АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА
Административная реформа
(Administrative reform, Административдик реформа) – процесс совершенствования механизма государственного управления и отношений в сфере государственного управления.
Административная реформа
(Administrative reform, Администрациялык кайра куруулар) – реформа, направленная на совершенствование работы всего государственного аппарата и укреплению связей с гражданским обществом. Это также объединенная единой концепцией продуманная система мер модернизации различных институтов исполнительной власти.
административная реформа
Administrative Reform. Administrative reform (лат. administrativus, от administrare – помогать, прислуживать, заведовать). Общ.: совокупность решений и мероприятий, направленных на изменение существующей системы государственного управления. В России под А.р. обычно понимается процесс реформирования системы государственного управления, начавшийся в 2003 г. после появления указа президента В.В. Путина № 824 от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 гг.». Изначально включала в себя изменение структуры правительства, разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти. Дальнейшие мероприятия в рамках А.р. были направлены на повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе на прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА
син. «реформа местного самоуправления») — комплекс мер, направленный на оптимизацию государственного аппарата, снижение уровня бюрократии и уменьшение штата чиновников, равно как и на распределение обязанностей и ответственности властей по административным уровням (построение вертикали власти). На деле выражение «административная реформа» является эвфемизмом, скрывающим мероприятия по развалу государственности в Российской Федерации. Начало административной реформе было положено Б. Н. Ельциным в его знаменитом афоризме «берите суверенитета, сколько сможете», после чего в стране начался парад суверенитетов, приведший в отдельных регионах к конфликтам на национальной почве (Башкирия, Татарстан, Тува) и даже к военным конфликтам (Чечня).
В. В. Путин продолжил дело своего предшественника, хотя делает это более завуалировано, выдавая все шаги за укрепление государственности. Например, организация федеральных округов (некоторого подобия генерал-губернаторств), как дополнительного уровня иерархии между федеральной властью и местными (республиканскими, краевыми, областными) уровнями. Данный шаг представлялся, как сильный, как мера, призванная укрепить страну. Но на деле создание федеральных округов привело к увеличению штата чиновников (несмотря на то, что в процессе административных реформ предполагается снижение штата), а также наметило границы распада России на несколько независимых государств. Другой пример противоречивости в декларируемых целях и достигаемых результатах административных реформ заключается в реформе местного самоуправления на уровне районов и населенных пунктов сельского типа. Проводится реорганизация штата чиновников, что проявляется в сокращении должностей на уровне районов и введение этих должностей на уровне сел (сельских советов). Таким образом штат чиновников раздувается в десятки раз.
Между тем, реформаторы пытаются утвердить в общественном сознании мысль о том, что проводимые административные реформы явят своим результатом нечто такое, что окажется по своему существу наследием земств в Российской Империи. Что, в свою очередь, приведет к укреплению демократии в России. Однако на деле все реформы оказываются (нарочно или по глупости реформаторов) больше злом, нежели добром для государства, для страны, для народа.
См. также: вертикаль власти, демократические реформы, система сдержек и противовесов.
В. В. Путин продолжил дело своего предшественника, хотя делает это более завуалировано, выдавая все шаги за укрепление государственности. Например, организация федеральных округов (некоторого подобия генерал-губернаторств), как дополнительного уровня иерархии между федеральной властью и местными (республиканскими, краевыми, областными) уровнями. Данный шаг представлялся, как сильный, как мера, призванная укрепить страну. Но на деле создание федеральных округов привело к увеличению штата чиновников (несмотря на то, что в процессе административных реформ предполагается снижение штата), а также наметило границы распада России на несколько независимых государств. Другой пример противоречивости в декларируемых целях и достигаемых результатах административных реформ заключается в реформе местного самоуправления на уровне районов и населенных пунктов сельского типа. Проводится реорганизация штата чиновников, что проявляется в сокращении должностей на уровне районов и введение этих должностей на уровне сел (сельских советов). Таким образом штат чиновников раздувается в десятки раз.
Между тем, реформаторы пытаются утвердить в общественном сознании мысль о том, что проводимые административные реформы явят своим результатом нечто такое, что окажется по своему существу наследием земств в Российской Империи. Что, в свою очередь, приведет к укреплению демократии в России. Однако на деле все реформы оказываются (нарочно или по глупости реформаторов) больше злом, нежели добром для государства, для страны, для народа.
См. также: вертикаль власти, демократические реформы, система сдержек и противовесов.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Административная реформа
Низкая эффективность власти, засилье чиновничества, коррупция и злоупотребления служебным положением — претензии, регулярно и обоснованно предъявляемые россиянами отечественному государственному аппарату. Резонно было бы в этой связи ожидать широкой общественной поддержки административной реформы как комплекса преобразований, призванных качественно преобразить нашу государственную службу, сделать ее компактной, деловитой и заслуживающей доверия граждан, словом, превратить чиновника из «господина» — в «слугу народа». За время президентства В. Путина отношение избирателей к отечественной бюрократии если и улучшилось, то ненамного. 16% опрошенных в сентябре 2005 г. россиян отмечают значительные перемены к лучшему в работе органов государственной власти за этот период, еще 25% фиксируют незначительные улучшения.
Арифметическое большинство, однако, считает, что все осталось как раньше (33%). Правда, ухудшение в работе власти заметны только 8% опрошенным.
Основной вектор позитивных изменений, происходящих с российской властью — ее разворот лицом к людям, связанный с курсом и личностью В. Путина. Те 41% респондентов, кто отмечает такие изменения, говорят прежде всего о том, что власть стала больше внимания уделять простому человеку (19%), и связывают это с политикой президента (15%). Фиксируются также такие явления, как усиление президентского контроля над деятельностью органов власти (12%) и укрепление порядка и законности (11%). Бичом российской власти остаются ее безответственность (только 4% говорят, что за последние пять лет ее стало меньше) и коррупция (только 1%). О том же, по сути, говорят и критики власти: 36% негативно оценивающих изменения последних лет обвиняют власть в невнимании к нуждам простых людей, 20% — в коррупции, 13% — в слабости, 11% — в отсутствии порядка и стабильности, 10% — в отсутствии жесткого контроля над деятельностью власти. Критерии оценки качества работы государственной службы у апологетов В. Путина и его критиков схожи или даже идентичны; различается лишь оценка того, насколько успешны действия президента по тому или иному направлению. Пока даже по такой болезненной и проблемной теме, как качество работы власти, этот баланс складывается в пользу главы государства.
При этом отношение россиян к конкретной версии административной реформы, чья реализация стартовала весной 2004 г., существенно более осторожно, чем можно было надеяться. Прежде всего, серьезной пропаганды принципов и целей реформы организовано не было, она прошла, по большому счету, в информационном вакууме. Фокус внимания и интереса граждан в момент запуска реформы был сконцентрирован на совершенно другой теме — выборах президента России, прошедших в марте 2004 г.
Сложность и малопонятность новой организационной схемы правительства, включая разделение федеральных органов исполнительной власти на три уровня (министерства, службы и агентства), осталось непонятным большинству избирателей.
Но были и заинтересовавшие их новации, такие, как сокращение числа вице-премьеров правительства до одного и заместителей министров — до двух. После того, как в ноябре 2005 г. на уровне правительства было принято решение отказаться от такого норматива, всероссийский опрос показал, что 47% респондентов поддерживают прежнюю модель («один премьер — один вице, один министр — два зама»), и только 16% считают, что несколько заместителей — лучше.
Спрашивая в ноябре 2005 г., спустя почти полтора года после старта административной реформы, о ее ходе, мы получаем только 6% заявивших, что имеют достаточно информации о ее целях, принципах и результатах. Еще 45% «что-то слышали» о реформе, и столько же — не слышали ничего. И даже в группе высокообеспеченных россиян информированных о реформе хоть и больше, но не радикально (11% имеют достаточно информации, 46 — что-то слышали).
