гл. образом многосторонними) соглашениями. Однако известны случаи, когда А. использовался государствами для навязывания своей воли другим государствам. Например, Венский третейский суд от 2.Х1 1938 и Венский А. от 30.YШ 1940, в соответствии с которыми фашистские правительства Германии и Италии навязали другим странам решения, отмененные соглашениями о перемирии с Румынией и Венгрией, а затем мирными договорами 1947 с Румынией (ст. 2) и Венгрией (ст. 1).