АНАНЬИН Федор ВасильевичАнархия

АНАРХИЗМ

Найдено 21 определение термина АНАРХИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

АНАРХИЗМ

теория и политическое течение, ориентированное на достижение безгосударственной организации общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Анархизм

от греч. "анархия" - безвластие) - политическая идеология, провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего государства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

АНАРХИЗМ

греч. anarchia - безвластие) - политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Анархизм

идеологическое течение, ставящее своей целью уничтожение государства и характеризующееся неприятием политической власти во всех ее проявлениях; в основе анархизма — безграничная вера в идеалы свободы и равенства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

Анархизм

политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. "Анархизм - это вывернутая наизнанку буржуазность" (В.И. Ленин).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Анархизм

социально-политическое учение, основная идея которого заключается в том, что общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства, а личность освобождена от любой власти - экономической, политической, идеологической.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политико-терминологический словарь

Анархизм

гр. anarchia безначалие, безвластие) – теория и политическое течение, ориентированные на безгосударственную организацию общества. Государство отождествляется анархизмом с насилием и принуждением, несовместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Анархизм

от греческого "a", "an" - "отрицание", "не" и "arce" - "начало", "власть". Политическое учение из разряда левых идеологий, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики - Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. Анархизм считает "власть" и "государство" источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая философия: глоссарий

АНАРХИЗМ

гр. anarchia безвластие) - политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, не совместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П. Ж. Прудон, М. Л. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Пик популярности А. пришелся на конец XIX-начало XX в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

АНАРХИЗМ

от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии

АНАРХИЗМ

от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. - М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 556; Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под ред. А.В. Малько. -М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2000. - С. 71].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сводный словарь по политологии

АНАРХИЗМ

anarchy anarchia - безналичие, безвластие) - 1) социально-политическое течение, обосновывающее целесообразность и необходимость реализации "анархии", то есть освобождения личности от какой бы то ни было экономической, социальной, политической духовно-идеологической власти. Это освобождение личности анархизм усматривает в преодолении сложившегося на определенных этапах общественного развития отчуждения человека от государства, власти, собственности путем ликвидации этих социальных институтов, в отрицании какого бы то ни было государства, отстаивании идей создания федерации автономных ассоциаций производителей. Главными идеологами А. были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А Кропоткин. Переживает полосу подъема в конце XX в.; 2) в обыденной жизни - непризнание авторитетов, дисциплины, порядка.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Анархизм

реакционное, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазное политическое течение, сложившееся в 40—60-х годах прошлого века в Европе. Его главные идеологи — Макс Штирнер, Прудон, Бакунин и Кропоткин. Анархисты отрицают необходимость всякой государственной власти, в том числе и диктатуры пролетариата, выступают против пролетарской дисциплины и руководящей роли партии пролетариата в революционном движении, проповедуют «культ свободной личности». Их тактика индивидуального террора, отказа от политической борьбы ослабляет революционное рабочее движение, подрывает единство действий рабочего класса. По существу, анархисты стремятся подчинить рабочий класс буржуазной политике. Победа Октябрьской революции в России привела к краху анархистского движения. Анархизм ныне сохранил кое-какое влияние в некоторых странах Латинской Америки и в Испании.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Анархизм

от греч. anarhia безвластие)

общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

АНАРХИЗМ

от греч. unarchiа — безначалие, безвластие) как течение выступает в роли особого политического идеала, представляющего собой направление общественного мировоззрения,  отрицающее  необходимость  государственной  власти   как  таковой, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Своей целью анархизм ставит освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Анархизм как идеал политического устройства общества воплощает в себе идею свободы личности, идеальной формой которой является отсутствие государственной и всякой иной власти. Анархисты полагают, что такое государственное устройство дает подлинную свободу личности. Цель движения, предел общественного стремления, по мнению сторонников теории анархизма — свободного самоуправления. Однако анархизм до настоящего времени остается лишь утопической теорией, не нашедшей практического воплощения в реальности.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

АНАРХИЗМ

греч. anarchia — безвластие) — идейнотеоретическая и общественно-политическая теория, в основу которой положены идея отрицания политического принуждения, стремление к уничтожению государственной власти и замене политической организации добровольной ассоциацией граждан. Это течение общественно-политической мысли, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти, отрицающее государство как форму организации общества и его властное влияние и проповедующее полную, неограниченную свободу личности. Как общественно-политическое течение складывается в Европе к середине XIX в. Отрицая и парламентские формы борьбы, и вооруженные выступления, основными средствами достижения своих целей анархисты признают разнообразные формы политического протеста — забастовки, демонстрации, бойкоты и пр. К основным направлениям анархизма относят индивидуалистическое (М. Штирнер), мютюэлистское (П. Прудон), коллективистское (М. Бакунин) и коммунистическое (П. Кропоткин). Идея свободного самоуправления, близкая к социалистической, в современном мире развивается в течениях неоанархизма и анархо-синдикализма. Цитата: «Если есть государство, то однозначно есть и властвование, соответственно, и рабство; государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо — вот почему мы враги государства». Бакунин М. «Государственность и анархия»

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

АНАРХИЗМ

от греч. anarсhia — безначалие, безвластие) — политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. А. проповедует освобождение личности и предоставление ей неограниченных возможностей для самореализации. Государство, независимо от его форм, для А. являет собой изначальное зло, поэтому должно быть разрушено революционно-насильственными методами. А. выступает в защиту мелкой частной собственности, мелкого землепользования. Идеальный общественный строй представляется в виде добровольной федерации производственных ассоциаций. Идеи А., содержащиеся в зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей, были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином (1736–1838), который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «Рассуждение о политической справедливости» (1793). Как общественно-политическое течение А. сложился в 1840–1870 годы в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М. Штирнера (1806–1856), П.Ж. Прудона (1809–1865), М.А. Бакунина (1814– 1876), П.А. Кропоткина (1842–1921). Пик популярности А. пришелся на конец ХIХ — начало ХХ в. В настоящее время он частично находится в идейном арсенале некоторых левоэкстремистских групп, а также в ряде стран сохраняется в виде федераций и иных организаций анархистов. А. никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

АНАРХИЗМ

Анархизм буквально означает «безвластие» и представляет собой общественно — политическое течение, которым отвергаются традиционные формы государственного правления на том основании, что ими налагаются на индивидов ограничения без их, индивидов, ясно выраженного на то согласия. Исходя из этих представлений, анархисты призывают к упразднению государства и всех форм политической власти, в особенности института правопорядка, который рассматривают как основу угнетения, обеспечивающую власть одних членов общества над другими. Большинство анархистов считают насилие необходимым инструментом уничтожения государства.

Анархисты объявляют государство ненужным злом, полагая, что социальный порядок способен сложиться естественным путем. Взаимопомощь людей будет основана на личной заинтересованности индивидов и регулироваться их здравым смыслом и стремлением к рациональному разрешению проблем. Анархисты заявляют о том, что традиционные формы правления далеко не обеспечивают гармонии и, напротив, порождают социальные конфликты. Частное владение собственностью, краеугольный камень в фундаменте капитализма, по их мнению, является главным источником разногласий в обществе.

Марксизм в некоторых своих положениях (особенно в утверждении о том, что при коммунизме функции государства отомрут) перекликается с воззрениями анархистов. Анархическая мысль развивалась в поиске социальных структур, помимо традиционных форм правления, питая веру в то, что ликвидация государства выбьет почву из-под ног эксплуататоров, а взаимопомощь и братские отношения между людьми, справедливое разделение труда и товаров станут с успехом развиваться в локальных формах социальной организации. К последним относятся синдикализм (стремление установить рабочий контроль над предприятием путем забастовочных действий), коммуны и широкий спектр кооперативных объединений с относительно небольшим числом участников, в качестве владельцев работающих на производстве, которое управляется к общей экономической выгоде.

Среди наиболее видных идеологов анархизма можно упомянуть русских мыслителей Михаила Бакунина (1814–1876) и Петpa Кропоткина (1842–1921). Последний считал средневековый город идеальной единицей общества.

См. также статьи «Капитализм», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Социализм».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 101 ключевая идея политика

АНАРХИЗМ

бывает двух видов:

   1. анархизм, вытекающий из стремления человека к возможно большей свободе,

   2. анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека.

   Анархизм исходит из требования самой неограниченной свободы личности и отрицает какую бы то ни было принудительную власть, государство для него есть организация меньшинства для эксплуатации большинства, и кроме механизма эксплуатации не может быть ничем иным.

   Теория анархизма, вытекающего из стремления человека к возможно большей свободе, развивается в направлении проведение принципа крайнего либерализма в его чистом виде с признанием возможно большей свободы личности и отрицанием государственного вмешательства.  Для сторонников этого направления анархизма жизнь в идеальном обществе должна обеспечиваться свободными компаниями помимо вмешательства принудительной власти. Философию одной из разновидностей этого анархизма представляет Ницше.

   Теория анархизма, вытекающая из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека, развивается в направлении создания идеального общественного строя в виде союза автономных и свободных общин. Этот вид анархизма называют анархизмом революционным или анархизмом социалистическим. Впервые теория этого анархизма была разработана Прудоном (1840), который первый также употребил слово анархия для обозначения идеального, по его мнению, общественного строя, до него анархия была просто безначалием, отсутствием власти. Для Прудона анархизм – это теория преимущественно для крестьянства и мелкой буржуазии. За Прудоном последовал Штирнер (1844). Дальнейшему развитию идея анархии обязана Михаилу Бакунину. Бакунин отрицал государство во всех его проявлениях и основаниях, даже всеобщее голосование, по его мнению, при нынешнем народном невежестве, из него извлекают выгоды только лучше организованные классы, только насильственный переворот признавал он подходящим орудием для водворения на земле идеального строя, в котором не было бы ни частной собственности, ни власти, ни богатства, ни бедности, ни властелинов, ни рабов; все должны работать по мере сил и получать по потребностям. Дальнейшее развитие теории совершил Кропоткин (1890), в которой доказывается, что анархия есть исторически неизбежная дальнейшая ступень общественного развития. По его мнению, и теперь уже многое, что прежде составляло предмет монополии и частной собственности, является предметом всеобщего, совершенно неограниченного пользования; мостами, дорогами, даже публичными библиотеками пользуются все по мере потребности, а не средств или заслуг.

