АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Государственный аппарат
система государственных органов, учреждений, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
apparatus of state power) - совокупность государственных органов, осуществляющих функций государства.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Государственный аппарат
система органов, практически осуществляющих функции государства; совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Государственный аппарат
(State appraratus, Мамлекеттик аппарат) - совокупность государственных органов всех ветвей власти, непосредственно осуществляющая управленческую деятельность и наделенные для этого властными полномочиями.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Государственный аппарат
(The state appratus, Мамлекеттик аппарат) - совокупность государственных органов, наделенных определенными правами, имеющими свои обязанности, структуру и штаты, соответствующее материально-техническое средства.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Государственный аппарат
система государственных учреждений и органов, представляющих все уровни и ветви власти. Государственный аппарат реализует все решения органов власти и осуществляет ее связь с обществом через государственные учреждения.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
полит. Система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции. В этой логике должна быть построена деятельность всего государственного аппарата (РГ. 2012.06.02).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

Государственный аппарат
(State apparatus, Мамлекеттик аппарат) - система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, используя различные формы и методы воздействия.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Государственный аппарат
система органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть, государственное управление. Структура Г. а. определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые призвана решать государство в конкретно-историческую эпоху. Г. а. включает государственные органы, осуществляющие регулятивные (управление делами общества), правоохранительные (поддержание порядка в обществе) и внешнеполитические (развитие отношений с другими государствами) функции. В современном обществе содержание функций, поле ответственности Г. а. определяется конституцией и другими законодательными актами.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
лат. apparatus — оснащение, оборудование) — система органов (учреждений, организаций), реализующих функции государственной власти. Аппарат современного демократического государства обычно включает следующие виды государственных органов: 1) органы законодательной власти, основными функциями которых являются разработка и принятие законов (высший орган законодательной власти называют парламентом); 2) органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве (высший орган исполнительной власти называется правителъством); 3) органы судебной власти, осуществляющие в государстве функции правосудия; 4) органы контроля и надзора — органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контролъно-ревизионные управления и инспекции. Особое место в государственном аппарате занимает глава государства — конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Источник: Новейший политологический словарь

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
лат. apparatus - оборудование) - совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют центральный, федеральный государственный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления.
Государственный аппарат реализует две основные взаимосвязанные функции. Во-первых, он осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей государственной власти.
Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти. В настоящее время в данной системе происходит обновление аппарата федеральных и региональных органов исполнительной власти в России.
Однако процесс обновления кадров проходит быстро, бессистемно, в результате чего часть руководящего аппарата не имеет необходимой профессиональной компетентности (юридического образования, управленческой квалификации, достаточного опыта в области государственного управления).
Определенный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. устанавливает правовые основы организации государственной службы и основы правового положения государственных служащих РФ. В нем, в частности, отмечается, что кадровая служба государственного органа обеспечивает проведение конкурсов по замещению вакантных должностей государственной службы, аттестации, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы; анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих и другие ее полномочия, что сможет повысить качество деятельности государственных служащих.

