РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Разделение властей
одно из принципиальных условий существования демократии, в основе которого лежит независимость (в пределах оговоренных полномочий) и взаимоконтроль законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Разделение властей
важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Разделение властей
закрепленное в законе (как правило, в конституционной хартии) институциональное разграничение функций, полномочий, ответственности между законодательной (представительной), исполнительной (административной, распорядительной) и судебной властью.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Разделение властей
политическая концепция, основополагающий принцип организации механизма функционирования всех видов политической власти, предполагающий четкое разграничение сферы деятельности, компетенции и полномочий исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Разделение властей
доктрина, согласно которой выполнением каждой из трех государственных функций (принятие законов, их исполнение и осуществление судопроизводства) должны заниматься разные и независимые друг от друга ветви системы государственного управления (законодательная, исполнительная и судебная).

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Разделение власти
принцип и механизм реализации власти, при котором законодательная, исполнительная и судебные власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции; власти все равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; судебная власть действует независимо от политического влияния.

Источник: Политико-терминологический словарь

Разделение властей
(Separation of power, Бийликтин б\л=шт=р=л=ш=) - принцип организации государственной власти путем ее деления на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых обладает собственными полномочиями. Это также организация государственной власти, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государств, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Разделение властей
основополагающий принцип государственного устройства, предполагающий институциональное и функциональное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, предотвращающее концентрацию полномочий у одного лица или института. Разделение властей выступает одной из гарантий политической свободы в обществе. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (см. Конституция РФ. Ст. 10)

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Разделение властей
одна из центральных идей устройства системы государственной власти, основанная на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют свои полномочия каждая самостоятельно, уравновешивая друг друга. Идея высказывалась Аристотелем, Дж. Локком, Монтескье. Разделение властей закрепляется конституцией страны. Гражданам противостоит не монолит власти, а ее расчлененные структуры. Гражданин при необходимости может обратиться к одной ветви власти, чтобы защитить себя от незаконных действий другой власти.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Partition of powers) - политико-правовая теория, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных участков и функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами. Идея высказывалась еще античными учеными (Аристотель и др.), затем Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Принцип Р.в. отражен впервые в конституционных актах Великой французской революции, использован в Конституции США (1787 г.) Является важным принципом демократии. Ныне отражен и закреплен в Конституции Российской Федерации.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Разделение властей
— одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти, связанный с другим, столь же фундаментальным процессом - захватом политической власти, её укрепления и эффективного функционирования. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви возникает из свойств самой власти. Особый вклад в концепцию разделения властей внес Шарль Луи Монтескьё (1689-1755) - французский политический мыслитель, философ-просветитель. правовед, писатель, автор многих работ, среди которых: «Персидские письма» (1721): «О духе законов» (1748) и др. Эффективность любой власти во многом зависит от её легитимности. В научный оборот термин «легитимность» ввел Макс Вебер (1864— 1920) - немецкий социолог, экономист, политический философ и историк, оказавший выдающееся влияние на формирование фундаментальных основ социологии и политологии XX столетия.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
один из фундаментальных принципов организации и важнейший механизм функционирования демократической государственной власти, в соответствии с которыми единая политическая власть в государстве включает три особые самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая представлена обычно парламентом, вторая — правительством, третья — судами разных уровней. Хотя в политической теории и практике идеи разделения властей выдвигались и ранее, систематическая разработка теории разделения властей началась лишь в XVII — XVIII вв., прежде всего в трудах Д. Локка («Два трактата о государственном правлении». 1690) и Ш. Монтескье («О духе законов». 1748). Концепция разделения властей тесно связана с теориями естественного права и общественного договора. Суть разделения властей состоит в том, что все три ветви ее должны быть представлены различными органами и людьми; каждая из них независима, автономна и равноправна; никакая ветвь власти не должна вмешиваться в права и полномочия другой; в то же время все они взаимодействуют, осуществляют взаимный контроль, уравновешивают и сдерживают одна другую; судебная власть независима от политики и подчиняется только закону. Принцип разделения властей положен в основу конституционного устройства большинства демократических государств мира. Он нашел своеобразное отражение и в Конституции РФ 1993 г. Иногда разделение властей рассматривается и в ином ракурсе (например, как разделение прав и полномочий между федерацией и ее субъектами, между центром и местными органами).

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Разделение властей
1) важнейший принцип организации политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти);
2) важнейший механизм функционирования демократической государственной власти, в соответствии с которыми единая политическая власть в государстве включает три особые самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Первая представлена обычно парламентом, вторая - правительством; третья - судами различных уровней.
Суть разделения властей состоит в том, что: все три ветви власти должны быть представлены различными органами и людьми; каждая из них независима, автономна и равноправна; никакая ветвь власти не должна вмешиваться в права и полномочия другой; в то же время все они взаимодействуют, осуществляют взаимный контроль, уравновешивают и сдерживают друг друга; судебная власть независима от политики и подчиняется только закону. Принцип разделения властей положен в основу конституционного устройства большинства демократических государств мира. Он нашел своеобразное отражение и в Конституции РФ 1993 г. Иногда он рассматривается и в ином ракурсе (напр., как разделение прав и полномочий между федерацией и ее субъектами, между центром и местами и т.д.). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

разделение властей
Gewaltenteilung. Separation of powers Основной принцип демократического политического господства и организации государственной власти с целью предотвратить ее концентрацию и злоупотребления, ограничить и умерить применение политической власти и тем самым обеспечить гражданские свободы. Функционально различают законодательную (легислативную) власть, исполнительную (экзекутивную) власть и судебную (юдикативную) власть. Эти функции передаются независимым государственным органам (парламент, правительство, суд). В политической теории учение о разделении властей как о просвещенном правлении было разработано Дж. Локком (1690) и Монтескье (1748) и впервые в качестве организационного и структурного принципа применено в Конституции США (1787−1788). Принцип Р.в. в Германии лежит в основе ст. 20, абз. 2 ОЗ ФРГ. По принципу Р.в. не зависимые друг от друга государственные органы, для того чтобы быть политически действенными, должны ограничивать друг друга (исполнительная власть нуждается в законном основании, чтобы действовать в соответствии с порядком, законодательная власть основывается на том, что законы осуществляются с помощью правительства и органов управления). В политической практике существуют отклонения от пунктуального соблюдения принципа Р.в., или эти отклонения открыто предусмотрены (например, распоряжения исполнительной власти, законодательные инициативы правительства). В широком смысле принцип Р.в. осуществляется также с помощью территориального расчленения, в особенности в части разделения ответственности, задач и компетенций в федералистских системах.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
распределение властных полномочий между ветвями государственной власти.
Идея Р.В., появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Р.в. позволяет: четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достирать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий; предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры; гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.
Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали. Р.в. по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Т.о., создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных - местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных - местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном - зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды). Р.в. по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами ("ветвями" власти) - законодательной, исполнительной и судебной.

Источник: Политология: Словарь-справочник

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
принцип) - основополагающее исходное начало качественного строения и функционирования государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является английский мыслитель Д.Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизмы их функционирования. Он различал законодательную, исполнительную и федеративную власти, последняя рассматривалась им в единстве с исполнительной, так как они находятся в одних руках.
Француз Ш.Монтескье впервые выделил судебную власть как самостоятельную. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих друг друга, старался разработать механизмы их взаимодействия.
Данный принцип нашел юридическое закрепление впервые в Конституции США, конституционных актах Великой Французской революции. В Конституции России 1993 года в качестве одной из основ конституционного строя выступает принцип разделения властей. Статья 10 фиксирует:" государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Разделение государственной власти на три ее ветви необходимо, во-первых, для исключения абсолютизации. Концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что неизбежно приводит к злоупотреблениям, установлению диктатуры и т.п. Во-вторых, четкое разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них. В-третьих, осуществляется взаимный контроль, создается система сдержек и противовесов. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. Власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями неделимой государственной власти.

Источник: Словарь по политологии

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Принципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) собственного четко определенного набора функций, их автономность в отношениях друг с другом и наличие собственного персонала, не имеющего отношения к работе двух других ветвей власти. Сторонником принципа был барон Монтескье (1689–1755), который в своей работе «О духе законов»[9](1748) исследовал пути, способные обезопасить от возникновения тирании, и утверждал, что наиболее эффективным способом является не концентрация всех властных полномочий в руках исполнительной власти, а их распределение по трем ветвям власти.
Принцип лег в основу конституции Соединенных Штатов, в которой четко изложены функции и структура трех ветвей власти.
Одним из гарантов декларируемой конституцией США независимости властей служит статья, запрещающая президенту быть одновременно членом конгресса.
Между тем проблема, которая возникла бы в случае неукоснительного соблюдения принципа разделения властей, заключалась бы в том, что каждая ветвь была бы подотчетна только самой себе. В результате в отсутствие сдерживающих факторов каждая могла бы творить произвол (то есть действовать неразумно или деспотично). Во избежание такой ситуации в американской конституции предусмотрен механизм фрагментации политической власти посредством системы сдержек и противовесов, предполагающий надзор над выполняемыми каждой из ветвей власти ключевыми функциями и операциями со стороны двух других ветвей. Так, право президента назначать членов исполнительной ветви власти ограничено требованием обязательного предварительного одобрения (утверждения) кандидатов на высшие посты сенатом. Принцип распространяется и на взаимные отношения структур внутри ветвей власти, и в случае с конгрессом каждая из его палат ограничена в своих действиях другой палатой.
См. также статьи «Власть», «Законодательная ветвь власти», «Исполнительная ветвь власти», «Конституция», «Подотчетность», «Судебная ветвь власти», «Судебный надзор».

Источник: 101 ключевая идея политика

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
(separation of powers) Основополагающий принцип, согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращения тирании. Разделение властей, противостоявшее абсолютизму королевской власти, парламенту и другим органам, представляло собой ведущую идею средневековой Европы, известную как "два меча" (см. также: средневековая теория политики). Большинство мыслителей соглашалось с разделением власти между государством и Церковью. Однако убедительных аргументов в пользу превосходства одной из ветвей власти над другой не выдвигалось. Сторонники превосходства государства были вынуждены считаться с тем, что королям даровалась божественная власть, а Церковь претендовала на право отлучать королей от Церкви (что и произошло с английским королем Иоанном). Тем же, кто ставил Церковь выше государства, приходилось разъяснять заповедь Иисуса: "Воздай Кесарю Кесарево, а Божье Богу". Таким образом, в средневековой Европе произошло разделение властей de facto. Идея разделения властей возродилась в XVII в. как реакция на возобновившиеся притязания монархов на Божественное право и абсолютный суверенитет (см.: Filmer – Филмер, Hobbes – Гоббс). Локк (Lock) различал исполнительную, законодательную и федеративную (ведавшую внешней политикой) власти, хотя и не считал, что каждая существует в отдельности. Он ориентировался на английскую систему, при которой исполнительная власть (executive) пополнялась (по крайней мере частично) за счет перехода в нее членов законодательной власти (legislature) и была (во всяком случае, в финансовом отношении) подотчетна ей. Монтескье (Montesqueu) развил эти представления в полновесную теорию разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (основанную, как об этом часто говорят, на непонимании английской политической жизни). От него принцип разделения властей попал в Конституцию США, его обоснования содержались в "Федералисте" ("Federalist Papers"). Система сдержек и противовесов американской управленческой машины включает в себя разделение как по вертикали – между исполнительной (президент), законодательной (Конгресс из двух палат, каждая из которых играет роль сдерживающих механизмов и противовесов по отношению к другой) и судебной (федеральные суды) властями, так и по горизонтали – между правительствами страны и штатов. Сторонники разделения властей утверждают, что это необходимо для борьбы с тиранией, в т.ч. и тиранией большинства (tyranny of the majority). Противники доказывают, что суверенитет кому-то должен принадлежать и что лучше, и видимо демократичнее, гарантировать его постоянную принадлежность одной структуре (например, парламенту).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Разделение властей
разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и судебной властей, а также Р. в. между различными уровнями управления в обществе. Принцип Р. в. означает: 1. распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали; 2. определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции другой власти; 3. равенство законодательной, исполнительной и судебной властей: ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой; 4. создание надежного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса. Этот механизм принято называть механизмом сдержек й противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип Р. в. был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Ш. Монтескье. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787 г., а затем получили свое воплощение в конституционных актах других демократических государств. Р. в. осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение — это Р. в. между различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти: общенациональный, предполагающий наличие центральных органов государственной власти, осуществляющих управление обществом в целом; региональный, предполагающий функционирование органов власти, осуществляющих управление областями, республиками, штатами, иными крупными административными образованиями; местный, предполагающий функционирование органов местного самоуправления, управляющих делами небольших поселений, городских районов. В Российской Федерации принцип Р. в. закреплен в конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального Р. в.: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального Р. в.: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» (статья 11). «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (статья 12).

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.
Согласно ему государственная власть должна быть разделена внутри себя для осуществления системы «сдержек и противовесов».
Идея разделения властей была выдвинута еще античными мыслителями, в т. ч. Аристотелем. Но подлинное развитие она получила в эпоху буржуазных революций.
Дж. Локк (1632–1704) предлагал разделить власти на представительную, которая издает законы, исполнительную и «федеральную», которая ведает отношениями государства с внешним миром.
Французский мыслитель Ш. Монтескье (1689–1755) предложил разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, что позволило бы препятствовать концентрации власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Он утверждал, что «все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».
В свою очередь немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) полагал, что поскольку ни одна власть функционально не может обойтись без другой, то они должны работать в симфонии и гармонии, а не бороться друг с другом, громоздя сдержки и противовесы. Гармонизирующим центром, по Гегелю, должна выступать власть главы государства, которая является самостоятельной ветвью власти наряду с представительной и исполнительной.
Однако в политической практике именно концепция разделения властей Монтескье получила закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие по сегодняшний день.
Наиболее последовательно этот принцип проведен в Конституции США 1787 г. В ней утверждается единый источник власти (народ Соединенных Штатов) и одновременно проводится четкое организационноправовое разделение властей. Свое отражение нашла в этом документе система «сдержек и противовесов>: были предусмотрены и процедура импичмента, отлагательное вето президента и т. п.
Вместе с тем, в конституционной истории США отмечалось немало случаев нарушения баланса законодательной и исполнительной властей, в частности, в практике т. н. делегирования законодательной власти от Конгресса к исполнительной власти во главе с президентом в 1930-е гг. в период Великой депрессии, в 1970-е гг. во время президентства Р. Никсона и отчасти в 1980-е гг. (президентство Р. Рейгана).
В некоторых государствах организационно-правовая сторона концепции разделения властей подверглась модификациям. Так, ряд стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти — учредительной, что связано с частыми государственными переворотами, некоторые европейские страны, а также Тайвань законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви.
Нередко в качестве самостоятельной ветви власти (т. н. четвертой власти) выделяют средства массовой информации (см. СМИ), чье влияние и ответственность действительно сильно возросли в информационную эпоху.
Принцип разделения властей как правило не признается государствами с авторитарным режимом. В СССР он отвергался как «буржуазный», было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР и РСФСР. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и закреплен в принятой на всенародном референдуме в 1993 г. Конституции РФ в качестве основы конституционного строя страны.
В ст. 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и не отнесен непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, ее законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.
Решающим институтом, способным организовать и гармонизировать власть, выступает в российских условиях институт главы государства. За президентом закреплены чрезвычайные единоличные полномочия, в т. ч. решение об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и др.
Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти, в т. ч. Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, органы прокуратуры РФ, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и некоторые др.
Принцип разделения властей также предусматривает разделение полномочий «по вертикали> — между высшими и местными органами власти и управления.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
195.17 кб

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Виталий Гаврилович Пахомов
На основе анализа работ Дж. Лильберна, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж.
Читать PDF
200.06 кб

Проблема разделения властей в контексте философии власти А. А. Зиновьева

Катышевцева Е.В.
Читать PDF
262.70 кб

Влияние региональных политических режимов на устойчивость разделения властей

Романенко Вероника Борисовна
В статье анализируется организация региональной власти, в которой доминирует исполнительная власть. Это доминирование подтверждается статусом главы исполнительной власти, являющимся высшим должностным лицом субъекта федерации.
Читать PDF
357.31 кб

Разделенная исполнительная власть и демократизация в полупрезидентских системах

Элджи Роберт, Макменамин Иан
Статья посвящена изучению влияния разделенной исполнительной власти (ситуации, при которой президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям) на процесс демократизации в полупрезидентских системах.
Читать PDF
110.88 кб

Формирование новых региональных центров власти в США и проблема разделенного правления

Лапшина И. К.
В статье рассматривается вопрос о возрастании значения Юга и Запада как новых центров власти в США послевоенного периода и роли данного фактора в укреплении позиций республиканской партии на президентских выборах.
Читать PDF
220.96 кб

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ РАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)

Ковшикова Елена Владимировна, Шиндряева Ирина Викторовна
В статье исследуются конфликты разделения полномочий в органах исполнительной власти Российской Федерации, подробно анализируются коммуникативно -документационные аспекты конфликта.
Читать PDF
366.19 кб

Теория самостоятельного мандата и принцип разделения властей на примере Скандинавских стран

Кулакова Т. А.
The Scandinavian model of the society, economy and the state reflects the form of the interaction of executive and legislative branches of authority.
Читать PDF
253.35 кб

Разделение властей и пространственное развитие России: политический проект С. Б. Переслегина

Кузнецов Игорь Иванович
В статье анализируется проект совершенствования российской модели разделения властей, представленный в работах С.Б. Переслегина.
Читать PDF
657.74 кб

Суверенитет и власть в теории федерализма:от разделения и отрицания до триномиального компромисса

Юсупов Артур Маратович
Современная теория федерализма полна нерешенных проблем и противоречий, корни которых, как правило, уходят в концепцию суверенитета.
Читать PDF
662.74 кб

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Санжаревский Игорь Иванович, Александров Артём Романович
В статье проводится ретроспективный анализ местного самоуправления в системе разделения публичной власти, в России начиная от эпохи Древнерусского государства до положения дел в Российской Федерации.
Читать PDF
70.16 кб

Рецензия на монографию: кузнецов И. И. Политические механизмы разделения властей в современной Росси

Фомин Олег Николаевич
Читать PDF
326.79 кб

Разделение властей в неопатримониальной системе современной России: этапы и особенности формирования

Дунямалыев Теймур Баширович
В статье с помощью системного, институционального и исторического методов анализируется специфика осуществления принципа разделения властей в неопатримониальной политической системе России, а также выделяются этапы формирования ин
Читать PDF
317.47 кб

Совершенствование системы разделения властей в контексте философских проблем социального управления

Журакулов Фуркат Норйигитович
В статье рассматриваются некоторые социально-философские проблемы становления, функционирования и развития триады законодательной, судебной и исполнительной властей в условиях демократизации страны.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

    лат. principium — основа, начало) — принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви — законод