Оценка результативности административной реформы также невысока: только 6% признали, что правительство стало работать лучше, чем раньше. Относительное большинство — 31% — не видят позитивных итогов реформы, но считают, что нужно ее продолжать, чтобы таких результатов добиться. 21% опрошенных считают, что продолжение или отказ от реформы ничего в уровне эффективности власти не изменит, а 4% предлагают срочно свернуть преобразования, которые, на их взгляд, только ухудшили работу правительства. Итак, останавливать преобразования не надо — нужно скорее «продолжать в том же направлении, в каком это происходит сейчас» (мужчина 33 лет, г. Лермонтов Ставропольского края, на фокус-группе в ноябре 2005 г.), в надежде на будущую отдачу. И акцентировать при этом тему более жесткого контроля над чиновниками и установления им реальной меры ответственности за действия и бездействие.
В. В. Федоров
Арифметическое большинство, однако, считает, что все осталось как раньше (33%). Правда, ухудшение в работе власти заметны только 8% опрошенным.
Основной вектор позитивных изменений, происходящих с российской властью — ее разворот лицом к людям, связанный с курсом и личностью В. Путина. Те 41% респондентов, кто отмечает такие изменения, говорят прежде всего о том, что власть стала больше внимания уделять простому человеку (19%), и связывают это с политикой президента (15%). Фиксируются также такие явления, как усиление президентского контроля над деятельностью органов власти (12%) и укрепление порядка и законности (11%). Бичом российской власти остаются ее безответственность (только 4% говорят, что за последние пять лет ее стало меньше) и коррупция (только 1%). О том же, по сути, говорят и критики власти: 36% негативно оценивающих изменения последних лет обвиняют власть в невнимании к нуждам простых людей, 20% — в коррупции, 13% — в слабости, 11% — в отсутствии порядка и стабильности, 10% — в отсутствии жесткого контроля над деятельностью власти. Критерии оценки качества работы государственной службы у апологетов В. Путина и его критиков схожи или даже идентичны; различается лишь оценка того, насколько успешны действия президента по тому или иному направлению. Пока даже по такой болезненной и проблемной теме, как качество работы власти, этот баланс складывается в пользу главы государства.
При этом отношение россиян к конкретной версии административной реформы, чья реализация стартовала весной 2004 г., существенно более осторожно, чем можно было надеяться. Прежде всего, серьезной пропаганды принципов и целей реформы организовано не было, она прошла, по большому счету, в информационном вакууме. Фокус внимания и интереса граждан в момент запуска реформы был сконцентрирован на совершенно другой теме — выборах президента России, прошедших в марте 2004 г.
Сложность и малопонятность новой организационной схемы правительства, включая разделение федеральных органов исполнительной власти на три уровня (министерства, службы и агентства), осталось непонятным большинству избирателей.
Но были и заинтересовавшие их новации, такие, как сокращение числа вице-премьеров правительства до одного и заместителей министров — до двух. После того, как в ноябре 2005 г. на уровне правительства было принято решение отказаться от такого норматива, всероссийский опрос показал, что 47% респондентов поддерживают прежнюю модель («один премьер — один вице, один министр — два зама»), и только 16% считают, что несколько заместителей — лучше.
Спрашивая в ноябре 2005 г., спустя почти полтора года после старта административной реформы, о ее ходе, мы получаем только 6% заявивших, что имеют достаточно информации о ее целях, принципах и результатах. Еще 45% «что-то слышали» о реформе, и столько же — не слышали ничего. И даже в группе высокообеспеченных россиян информированных о реформе хоть и больше, но не радикально (11% имеют достаточно информации, 46 — что-то слышали).
Оценка результативности административной реформы также невысока: только 6% признали, что правительство стало работать лучше, чем раньше. Относительное большинство — 31% — не видят позитивных итогов реформы, но считают, что нужно ее продолжать, чтобы таких результатов добиться. 21% опрошенных считают, что продолжение или отказ от реформы ничего в уровне эффективности власти не изменит, а 4% предлагают срочно свернуть преобразования, которые, на их взгляд, только ухудшили работу правительства. Итак, останавливать преобразования не надо — нужно скорее «продолжать в том же направлении, в каком это происходит сейчас» (мужчина 33 лет, г. Лермонтов Ставропольского края, на фокус-группе в ноябре 2005 г.), в надежде на будущую отдачу. И акцентировать при этом тему более жесткого контроля над чиновниками и установления им реальной меры ответственности за действия и бездействие.
В. В. Федоров
Источник: Словарь политических терминов.