ИДЕОЛОГИЯ

Найдено 37 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИДЕОЛОГИЯ
это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Идеология
более или менее целостный и внутренне связный набор идей, служащий основой для организованных политических действий.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

ИДЕОЛОГИЯ
от греч. idea - понятие, идея и logos - слово, учение) - система взглядов на природу. И. - концентрированное и систематизированное выражение целей и ценностей в политике.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Идеология
определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Идеология
система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Идеология
«ложное сознание» (К. Маркс) совокупность представлений о должном общественно-политическом устройстве, фактически выражающая интересы правящего слоя и (или) господствующей экономической группы.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Идеология
система взглядов и идей, в которых выражает ся отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения человека, классов, партий тех или иных эпох, поколений.

Источник: Методические указания по политологии

Идеология
система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение социальных групп, движений и партий к действительности; существует обычно в форме концепций, доктрин, учений, служащих основой политических действий.

Источник: Политико-терминологический словарь

Идеология
(греч. - понятие + логия) - система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

ИДЕОЛОГИЯ
-и, ж. (греч. ιδεολογία, от ιδεα – прообраз, идея и λογος – слово, разум, учение. Система взглядов, идей, характеризующих какую-н. социальную группу, класс, политическую партию, общество. На ближайшем заседании ФПС займемся разработкой идеологии (РГ. 2012.27.02).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

ИДЕОЛОГИЯ

Совокупность форм общественного сознания - политических, правовых, научных, философских, религиозных, моральных (этических), художественных (эстетических) взглядов. Господствующей является И. того класса, к-рый господствует экономически и политически.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ИДЕОЛОГИЯ
от идея и ...логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин "Идеология" нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

Источник: Словарь по политологии

Идеология
система взглядов и идей, отражающая мировоззрение, идеалы и интересы групп общества. Для распространения И. используется идеологический механизм. При ведении ИМ в обучаемом обществе, состоящем из Учеников, И. отражается в последовательности указаний идеолога. Материалистическая И. выражается в указаниях, отражающих реальные результаты работы Объекта, и приводит к развитию обучаемого общества.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

Идеология
(от греч. «idea» – представление, «logos» – понятие, учение) – система взглядов, идей, ценностей, выражающих отношение различных социальных групп, движений и партий к социальной действительности, тем или иным общественным проблемам и конфликтам; получающая свое выражение в форме концепций, учений, программ социальной деятельности, направленных на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ИДЕОЛОГИЯ
это система идей, которая стремится объяснять мир, и изменять его. Термин «идеология» появился во время французской Революции, его ввел философ Антуан-Луи-Клод де Траси (de Тrасу, 1754—1836). Конкретная идеология определяется пятью характеристиками: 1. объяснительной теорией человеческого опыта и мироздания, 2. программой социальных и политических преобразований, 3. методами реализации программы, 4. методами привлечения, подготовки и организации сторонников идеологии, 5. методами управления самыми широкими слоями населения и, в случае прихода к власти, государством.

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

Идеология
(греч. Idea – мысль, logos – слово) – 1) система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности через призму интересов классов, социальных слоев и групп; 2) национальная разновидность идеологических течений, предполагающая постановку властно значимых проблем в качестве составных частей решения национального вопроса. Вырабатывает программу обеспечения культурной самостоятельности и свободы наций, задает цели политического поведения граждан на основе их национальной идентификации.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

ИДЕОЛОГИЯ
система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и др., вплоть до мировоззрения и жизненных позиций носителей какой-либо идеологии. Политика и И. - наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, замещается И.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Идеология
от греч. idea идея и logos учение: учение об идеях)
1) система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания;
2) национальная: разновидность идеологических течений, предполагающая постановку властно значимых проблем в качестве составных частей решения национального вопроса. Вырабатывает программу обеспечения культурной самостоятельности и свободы наций, задает цели политического поведения граждан на основе их национальной идентификации;
3) политическая: совокупность преимуществу систематизированных представлений топ или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели, с помощью политической власти или воздействия на нее.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ИДЕОЛОГИЯ
Система взглядов, мыслей, идей, которые интегрированы в определенные рамки картины мира (конкретных интересов определенных социальных групп, партий, классов) и отражающие ее смыслообразующие проявления. Термин «идеология» ввел французский философ Антуан Дестют де Траси, который подразумевал под идеологией учение об идеях, позволяющее сформулировать основы политики и этики, открыть истинную организацию дискурса – способности суждения и оценки в различных областях1. Внешнеполитическая идеология – система идей и представлений одного субъекта по отношению к другим субъектам мировой политики через призму ценностных основ поведения в рамках действующей системы международных отношений, а также в рамках целевых и пропагандистских установок, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективу. С понятием «внешнеполитическая идеология» тесно связаны «мягкая сила» и «политическое мышление». Внешнеполитическую идеологию можно рассматривать как инструмент, политическое мышление же находится в тесной связи с внешнеполитической идеологией.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

идеология
Ideologie. Ideology (франц. idéologie от греч. Íδέα – прообраз, идея + λόγος – слово, учение). Термин введен во Франции А. Дестютом де Траси в 1796 г. Общ.: И. (в нейтральном смысле) представляет собой идейное учение, т. е. попытку научно упорядочить различные представления о смысле и предназначении жизни, условиях и целях сосуществования и т. д. Из данных усилий исторически возникли различные направления общественной мысли. Полит.: В политическом смысле И. служат обоснованием и оправданием политических действий. Поэтому И. всегда являются а) комбинацией определенных мировоззрений (коммунизм, консерватизм, либерализм, социализм), которые соответственно поддерживают специфический образ мышления и ценностные установки, и б) комбинацией определенных интересов и взглядов, которые, как правило, служат собственным (редко бескорыстным) целям, т. е. наряду с идеями и мировоззрением отражают также желание и (стремление) к конкретным политическим и социальным преобразованиям. И. являются существенной частью политической ориентации, не только необходимостью, но и ограничением политических действий. См.: Коммунизм – Консерватизм – Либерализм – Социализм

