АНШЛЮССАПАТИЯ

АПАРТЕИД

Найдено 8 определений термина АПАРТЕИД

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

АПАРТЕИД

от африкаанс apartheid – раздельное проживание) – законодательно оформленное обязательное раздельное проживание людей различных рас, этносов.

  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

АПАРТЕИД (апартхейд)

Политика жестокой расовой дискриминации и сегрегации, проводимая реакционными кругами Южно-Африканской Республики в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

АПАРТЕИД

от африкаанс apartheid - раздельное проживание) - политика жесткой расовой дискриминации и сегрегации в отношении цветного населения, проводившаяся в ЮАР до конца 1980 г. В настоящее время руководство этой страны декларировало свой отказ от политики А. (см. также Расизм).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

АПАРТЕИД

африкаанс (языке буров) apartheid раздельное проживание, обособление, разделение) - политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и др. неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в. Квалифицируется как международное преступление, направленное против человечества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

Апартеид

одно из наиболее разнузданных проявлений расового и национального гнета, которое выражается в лишении той или иной национальности избирательных прав, запрещении свободы передвижения, местожительства. В Южно-Африканской Республике апартеид возведен в государственную политику, но направлен против неевропейцев — негров, индийцев. Они зарабатывают намного меньше, чем европейцы, не имеют права на забастовку, на владение землей, их дети не могут учиться в одних школах с белыми и т. п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Апартеид

апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание)

законодательно оформленное обязательное раздельное проживание людей различных рас, этносов. Наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. В 1973 принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

АПАРТЕИД

африканс. apartheid — раздельное проживание, обособление) — крайняя форма расовой дискриминации цветного населения в ЮАР (с 1948 по 1991 г.), проявлявшаяся в лишении политических, социально-экономических и культурных прав коренного африканского населения. В 1947 г. апартеид был объявлен в ЮАР официальной политикой. После ряда акций протеста в 1960 г. правительством был запрещен Африканский национальный конгресс (созданный в 1912 г. для защиты прав коренных африканцев). До середины 1970-х гг. правительство ЮАР проводило политику «раздельного развития». На территории ЮАР были созданы бантустаны (bantustans — национальные отечества) — независимые или самоуправляющиеся территории, сформированные по племенному признаку, в которые была помещена часть чернокожего населения. Чернокожее население, составлявшее около 75% всего населения страны, было лишено избирательных прав. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений апартеида. Согласно Конвенции, к актам апартеида относятся: 1) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; 2) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; 3) любые меры, в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности, путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; 4) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; 5) эксплуатация членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда; 6) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против апартеида. В 1990 г. президент ЮАР де Клерк объявил о прекращении апартеида, освободив лидера АНК Нельсона Манделу из тюрьмы и легализовав политические организации чернокожего населения. С точки зрения современного международного права, апартеид является преступлением перед человечеством.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

АПАРТЕИД

(apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно-африканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г. Особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой Националистической партии. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства. Сегрегация – давняя практика белых правительств Южной Африки как до, так и после создания Союза, и большинство законов, принятых и введенных в действие после 1948 г., берет свое начало в предшествующей политической линии, санкционированной белым – по преимущественному составу – электоратом. Белые работники в экономике, основу которой составлял труд чернокожих рабочих, были традиционно привилегированной группой. Африканское население, составлявшее три четверти всего населения страны, не имело избирательного права и подвергалось угнетению, установленному законом. Семьдесят процентов земель было зарезервировано для заселения белыми. После 1948 г. в результате введения новых мер по утверждению апартеида расовая дифференциация и сегрегация, уже ставшие всеохватывающими, сделались еще более жесткими и приобрели систематический характер. Всякая перспектива ассимиляции и интеграции окончательно исчезла. Основными законами, принятыми в 1948–50 гг., были "О регистрации населения, запрещении смешанных браков, демаркации "групповых" или "этнических" зон проживания и реструктурировании образования банту", а также закон "О подавлении коммунизма". Главным "архитектором" апартеида считается Х. Ф. Фервурд, ведущий теоретик и идеолог Националистической партии; в 1950–58 гг. занимал ведущий министерский пост по делам туземцев, а позднее, вплоть до его убийства, был премьер-министром. Борец с движением за независимость во всех африканских странах, Фервурд утверждал, что самоопределение для населения ЮАР несовместимо с правлением африканского большинства. Вместо этого его правительство предложило программу раздельного развития и обещало в дальнейшем независимость этническим группам, считавшимся коренным населением. Африканское население получило в свое распоряжение "национальные отечества" – бантустаны. Теперь в любой момент политической нестабильности или роста безработицы они могли лишиться права проживания вне пределов этих территорий, что, в свою очередь, обеспечивало постоянный приток дешевой и послушной рабочей силы. Оппозиция политике апартеида внутри ЮАР подавлялась силой. После 1960 г. были запрещены все африканские политические движения, а их лидеры либо арестованы, либо высланы из страны. Однако в 1970-е гг. все громче начали раздаваться критические голоса не только белых либералов, но и выросшего в условиях апартеида нового поколения африканцев, воспринявшего идеологию черного самосознания. Сопротивление режиму продолжалось и после восстания 1976 г. в Соуэто. Ему придавали силу также свержение "белых" правительств в других странах Южной Африки и нарастающее в мире требование санкций против расистского режима. Среди "просвещенных" белых многие уже поняли, что апартеид не способен дать положительных результатов (и приносит все меньше доходов) в условиях сильно интегрированного городского сообщества с растущей индустриальной базой, нуждающейся в более широком внутреннем рынке и чрезвычайно зависимой от наличия квалифицированной и образованной рабочей силы. Постепенная отмена незначительных дискриминационных ограничений апартеида и признание в 1979 г. профсоюзов африканцев свидетельствовали о появлении в среде преемников Фервурда ревизионистских тенденций. К тому же, четыре "независимых" и шесть самоуправляющихся бантустанов, не имеющих ни надлежащей инфраструктуры, ни ресурсов, ни каких-либо инвестиций и международного признания, не сулили в перспективе никакого развития, а лишь все больше усугубляли противоречия государственной политики. После 1978 г. премьер-министр П.У. Бота отказался от термина "апартеид". Однако конституционные перемены произошли лишь в 1984 г., когда были введены должность президента с полномочиями исполнительной власти и трехпалатный законодательный орган. Но в основе "реформы" сохранился расовый принцип, что породило множество выступлений по всей территории ЮАР (1984–86). С обеих сторон имели место исключительно жестокие акты насилия. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Мировое сообщество ответило дополнительными санкциями, а иностранные банки приостановили инвестиции, ускорив тем самым финансовый кризис в экономике, которая уже давно переживала спад деловой активности, а безработица достигла рекордного уровня. С прекращением холодной войны на юге континента и провозглашением независимости Намибии стали все чаще звучать требования демократизации и в самой ЮАР. К тому времени апартеид уже не был руководящим лозунгом белых избирателей, даже их "твердокаменного" компонента – африканеров. После четырех десятилетий подъема общественного статуса с гарантированным приемом на государственную службу и высоким уровнем социального обеспечения они растеряли значительную долю своего воинствующего национализма, а классовые и прочие социальные различия "подточили" их прежнюю сплоченность. Подобно представителям англоязычного населения африканеры могли многое потерять в случае внутреннего конфликта, существенно подрывавшего их безопасность. Крайне правые вышли из Националистической партии еще в 1982 г. и основали Консервативную партию, так что к 1989 г. Ф.У. де Клерк и его новая политическая линия обрели поддержку большинства в правящей партии. Де Клерк освободил Нельсона Манделу и других политических заключенных, снял запрет с националистических и коммунистической партий и к 1992 г. отменил все основные законы апартеида. Голландская реформатская церковь, утверждавшая, что апартеид освящен Библией, порвала с прихожанами, готовыми признать апартеид серьезной ошибкой, а то и вообще ересью. Даже члены Broederbond (Союз коренных африканеров), имевшие непомерно большое влияние на правительство и с самого начала выступавшие вдохновителями апартеида, стали подумывать о возможности присутствия "небелых" граждан в органах власти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме АПАРТЕИД — 0

Найдено научныех статей по теме АПАРТЕИД — 0

Найдено книг по теме АПАРТЕИД — 0

Найдено презентаций по теме АПАРТЕИД — 0

Найдено рефератов по теме АПАРТЕИД — 0