  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

АНАРХИЗМ

(anarchism) Общественно-политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют "ацефальными", т.е. неуправляемыми; в то же время анархизм рассматривается как один из путей трансформации современных развитых обществ. В бытовом употреблении термин означает отсутствие морального и политического порядка. Отрицательное значение "анархизма" такое же древнее, как греческое слово, его обозначающее, усилилось на рубеже XIX–XX вв., когда анархисты совершили несколько громких политических убийств: русского царя Александра II (1881), французского президента Карно (1894) и американского президента Маккинли (1901). Единой позитивной доктрины анархизма не существует, и, если не считать отрицания государства, его теоретики расходятся по самым фундаментальным вопросам, высказывая абсолютно противоположные точки зрения – от пропаганды крайнего индивидуализма (individualism) до призыва к полному коллективизму (collectivism). Если сторонники государства смотрят на него как на необходимый инструмент, служащий в основном для обеспечения безопасности и порядка в обществе, то анархисты, напротив, именно в государстве видят источник проблем, связанных с безопасностью. Самая ранняя разработка теории анархизма, хотя этот термин тогда и не употреблялся, содержится в трактате Уильяма Годвина (Godwin) "Рассуждение о политической справедливости" ("An Enguiry Conserning Political Justice") (1793). Он утверждал, что правительства существуют только за счет обмана и развращения своих подданных. По мере роста интеллекта и здравого смысла граждане непременно осознают идеи справедливости и права и правительствам будет все труднее удерживать власть. В конечном счете они исчезнут. Штирнер (Stirner) употреблял термин "анархизм" по отношению к либерализму, но был самым большим индивидуалистом и отвергал саму идею об обязательности или правдивости. Когда человек осознает себя как единственную ценность, он отвергнет все моральные и институционные структуры; в итоге образуется "союз эгоистов", основанный исключительно на личных интересах каждого. Другие анархисты-индивидуалисты в такие крайности не впадали. Бенджамин Таккер (Tucker) (1854–1939), например, считал, что каждый человек должен пользоваться максимумом свободы, но совместимой со свободой других, а что касается общества, то для его хорошей организации необходимы свободный рынок и отсутствие авторитарных институтов. Эти идеи возродились в 1945 г., порой в форме либертарианизма (libertarianism). Пьер Жозеф Прудон (Proudhon) (1809–65), которого Маркс (Marx) считал основателем научного социализма (до 1846 г., когда Прудон отказался стать французским корреспондентом социалистических изданий, решив, что Маркс слишком авторитарен), прославился как ведущий революционный мыслитель Европы после выхода в свет его книги "Что такое собственность?" ("What is Property?") (1840). На вопрос, вынесенный в заглавие книги, он ответил: "Собственность – это кража". Прудон рассматривал человеческое общество (и Вселенную в целом) как нечто противоречивое, неспособное к изменению, но, во избежание катастрофических крайностей, поддающееся регулированию путем уравновешивания различных сил. Прудон отвергал идеи Бога и государства, а также институты, которые они порождают, считая их двумя взаимосвязанными источниками порабощения человека. Он одним из первых утверждал, что отдельные группы и общество в целом существуют как единое целое, а не являются совокупностями индивидов. В своей теории эксплуатации Прудон в отличие от Маркса, рассматривал прибавочную стоимость, которую присваивают капиталисты, как результат кооперирования труда рабочих, а не как продукт, производимый сверх прожиточного минимума. Он также предлагал заменить государство экономическим и территориальным федерализмом, при котором каждая производственная ячейка управляется рабочими, а каждый регион – людьми, его населяющими. Взаимоотношения между различными уровнями организации, от самой небольшой группы до всего человечества, должны определяться в ходе переговоров делегатов. При таком устройстве, по мнению Прудона, в современном обществе мелкое ремесленное и сельское производство может сосуществовать с производством промышленным. Такой подход более точно отражал картину французской экономики, чем модель Маркса. Михаил Бакунин (Bakunin) (1814–76) был последователем Прудона. Широко распространенный тип наемного рабочего, он рассматривал как раба и по этой причине предлагал ввести коллективную собственность. Государство, по мнению Бакунина, развращает своих граждан, как подчиненных, так и управляющих, уничтожает их человеческий статус. В I Интернационале Бакунин критиковал Маркса, считавшего целесообразным трансформацию государства вместо его полной ликвидации. Эти разногласия привели к развалу организации в 1876 г. Петр Кропоткин (Kropotkin) (1842–1921) пытался научно обосновать свою концепцию анархизма, опираясь на труды Дарвина (Darwin). В работе "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1897) он утверждал, что успех эволюции зависит от степени развития взаимопомощи между особями какого-то конкретного вида, причем не обязательно выгодной каждому из них. Рассматривая эволюцию человечества с этой точки зрения, Кропоткин пришел к выводу, что оптимальной организации общественной жизни отвечает средневековый город. Сохранившиеся с тех времен некоторые формы кооперации могут занять доминирующее положение только в результате революции, объединяющей народные массы и идеи анархизма. Почти по определению, концепций анархизма столько, сколько и его теоретиков. Главный критерий, позволяющий отличать их друг от друга, – это степень признания законности различных действий – от терроризма до пацифизма Толстого (Tolstoy) (1828–1910) и социального переустройства. В противостоянии так называемым тоталитарным (totalitarianism) государствам Гитлера и Сталина анархизм, в отличие от либерализма (liberalism), значительной роли не сыграл, хотя оба течения слились в либертарианизм (libertarianism).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

АНАРХИЗМ

от греч. anarhia — безначалие) — общественно-политическое течение, представители которого считали, что права и свободы индивидуума являются главной ценностью, выступали за немедленное уничтожение всякой власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и обосновывали право каждого на неподчинение государственным и социальным институтам.

Отвергая любой авторитет и государственный строй, в качестве руководящего начала анархисты признают только волю отдельной личности (анархисты-индивидуалисты) или власть общины (анархисты-синдикалисты).

Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом. Анархические настроения были распространены уже в античном мире (например, у киников) и в Средневековье (прежде всего в хилиазме).

Теорию анархизма впервые разработал У. Годвин (1756–1836). Он сформулировал концепцию «общества без государства», основанную на тезисе о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты. Будучи приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в возможность преобразования общества за счет убеждения, пропаганды.

Немецкий мыслитель М. Штирнер (1806–1856), напротив, уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии. Исходя из представления о «Единственном» — уникальной личности, не сводимой к каким-либо социальным ролям, он призывал к низвержению надличностных и деспотических учреждений, экспроприации собственности и объединению «Единственных» в «Союз эгоистов», который бы основывался на взаимном уважении «уникальности» личности каждого и обмене товарами между независимыми производителями без какого-либо институционального посредничества.

Свое развитие анархическое мировоззрение получило в трудах французского философа П. Ж. Прудона (1809–1865), во многом подготовивших появление поколения парижских коммунаров. Утверждая, что источником неравенства и несправедливости в обществе выступает «неэквивалентный обмен», Прудон выдвинул тезис «Собственность есть кража». Вместо современной ему общественной системы, характеризующейся круговой порукой буржуазии и власти, сочетанием централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти», Прудон предлагает организовать безденежный эквивалентный обмен продуктами труда между всеми членами общества как автономными частными производителями.

К центральным идеологам анархизма относят русских мыслителей М. Бакунина и П. Кропоткина. М. Бакунин (1814–1876) резко характеризовал государство как «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности», объединяющее лишь узкую группу людей «с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных». В силу того, что, по мнению Бакунина, никакое государство не может существовать, не совершая преступлений, государство должно быть ликвидировано как институт с предоставлением абсолютной свободы всем его членам объединяться или не объединяться «согласно действительным потребностям и естественным стремлениям всех частей, через свободную федерацию индивидов и ассоциаций, коммун, округов, провинций и наций в единое человечество» («Федерализм, социализм и антитеологизм», 1867).

Русский князь П. Кропоткин (1842–1921) выдвинул коммунистическую версию анархизма, предполагавшую переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. В основе теоретических построений Кропоткина лежал т. н. «биосоциологический закон взаимной помощи». «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не какими бы то ни было властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, также свободно признанными, — писал он. — Каждому отдельному лицу предоставляется, таким образом, свобода действий, чтобы оно могло развить все свои естественные способности, свою индивидуальность… Общество ничего не требует от отдельного лица, чего это лицо само не согласно добровольно в данное время исполнить. Наряду с этим — полнейшее равенство в правах для всех» («Современная наука и анархия», 1913).

К идеологам анархизма часто относят и Л. Толстого (1828–1910), который отрицал государство, считая его преступлением перед Богом. «Лжеучение государства, — заявлял писатель, — состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного народа, одного государства, и отделенным от остальных людей других народов и других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, которое одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено Богом» («Суеверие государства», 1910).

В России идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества (XIX в.), в деятельности различных анархистских групп в годы революции 1905–07 гг. и особенно в годы Гражданской войны (Н. Махно и др.). Реально эта абстрактная и высокая теория верховенства прав индивидуума выродилась в движение пьяных, обвешанных пулеметными лентами матросов или банд казаков, грабивших, убивавших, насиловавших всех подряд.

Противники анархизма, наоборот, доказывали, что т. н. «права личности» вообще могут возникать только в государстве и гарантироваться государством, т. к. в противном случае возникает «война всех против всех», где никакие права не соблюдаются, а прав всегда сильнейший.

В последние десятилетия XX в. идеи анархизма о верховенстве прав личности и непризнании прав государства и социальных институтов были подхвачены частью советской интеллигенции и интегрированы в мировоззрение либерализма. Последствия были схожи с тем, что происходило в годы революции в результате разрушения государства и ослабления социальных институтов: Россию заполонили банды «новых русских» в малиновых пиджаках, каждый день страну потрясали сообщения о заказных убийствах и проч. Эпоха безвластия, анархизма 1990-х гг. была названа в народе временем «беспредела».

К современным последователям анархизма на Западе относят представителей движения антиглобалистов, «новых левых» и т. п. Борясь против всемирного владычества ТНК и мировых торговых организаций за свободный доступ к интеллектуальной собственности, к результатам научных исследований, за открытые «исходники» компьютерных программ они рассчитывают, что роль государственных институтов в общественной жизни будет ослабляться естественным образом, и общество эволюционным путем подведет себя под анархические идеалы.

Идеи классического анархизма были взяты на вооружение идеологами т. н. трайбализма, объявившими войну самому принципу государственности (напр. чеченский теоретик Х. Нухаев) и ратующих за возрождение кровнородственных ячеек общества. Западный вариант неотрайбализма (см. книгу «Нетократия» А. Барта и Я. Зодерквиста) отвергает принцип этатизма в пользу самоорганизующихся сообществ, сетевых «племен» с более узкими идентичностью и лояльностью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме АНАРХИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме АНАРХИЗМ — 0

Найдено книг по теме АНАРХИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме АНАРХИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме АНАРХИЗМ — 0