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Идеология
система политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных, философских взглядов, всегда отражающая интересы определенного класса и определяемая в конечном итоге условиями материальной жизни общества. Идеология бывает пролетарской, буржуазной, мелкобуржуазной и т. д. Идеология оказывает активное воздействие на развитие общества, причем сила этого воздействия зависит от положения класса в обществе (идеология господствующего класса воздействует сильнее). Прогрессивная, передовая идеология восходящего класса (пролетариата) влияет на ход общественной жизни положительно, способствуя ее прогрессивному развитию; реакционная идеология отживающих свой век классов, например буржуазии, тормозит развитие общества, мешает ему. Основой идеологии рабочего класса является марксизм-ленинизм. «Это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание самого справедливого общества — коммунизма» (из Заявления Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, 1960 г.). Идеологии пролетариата и буржуазии непримиримы. Идеологическая борьба — важнейшая составная часть классовой борьбы пролетариата.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ИДЕОЛОГИЯ
относительно упорядоченная система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей друг к другу и окружающему миру; результат рационального и эмоционального освоения человеком окружающей действительности и самого себя. И. включает представления об устройстве мира, сущности человека и смысле его бытия, ценностные ориентации, цели (программы) социальной деятельности и т. д. В зависимости от специфики объекта познания И. приобретает тот или иной конкретный характер (форму) — политический (если объектом познания выступает политическая реальность), религиозный (если таковым является посмертное бытие человека) и др. Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским философом и экономистом Дестют де Траси (1754–1836): в его четырехтомном труде «Элементы идеологии» была предпринята попытка разработать «науку об идеях» (ideologie), способную послужить основанием для радикального преобразования мира. И. может как целенаправленно создаваться профессионалами-идеологами, так и возникать стихийно; она непосредственно влияет на общество и человека, определяя содержание, направленность и динамику общественного развития. Смысл и назначение любой И. — обоснование и оправдание (легитимация) определенного типа организации жизни людей в обществе, тех или иных принципов жизнеустройства.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Идеология
система взглядов, идей, понятий, представлений. Идеология выражается в философии, морали, правовых воззрениях, искусстве, науке, религии. Марксизм-ленинизм доказал, что идеология, определяется в конечном счете способом производства и вырастает на основе существующих экономических и классовых отношений. Вместе с изменением этих отношений изменяется и идеология. В классовом обществе идеология является классовой, она зависит от положения, занимаемого классами в общественном производстве. В капиталистическом обществе буржуазия владеет всеми орудиями и средствами производства, она эксплуатирует рабочий класс. Этим определяется и ее идеология. Идеология в зависимости от своего содержания или задерживает общественное развитие, или, наоборот, ускоряет его. Революционная идеология пролетариата-марксизм-ленинизм-величайшая революционная сила, направленная на уничтожение капитализма и на построение коммунизма. Марксизм-ленинизм как идеология пролетариата создан в результате изучения законов развития общества и обобщения опыта классовой борьбы. Марксизм-ленинизм сложился в ожесточенной борьбе с буржуазными и оппортунистическими идеологиями, в корне враждебными пролетариату. В СССР, стране социализма, в советском обществе господствует марксистско-ленинская идеология. Идеолог-защитник, выразитель интересов какого-либо класса или общественной группы.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ИДЕОЛОГИЯ
от греч. idea - идея, представление и logos - понятие, учение) - более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества или его части (класса, социального слоя, группы, нации, партии, движения и т.д.).
В И. включаются самые различные взгляды и идеи, но особенно важное место в ней занимают философские, политические, социальные, правовые, моральные, эстетические, религиозные. В них осознается и отражается отношение того или иного социального субъекта к социально-политической реальности, дается ее оценка с позиций его интересов, ценностей, целей и идеалов. И. обычно разрабатывается теоретиками партий, организаций, движений, выступающими в этой связи в качестве их идеологов. Характер И. определяется природой того класса, социальной группы, общности, партии или движения, интересы которого она выражает. Процесс одностороннего, однобокого понимания и истолкования социально-политических явлений и процессов как только выражения классовых интересов, внедрение такого подхода в разностороннюю жизнедеятельность общества вплоть до прямого подчинения ему всей теоретической, политической и практической деятельности (идеократия) называется идеологизацией. Она не учитывает др., помимо классовых, интересов и факторов, не признает примата общечеловеческих интересов и ценностей. Но, отказываясь от утвердившейся у нас в прошлом «сверхидеологизации», нельзя в то же время не видеть важной роли И. и идеологической борьбы в общественном развитии.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ИДЕОЛОГИЯ
гр. idea понятие, идея + logos учение) - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности. В 1796 французский философ Д. де Траси впервые употребил термин "И." для обозначения новой эмпирической науки об идеях.
В мировой политологии сложились различные суждения об И. В марксизме, напр., этот термин используется в трех смыслах: 1) ложного, извращенного сознания; 2) вида теоретического сознания; 3) всей совокупности сознания определенного класса. По К. Марксу, И. включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства.
Попытку социологического исследования И. предпринял К .Маннгейм. Для него И. - способ понимания общественно-политических явлений правящим классом, признаваемый им единственно истинным. Ученый подчеркивает важную характеристику И. - ее систематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действия.
В современной политологии И. чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Несмотря на критические суждения об И., связанные с влиянием человеческих интересов на идеологическое сознание, отсутствием четкой границы между истинами и ценностями, многие современные И. претендуют на научность, представляя со-1 бой целостную, взаимосвязанную систему взглядов, идей, в которой выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литер туры и т.д.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ИДЕОЛОГИЯ
политическая — относительно упорядоченная система политических идей отдельного человека, социальной группы, общества. И.п. является следствием естественного взаимопроникновения идеологии и политики — двух наиболее активных социальных подсистем: политика идеологична по самой своей сути как стремление управлять обществом во имя определенных идей; любая идеология неизбежно приобретает политический характер, как только предпринимает попытку реализации своих идей на уровне общества в целом. И.п. может быть результатом как целенаправленного создания профессиональными идеологами, так и стихийного формирования под влиянием окружающей политической действительности. Официальная И.п. государства называется государственной идеологией. Будучи функционально связанной с политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой, И.п. непосредственно воздействует на политический процесс, регулирует политическую жизнь общества и личности. Многообразие политических идеологий, существующих в современном мире, связано с различием их исходных посылок, трактовки конкретных проблем (свободы, равенства, социальной справедливости), политических интересов носителей — конкретных социальных групп, провозглашаемых идеалов и целей. На каждом новом этапе развития общества идеология предлагает новые, более адекватные виды типологии политико-идеологического феномена, которые также существенно отличаются один от другого в зависимости от критерия классификации. Следует иметь в виду, что терминология, традиционно используемая дляобозначения конкретных вариантов современной И.п. (либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, коммунизм, фашизм, экстремизм), весьма условна и зачастую не отражает реального содержания. Поэтому политическая теория предпочитает сегодня подробное, внутренне непротиворечивое описание отдельных разновидностей И.п. попыткам их общесистемной типологии.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ИДЕОЛОГИЯ
греч. понятие и logos — учение) — система политических, правовых, религиозных, философских представлений, взглядов и идей, отражающих интересы, мировоззрение, идеалы людей, социальных групп, политических партий, общественных организаций и общества в целом. Идеология — духовное образование, так как выходит за рамки повседневного эмпирического опыта, но при этом идеология имеет и практическое значение — она сплачивает людей, определяет их мотивацию. Используя определенную систему ценностей, она формирует индивидуальное и массовое сознание, закрепляет цели и программы, определяющие характер и направления развития социальных отношений. Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский философ А. Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801-1815). К первым классическим политическим идеологиям, возникшим в XVIII в., относят консерватизм и либерализм, в XIX в. появляются социалистические идеологии (социал-демократия, утопический социализм, марксизм), анархизм и пр. В XX в. возникают и так называемые национальные идеологии — фашизм, национал-социализм, а также коммунистическая идеология (марксизм-ленинизм). К современным политическим идеологиям относят неоконсерватизм, неолиберализм, неомарксизм и другие. Видами религиозных идеологий являются христианская демократия, исламский фундаментализм, ортодоксальный индуизм. К основным функциям идеологии относят: 1) ориентационную— идеология задает направление человеческой деятельности, формулирует основные цели общественного развития; 2) мобилизационную — идеология выступает как непосредственный мотив политической деятельности, побуждая общество, социальные группы к активной политической деятельности; 3) интеграционную — идеология способствует формированию единства социальной группы, созданию единого политического сообщества; 4) коммуникативную— идеология формирует систему политического общения между представителями той или иной социальной группы.

Источник: Новейший политологический словарь

ИДЕОЛОГИЯ
система идей, представляемая в Советском Союзе слепком классовых интересов. Считается, что в любом обществе существуют две основные И.: «господствующего класса» и «эксплуатируемых». При этом отмечается, что «истиной» является И. класса, осуществляющего исторический прогресс. В современную эпоху - это И. пролетариата (и солидаризирующихся с ним социальных классов и групп), который, уничтожая капитализм, осуществляет строительство коммунистического общества. Все остальные И. — национальные, религиозные, политические — рассматриваются как реакционные и служащие интересам капитализма.
Коммунисты не объясняют многообразия мировоззрений в современном обществе. Деление идейных течений на «прогрессивные» и «реакционные», на «антикапиталистические» и «буржуазные» осуществляется с учетом политической конъюнктуры. В качестве «передовой И.» может быть представлено любое духовное течение, представители которого ищут поддержки Советского Союза или подпадают под его влияние.
Коммунистическая И. в ее советском варианте провозглашается научной только на том основании, что она опирается на «единственно верное» социально-политическое учение марксизма, основу которого составляют теории об общественно-экономических формациях и классовой борьбе. Любые изменения в канонизированном марксизме допускаются только с разрешения и одобрения ЦК КПСС. Надпартийная И. объявляется ревизией коммунистического «наследия» и сурово клеймится как проявление антисоветизма.
ПРИМЕРЫ: «Сейчас происходит схватка двух миров, двух главных идеологий, олицетворяющих две противоположные социальные системы». («Международная жизнь», 1983, № 7, с. 12.) «Общественный строй, идеология, коренные интересы классов, стоящих у власти социалистических и капиталистических стран, противостоят друг другу». («Агитатор», 1983, № 19, с. 38.) «Рабочий класс уже в условиях буржуазного общества создает свою идеологию, свои взгляды на политику, экономику, литературу и искусство, воспринимая все лучшее, что накоплено мировой культурой». («Антисоветизм на службе империализма», М., «Мысль», 1976, с. 101.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

ИДЕОЛОГИЯ

Широко признано определение идеологии как набора принципов, которыми мотивируется деятельность политических партий, в частности, создается мысленный образ общества, к созданию которого партии стремятся. Соответственно, идеология является объединительной силой, которая связывает лидеров партии и ее сторонников, внутренне стимулирует их в совместной работе над реализацией общей цели.
Впрочем, движущей силой проводимой партией политики не всегда является идеология. В Соединенных Штатах политические партии гораздо менее идеологизированы, чем европейские политические объединения. Но и в Европе партии могут отходить от, казалось бы, свойственной им идеологии, делая выбор в пользу прагматизма, то есть реагируя на события по мере их возникновения, не опираясь на некую исходную идеологию.
В условиях, когда идеология утрачивает значение движущей силы, определяющей мотивацию политической партии, возникает опасность того, что политики будут восприниматься лишь как частные лица, претендующие на высокие посты ради личной власти, которую эти посты им обеспечивают. Отсутствие ясно сформулированной идеологии также может привести к ситуации, при которой избирателям сложно дифференцировать политические партии.
Марксисты пользуются более четким определением идеологии. Для них идеология — это стройная система идей, ценностей и представлений, позволяющая человеку четко ориентироваться в социальном мире. Идеология является производным от социального класса, которому человек принадлежит. С другой стороны, марксисты утверждают, что в странах либеральной демократии доминирует идеология правящего класса (или буржуазии), которой обеспечивается покорность и смирение рабочего класса (пролетариата) в отношении эксплуатации и социального неравенства. Доминирование в обществах такого типа буржуазных идей (обеспечиваемое контролем буржуазии над системой образования и средствами массовой информации) приводит к формированию у пролетариата представлений, которые Фридрих Энгельс (1820–1895) определил как «ложное сознание», препятствующее осознанию факта собственной эксплуатации и формирующее согласие с существующей социальной системой, которая через манипулирование общественным сознанием добивается признания собственной легитимности.
См. также статьи «Выборы», «Легитимность», «Марксизм-ленинизм», «Политика консенсуса», «Политический спектр», «Социал-демократия», «Социализм».

Источник: 101 ключевая идея политика

Идеология

- система взглядов, идей, понятий, в которой концентрируетсятся отношения собственности, отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений. Идеология - надстройка на экономическом базисе в сфере сознания и средство защиты классовых интересов.
Идеология защищает интересы того или иного класса и всегда является классовой. Принципиально существуют две основные идеологии - идеология эксплуатирующего класса (на современном этапе - буржуазии) и идеология эксплуатируемого класса (на современном этапе - промышленного и сельскохозяйственного рабочего класса, а также части интеллигенции).
Первая основана на стремлении к прибыли и на допустимости эксплуатации, каждый человек рентабелен лишь постольку, поскольку приносит прибыль, формально провозглашает равенство всех людей (общество равных возможностей), на самом деле оправдывает привилегии собственников средств производства и денег; общество, другие личности и природа оказываются подчиненными интересам отдельных лиц - обладателей капитала. Эта идеология разобщает людей, создает войну всех против всех, противопоставляет личность обществу и другим личностям, позволяет хищнически эксплуатировать природу, не компенсируя нанесенный ей паразитическими действиями ущерб.
Вторая основана на стремлении улучшения жизни людей (производство для человека), поэтому отрицает эксплуатацию и стремление к прибыли, ставит на первое место общественные интересы, тем самым воспитывая коллективизм, взаимопомощь, гуманизм, бережное отношение к обществу, друг к другу и к природе, обеспечивает реальное равенство людей.
Идеология оказывает активное влияние на развитие общества, ускоряя или тормозя его. При капитализме буржуазная идеология навязывается массам через СМИ - средства массовой информации (газеты, телевидение, радио, кино, театры и т.д.), в определенной мере стабилизируя социальную обстановку в целях сохранения господства буржуазии.
На данном этапе развития в обществе существует три основных идеологии:
- буржуазная - идеология паразитических слоев общества, владельцев крупного капитала, защищающая право частной собственности на средства производства, право собственников на эксплуатацию людей наемного труда, правомерность разделения людей по имущественному признаку, приоритет потребления, праздности, удовольствий над трудом и производством;
- мелкобуржуазная - идеология значительной части населения, ставящей личные интересы выше общественных, стремящейся к получению личных благ за счет общества или других людей;
- коммунистическая - идеология передовой части трудящихся, основанная на приоритете труда и общественных интересов перед групповыми и личными и на отрицании эксплуатации и угнетения человека человеком в любых формах.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

ИДЕОЛОГИЯ
(ideology) Комплекс всеобъемлющих и внутренне связанных друг с другом идей, в соответствии с которыми любая социальная группа воспринимает и оценивает мир, например католицизм, ислам, либерализм и марксизм. Идеология должна давать: а) объяснение, каким образом те или иные явления стали такими, каковы они есть; б) указание направления развития этих явлений (руководство к действию); в) критерии различения истины и лжи, действенных аргументов и несущественных. Идеология – это также и вера, будь то в Бога, Провидение или Историю, к которой ее последователи могут прибегнуть как к последнему средству, столкнувшись с давлением окружающего мира. Термин имеет различные сопутствующие значения и по крайней мере в отношении основного значения обязательно содержит уничижительную оценку: именно "идеологией", как правило, обозначают идеи и воззрения других, но никогда – свои собственные. В частности, марксисты обычно называют "идеологей" господствующий взгляд на мир. Даже по Карлу Маннхейму (Mannheim), не марксисту, идеология стремится поддерживать статус-кво и ее следует отличать от утопического мышления, ибо она направлена на изменение действительности. Для других идеология может означать любой комплекс идей, например Просвещение (Enlightenment), весьма абстрактных (а потому способных указать неверное направление вырабатываемых на их основе решений) и весьма честолюбивых в результате подталкивающих к зарождению мыслей о глобальном реформировании. Понимание идеологии (в ее первоначальном смысле), как любого комплекса идей, базируется на следующем: идеология имеет границы; она может быть всего лишь одним из ряда возможных комплексов идей; вера в нее может быть соотнесена с объективностью при помощи аргументов, весьма отличных от ее предполагаемой истины. Напротив, обвинение в излишней абстрактности может быть брошено теоретикам их более практичными товарищами по партии или классу, сплоченными общностью интересов и убеждений: тут речь идет всего лишь о тактике. Марксистский подход к идеологии сталкивается с тремя трудноразрешимыми вопросами. Во-первых, почему один класс, буржуазия, имеет идеологию, отвечающую ее интересам, а другой класс, пролетариат, должен страдать от веры в господствующую идеологию, приводящую к деятельности, основанной на ложном сознании и совершенно чуждой его подлинным интересам? Во-вторых, каким образом кто-либо, сформировавшийся внутри общества, способен объективно проанализировать и оценить идеологии, притягательные для других? В-третьих, какой веры должен придерживаться подобный независимый судья, чтобы она сама не была бы идеологией, которая в свою очередь есть предмет объективного суждения? Отвечая на эти вопросы, философы-материалисты заявляют, что человек мыслящий, интеллектуал, осознавая относительность и историчность идей, способен освободиться от уз идеологии. Однако стоит только отойти от частного вывода о приоритете интеллектуалов в возможности различать обе стороны спорного вопроса, как сразу же возникает опасность скатиться к идеализму Гегеля, т. е. идеологию (если таковая вообще была), в которой история предстает в виде все более широкого освобождения человеческого духа от идеологии, кульминацией чего становится абсолютная свобода.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Идеология
(от греч. - идея и logos-слово, понятие, учение) - система взглядов на мир, совокупность идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, интересы, цели, намерения. умонастроения людей, классов, социальных групп, политических партий, объектов политики и власти тех или иных эпох, поколений. общественных движений, вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии. Термин «идеология» ввел французский ученый А.Л.К.Лестют де Граси - («Элементы идеологии». Т.1-4), стремившийся найти в мировоззрении и явлениях сознания основы политики, морали, социологии логические и психологические объяснения. Свое определение идеологии (примерно в том же русле научного познания) дают авторы учебника «Политология». М.,2009 - Мельвиль Андрей Юрьевич - проректор МГИМО МИД России, декан факультета политологии, доктор философских наук, профессор и его коллеги из Московского государственного университета международных отношений МИД России: Т.А.Алексеева, К.П.Баришполец, А.Л.Денярев, Л.Г.Миронюк, Е.Б.Шестопал и другие. Но их мнению (См., указ.соч. С.565) идеология - это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идеи состояния общества, которые создают основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование, совершенствование или разрушение конкретной политической деятельности. В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с трудами К.Маркса (Карл Маркс (1818-1883) - основные работы: «Капитал», «Нищета философии». «Манифест Коммунистической партии» (совместно с Ф. Энгельсом) и др.; Карла Мангейма (1893-1947) - Карл Мангейм - выдающийся немецкий социолог, философ, политолог, один из создателей социологии знания, автор таких работ, как: «Историцизм» (1924); «Проблема социологии знания» (1925); «Человек и общество в эпоху преобразования. Исследования современной социальной структуры»: «Свобода, власть и демократическое планирование» - посмертное издание и др. По К.Мангейму, идеология - форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда - представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности. Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, притязающей на обладание абсолютной истиной (К.Поппер, Дж.Тэллюн, Х.Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального и политического контроля на службе тоталитарного режима, или шире, как орудие властвования правящей политической элиты, подчиняющей себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г.Моска, В.Парето). Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических и неполитических группировках, партиях, союзах, общественных движениях. По мнению автора настоящего словаря, идеология - система социально-политических, правовых, нравственных, религиозных и философских идей, в которых оцениваются отношения людей к общественной деятельности.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ИДЕОЛОГИЯ
от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.
Развитие науки в Западной культуре привело к господству "объектного" осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека - осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориентации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые модифицируют содержание знания об общества.
Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению либерального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциация идеологий проявляется с появлением радикализма, в особенности, пролетарского, в частности, марксизма.
Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выражали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм, либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие интересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая реальность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.
Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проблемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализированных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса, поэтому проблема утопичности политической деятельности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время разделить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщества.
Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой "нестрогой и субъективированной" формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта "идеология" получила название "деидеологизации" (Д.Белл). Но практика показала утопичность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтернативное "неидеологичное" осознание общества.
Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечеловеческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном политическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-политических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборства различных идеологических и политических субъектов.
Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.

Источник: Словарь по политологии

ИДЕОЛОГИЯ
(от греч. idea понятие, идея и logos учение) система взглядов на природу, общество и личность, обусловленных материальными, в первую очередь производственными отношениями в обществе. Включает философские, политические, экономические, нравственные, религиозные, эстетические и др. идеи. Возникнув с разделением общества на классы, И. в классовом обществе носит классовый характер. «...В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, отмечал В.И. Ленин, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии». В современном мире существуют и противоборствуют две И.: социалистическая и буржуазная. Внутри буржуазной И. есть множество течений, школ, направлений и т. д., нередко противостоящих друг другу по тем или иным вопросам. Это многообразие течений отражает сложную, противоречивую социальную структуру буржуазного общества, интересы его многочисленных общественных слоев, прослоек и т. д., в т.ч. группировок внутри правящего буржуазного класса. Однако при всех различиях эти течения стоят на почве одного и того же социального устройства, правопорядка частной собственности. Классовая природа их теорий обнаруживается особенно отчетливо в переломные моменты истории, в периоды революций, когда консерваторы, либералы, оппортунисты всех школ и направлений выступают единым фронтом против революционных сил. «Буржуазная идеология, отмечалось в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, идеология обслуживания капитала и прибылей монополий, авантюризма и социального реванша, идеология общества без будущего. Ее установки очевидны: любыми приемами приукрасить капитализм, прикрыть его природную античеловечность и несправедливость, навязать свои стандарты жизни и культуры; всеми способами очернить социализм, исказить смысл таких ценностей, как демократия, свобода, равенство, социальный прогресс».
Мелкобуржуазная И. — составная часть буржуазной И. В силу промежуточного положения мелкобуржуазных слоев, находящихся между крупной и средней буржуазией, с одной стороны, и рабочим классом с другой, ввиду становящихся все более острыми противоречий между этими слоями и монополистической буржуазией, вследствие роста мощи и авторитета мирового социализма мелкобуржуазная И. испытывает на себе все более глубокое воздействие со стороны социалистической И., в ней постепенно усиливаются антимонополистические, антиимпериалистические тенденции.
Социалистическая И., марксизм-ленинизм И. рабочего класса, подлинно научная И. общественного развития. Она выражает коренные интересы трудящихся, идеалы социальной справедливости. Ее сила в постоянной способности к развитию, творческому обобщению новых явлений и процессов, опыта революционной борьбы и социальных преобразований. Маркс и Энгельс, отмечал В.И. Ленин, справедливо издевались, над заучиванием и простым повторением «формул», способных в лучшем случае лишь намечать общие задачи, необходимо видоизменяемые конкретной экономической и политической обстановкой каждой особой полосы исторического процесса». Глубоко сознавая свою историческую ответственность перед советским народом, международным рабочим движением и его коммунистическим авангардом, КПСС последовательно отстаивает революционные идеалы и марксистско-ленинские основы международного коммунистического движения, творчески развивает теорию научного социализма, решительно борется с буржуазной И., ревизионизмом и догматизмом, реформизмом и сектантством.
Носителем марксистско-ленинской И. является авангард рабочего класса и всех трудящихся марксистско-ленинская партия. Она вносит научную И. в массы, формирует у трудящихся коммунистическое мировоззрение. Классовый характер И. обусловливает принцип партийности И., всесторонне разработанный в трудах В.И. Ленина. Буржуазия и ее идейные защитники стремятся замаскировать партийную, классовую сущность своих теорий, пытаясь представить их как надклассовые, беспартийные. Марксисты открыто провозглашают классовый, партийный характер марксистско-ленинской И., истинную цель своей борьбы и пути ее достижения, ибо их программа соответствует интересам подавляющего большинства людей, действительному ходу социального (общественного) прогресса.
Современная эпоха характеризуется острым противоборством социалистической и буржуазной И. Империализм развязал «психологическую войну « против СССР и др. социалистических стран в целях дискредитации коммунизма (см. Идеологическая борьба).
Империалистической И. и пропаганде марксисты-ленинцы противопоставляют высокую политическую сознательность и бдительность, наступательность в разоблачении идеологических диверсий, правдивую информацию о реальных достижениях социализма.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ИДЕОЛОГИЯ
от греч. idea — вид, образ, и logos — учение, наука, связь; буквально: наука об идеях, совокупность идей).
Слово появилось в наполеоновской Франции и введено в оборот Д. де Траси. Первоначально он и его единомышленники предполагали создать науку о закономерностях смены идей в обществе и о воздействии на массовое сознание тех или иных идей. Проект «идеологов» был высмеян, так как теоретики позитивизма вроде А. Сен-Симона и О. Конта заявляли, что в эпоху разгара научнотехнической революции не актуальны мифы религий и идеологии, ибо наступает эра научного знания, эра, в которой общество будет управляться в соответствии с научными законами. Не будет конкуренции идеалов, так как в науке нет конкуренции и споров по поводу того, сколько будет дважды два. Единственной идеологией этого неидеологического будущего общества будут идеология прославления великих ученых и прогрессивных деятелей и борьба со средневековым, религиозным, мифологическим и идеологическим мракобесием.
Марксизм унаследовал этот научный пафос и принципиально противопоставлял себя идеологии. Человеческое сознание есть всего лишь нечто производное от человеческого бытия (см. К. Маркс, «Немецкая идеология»), а следовательно, во-первых, никаких идей навязать людям нельзя, так как идеи диктует им их бытие, а во-вторых, наука об идеях бессмысленна, нужна наука о самом бытии, т. е. об экономических основах всех идеологий. Поэтому в СССР идеология тогда называлась не просто коммунизмом, а «научным коммунизмом». И споров по поводу общественного устройства у нас не должно было быть именно потому, что доводы, законы и доказательства науки едины для всех разумных существ. А наука железно и логично утверждала, что на смену капитализму идет социализм. Спорить с доводами разума мог только безумный, а значит его место в психиатрической лечебнице, куда и препровождали диссидентов.
Правда, еще в конце XVIII в. философ И. Кант доказывал, что наука и сознание вообще не столько отражают бытие, сколько накладывают на него свои схемы, а следовательно все утверждения науки не являются набором истин, а представляют лишь набор гипотез.
Потребовалось не менее полутора веков, чтобы религиозное преклонение перед наукой в западном мире сменилось на более-менее адекватную ее оценку.
Получалось, что в СССР неправильно понимали науку, что ее относительные истины сделали абсолютными, что советская наука — есть замаскированная религия, т. е. идеология. Необходимо вернуться к «открытому обществу», где конкурируют научные гипотезы в соответствие, с истинным смыслом науки. Поэтому в высшей степени удивительно то, что в период перестройки ее вдохновители и прорабы заявляли об отказе от идеологий.
Подобно марксистам столетней давности они были уверены, что нашли абсолютную истину. Просто теперь абсолютная истина коммунизма в их головах оказалась заменена абсолютной истиной демократии. Им не надо было никакой конкуренции идеалов, идеологий и гипотез, все уже известно: есть, оказывается, «столбовой путь цивилизации».
Поразительно, что либералы сами говорили об идее «открытого общества» и при этом не понимали, что эта идея предполагает, что никаких «столбовых дорог цивилизации» не существует. Нет и не может быть никаких «законов истории», как нет и не может быть «идеальных обществ» ни в Европе, ни в США, ни в Китае, называй их хоть «демократией», хоть «коммунизмом». И то, и другое — лишь гипотезы, принципиально опровергаемые. Есть только открытая и свободная конкуренция мировоззрений.
В XX в. А. Грамши писал, что современная власть держится не столько на насилии, сколько на согласии, а согласие есть продукт принятия определенной идеологии. Крупнейший теоретик власти XX в. М. Фуко посвятил всю жизнь борьбе с нелепым и вредным представлением о власти как о чем-то негативном, представлением, что власть — это насилие. Власть властвует именно потому, что предлагает новый проект мира, предлагает нечто новое и позитивное.
Современное общество тем и отличается от прежних, что не дает над собой властвовать никому, кто бы предварительно не объяснил своих действий, кто бы не обосновал свое право на власть, кто бы не убедил большинство в значимости и ценности своего проекта, своей идеологии. Недаром в современных обществах применение силы со стороны государства рассматривается не как признак власти, а как признак отсутствия власти, как признак слабости.
Недостаточно просто быть властью. Нужно уметь предложить такой идеологический проект, такую идеологию, которые приведут к согласию, которые будут конкурентоспособными, которые будут приняты.
В современном лексиконе слово идеология почти утратило первоначальный смысл и употребляется как синоним слова «мировоззрение».

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Идеология
общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов господствующих групп. Идеологии существуют во всех обществах, в которых существует четко выраженное неравенство между группами. Понятие "идеология" связано с понятием "власть", поскольку идеологические системы служат для придания законности различиям в степени власти, которой обладают разные группы.
ИДЕОЛОГИЯ, считается одним из самых противоречивых понятий в общественных науках. Чаще всего выделяют три смысловых акцента:
1) Идеология как совокупность некоторых (чаще политических, но не всегда) идей, представлений, убеждений, концентрированных вокруг неких базовых ценностей (гуманизм, либерализм, фашизм, социализм, пацифизм, католицизм, постмодернизм и т.д.) и распространяемых в обществе их сторонниками (с большей или меньшей долей агрессивности в зависимости от социального статуса носителей этих идей). Данная трактовка восходит к пониманию идеологии у де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815); здесь идеология может быть прогрессивной, революционной, реакционной, оппозиционной и любой другой. Критический пафос выступлений первых идеологов стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов". Особо примечательной является такая отповедь Наполеона: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий, как для отдельных людей, так и для народов, - время счастья". Здесь термин иллюзия используется в переносном значении - как нечто несбыточное, мечта. Но его основное значение - обман чувств, нечто кажущееся (идеолог - фокусник-иллюзионист, маскирующий себя за "своего"?). Но и сам Наполеон раскрыт здесь как подлинный идеолог. Позднее (в 1895, "Психология толпы") Г. Лебон также заметил: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов".
2) Идеология как любые социально детерминированные идеи и убеждения, вырабатываемые различными социальными группами (но не только классами) и процессами (например, конкуренцией). Основной "фигурант" - К. Маннгейм и его социология знания. В. Парето полагал, что природа идеологизации кроется в необходимости оправдания социального поведения путем создания псевдологических теорий или "дериваций" (религиозных учений, этических и политических доктрин и т.п.), которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Деривации ("производные", вторичные от чувств образования) - это: (1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, либо (2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет, либо (3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам, либо (4) чисто словесные доводы, "вербальные доказательства", не имеющие никакого объективного эквивалента. Примечательно мнение В. Парето о том, что фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Вместе с тем, В. Парето нисколько не принижал их социальной роли, считал, что идеологии обладают большой мобилизующей силой. Позднее артикулируется и трактовка идеологии как универсального свойства всего "смыслосодержащего", а также приписывание идеологичности любой концепции, которая содержит некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, и потому такая концепция оказывается, по определению, утопичной и эсхатологичной.
3) Признаваемая за марксистскую (не без оснований) традиция понимания идеологии как искаженного классовым интересом насаждаемого сознания ("ложного сознания" - см. одно из писем Ф. Энгельса, т.39, с.83). В этом контексте идеология противопоставляется научному знанию как истинному, объективному.
У самого-то Маркса применительно к идеологическому сознанию используется эпитет иллюзорное (превращенное), а не ложное, что, конечно же, не одно и то же, хотя и близко по значению.
У Маркса можно выделить два аспекта анализа идеологии:
а) Объективные основания и реальные предпосылки идеологии (идеологизации). Для большинства текстов Маркса термин "идеология" соседствует с термином "иллюзия", который, в свою очередь, имеет своим контрагентом понятие "реальность", причем в определенном отношении - реальность, порождающая иллюзию о себе самой. Или, иначе - реальность, включающая в себя ею же порожденную иллюзию о самой себе. Или - идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о "перевернутом", "поставленном с ног на голову" сознании.
Фейербаховский подход к критике религиозного сознания Маркс распространил на философию, право, политику, экономическую науку, мораль и обыденное сознание. Как и в религии, здесь люди также могут быть захвачены идеологическими иллюзиями, порожденными социальным бытием. При этом для марксового подхода к проблеме идеологии наиболее существенно то, что единство бытия с соответствующим иллюзорным сознанием понимается как всеобщее и неразрывное. Пра-форма или пра-феномен идеологии - не обман, не надувательство масс, а самообман, самоиллюзия реальности о себе самой: "Представления, которые создают себе эти индивиды, суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации... Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений" (т.3, c. 24). И далее: "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камер-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического процесса их жизни, подобно тому, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни". Итак, идеология - это иллюзия "эпохи о самой себе" (там же, с.25).
б) Отличие идеологии от не-идеологии.
Итак, основное различие между идеологией и не-идеологией есть различие между иллюзорным отражением действительности и ее реальным отражением.
За реальное отражение действительности, в конечном счете, ответственна наука. Противоположение идеологии и науки - это фиксация внешних границ идеологии.
Вопрос о внутренних границах идеологии можно трансформировать в вопрос о возможности объективного социального знания, положительный ответ на который дает традиция социологизма - от Дюркгейма до всевозможных версий структурно-функционального анализа и системного подхода в целом. Не-идеологичность внутри идеологии достигается и своеобразной принципиально внедоктринальной формально-логической критически-рефлексивной (полемически-внесистемной) познавательной установкой. Сюда же следует добавить и отказ от задачи "наведения мостов" между сущим и должным: говори, что "есть", но не говори, как "должно быть".
У М. Фуко все знание изначально идеологично, а точный перевод известного афоризма Ф. Бэкона звучит так: "Знание есть власть". Г. Маркузе отмечает, что в современную эпоху господствующей технологической рациональности развитая индустриальная культура становится идеологичнее, чем ее предшественница: "Производственная сфера, - пишет он, - товары и услуги, которые она производит, "предлагают" (или внедряют) социальную систему как целое... Товары поглощают людей и манипулируют ими; они воспроизводят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи".
Очевидно, что в самой общественной практике идеологии могут нести в себе признаки всех трех (или больше?) разновидностей.
При этом идеология рассматривается как продукт интеллектуального труда идеологов-профессионалов, отличный от феноменов массового сознания. И в этом смысле идеология противопоставляется общественной психологии.
(А.А. Поскряков. Фрагмент доклада на Методологическом семинаре кафедры социологии МИФИ)

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

ИДЕОЛОГИЯ
от греческих слов idea - понятие и logos - учение) - вероучение или система взглядов, рисующих желанное для данной социальной силы общественное состояние (социальный идеал), а также путь, ведущий к нему. Составляющий основной смысл идеологии социальный идеал - не что иное, как логический (словесный) образ предполагаемого, желаемого, ожидаемого общественного устройства. Приверженцы того или иного coциального идеала, выдвигая его, преследуют, по меньшей мере, три цели: нарисовать ту цель, к которой они стремятся, и тем самым ориентировать свои практические действия; дать мотивировку для действий своих сторонников и союзников; определить пути и средства достижений желаемой цели. Впервые понятие "идеология" было введено в обиход французским философом Антуаном Дестюг де Траси в XVIII в.
Если социальный идеал, составляющий вместе со средствами его достижения основное содержание той или иной идеологии, всегда рисует общество не в реальном, а идеально-желанном виде, то и идеология, претендующая на отражение реальной жизни, является достаточно своеобразным ее отражением. Она показывает не столько то, что есть, сколько то, что, по мнению творцов идеологии, "должно" быть, а само это должное в свою очередь выступает как причудливый синтез или сочетание реальных процессов и тенденций с интересами, желаниями и верованиями той силы, о чьей идеологии идет речь, а также с тем, что от этой силы ожидается, что ею обещано своим сторонникам и союзникам. По этой причине идеология всегда полна не только верных, но и сомнительных зарисовок грядущего, а также утопических ожиданий, пожеланий и устремлений. На этом основании Маркс и Энгельс называли всю прежнюю идеологию "извращенным сознанием", но заявляли при этом, что только выработанные ими воззрения (марксизм, учение о социализме) представляют собой не "извращенное сознание", а научно верное отражение действительности. Рабочему классу (чьей идеологией и является марксизм) нет надобности никого обманывать, поскольку коренные интересы рабочего класса не противоречат ходу истории, ведущей к социализму и коммунизму, что и позволяет коммунистам рисовать исторический процесс и его будущее, не фальсифицируя их в угоду интересам своего класса.
Однако жизнь не подтвердила этот прогноз: став идеологией и предметом социальной борьбы, "марксизм", "научный социализм", позже "ленинизм" не избежали судьбы любой идеологии. Основное противоречие всякого социального идеала и соответственно политической идеологии - противоречие между мировоззренческими и социально-классовыми функциями, между необходимым для объяснения мира и создания идеала объективным знанием и сознательно преследуемой узкоклассовой, социальной целью, социальными интересами, ради обслуживания которых и создается социальный идеал, обретая необходимый для этого вид.
Каждая социальная сила, предлагая обществу свои идеал, стремится доказать гражданам, что предлагаемый ею социальный порядок, не только лучше существующего, но и более приемлем для всех (по крайней мере, для большинства граждан), хотя на самом деле он идеален только для данной социальной силы. Здесь истоки расхождения слова и дела, причины неправды и корни элементов утопизма в любой политической идеологии.
Выдвигая свой социальный идеал, каждая новая, идущая к господству социальная сила должна "зажечь" своими лозунгами, призывами, обещаниями возможно более широкий круг граждан (без этого нельзя свергнуть существующие порядки), а это увеличивает долю обещаний и элементов утопизма в предлагаемой обществу политической идеологии. Но именно благодаря растущему авторитету новой (революционной) идеологии, благодаря тому, что новый социальный идеал правдами и неправдами все шире овладевает массами, подрывается легитимность существующего строя, обосновывается незаконность его дальнейшего существования и естественность, легитимность (законность) его замены другим, идущим ему на смену, предлагаемым революционной идеологией устройством.
Чаще всего социальная сила, выдвинувшая революционную идеологию, наделенную на свержение существующего строя и утверждение нового, действительно имеет с большинством населения общий коренной интерес - свержение существующего строя, что и позволяет революционной идеологии собирать, как правило, необходимые для такой цели могущественные общественные силы. Но как только эта общая цель - свержение старого строя - достигнута, в передовом, революционном лагере начинается разброд и шатания, обнаруживается все углубляющееся расхождение соединявшихся для свержения старого общественных сил. Будучи по своей природе разными социальными силами со своими особыми интересами, они подобно лебедю, щуке и раку начинает тянуть общество в разные стороны - в сторону своих особых интересов. Прежней политической идеологии, объединявшей всех борцов воедино, приходит конец, а на ее развалинах складываются новые идеологии, возникают новые "измы", причем некоторые объявляют себя наследниками, преемниками прошлой идеологии, хотя это не всегда так.
В качества примера можно взять взгляды Маркса и Ленина, которые из политическом идеологии революционных рабочих путем определенных подтасовок были превращены И. Сталиным в пресловутый "марксизмленинизм" как моноидеологию тоталитаризма коммунистических цветов.
Как стало возможным подобное? Суть этого процесса сводится к тому, что марксизм (а позже и ленинизм) выступал на общественной арене, претендуя одновременно на роль и науки, и идеологии освободительной борьбы рабочего класса, всех трудящихся. Как наука он призван был дать объективное отражение процессов реальной действительности со всеми ее сложностями и противоречиями, а в качестве идеологии его задача - сформулировать определенные, мобилизующие массы установки, выразить идеалы рабочего класса и всех трудящихся, наметить пути и средства их реализации. Это несовпадение двух функций обусловило то, что с первых шагов коммунистического движения под знаменем этой идеологии сначала марксизм, а потом и ленинизм не были застрахованы от опасности выхолащивания научного содержания, от упрощенного усвоения и сознательных попыток превратить их в сумму "идеологических установок", "средств мобилизации масс", манипулируя которыми по своему усмотрению, те или иные деятели рассчитывали достичь своих целей, не совпадающих или прямо расходящимися с коренными интересами рабочего класса. С утверждением революционным путем новой власти подобные опасности не только не исчезали, но и увеличивались: власть могла стать мощным орудием достижения собственных целей тех или других оказавшихся у власти социальных сил или даже отдельных лидеров.
Став после смерти В.Ленина у руководства большевистской партией, И.Сталин начал и постепенно осуществил подмену научных представлений об общественном развитии и будущем обществе, содержавшихся во взглядах Маркса, Энгельса и Ленина, созданным им и его окружением "марксизмом-ленинизмом", выражавшим социальный идеал партийно-государственной бюрократии, возглавляемой И.Сталиным номенклатуры. Этот "марксизм-ленинизм" со своим особым содержанием и весьма своеобразным отношением к действительным воззрениям Маркса, Энгельса и Ленина стал теоретическим фундаментом создания мобилизационной экономики и опирающегося на нее строя казарменного псевдосоциализма. "Марксизм-ленинизм" превратился в моноидеологию сталинского тоталитаризма коммунистических цветов. Из "первой страны реального социализма" - Советского Союза - эта моноидеология была распространена на другие страны "реального социализма" и на значительную часть международного коммунистического движения.
Распространение "марксизма-ленинизма" как моноидеологии тоталитарного общества коммунистических цветов имело в разных странах свою специфику. Так, если в 30-е или 70-е гг. проанализировать идеологический арсенал всех партий, называвших себя " марксистско-ленинскими", то нетрудно убедиться в его большом несовпадении (особенно в 70-е гг.) и не только потому, что возможности объективного познания общественного развития у разных партий далеко не одинаковы. Даже те объективные знания которые уже имелись (в своей стране или зарубежных странах), отнюдь не прямо, не непосредственно включались в официальный идеологический арсенал соответствующей партии для внедрения в общественное сознание.Если говорить о тогдашней практике, то руководство каждой партии по своему усмотрению (а это уже зависело от многих обстоятельств) отбирало те идеи, выводы, установки, которые считались особо важными для партийной работы. Они сначала формулировались в официальных партийных документах, а затем с помощью всего пропагандистского аппарата (печать, радио, телевидение) многократно умножались, тиражировались (порой весьма упрощенно), внедрялись в массовое сознание.