Источник: Словарь по политологии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
(state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых научных споров. Марксисты, как и специалисты в области политической социологии и политической антропологии, обычно предпочитают пространное определение, фокусирующее внимание на репрессивных и властных институтах, которым принадлежит явный приоритет в принятии решений и которые претендуют на главенствующую роль в применении открытого насилия при решении социальных проблем. Древние руины указывают на существование таких государств уже в VI в. до н.э., а пиктографические или письменные упоминания о них относятся к IV в. до н.э. В Западной Европе формы государственного устройства можно идентифицировать соответственно историческим эпохам. В рабовладельческую эпоху (античность) государство (в условиях того времени – инструмент в руках коллективных владельцев собственности) олицетворялось либо эллинским царем и его приближенными, либо римским императором и аристократией. Расцвет греческих городов-государств можно датировать 800–320 гг. до н. э. В этих государствах не было власти "тиранов", свободные члены общества имели права граждан. Однако колонизация и завоевание территорий, приведшие во времена Александра Македонского к правлению царских династий, все больше подрывали демократию полисов. В Риме, в отличие от Греции, демократия не была введена непосредственно, на смену монархии в конце VI в. до н.э. пришла республика (по-латыни res publica – "дела, относящиеся к ведению общественности"); управлял республикой Сенат, состоящий из аристократов. Наследием греческих городов-государств стала открытая демократия, тогда как вкладом Рима в развитие современного государства явилось римское право (Roman law) с его четким разделением государственного и частного. Распад Римской империи сопровождался ослаблением императорской власти и ее переходом к лицам, чья политическая, правовая и военная деятельность служила одновременно средством частного присвоения собственности и организации производства. И в Западной Европе эпохи раннего средневековья государственная власть была не только раздроблена, но и "приватизирована" частными владельцами уделов (полученных за присягу на верность (королю) и служивших основной экономической единицей общества), которые и давали им политическую силу. По лаконичному определению Маркса (Marx), их вотчина была их государством. Феодальная "государственная система" представляла собой непрочное объединение сеньоров и помазанных королей. Монарх, формально находившийся на вершине иерархии верховной власти, не мог единолично управлять страной. В отношениях с сеньорами он выступал скорее в роли распорядителя, чем носителя абсолютной власти. Чтобы ввести новые налоги, необходимые для подъема системы всеобщего налогообложения (главного в Римской империи), правитель должен был получать "согласие" каждого владения в своем королевстве. Правовые посылки, лежавшие в основе феодальной организации общества, и претензии церкви на роль законодательной силы, действующей почти на равных со светскими властями (см.: medieval political theory – средневековая политическая теория), свидетельствуют о том, что на основе современной концепции государства невозможно понять политику эпохи средневекового феодализма. Современному государству как силе, отделенной от монарха и от управляемого народа и образующей верховную политическую власть в пределах своей территории, предшествовала медленная институциональная дифференциация "политического" и "экономического", сопровождавшая укрепление абсолютизма и развитие товарного производства. Абсолютные монархии возникли в Западной Европе в ХVI–XVII вв. при династиях Тюдоров в Англии, Габсбургов в Испании, Бурбонов во Франции. Им были свойственны многие черты, характерные для современных государств. Создание регулярной армии, возникновение централизованного бюрократического аппарата и единой системы налогообложения, развитие дипломатических отношений (с постоянно действующими посольствами) и экономические доктрины меркантилизма, формировавшие торговую политику государства, – все это относится именно к этому периоду. Именно тогда в политическом лексиконе появляется слово "государство". Происхождение термина спорно, однако считается, что впервые его использовал Макиавелли (Machiavelli) для обозначения территориально суверенного правительства широкоизвестной рукописи книги "Государь", законченной в 1513 и опубликованной в 1532 г. Полный перечень "признаков суверенности" был составлен только во времена Бодена (Bodin) и сэра Томаса Смита и позднее несколько изменен сэром Уолтером Рэлейем, Гоббсом (Hobbes) и Локком (Locke). Наибольшим успехом пользовалось определение современного государства, данное Вебером (Weber) в работе "Политика как профессия" ("Politics as a Vocation"). Вебер выделяет три основные черты современного государства: территориальность, монополия на средства физического насилия и законность (легитимность). Он утверждает, что при отсутствии социальных институтов, претендующих на монопольное право законного применения силы в пределах данной территории, быстро воцаряется анархия. Задавая вопрос, почему люди подчиняются тем, кто ими управляет, Вебер обращает наше внимание на основное содержание деятельности государства – на стремление придать структуре господства законный характер. Если Вебер выделил "традиционный", "харизматический" и "легальный" способы организации общественных отношений, то социологи не так давно, опираясь на труды Дюркгейма (Durkheim) и Фуко (Foucault), углубили наше понимание законности (легитимности) как государственной власти "действующей внутри нас". Таким образом, особое внимание уделяется насильственному установлению и постоянному регулированию "согласия" под руководством организации, присвоившей себе "право" применять физическую силу (и определять условия, при которых другие институты/индивиды имеют такое право) в обществе. По мнению Фуко, государство является формой, в которой буржуазия организует свою политическую власть, Ленин же считал, что эта власть реализуется только во внешнем подавлении, осуществляемом "специальными формированиями вооруженных людей, имеющих в своем распоряжении тюрьмы и т.д." ("Государство и революция"). Формы государства скорее должны пониматься как формы культуры, как культурная революция, а также как представления, постоянно и широко контролируемые государством. Это значит, что изучение проблемы государств выходит за рамки обычного исследования функций государства (защита прав собственности, контроль над деятельностью монополий) и обращается к не менее важным вопросам: как действует государство и как оно проецирует определенные формы организации на нашу повседневную жизнь? Исследования благотворительной деятельности отчасти отвечают на этот вопрос, показывая, что хотя нуждающиеся и получают помощь, но при этом им всегда приходится мириться с наблюдением и контролем. В политической науке выделяются три главные традиции, формирующие "теории государства": плюралистическая, марксистская и этатистическая. Роберт Даль и Нельсон Полсби рассматривают государство либо, с позиций плюрализма, как нейтральную арену противоборства интересов, либо как совокупность групп интересов. Поскольку организация власти в обществе основана на конкуренции, государственная политика является результатом периодически совершаемых сделок. И хотя Даль признает существование неравенства, он все же считает, что все группы имеют возможность оказывать давление на государство. Плюралистический подход к экономической политике предполагает, что действия государства являются следствием давления, как со стороны "полиархии" (polyarchy), так и со стороны групп организованных интересов. Группы давления конкурируют между собой, а государственная политика отражает наиболее влиятельных и сильных интересы. Такой подход часто критикуют за его откровенный эмпиризм. Попытки объяснить государственную политику влиянием интересов групп давления, по мнению оппонентов, представляют образец рассуждения, в котором мысль движется по кругу. Первое изложение марксистских взглядов принадлежит Милибанду. В работе "Государство в капиталистическом обществе" ("The State in Capitalist Society"), он предлагает инструменталистский подход к исследованию теории государства и пытается буквально толковать пресловутое заявление Маркса о том, что исполнительная власть в современном государстве – это не что иное, как комитет по управлению общими делами всей буржуазии ("Коммунистический Манифест"). Инструменталисты утверждают, что правящий класс использует государство как инструмент господства над обществом, опирающийся на связи между государственными должностными лицами и экономическими элитами. В своем известном ответе Никос Пулантцас (Poulantzas) выделил основные недостатки такого подхода, в особенности его субъективистский взгляд на государство и использование в качестве точки опоры плюралистической теории элит. Инструменталистский подход подвергся также критике при анализе "нового курса" (New Deal) и промышленной политики в США, а также при изучении процесса национализации и развития рабочего движения в Англии. С точки зрения Пулантцаса, государство – это региональный сектор капиталистической структуры; подразумевается, что оно пользуется относительной автономией (relative autonomy) от капитала: "Капиталистическое государство лишь тогда наилучшим образом служит интересам класса капиталистов, когда... правящий класс не является классом, осуществляющим политическое управление" ("Political Power and Social Classes"). Наряду с поставленными Пулантцасом проблемами структурного функционализма (structural functionalism) концепция относительной автономии нередко критикуется как бессмысленная мешанина понятий, используемая для объяснения задним числом очевидных сбоев в деятельности государства. Понимание того, что государства различаются по своему устройству, стало движущей силой для развития постмарксистских взглядов на теорию государства. Так как не существует единодушного согласия о том, что является стержнем марксистской ортодоксии, постмарксистское направление определенно выступает против деривационизма и эссенциализма (государство не является инструментом и не "действует" однозначно или относительно автономно в интересах одного-единственного класса). Многие исследователи, разделяющие взгляды Грамши (Gramsci), подчеркивают, что для объяснения различий между государственными формами необходимо "поместить" гражданское общество (civil society) между экономикой и государством. Эмпирические исследования роли государства в формировании внешнеэкономической политики и теоретическая критика постмарксистов привели к развитию этатистских теорий, утверждающих, что цели, которые преследует государство не могут быть выведены из сделок, заключаемых группами интересов, или из классовой структуры капиталистического общества. Центром внимания стали государства как обособленные структуры, каждая из которых имеет свою особую историю и действует в сфере реальной автономии. Авторы, находящиеся под влиянием традиции, заявляющей о приверженности Веберу (Weber) и Отто Хинтце, различают "сильные" и "слабые" государства, подчеркивая, что сила государства определяется степенью реальной независимости от требований общества. Эта позиция нашла поддержку в международной политической экономии (international political economy). В последнее время исследователи феминизма и расизма подвергают сомнению общее для плюралистического, марксистского и этатистского подходов положение, утверждающее, что современное западное государство институционализировало и легитимизировало патриархат и расизм. Все государства как части международной системы стоят перед дилеммами внутренней и внешней безопасности и легитимации. В последнее время было разработано понятие международного сообщества (сообщества государств), т.е. группы государств, добровольно установивших правила, процедуры и институты взаимных отношений. Это заложило основы для международного законодательства, дипломатии, режимов и организаций. После периода абсолютизма преобладающее число государств было организовано по национальному принципу. Однако понятие национального государства отнюдь не является синонимом государства-нации. Даже в наиболее этнически гомогенных странах обязательно существует несоответствие между государством и нацией – отсюда та активная роль, которую играет государство в развитии национального самосознания (nationalism).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
278.65 кб

Государственный аппарат и политические реформы: опыт России и Германии

Понеделков А. В., Змияк С. С.
Читать PDF
773.92 кб

Социологические характеристики руководящих кадров государственного аппарата

Большакова Юлия Михайловна
В статье анализируются проблемы и основные установки профессионализации кадрового состава органов государственного управления и местного самоуправления.
Читать PDF
124.46 кб

Об истории политических составляющих в деятельности государственного аппарата

Азизов А.
Эффективная организация всей политико-управленческой системы, отвечающей за стабильность и поступательное развитие общества, может быть обеспечена только сбалансированностью общественно-политических и политико-бюрократических нача
Читать PDF
125.52 кб

Из опыта подготовки государственно-административного аппарата: чиновники для империи

Манахов Ильяс Анвярович
Исследуется образовательная политика Османской империи в конце XIX - начале XX в. и система государственных образовательных учреждений. Особое внимание уделяется анализу основ подготовки государственных чиновников.
Читать PDF
127.81 кб

Государственный аппарат: субъект проведения политических реформ или тормоз их осуществления?

Понеделков Александр Васильевич, Змияк Сергей Сергеевич
В современной России одновременно реформируются политическая система и система управления, формируется гражданское общество, перестраивается и совершенствуется государственный аппарат.
Читать PDF
452.36 кб

Понятийно-категориальный аппарат социологического анализа кадрового развития государственной службы

Ивлев Евгений Анатольевич
Как правило, публикации по проблемам реформирования российской государственной службы имеют явно выраженную негативную оценочную направленность и редко рассматривают ее, используя устойчивую и общепринятую терминологию социолого-у
Читать PDF
3.75 мб

Деятельность государственного аппарата российской Федерации в области развития военного сотрудничест

Гонтарь Сергей Михайлович
В условиях существующих на территории постсоветского пространства реалий выполнение задачи по обеспечению независимости, территориальной целостности и суверенитета невозможно без существования у государства адекватной силовой сост
Читать PDF
213.20 кб

Государственный аппарат и олигархические группы в российской Федерации: проблемы взаимодействия (199

Карнаушенко Л.В.
Читать PDF
189.86 кб

Состояние и развитие научно-справочного аппарата к документам Центрального государственного архива о

Лаптева Елена Леонидовна
Читать PDF
29.19 кб

Кафедре процессов и аппаратов химических и пищевых производств Воронежской государственной технологи

В этом году коллектив ученых, преподавателей, выпускников и студентов Воронежской государственной технологической академии отмечает 50-летний юбилей кафедры процессов и аппаратов химических и пищевых производств (ПАХПП), входящей
Читать PDF
765.10 кб

Православное паломничество в XIX - начале XX веков и влияние государственного аппарата на православн

Ершов Б.А., Черкасов Д.Р., Чирков И.А.
В данной статье описывается история православного паломничества к священным местам в XIX-XX вв.
Читать PDF
81.56 кб

Кадровая трансформация в государственном аппарате в 1985–2012 гг. : от партийной номенклатуры к граж

Борщевский Георгий Александрович
В статье рассматриваются вопросы применения кадровых технологий и изменения принципов кадровой работы в отечественном государственном аппарате в контексте общего исторического развития России в период с 1985 по 2012 г.
Читать PDF
169.59 кб

Государственный аппарат и политические реформы в современной России. Кол. Авторов: Игнатов В. Г. , И

Агапонов А. К.
Читать PDF
445.96 кб

Направления совершенствования работы государственного аппарата республики Южная Осетия в сфере управ

Джиоева Ирина Константиновна
Рассматриваются проблемы совершенствования государственного управления в Республике Южная Осетия, а также необходимость активного государственного воздействия на ход экономических преобразований.
Читать PDF
272.34 кб

ПРОБЛЕМЫ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ В АППАРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ ИФНС РОССИИ

Нови Ирина Николаевна, Степанова Татьяна Григорьевна
В работе исследована проблема текучести кадров на государственной муниципальной службе на примере ИФНС России по г.