Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

ЛИБЕРАЛИЗМ

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Таких терминов — 27. А вот наиболее краткое и самое полное определения
Определение

ЛИБЕРАЛИЗМ

от лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.
Возникло в европейских странах в XVII–XVIII вв. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). Различают либерализм экономический, культурный, социальный и политический.
Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности и торговли, за частную собственность, свободную конкуренцию и против государственного регулирования экономической деятельности.
Культурный либерализм выступает за личную свободу и против ограничений на нее из соображений патриотизма или религии.
Социальный либерализм выступает за равенство возможностей в обществе.
Политический либерализм предполагает превалирование гражданского общества над государством, наличие демократических политических институтов, провозглашает такие права и свободы личности как свободу совести, слова, печати, право выбора места жительства, право на участие в государственной жизни, право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии.
В большинстве развитых стран современный либерализм представляет собой смесь всех этих форм.
Возникновение либерализма было обусловлено крушением традиционных общественных укладов и формированием буржуазного общества. Феодальное общество не знало понятия свободной личности — в его иерархии каждый человек занимал строго отведенное ему место. В Новое время одновременно с секуляризацией общества появляется феномен эмансипации личности от социальных институтов. Вовлекаясь в экономические отношения, человек приучался осознавать свой частный, обособленный интерес, а себя самого как самостоятельную личность, а не частицу клана, общины, конфессии.
Буржуазные революции в Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели к падению феодализма и абсолютизма, ограничению привилегий аристократии, появлению буржуазии. Движущей силой этих революций были экономические мотивы: желание положить конец феодальным привилегиям, гильдиям и королевским монополиям, ограничениям на собственность и на свободу заключения контрактов. Система ценностей буржуазии, видевшей в государстве потенциальную угрозу свободе экономической деятельности, воплотилась в либерализме, первоначально исходившем из идеи свободы как свободы экономической деятельности. Немаловажную роль в развитии либеральных идей сыграло и протестантско-реформаторское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания.
Фундаментальный либеральный принцип — принцип экономической свободы как права на личное владение собственностью при защите этого права государством — сформулировал Дж. Локк (1632–1704). Основой его политической теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность. Однако, в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей, человек расстается со своей «свободой» в пользу верховной власти, чтобы она защищала его естественные права. Эта власть становится на службу народу, разделяет свои полномочия и проводит в жизнь законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица» («Два трактата о правлении», 1690).
Именно сохранение своей собственности является, по Локку, основным мотивом людей «искать убежища под сенью установленных правительством законов»: «великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности» (там же). Дж. Локк выступил и автором теории разделения властей, согласно которой для обеспечения эффективного самоуправления и защиты прав экономических меньшинств необходима система противовесов и сдержек.
Обогащенная позднее идеями Ш. Монтескье (1689–1755), она также стала составной частью идеологии политического либерализма. Тезис о невмешательстве государства в экономику (laissez-faire — фр. «позволить делать») развивался в классических теориях английских политэкономов. Так, А. Смит (1723–1790) утверждал, что рынок регулируется самостоятельно, за счет «свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов», обеспечивающей экономический рост и социальный порядок. Д. Рикардо (1772–1823) настаивал, что источником экономического роста является накопление капитала, и вся экономическая политика государства должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению.
Принцип «laissez-faire», разделяемый всеми либералами, исходит из представления об экономике как саморегулирующейся системе, в которой государству отводится роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических субъектов на рынке и наблюдение за их исполнением, но не более того.
Идеи либерализма развивались и такими мыслителями как Вольтер (1694–1778), Д. Юм (1711–1776), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), И. Кант (1724–1804), Б. Франклин (1706–1790), Т. Джефферсон (1743–1826), Кондорсе (1743–1794) и др.
Французский просветитель Вольтер, в частности, резко критиковал католический клерикализм, выступая против насаждаемых Церковью суеверий, призванных лишить человека способности к критическому мышлению. «Раздавите гадину!» — призывал он в 1762 г. в письме к составителю «Энциклопедии» Ж. д’Аламберу в годы Великой французской революции (1789–99) эти слова станут лозунгом, под которым будет вестись борьба с церковью. Вольтеру же принадлежат слова, ставшие девизом толерантности и плюрализма: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».
Существенно укрепили позиции либерализма буржуазные революции, прошедшие несколькими волнами в 1774–1848 гг. в Европе и Америке, когда либералы от рассуждений о должном перешли к борьбе за создание парламентских республик, установление экономических свобод, лишение привилегий феодальной верхушки, королевских монополий и церкви, за защиту демократических прав граждан и самоуправление.
В колониальной Америке Т. Пэйн, Т. Джефферсон и Дж. Адамс убедили соотечественников восстать во имя установления независимой от британской короны республики, основанной на личной свободе и правлении с согласия управляемых. 4 июля 1776 г. Декларацией независимости было провозглашено образование суверенного государства США. В Декларации обосновывались базировавшиеся на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. В Конституции США (1787) нашла отражение теория разделения властей, которая сделала практически невозможной концентрацию власти в руках одного человека. По инициативе первого президента Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции — «Билль о правах», законодательно закрепивший основные гражданские свободы.
Великая французская революция началась по причине банкротства государства, вызванного архаичной системой феодальных привилегий. Ее движущей силой на первых порах выступила та часть дворянства и буржуазии, которая имела финансовые претензии к королевской власти. 9 июня 1789 г. депутаты созванных Людовиком XVI Генеральных штатов провозгласили себя Учредительным собранием и приступили к разработке конституционных основ нового гражданского общества. Угроза разгона Учредительного собрания привела к восстанию в Париже, в ходе которого 14 июля 1789 г. была штурмом взята тюрьма Бастилия. 4 августа Учредительное собрание объявило о «полном уничтожении феодального порядка» и отмене ряда сеньориальных прав. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина» (1789), аналогичная американскому «Биллю о правах». В 1793 г. была принята конституция, декларировавшая всеобщее избирательное право (для мужчин). В ходе революции были полностью и без всякого выкупа уничтожены феодальные права и привилегии, принят декрет об отделении церкви от государства.