В результате такого формирования официальной идеологии, изображаемой везде в качестве "марксистско-ленинской", в нее включались самые разнообразные тезисы: истинные и ложные, опирающиеся на факты и чисто утопические, продолжавшие взгляды Mapкca, Энгельса, Ленина или не только расходящиеся с ними, но и глубоко чуждые им. Так, в СССР в условиях "культа личности" в качестве объективных истин "марксизма-ленинизма" провозглашались, например сталинский тезис "об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму" (со всеми его практическими выводами), тезис
о необходимости свертывать товарно-денежные отношения и спивать две формы собственности, тезис о близости коммунизма и т.д. Нелепость моноидеологии становилась явной, приближая неизбежный конец казарменного псевдосоциализма.
Что такое идеология? Идеология начинается с веры в то, что вещи могут быть лучше, чем они есть на самом деле; по сути, это план совершенствования общества. Как это представлял Энтони Даунс, идеология - это "словесный образ лучшего общества и основных путей создания такого общества". Последователи любой идеологии утверждают, что если следовать их плану, вещи можно сделать значительно лучше, чем они есть в настоящее время. Значит, политические идеологии - это совсем не то, что политология; это значит, что они не являются спокойными рациональными попытками понять политические системы. Скорее, они представляют собой попытки изменить политические системы (исключением может служить лишь классический консерватизм, не ставящий своей целью значительно изменить систему), Приверженцы какой-либо идеологии бывают плохими политологами, так как они часто путают идеологическое "должно быть" с политологическим "есть".
Французский философ XVIII в. Антуан Дестюг де Траси ввел термин "идеология" для обозначения того, что он назвал новой "наукой об идеях". Большинство идеологий могут быть прослежены к создавшим их философам... Классический либерализм, например, можно проследить к его создателю, английскому философу семнадцатого века Джону Локку подчеркивавшему особое значение личных прав, собственности, разумности. Коммунизм может быть прослежен к немецкому философу XIX в. Гегелю, который утверждал, что все грани человеческого общества - искусство, музыка, архитектура, государство, закон и так далее - висят вместе в одной связке с так называемым основополагающим принципом.
Однако мысли философов часто упрощаются, популяризируются и искажаются до неузнаваемости. Идеологи хотят создать план действий, а не абстрактные идеи. Маркс, например, "поставил на голову Гегеля", чтобы доказать, что экономика является основополагающим принципом всего в обществе. Позднее Ленин поставил на голову Маркса, чтобы применить его идеи к отсталой стране, к которой Маркс никогда бы их не применил. Мао Цзэдун применил ленинские идеи к еще более отсталой стране, к которой они вообще были неприменимы. Гегель и Маркс, должно быть, крутились в своих гробах Но идеологи не связывают себя верностью исходным идеям; они желают изменений.
Как только идеи становятся менее абстрактными и приобретают более прикладной характер они становятся цементом, связывающим политические движения, партии и революционные группы. Для того, чтобы бороться и идти на жертвы людям необходима идеологическая мотивировка. Они должны во что-то верить. Американцы иногда бывали неспособны ухватить этот важный момент. С их склонностью к умеренности и прагматизму выражавшимся в принципе "если это годится, используй", они не понимали возбуждающего эффекта, который идеология производила в современном мире. "Наши" и южные вьетнамцы физически не отличались от вьетконговцев и северных вьетнамцев. И "наши" были лучше вооружены. Но вьетнамцы, вооруженные доктриной, в которую они верили, представлявшую смесь идей Маркса, Ленина и Мао, замешанную на крутой дозе национализма и антиколониализма, - победили в войне против американцев, не имевших такой веры. Кроме того, американцы были поражены падением шаха, на смену которому пришли фанатичные политикорелигиозные революционеры. Это был и для нас большой сюрприз: нам следовало более внимательно следить за тем, чтобы у шаха всегда имелась наготове правдоподобная идеологическая подстилка для народа. Мы забываем, что более двух столетий назад американцы также имели идеологию и, вдохновленные жаждой свободы и самоуправления, не без помощи трудов Джона Локка и Томаса Пейна одолели более многочисленную и лучше вооруженную армию англичан и наемников, не имевших таких веских поводов сражаться. Разве мы забыли силу идей?
Большую часть идеологий составляет их экономический раздел. Большинство идеологий довольно много рассуждает об экономике, поскольку именно экономика обеспечивает основу для совершенствования общества. Это относится и к консерватизму Рейгана, и к коммунизму Горбачева: оба делают основной упор на экономику.
С некоторой степенью упрощения идеологии можно классифицировать, располагая их слева направо. Этот обычай берет свое начало с заседания Французской национальной ассамблеи в 1789 г. Для того, чтобы объединить делегатов со сходными взглядами и отделить их от горячих противников, которые сражались не только словами, но и кулаками, члены Ассамблеи были расположены в полукруглом зале заседаний в следующем порядке: консерваторы (поддерживавшие сохранение монархии) располагались справа от спикера, радикалы (стоявшие за свержение системы и создание республики свободы и равенства) сидели слева от него; и умеренные (предлагавшие лишь некоторые изменения в системе) занимали места в центре. С тех пор мы называем их идеологические уклоны левым, правым и центристским, хотя содержание их взглядов коренным образом изменилось. Теперь левые поддерживают равенство, программы повышения благосостояния и не возражают против правительственного руководства экономикой. Правые подчеркивают значение личной инициативы и частной экономической деятельности. Центристы пытаются смягчить и синтезировать обе точки зрения. Люди, разделяющие частично левые, частично правые взгляды, называются, соответственно, левые центристы и правые центристы. Политические партии Швеции представляют довольно четкий ряд в направлении слева направо: малочисленная коммунистическая партия, довольно многочисленная (правящая) социал-демократическая партия и средние по численности центристская (представляющая, в основном, фермеров), либеральная и консервативная партии.
Идеология представляет собой план. Как идеологии осуществляются на практике? Они никогда не действуют так, как предсказывали их создатели. Некоторые из них просто никуда не годятся. Все идеологии содержат в той или иной степени неосуществимые идеи, которые разрушаются перед лицом действительности. Идеологии представляют воображаемый, совершенный мир; действительность же далека от совершенства. Классический либерализм Адама Смита содействовал экономическому росту в XIX в., однако он также привел к значительному неравенству в распределении богатства и периодически повторяющимся депрессиям: он нуждался в переосмыслении современным либерализмом. Коммунизм привел к ряду тиранических режимов. Коммунистическими странами, в которых еще была возможна жизнь, оставались Венгрия и Югославия, где коммунистическая доктрина была настолько разбавлена, что практически не действовала. Тысячелетние надежды движений за национальное освобождение постоянно терпели крах, как только революционеры вставали у власти. Если оценивать идеологии с точки зрения их применимости к действительности, все они имеют в большей или меньшей степени недостатки. Их необходимо воспринимать с определенной долей недоверия.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
77.95 кб

Национальная идея как «легитимная идеология» современной России

Кулинченко Виктор Андреевич, Коровникова Наталья Александровна
Вместе с распадом СССР были разрушены основы социального бытия людей, определявшие порядок во всех сферах их жизнедеятельности, а именно: власть трудящихся в политике; общественная собственность на средства производства в экономик
Читать PDF
89.23 кб

Консервативная идеология в политической системе современной России

Давыдов Андрей Валерьевич, Устинкин Сергей Васильевич
Статья посвящена уяснению роли и места консервативной идеологии в современной политической системе России. В статье анализируются особенности российского социального консерватизма «партии власти».
Читать PDF
117.26 кб

Либерализм как идеология секуляризации

Швечиков Алексей Николаевич
Статья посвящена исследованию возникновения либерализма и секуляризма в лоне западной цивилизации. В ней прослеживается история зарождения, утверждения и развития этих явлений духовной и политической жизни западного общества.
Читать PDF
101.66 кб

Идеология модернизации государственного управления в контексте реализации национально-государственны

Юрченко Наталья Николаевна
В статье идет речь об административной реформе в современной России как идеологии и технологии модернизации государственного управления.
Читать PDF
93.89 кб

Переосмысление империи в постсоветском пространстве: новая евразийская идеология

Ларюэль Марлен
Читать PDF
289.00 кб

Консерватизм как идеология ведущих политических партий Европы

Вовчук Дмитрий Евгеньевич, Серебренников Сергей Сергеевич
Европейская народная партия (European People's Party, EPP) самая большая европейская политическая партия. Основанная в 1976 г.
Читать PDF
174.51 кб

Феминизм как политическая идеология

Королева Т. А.
Статья посвящена одной из наиболее влиятельных политических идеологий последних десятилетий в мире феминизму.
Читать PDF
92.35 кб

Идеология общественного развития России

Грищенко Михаил Юрьевич
Споры о необходимости существования политической идеологии в нашей стране продолжаются.
Читать PDF
57.14 кб

Мортаза Мотаххари и идеология Исламской революции в Иране

Гибадуллин Исмагил Рустамович
В статье дается краткая политическая биография и характеристика идей известного деятеля Исламской революции 1978-1979 гг.
Читать PDF
216.10 кб

Идеология современного исламизма и Запад

Комар Валентина
Статья написана специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир".
Читать PDF
196.35 кб

Права человека как идеология?

Греф Александр
Читать PDF
392.50 кб

Ислам - идеология на все времена (Продолжение)

Малашенко Алексей
«Исламская альтернатива и исламистский проект», М., 2006 г., с. 46-74.
Читать PDF
368.16 кб

Япония: идеология государственного национализма

Крупянко Михаил Иванович, Арешидзе Лиана Георгиевна
Под государственным национализмом в Японии (тэйкокусюги или коккасюги) мы понимаем исторически сложившуюся специфическую государственную идеологию и практику ее применения властями страны в политических целях.
Читать PDF
416.55 кб

Идеология: генезис, сущность и роль в политической практике

Иманалиев К. К.
Идеология является системой идей и взглядов, в которых осмысливается отношение людей к окружающему миру и друг к другу, оцениваются возникающие в жизни общества соответствующие проблемы, конфликты, и на этой основе формируются цел
Читать PDF
117.77 кб

Идеология и структурирование властных отношений в современной России

Спиридонова Евгения Павловна
Рассматриваются структурные преобразования политической власти в современной России. Выявляется роль идеологических факторов в легитимации определенного дизайна власти.

Похожие термины:

  • ИДЕОЛОГИЯ: Социологический аспект: Учебник

    М.: Книга и бизнес, 2005. 816 с.). Первое издание в России авторского учебника В.Н. Кузнецова, посвященного формированию новой национальной идеологии. Его содержание и структура основаны на социологичес
  • Идеология компрадорской буржуазии

    - идеология крупной прозападно ориентированной отечественной буржуазии, ставящая своей целью подчинение страны интересам западной буржуазии. Основными положениями являются: апологетика рыночн
  • Идеология крупной национальной буржуазии

    - идеология отечественных владельцев крупного капитала, защищающая право частной собственности на средства производства, право собственников на эксплуатацию наемных работников и правомерность
  • Буржуазная идеология

    марксистский термин, обозначающий идеи и теории, которые, маскируя противоречия капиталистического общества, служат интересам буржуазии.
  • Идеология христианско-демократическая

    разновидность политической идеологии, увязывающей ценности и идеалы христианской картины мира - с либеральными и общедемократическими требованиями к организации власти, государства и общества.
  • ИДЕОЛОГИЯ ЕДИНОЙ РОССИИ

    ИДЕОЛОГИЯ «ЕДИНОЙ РОССИИ» основана на принципах суверенной демократии как представлении о свободном праве свободного российского народа самостоятельно определять свою историческую судьбу и р
  • ИДЕОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

    совокупность взглядов, базирующихся на общежизненных ценностях, на принципах учета возможностей природы и законов ее функционирования.
  • РОССИЙСКАЯ ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    идеология консолидации, национальная идеология, объединяющая идеология, российская идеология 21, «россиянизм» — это формирующаяся относительно устойчивая артикулированная совокупность понятых
  • Коммунистическая идеология

    - идеология передовой части населения при социализме и идеология подавляющей части населения при коммунизме. Экономической основой коммунистической идеологии является единая коммунистическая
  • ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    Термин «левые», равно как и его антоним — «правые», появился во французском Учредительном собрании времен Революции (1789–99). Депутаты, представляющие разные политические силы, занимали места в раз
  • Мелкобуржуазная идеология

    - идеология значительной части населения (не только мелкой буржуазии), ставящей личные интересы выше общественных, стремящейся к получению благ за счет общества при минимальной отдаче обществу св
  • ИДЕОЛОГИЯ МИРОПОРЯДКА

    это формирующаяся устойчивая совокупность принципов и установок: на методы и средства достижения своих целей, идеалов, ценностей, интересов; на допустимые рамки участия в изменении порядка взаим
  • ИДЕОЛОГИЯ МИРОУСТРОЙСТВА

    это артикулированная совокупность понятий, способствующих осознанию допустимых методов и средств для достижения: политических, экономических, культурных оснований главных взаимодействий между
  • Идеология национальная

    система идей, выражающая и защищающая интересы и ценности наций сфере государственной власти. И.н. выступает духовной основой национальных политических движений.
  • Идеология политическая

    система представлений, идей и теорий об устройстве и развитии общества, выражающих интересы определенных социальных групп.
  • ПРАВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    Традиционно правую идеологию принято определять по противоположению левой идеологии — как ставящую капитализм, экономические или национальные цели выше равенства прав и шансов для всех слоев н
  • Пролетарская идеология

    - идеология пролетариата, рабочего класса при капитализме. Является смесью прогрессивной общественной и мелкобуржуазной идеологий. Общественная сторона связана с осознанием роли общественных о
  • РЕАКЦИОННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    идеология движения в направлении, резко противоположном предшествовавшей или в данный момент реализуемой в политике идеологии. Как правило, термином реакционная идеология обозначаются не либер
  • Идеология религиозная

    относительно целостная система идейных представлений, использующая религиозную догматику и наиболее общее представление о религиозном происхождении для обоснования властно значимых интересов
  • Социалистическая идеология

    идеология основной части населения страны при социализме, являющаяся смесью коммунистической и мелкобуржуазной идеологий. Коммунистическая (общественная) сторона социалистической идеологии св