Алексеев Николай Николаевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1879-1964)
теоретик государства и права, философ, идеолог евразийства. Основные работы: "Основы философии права" (1924), "Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал" (1931), "Идея государства. Очерки истории политической мысли" (1955), "Русская империя в ее исторических истоках" (1958).

Источник: Политология: Словарь-справочник

Алексеев Николай Николаевич
1879-1964) — правовед и политолог, философ, историк общественной мысли, активист евразийского движения, автор книги «Русский народ и государство». Попытался применить феноменологический метод в философии права. Стоял во главе снабжения русской армии (1916-1917), участвовал в избирательной кампании для выборов в Учредительное Собрание. Преподавал в Московском университете (1912-1917), в Праге и Берлине (1922-1931), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940). С 1950 жил в Женеве.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Алексеев Николай Николаевич

(1879-1964) русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912-17), в Праге и Берлине (1922-31), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940). С 1950 в Женеве. Особое внимание придавал единству правовых и нравственных моментов в жизни государства и опирался на опыт древнерусской государственности (идеал «Святой Руси» как «государства-правды»). В России—Евразии сильная государственная власть предполагает наличие духовной элиты («духовного ордена»), обладающей безусловным моральным авторитетом в обществе и действующей в интересах большинства. Алексеев считал, что на смену «объективному» (нормативному) праву должно прийти право «установочное», в большей степени укорененное в культурно-историческом опыте народа и в его религиозно-метафизической традиции. В экономическом плане он отстаивал идею «государственно-частной системы хозяйствования», призванной устранить имущественное и сословное расслоение общества и обеспечить определенное регулирование экономических отношений.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Алексеев Николай Николаевич
1879, Москва —1964, Женева), русский историк и философ права. Окончил Московский университет, в 1908-10 находился в научной командировке в Берлине, Гейдельберге и Париже. Преподавал в Коммерческом институте, в 1916-18 профессор юридического факультета Московского университета. Один из организаторов белого движения, участвовал в боях в составе Добровольческой армии. В 1919 был профессором Таврического университета. В эмиграции преподавал в Праге, Берлине, Страсбурге, Белграде и Женеве. Один из организаторов евразийского движения, внес существенный вклад в разработку государственно-правовых основ евразийства. Автор фундаментального и программного для евразийцев труда «Теория государства» (Париж, 1931) и других работ, где опровергает мифотворчество западников и славянофилов. Алексеев сформулировал представления об «идеократическом государстве», в основе которого лежит единая интегрирующая государственная идея. Однако реальные результаты авторитарных «идеократий» в Германии, Советском Союзе и Италии привели ученого к идеи «демократичности» евразийской государственной модели. Исходя из важнейшего для евразийцев принципа «познай себя и будь самим собой», ученый провел уникальное исследование мировоззрения маргинальных субкультур — казаков, старообрядцев, «заволжских старцев» и других. На основе народных представлений о «Государстве Правды» Алексеев дает ключ к пониманию путей и судеб народов России-Евразии. Ученый, воспитанный и получивший образование в традициях европейской культуры, написал пророческие слова в труде «Введение в изучение права» (1918): «Мы велики размахом. Мы бедны мыслью. Мы не сумели осмыслить наш размах, не сумели осветить его новым общественным сознанием и новой идеологией. Безграничный общественный простор, боязнь всяких принудительных и правовых форм характеризует наше социальное сознание в отличие от западного».

Источник: Геоэкономический словарь-справочник