АНТИСОВЕТИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АНТИСОВЕТИЗМ
политико-идеологическое движение, гетерогенное по составу участников, целям и средствам, и направленное в 1917-91 гг. против Советского государства, его политики и идеологии.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

АНТИСОВЕТИЗМ
идеология, психология и политика, направленные против существовавшего в бывшем СССР общественно-политического строя. В своей наиболее радикальной форме А. выступает как антикоммунизм.

Источник: Политология: Словарь-справочник

АНТИСОВЕТИЗМ
наиболее реакционное направление империалистической идеологии и политики антикоммунизма в борьбе против теории и практики научного социализма, сил мира, социального и национального освобождения. Цель А. извратить существо социально-политического и экономического развития советского общества, внутренней и внешней политики КПСС и Советского государства, создать у мировой общественности заведомо ложные представления об «агрессивности» и «антидемократическом» характере советской социалистической системы, ее хозяйственной несостоятельности и тем самым дискредитировать саму идею социализма как прогрессивного пути общественного развития, отвратить от нее народы освободившихся государств, занятых выбором исторических путей развития. Для этого не только используются реальные негативные факты из жизни СССР, вскрытые КПСС, но и придумывается множество других. В превратном свете изображается происходят в СССР процесс перестройки.
А. как содержание и метод ведения «психологической войны» направлен на борьбу за умы людей, их миропонимание, их жизненные, социальные и духовные ориентиры, на морально-политическую обработку общественного мнения в целях прямой подготовки к войне. А. остается главным содержанием всех политических доктрин и концепций, разрабатываемых и реализуемых империалистическими стратегами. В политическом плане А. не ограничивается сферой внешней политики. В современной системе империализма А. также является важнейшим направлением внутренней политики, средством давления на все передовое и прогрессивное в странах капитала, в несоциалистической части мира.
Используя мифы о «советском экспансионизме», «советской военной угрозе», империализм пытается оправдать постоянный рост военных ассигнований, вмешательство в дела др. стран, наступление на интересы и права трудящихся в самих капиталистических странах, преследования прогрессивных организаций.
В зависимости от конкретных условий политической конъюнктуры А. принимает более явный или, наоборот, скрытый характер. В идеологической борьбе против социализма, к-рую империалисты подменяют широкомасштабной «психологической войной», А. активно используется буржуазной наукой и средствами массовой информации для апологии и пропаганды классовых целей эксплуататорского строя, присущих ему социально-политических идей и представлений, повсеместного насаждения буржуазного образа жизни.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

АНТИСОВЕТИЗМ
идеология и деятельность, несовместимые с политическими установками и социальными целями Кремля. В философском обрамлении А. представляется одной из форм классовой борьбы, направленной против экономических и политических основ советского государства, его морали и культуры. В советской интерпретации А. имеет целью с помощью клеветы и фальсификации исторического опыта ослабить влияние и авторитет СССР в современном мире. Приспосабливаясь к меняющимся условиям и ситуациям постоянно меняя свои формы и облик, он, однако, сохраняет неизменной свою антикоммунистическую направленность.
В духовном плане развитие А. представляется в виде спирали: от «клеветы» и распространения «утонченных» и «лживых» вымыслов о социальном устройстве Советского Союза — к политике идеологических диверсий. В политическом — отождествляется с подрывной деятельностью, с угрозой войны и интервенции. В советской интерпретации А. никогда не проявляется «в чистом виде», вне связи с «враждебными» СССР идейными течениями и «антикоммунизмом». При этом внимание акцентируется на гносеологической природе понятия А. Напротив, социальная сущность явления тщательно вуалируется, поскольку критика Советского Союза — его государственного устройства и политики, деятельности его руководства — не обязательно связана с отношением к коммунизму. Советская пропаганда выделяет разновидности А., каждая из которых будто бы маскирует и мистифицирует его подлинные причины, мотивы и цели.
1. Буржуазный А. Его социально-политическая функция — доказать превосходство капитализма над коммунизмом. Специализируется на превратном истолковании внешней политики Кремля, искажении процесса экономического развития СССР, клевете на советскую демократию и т. д. По утверждениям советской философии, эта форма А. отражает состояние современной западной идеологии, охваченной глубоким кризисом и пытающейся скрыть от трудящихся историческую обреченность капитализма.
2. Реформический А. Его цели, утверждает советская пропаганда, те же, что и буржуазного А. — защита капитализма. Однако он использует иные средства — социалистическую фразеологию (в советском определении - «лжесоциалистическую»). Реформистский А. наиболее опасен, ибо из него следует, что проблемы СССР можно быстро и эффективно решить без революции, без коренных изменений социально-политической системы.
3. Троцкистский А. Искажая его сущность, советская идеология изображает его сторонников врагами коммунизма. В действительности к «классическому» коммунизму они ближе, чем советские руководители. Их изгнание из рядов «мирового коммунизма» было обусловлено именно тем, что они утверждали: в СССР нет ни коммунизма, ни власти советов. На этом и строились пессимистические прогнозы троцкистов относительно перспектив развития Советского Союза, их неверие в возможность построения в СССР «бесклассового общества».
4. Маоистский А. — новое понятие в советской идеологии, вызванное к жизни многолетней борьбой между СССР и Китаем за гегемонию в мировом коммунистическом движении. Китайским коммунистам, знакомым с советским «опытом» изнутри («старший брат» интенсивно насаждал его в Китае в 40—50-х годах), удалось развенчать и скомпрометировать советскую систему так глубоко, основательно и разносторонне, как не смогли за многие десятилетия многообразные и пестрые течения антикоммунистической мысли на Западе. Стремясь (безуспешно) «отлучать» Китай от «коммунистического движения» , советская пропаганда закрепила за китайскими руководителями ярлык «антисоветчиков». В вину им ставится намерение расколоть «социалистическое содружество», подорвать «антиимпериалистический фронт», ослабить национально-освободительное движение и т. д.
5. Праворевизионистский А. (как и троцкистский, и маоистский) относится к «семейной» критике коммунизма — критике, идущей из рядов самого коммунистического движения. Если троцкистский А. атакует советские порядки «слева», отстаивая ортодоксальные догматы марксизма-ленинизма, то праворевизионистский А. срывает социалистические маски с советской системы, апеллируя к понятиям демократии и либерализма. Это дает советской идеологии основания обвинять ревизионистский А. в намерении реставрировать капитализм в социалистических странах. Ему ставится в вину извращение советского опыта, отрицание ведущей роли пролетарской партии в революционном процессе и т. д.
6. Сионистский А. — конструкция совершенно искусственная, умозрительная, ибо в сионизме нет ни антисоветского, ни антикоммунистического содержания. Сионистский А., в отличие от других его форм, характеризуется не только в плане идеологическом, но представляется как движение, стремящееся перевести «войну идей в практическую плоскость». Сионистскому А. инкриминируются попытки отвлечь мировое общественное мнение от агрессивных маневров империализма на Ближнем Востоке, ослабить «революционизирующее» влияние Советского Союза, посеять сомнения в миролюбивой внешней политике СССР и пр. При этом сионистский А. отождествляется с фашизмом с тем незначительным различием, что на место культа исключительности арийской расы ставится культ «избранного Богом народа». Истоки острой неприязни советской пропаганды к сионизму и явного страха перед ним во многом обусловлены общим возрождением в советском государстве националистических идей и настроений, разрушивших миф о появлении в СССР «новой исторической общности людей — советского народа».
Концептуализация различных форм А. в последние годы вызвана стремлением властей скрыть действительные причины распространения антисоветских идей и взглядов, затушевать тот очевидный факт, что советская действительность сама порождает и инспирирует А., подталкивая общественное сознание к пониманию природы тоталитаризма. Между тем антисоветская деятельность, вопреки целому комплексу фикций, которыми ее окружили, не может считаться антигосударственной, ибо полностью соответствует правам граждан, записанным в конституции СССР. Чтобы дискредитировать духовную оппозицию, коммунистическому режиму выгодно представлять ее антиобщественной, антикоммунистической, антинародной. В соответствующем социальном ракурсе рисуется и облик антисоветчика — «отщепенца», порвавшего с коммунистической идеологией и моралью, жалкого и ничтожного авантюриста, не имеющего устоев и опоры в советском обществе, подпавшего под влияние буржуазной пропаганды. Идеологическая маска А. призвана скрыть то обстоятельство, что неприятие советского режима вовсе не свидетельствует о враждебном отношении к СССР или его народам, а порождено реальными процессами в самом советском обществе и эволюцией мирового демократического движения, не желающего мириться с тоталитаризмом в любой упаковке.
ПРИМЕРЫ: «Мы предупреждаем тех, кто сеет зерна антисоветизма. Они выращивают позорный плод». («Известия», 1 февраля 1981, с. 5.) «США делают ставку на углубление антисоветизма в Китае. А что если этот антисоветизм в свою очередь не более чем разменная карта в игре на перевооружение, которую ведет сейчас Китай?» («Литературная газета», 5 августа 1981, с. 14.) «Дело в том, что упомянутые корпорации давно снискали себе сомнительную славу одного из самых назойливых и нечистоплотных рупоров антисоветизма».(«Правда», 29 сентября 1979, с. 5.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Булат Окуджава и разложение советской и антисоветской массовой культуры

Ермолин Евгений Анатольевич
Окуджава писал и пел в том социокультурном контексте, который связан с формированием и развитием позднесоветской интеллигенции. В ее переживаниях и мотивах Окуджавы немало сходства.

Похожие термины: