Аксаков, Константин Сергеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аксаков Константин Сергеевич
1817-1860) – русский публицист, историк, языковед и поэт. Брат И.С. Аксакова, сын Сергея Тимофеевича Аксакова, проникновенного поэта русской природы. Один из идеологов славянофильства. Сформулировал идею уникальности русского национального духа, обосновывал богоизбранность русского народа. Выступал за отмену крепостного права при сохранении самодержавия и за расширение свободы слова. Умер от чахотки.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Аксаков, Константин Сергеевич

Сергеевич

(1817-1860)

идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них - социальный; важное место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй компонент славянофильской идеологии - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры, об исторической роли России. Наконец, третий компонент - религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма. Свойственное славянофилам противопоставление политических и нравственных свобод было доведено К.С. Аксаковым до отрицания политической свободы и полного устранения народа от политики: «отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этой общественной жизнью». Противостоявшее народу самодержавное правление оправдывалось славянофилами тем, что народ ищет не внешней - политической свободы, а «ищет свободы нравственной, свободы духа». В политической концепции славянофилов центральную роль играют два понятия - «Земля» и «Государство». Под Землей славянофилы понимали «общественно-человеческое начало», «неопределенное и мирное состояние народа», «душу народа». Государство - власть внешняя, сила, охраняющая Землю, «дело государево». В частности, К.С. Аксаков представлял государство как внесословный и надобщественный орган и отрицал его позитивную общественную роль. Он подчеркивал: «Государство как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе». Приведенные суждения позволили Н.А. Бердяеву заявить: «Монархизм славянофилов, по своему обоснованию и по своему внутреннему пафосу, был анархический, происходил от отвращения к власти».

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник