КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Культ личности
завышенная оценка функций и роли политического лидера, его возвеличивание и обожествление.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Культ личности
религиозное преклонение перед кем-либо, почитание, возвеличивание кого-либо или чего-либо.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Культ личности
инструмент пропаганды, представляющий политического лидера в героическом, подчас даже богоподобном свете.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Культ личности
чрезмерное, порой необузданное, восхваление какого-либо деятеля, преклонение перед ним, преувеличение его заслуг.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Культ личности
слепое преклонение перед авторитетом какого либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности.

Источник: Методические указания по политологии

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
лат. Почитание, поклонение) - характеристика специфического единовластия тоталитарного типа, получившая распространение в СССР и связанная с разоблачением культа Сталина. Помимо этого в истории было немало примеров чрезмерного возвеличивания отдельных личностей.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функций и роли лидера. К.л. наиболее часто встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

Источник: Политология: Словарь-справочник

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
лат. cultus — поклонение) — прижизненное возвеличивание, преувеличение вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства (партии), служащее для обеспечения его единовластия. Является неотъемлемым элементом тоталитарного политического режима (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и пр.).

Источник: Новейший политологический словарь

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
cult of personality, от лат. cultus -почитание) - чрезмерное, необузданное восхваление какого-либо деятеля, преклонение перед ним, преувеличение его заслуг, Противоречащее элементарным нормам, правилам цивилизованной жизни и здравого смысла обожествление конкретной личности, как правило, ведет к диктатуре, беззаконию, к попранию прав и свобод граждан. Например, К.л. И.В. Сталина.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Культ личности
Personenkult. Personality cult К.л. – возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбирать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др., замечательные человеческие качества: доброта, любовь к детям и животным, простота в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяниям простого человека. Наиболее известные примеры К.л. дали режимы Муссолини в Италии, Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
становление у власти единоличного правителя, сосредоточивающего в своих руках все властные полномочия и претендующего на решение судеб как всего государства, так и каждого отдельного гражданина, групп людей, классов, наций. При этом правление такой личности сопровождается ее культовым почитанием, созданием разветвленных ритуалов поклонения и преклонения (вывешиванием портретов вождя, установление статуй с его изображением на главных площадях городов, цитированием высказываний во всех источниках информации, постоянными апелляциями к его личности и авторитету в любой жизненной ситуации). Яркими примерами К.л. в прошлом может служить эпоха правления Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в КНР. Феномен К.л. существует, как правило, в условиях недемократических режимов (тоталитаризм, авторитаризм) и сопровождается развитыми карательными мерами борьбы с инакомыслием и любым неподчинением власти, построением мощного аппарата насилия и принуждения, нередкими репрессиями, применяемыми к определенным социальным группам.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Культ личности
идеалистическое, противоречащее марксизму-ленинизму представление о том, что решающая роль в историческом процессе принадлежит не народу, а отдельным выдающимся личностям. Культ личности ведет к принижению роли партии и народных масс, сковывает развитие идейной жизни партии и творческую активность трудящихся. Культ личности И. В. Сталина и связанные с ним грубые нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и социалистической законности, злоупотребления властью нанесли огромный ущерб нашей партии и стране. «В годы, последовавшие за смертью Ленина, — отмечал Н. С. Хрущев, — ленинские нормы партийной жизни были грубо извращены в обстановке культа личности Сталина. Сталин возвел в норму внутрипартийной и государственной жизни ограничения внутрипартийной и советской демократии. Он грубо попирал ленинские принципы руководства, допускал произвол и злоупотребления властью». Осуждение культа личности Сталина и его тяжелых последствий XX съездом КПСС, восстановление и дальнейшее развитие ленинских норм партийной жизни и принципа коллективности руководства, проведенное партией под руководством ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущевым, исторические решения XXII съезда КПСС полностью ликвидировали извращения периода культа личности Сталина и устранили почву для возникновения культа личности вновь. Важное значение имело решительное осуждение партией, XXII съездом КПСС антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и других презренных фракционеров, выступивших против ленинского курса XX съезда и пытавшихся вернуть партию ко временам культа личности Сталина. Борясь с культом личности, партия в то же время оберегает авторитет руководителей, отдающих все свои силы делу народа, служащих народу, работающих под контролем партии и народа. В. И. Ленин высоко ценил значение авторитетных руководителей для успешного коммунистического строительства. «...Без «десятка» талантливых (а таланты не рождаются сотнями), — писал он, — испытанных, профессионально подготовленных и долгой школой обученных вождей, превосходно спевшихся друг с другом, невозможна в современном обществе стойкая борьба ни одного класса».

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Культ личности
характеристика специфического единовластия тоталитарного типа. В истории было немало примеров чрезмерного возвеличивания отдельных личностей. Слово «государь» в Древнем Риме предполагало отношения, подобные отношению рабов к хозяину. При Августе ежегодно приносилась присяга на верность всему, что было и будет сделано правителем. Все римские цезари (после Нерона - эго родовое имя стало титулом) обладали по существу безграничной властью. Известен и средневековый тоталитаризм с культом одной личности в режимах Чингисхана. Тамерлана, позже в политических системах ряда других государств. Вопреки официальной теории о несовместимости культа личности при социализме, его проявления стали неоспоримым фактом в деятельности Сталина. Хрущева. Брежнева, ряда руководителей союзных республик Советского Союза и социалистических стран – Чаушеску, Тито, Я.Кадара, Хонекера и др. Но классическим проявлением культа личности стали политические режимы: в Китае - Мао Цзэдун, в Корее - Ким Ир Сен, Муссолини в Италии, Ельцина в России, обладавших практически безграничной властью. Представляется не столь очевидной ситуация с культом личности И.Сталина. Многочисленные достоверные источники (а самые достоверные из них - архивные документы) выявляют любопытную особенность культа личности И.Сталина: в его архиве (см. Фонд И.В.Сталина - архив находится в одном из центральных государственных архивов в Москве; см. также архив С.М.Кирова - находится в Санкт-Петербурге), в частности, документы о его характеристике И.Сталина и отношениях С.М.Кирова с ним до I декабря 1943г. - до смерти С.М.Кирова. Эта особенность состоит в том, что лично И.Сталин не стремился к насаждению своей особой культовой роли, к наслаждению власти (как Гитлер, Франко Муссолини, Хрущев, Ельцин и др.). Культовый ажиотаж создавался приближенными к «вождю народов» лицами - Берией, тем же Хрущевым, который затем на XX съезде КПСС (1956г.) разоблачил этот культ (двойное политическое лицемерие, предательская деятельность Иуды). Таковы подлинные документы, которые ныне вполне доступны пытливым исследователям. (Кстати, и развал СССР В.Путин охарактеризовал, хотя и всего один раз, «величайшей геополитической катастрофой).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
это понятие предполагает чрезмерное возвеличивание роли и значения какой-либо личности, ее фетишизацию, переходящую в массовый психоз. В советской литературе этот термин получил хождение после XX съезда КПСС в 1956 г. Доклад Н.С. Хрущева, посвященный разоблачению деятельности Сталина, так и назывался «О преодолении культа личности и его • последствий». Под культом личности Сталина понималось создание атмосферы его всеобщего восхваления, преклонения и страха перед ним. Вся система пирамидальной власти не просто завершалась фигурой вождя, но и была полностью подчинена его произволу. Уже в декабре 1929 г., когда отмечалось 50-летие Сталина, о нем говорилось как о «великом», «гениальном», как о единственном и самом надежном помощнике Ленина. В ходу было выражение: «Сталин — это Ленин сегодня». Затем стали появляться требования к партийным организациям «руководствоваться в своей работе положениями и задачами, выдвинутыми в докладе тов. Сталина», а в 1939 г. ИМЭЛ стал называться Институтом Маркса—Энгельса— Ленина—Сталина. Иными словами, Сталин был отнесен к классикам марксизма. Культ Сталина неразрывно связан с массовыми репрессиями и полным волюнтаризмом в политике. Согласно решениям XX съезда КПСС, культ личности был осужден. Говорилось о том, что «партия покончила с нарушениями ленинских норм партийной и государственной жизни, субъективизмом и догматизмом в экономике, политике и идеологии, открыла широкий простор инициативе и активности народных масс». Поскольку критика культа личности была осуществлена частью руководства партии, она не была достаточно радикальной и глубокой. Да и народные массы, прославлявшие Сталина и отождествлявшие его со всеми своими достижениями, не были готовы к принятию более радикальной критики. Поэтому в постановлении ЦК КПСС говорилось, что «последствиями культа личности, как известно, были некоторые серьезные ошибки в руководстве различными отраслями деятельности партии и Советского государства как во внутренней жизни страны, так и в ее внешней политике. Можно, в частности, указать на серьезные ошибки, допущенные Сталиным в руководстве сельским хозяйством... Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй, значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с марксизмом, истиной, впасть в идеализм» (О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956, с. 20). См. Вождь всех времен и народов, Отец народов, Сталинизм.

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
слепое преклонение перед коммунистическими руководителями, их возвеличивание и обоготворение. Теоретически К. л. естественным образом вытекает из абсолютизации возможностей и значения коммунистических партий в историческом развитии; социально он возник и сложился в процессе перерастания диктатуры партии в диктатуру ее вождей. Советская идеология в легенде о К. л. Сталина объясняет преступления коммунистического режима особенностями его характера - грубостью, нелояльностью, капризностью и забвением («попранием») «ленинских норм партийной жизни».
Со смертью Ленина в истории советского общества действительно обозначились определенные перемены: от одной своей фазы — диктаторской — коммунизм перешел к другой — тиранической. Но сталинские черты были заложены в ленинском режиме: в произволе политической полиции, в отступлениях от демократии, в дегенерации общественной жизни. Сталин — в эмбрионе — существовал в Ленине. Ленин утверждал: «Одна уже постановка вопроса — диктатура партии или диктатура масс — свидетельствует о невероятной путанице мыслей... Договориться до противоположения диктатуры массы диктатуре вождей есть смехотворная нелепость и глупость». (В. И. Ленин. Собр. соч., 3-е изд., т. XXV, с. 188). В полном согласии с идеями своего предшественника Сталин и установил единоличную диктатуру. Ленин провел резолюцию «О единстве партии» , запрещавшую фракционную деятельность и поставившую партийный аппарат над партией. Сталин, развивая идеи учителя, использовал в борьбе с оппозицией концепцию «врагов народа» , которая лишала его идеологических противников возможности полемизировать и отстаивать собственное мнение. Поэтому в принципе неправомерно противопоставлять Ленина Сталину. Без Ленина и его учения был бы невозможен Сталин. Ленин, проживи он дольше, неизбежно превратился бы в своего рода Сталина. Схема личности Ленина — человек великий, но скромный — полностью несостоятельна. При Ленине (и Лениным) насаждался и поощрялся его К. л. — культ гениального ученого, величайшего революционного мыслителя, друга всех угнетенных и т. д.
Сталин, приказав набальзамировать труп Ленина и выставить его как святыню на главной площади советской столицы, заложил фундамент собственной неограниченной власти. Смерть Ленина стала прелюдией к созданию К. л. Сталина, успешно продвигавшегося к власти и сметавшего на своем пути всех других претендентов на вакантное место вождя. Оформление К. л. Сталина произошло в 1929 г. в связи с празднованием его пятидесятилетия; кульминацией стал 1949 г. — год его 70-летия. Партийно-пропагандистский аппарат методически создавал культ вождя. Появившийся в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б), беззастенчиво фальсифицируя историю, представлял Сталина основателем партии, организатором всех ее достижений. В «Краткой биографии» (1948 г.) Сталин был провозглашен великим гением, творцом всех побед советского народа. Выход СССР на международную арену, связанный с победой во второй мировой войне, позволил провозгласить Сталина вождем всего человечества. К. л. Сталина был строго разработанным ритуалом, за соблюдением которого власти тщательно следили. Общественные здания, парки, шоссе, площади городов украшались портретами «отца народов». Партийные конференции, пленумы начинались и заканчивались приветствием Сталину, выражением любви к нему, преданности и почтения. Под бурные — непременно «долго не смолкающие» — аплодисменты Сталина символически избирали в президиум всех совещаний,-собраний и митингов.
После смерти Сталина борьба за власть в Кремле приняла форму отрицания К. л., восстановления коллективных норм партийной и государственной жизни. Атака Хрущева на Сталина началась с призыва «назад к Ленину» и завершилась лозунгом соблюдения норм социалистической демократии. Социальные причины, породившие К. л., однако, не были ликвидированы: полицейский режим насилия и всевластия партийного аппарата остался нетронутым.
Если не поддаваться влиянию пропаганды и судить о советском обществе не по его декларациям, а по реальной расстановке сил в Кремле, станет очевидным, что идея коллективного руководства как системы и организации власти глубочайшим образом противоречит сущности коммунистического режима и его философии К. л. Коллективное руководство в СССР существует лишь как переходная форма правления и лишь для того, чтобы выделить из среды «равных» диктатора с той или иной мерой единовластия. Периоды «коллективного руководства» в Советском Союзе никогда не были длительными; они продолжались несколько лет и сменялись периодами возвеличивания Хрущева, Брежнева и краткого вознесения Андропова. Низводить поэтому критику К. л. до уровня критики личности Сталина — значит подменить сущность советской системы ее видимостью. Сталинщина — не производное от Сталина, но естественное следствие коммунистической системы. К. л. — одна из разновидностей (и кульминация) безличного идеологического культа коммунизма. Коммунистический вождь является средоточием, но никак не источником культового напряжения, он не может существовать без культа. Однако культ коммунизма может проявлять себя и без вождя — в виде вечно живущей идеи «изменяющей и преобразующей» мир. Ее метаморфозы в условиях коммунистического общества безграничны: сталинская персонификация — одна из возможных, но никак не единственная. Существовал маоистский К. л., успешно утвердил себя К. л. Ким Ир Сена в Корее, Чаушеску - в Румынии, оказалась возможной интермедия — в его отсутствие — К. л. Андропова, не исключены и даже вероятны драматические повторения культа и после него.
К. л. падает на благоприятную почву советской действительности — ее традиций и нравов, приучивших советского человека к постоянному послушанию и обоготворению власти. Находясь под постоянным давлением коммунистических идей, советский человек руководствуется не разумом, а идеологическими инстинктами. Весь мир, явления действительные и кажущиеся (в том числе и язык) пропитываются нервным напряжением. Независимо от личных качеств вождя, в устной и письменной речи используется почти одинаковый набор окостеневших шаблонов и штампов. Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко — «великие и выдающиеся», «стойкие», «непоколебимые» , «принципиальные» , «мужественные», «пламенные борцы за счастье народов», «испытанные руководители партии и государства». Они наделены «революционным опытом» , «гениальным предвидением» , «мудростью», их имена будут «вечно жить» в сердцах советского народа и всего прогрессивного человечества» (из некролога Брежневу).
Эти выражения, однажды вошедшие в советскую политическую лексику, живут долго. Очередной правитель, поначалу избегающий напыщенного славословия, укрепившись в Политбюро, молчаливо дает согласие на восхваление. Пропагандистская машина тщеславия и лицемерия, вначале (пока генсек утверждает свою власть) работающая на малых оборотах, запускается затем на полную мощность: растет количество цитат «вождя», увеличивается продолжительность оваций, число наград, размер портретов. К. л. в Советском Союзе непреодолим, т. к. был и остается единственным мистическим обоснованием права коммунистов на власть.
ПРИМЕРЫ: «Критикуя культ личности, партия преследовала цель устранить его вредные последствия, укрепить позиции социализма». («Краткая история СССР», ч. И., изд. 3-е, М., 1978, «Наука», с. 478.) «Сталина уже нет в живых, но мы считаем нужным развенчать позорные методы руководства, которые процветали в обстановке культа его личности». (Н. Хрущев. Заключительное слово на XXII съезде КПСС. Госполитиздат, 1961, с. 24.) «Вопреки измышлениям врагов социализма культ личности не смог нарушить действие объективных закономерностей социалистического общественного строя, не изменил глубоко демократический, подлинно народный характер этого строя, руководящей роли в нем рабочего класса и его авангарда - Коммунистической партии». («Коммунист», 1978, № 18, с. 91.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.25 мб

Культура и личность

Шпалова Елена Владимировна, Поломошнов Платон Андреевич
Анализ взаимоотношения личности и культуры в контексте многообразия дисциплинарных и концептуальных подходов к понятию культуры представляет актуальную проблему современной гуманитарной мысли.
Читать PDF
389.40 кб

Личность как субъект культуры

Бурдюжа Елена Анатольевна
Читать PDF
373.02 кб

Культура, личность и общество

Халлоуэл А. И.
Hallowell A.I. Culture, personality and society // Anthropology today. Chicago, 1953. P. 597615. Пер. В.Г.Николаева.
Читать PDF
1.11 мб

Формирование культуры личности

Новикова Л. А.
Дается формирование культуры личности. Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями. Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели
Читать PDF
327.37 кб

Математическая культура личности

Воронина Л. В., Моисеева Л. В.
Раскрываются понятия «культура», «математическая культура», компонентный состав, специфика и методика диагностики математической культуры личности.
Читать PDF
146.74 кб

Информационная культура личности

Казанцева В.
Читать PDF
470.86 кб

Информационная культура личности

Квитко А. Ю.
Читать PDF
202.59 кб

Технологическая культура личности

Насипов А.Ж.
Читать PDF
158.96 кб

Психологическая культура личности

Дубровина Ирина
Речь идет о необходимости возрождения культуры как в обществе, так и в каждой отдельной личности. Показано, что новое поколение неизбежно попадает в зону риска не стать личностью.
Читать PDF
152.25 кб

Великие личности в истории культуры

Ромах Н. И., Зеленина Н. А.
Читать PDF
395.04 кб

Культура как мера развития личности

Казибекова Г.К.
Статья посвящена изучению культуры как меры развития личности. В ней автор акцентирует внимание читателя на значимости культуры и ее ценностей в современном обществе. Автора тревожит современное состояние духовной культуры.
Читать PDF
707.81 кб

Правовая культура личности студента

Шиханова Е.Г., Резниченко М.Г.
В статье обращается внимание на необходимость формирования правовой культуры студентов технического профиля.
Читать PDF
290.77 кб

Типы культуры самореализации личности

Цветкова Вера Дмитриевна
Культура рассматривается как основание творческого восхождения, развития потенциала личности. Культура самореализации личности представлена как специфический объект философской рефлексии, предложена дефиниция этого понятия.
Читать PDF
549.43 кб

Культ личности: история и современность

Пихтильков Иван Леонидович
Читать PDF
166.25 кб

Культура безопасного поведения личности

Исмаилов Шарип Османович
Рассматриваются понятия «культура», «профессиональная культура», «культура безопасного поведения и жизнедеятельности» с определением их сущности, структуры и соподчиненности, а также обосновывается необходимость подготовки будущег