Вместе с тем, якобинская диктатура (1793–94) развернула масштабный террор в стране и отошла от либеральных принципов, установив строгую регламентацию всех сфер жизни — от промышленного производства и торговли до частной жизни граждан. После термидорианского переворота 27–28 июля 1794 г. и казни лидера якобинцев Робеспьера страну захлестнула масштабная гражданская война. Военные кампании Наполеона в Италии, Египте и т. д., призванные защитить Францию от угрозы реставрации роялизма, одновременно послужили распространению либерализма по всей Европе. Революция завершилась 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. установлением диктатуры Наполеона, который впоследствии отменил республику и объявил себя императором.
Опыт либеральных преобразований в Европе и Америке показал коренное различие идеологий либерализма и демократии. Либерализм предполагает, что основой гражданского общества являются те, кто обладает собственностью и стремится ее защищать. Неудивительно, что в изначальной редакции Конституции США избирательное право напрямую увязывалось с имущественным цензом. Демократия же предполагает, что власть формируется на основе волеизъявления народного большинства, в т. ч. бедняков, что, по мнению либералов, представляет угрозу для частной собственности.
Модель, до известной степени снимающую противоречия между либерализмом и демократией, предложил французский историк А. де Токвиль (1805–1859) в книге «Демократия в Америке» (1835), продемонстрировав возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют со всеобщим избирательным правом и широким народным представительством. Эта модель, получившая название «либеральная демократия», приобрела особую актуальность после революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III в 1851 г. В то же время многие сторонники демократии продолжали отрицать возможность справедливого общества, построенного на либеральных принципах частной собственности и рыночных свобод, что привело к возникновению социалдемократических движений, чье влияние с тех пор неуклонно росло.
Заслуги либерализма перед человечеством связаны с его борьбой с сословными привилегиями, полукастовыми системами, затрудняющими горизонтальную и вертикальную социальную мобильность, с рабством и крепостным правом. За рамки учений просветителей вышло представление о народном суверенитете, широким слоям населения стали доступны демократические процедуры. Хотя в ряде стран эти процессы растянулись на долгие десятилетия. Так, в США отмена рабовладения произошла лишь в 1865 г. — через 72 года после принятия либеральной Конституции и на 4 года позже упразднения крепостного права в России. Американские женщины получили избирательные права только в 1920 г., а имущественный ценз в США был фактически отменен XXIV поправкой к Конституции, принятой в 1964 г.
Уже к началу XX в. в цивилизованных странах основные программные требования либерализма были реализованы. В связи с этим либерализм стал терять лидирующие позиции в духовной области и уступать их социализму, коммунизму, консерватизму, национал-социализму и проч. Во многом этому способствовали успехи СССР, наглядно демонстрирующего преимущества социализма перед либерализмом. Западные интеллектуалы критиковали либерализм за его аристократизм (т. к. он открывает простор для победы лишь наиболее приспособленных, преуспевающих), за его ставку на «рационализм», уверенность, что «право все же победит», склонность к компромиссам даже там, где никакой компромисс невозможен: по словам К. Ясперса (1883–1969), либералы «предают сами себя, так как не понимают смысла республиканской свободы, не готовы на жертвы и не имеют смелости пойти на все ради свободы. Поэтому побеждают те, которые хотят все или ничего, хотят фанатически и готовы умереть за это».
Потерпела крах и теория саморегуляции рынка. Во время Великой депрессии в США (1930-е гг.) многие ученые и политики пришли к выводу, что нерегулируемые рынки не могут обеспечить процветание и предотвратить нищету. Дж. М. Кейнс (1883–1946) доказывал, что капитализму имманентно присуща нестабильность и тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно, необходимо государственное вмешательство в сферу экономики. Вместе с Дж. Дьюи (1859– 1952) и президентом Ф. Рузвельтом (1882–1945) Кейнс выступал за создание более сложного государственного аппарата, который бы по-прежнему оставался оплотом личной свободы, но при этом защищал население от издержек капитализма.
Несмотря на то, что попытки реанимировать либерализм предпринимались еще в середине XX в. (неолиберализм Л. Мизеса (1881–1973), Ф. Хайека (1899–1992) и др.), в большинстве стран Запада до 1960–70-х гг. реализовалась концепция государства всеобщего благоденствия (welfare state), подразумевавшая при значительном участии государства в экономической жизни прогрессивное налогообложение крупных доходов, бесплатное здравоохранение и образование, широкие права профсоюзов, антимонопольное законодательство, защиту потребителя и т. п. Капитализм с «человеческим лицом» должен был демонстрировать всему миру его преимущества перед социализмом.
Тем временем либерализм как политическое течение продолжал активно деградировать. К 1970-м гг. в мировоззрение либерализма были интегрированы идеи анархизма о верховенстве прав личности и непризнании прав государства и социальных институтов. Социальный и политический либерализм, в значительной мере сросшийся с левыми идеологиями, перестал быть прогрессивным явлением. Вместо защиты прав и свобод человека он стал настоящим «адвокатом дьявола». Либерализм перешел к защите прав заключенных, сексуальных меньшинств, умалишенных и т. п., т. е. категорий граждан, чьи т. н. права именно потому и поставлены под вопрос социальными институтами, что входят в конфликт с правами других людей. Либералы активно выступали за отмену смертной казни, в т. ч. для серийных убийц. Кроме того, либералы перешли от тактики защиты меньшинств к тактике агрессивного нападения, пропаганды анархизма, сексуальных извращений, поддержке свободной продажи оружия или наркотиков, агрессивному антиклерикализму, оскорбляющему чувства верующих, и проч.
Определенный ренессанс либерализма наблюдался в 1980–90 гг., особенно в странах Восточной Европы и СССР. Результатом прихода либералов к власти стала перестройка, а затем и крушение СССР как сверхдержавы, установление «нового мирового порядка», что обернулось огромной трагедией для сотен миллионов человек.
Сегодня либерализм дискредитировал себя не только в России, но не является серьезным течением и на Западе. Определенным влиянием, однако, продолжает пользоваться наследник либерализма — неолиберализм.
У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Словарь по политологии / отв. ред. В.Н. Коновалов. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. 285 с.
либерализм от лат. liberalis касающийся свободы, присущий свободному человеку) достаточно широкое ...

Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб, пособие. – М.: НОУ, 1998. – 411с.
либерализм от латинского слова liberalis свободный) по прямому смыслу свободомыслие, ...

А. Дугин. Геополитический глоссарий. - М.: 2000. - 928 с.
либерализм мировоззрение, сочетающее в себе левые (минималистический гуманизм, индивидуализм, ...

Словарь основных политологических понятий и терминов, 2005 г.
либерализм от лат. liberaris относящийся к свободе) достаточно широкое идейное, социальное и ...

Политико-терминологический словарь, 2002 г.
либерализм учение и общественно политическое течение, исходящее из принципа полной свободы личности и ...

Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
либерализм лат. liberalis свободный) 1) образ мышления и деятельности, характеризующийся ...

А.Бренер. Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com, 2005 г.
либерализм от лат. liber – свободный) – идеология, сущность которой в стремлении к общественным ...

А. Дугин. Политическая философия: глоссарий. М.: Аркогея, 2004. 614 с.
либерализм лат. "libartas", "свобода") экономико политическая философия, считающая, что главным ...

Политический глоссарий проекта "Uvauga"
либерализм от лат. "либералис" свободный) политическая идеология сторонников парламентского строя ...

А.Болдонов Т.Башинова Е.Тармаханов. Краткий словарь-глоссарий по политологии, 2005 г.
либерализм от лат. liberalis свободный) одно из важных и распространенных идейных и социально ...

А.Белояр. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
либерализм лат. liberalis — свободный), идейное и общественно политическое течение, возникшее в ...

Политический глоссарий conflicts.org
либерализм в широком значении это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию ...

Толковый политический словарь, 2005 г.
либерализм одно из самых влиятельных идейно политических течений. Основоположниками либеральной ...

Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Политологический словарь-справочник. Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 318 с.
либерализм лат. liberalis — свободный) — идеология, исходящая из абсолютной ценности личности, ...

Гринев А.В. Краткий терминологический словарь по дисциплине политология. С-ПбГУП, Санкт-Петербург, 2004 г.
либерализм политическая идеология, обосновывающая свободу личности и устройство такого государства, ...

Сводный словарь по политологии, 2005
либерализм от лат. liberalis свободный) политико правовая ориентация, основанная на признании ...

Сводный словарь по политологии, 2005
либерализм 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) ...

Хейвуд Э. Политология: глоссарий по книге, 2005 г.
либерализм идеологическая традиция, основанная на приверженности принципам индивидуализма, свободы, ...

Политология/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
либерализм от лат. liberate — свободный) — 1. Течение общественно политической мысли, ...

И.В.Борзихина, Н.Д.Запецкая, Л.А.Коноплева, А.В.Трофимов, А.В.Шиловцев, Т.Е.Эйдис. Методические указания по политологии, 2007 г.
либерализм способ духовной и практической ориентации в мире, образ мышления и деятельности, ...

Джойс П. 101 ключевая идея политика, Фаир-пресс, Москва, 2002 г.
либерализм Современный либерализм зародился в процессе борьбы за свободу ...

Политология: краткий словарь политологических терминов/ сост. Духина Т.Н., Болотова Т.П., Ставрополь, 2010.
либерализм лат. liberalis свободный) – политическая идеология, базирующаяся на требованиях ...

Бородин Е.И. Краткий словарь политических, экономических и технических терминов. Издательство ЦК ВЛКСМ, «Молодая гвардия», 1962 г.
либерализм буржуазное политическое течение, которое появилось в период подъема капитализма, борьбы ...

Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий Под редакцией В.С. Пусько, 2010 г.
либерализм от лат. liberalis — касающийся свободы) — идейное и общественно политическое течение, ...

Андерхилл Д., Барретт С., Бернелл П., Бернем П. и др. Политика. Оксфордский толковый словарь, 2001 г.
либерализм ...

Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. Издание 4-е, испр. и доп., Тамбов, 2012 г.
либерализм лат. libartas, "свобода") ...

Предметная область

Предметная область:

экономический либерализм концепция, согласно которой рынок является саморегулирующимся механизмом, способным сам ...

бездумный либерализм эффективное оружие массового «уничтожения» бездумной властью соотечественников за счет ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

КОЛЫБЕЛЬ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА: ТВЕРСКИЕ ЛИБЕРАЛЫ ГЛАЗАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ (1880-1905) // Ульянова Л.В. »

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ДОКТРИНЫ ЛИБЕРАЛИЗМА // Тазаян А.Б. »

2009.02.028. ЛИБЕРАЛИЗМ В ЕВРОПЕ. LIBERALISM W EUROPIE / WI // Фадеева Т.М. »

2003.04.049. КОСЮЦКО-МОРИЗЕТ ДОВ ЗЕРАХ Н. ЭКОЛОГИЯ И ЛИБЕРАЛИЗМ. KOSCIUSKO-MORIZET DOV ZERAH N. ECOLOGIE ET LIBERALISME // COMMENTAIRE. P., 2002. VOL. 25, N 99. P.687-692. // Жилина И.Ю. »

ВЫБОР МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПАТЕРНАЛИЗМ ИЛИ ЛИБЕРАЛИЗМ // Плотников В.А. »

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КРИЗИС В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ЭПОХУ ЛИБЕРАЛИЗМА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX- НАЧАЛО XX В.) // Рыбаков С.Ю. »

99.03.035. ДЭВИС Г. ОТ БЛАГОПРИЯТНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ К ОБЫКНОВЕННОМУ НАЗВАНИЮ. ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЗАКАТ ЛИБЕРАЛИЗМА "ВЕЛИКОГО ОБЩЕСТВА". DAVIES G. FROM OPPORTUNITY TO ENTITLEMENT: THE TRANSFORMATION AND DECLINE OF GREAT SOCIETY LIBERALISM. LAWRENCE: UNIV. PRESS OF KANSAS, 1997. - XII, 320 Р. // Валюженич А.В. »

Афоризмы и цитаты

Афоризмы и цитаты:

Ненавижу либерализм: в девяти случаях из десяти это трусость, а в десятом — отсутствие принципиальности.

Генри Аддингтон
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. постиндустриального общества теория
    дальнейшее развитие концепций индустриального общества и стадий экономического роста. В экономике ...
  2. гаагские мирные конференции 1899 и 1907
    По предложению России 18. V 1899 в Гааге собралась конференция, в которой приняло участие 26 государ...
  3. бизнес
    англ. business) предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником дохода....
  4. полезность
    (utility) Изначальное значение этого слова ("пригодность") постепенно трансформировалось и приобр...
  5. социалистические партии
    (socialist parties) Социалисты и социалистические предвыборные программы существовали до возникно...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!